Развитие ребенка от рождения до полового созревания

Период жизни от рождения до полового созревания

Период новорожденности. Он продолжается от момента первого вдоха до 3—4 недель жизни. Считается, что наиболее важны в этом периоде первые 3 часа и первые 3—4 дня. Именно на это время падает наибольшая нагрузка, связанная с переходом к новым условиям существования и работы основных физиологических систем: дыхания, кровообращения, питания, терморегуляции.

1. Ребенок начинает дышать посредством легких. Тип дыхания диафрагмальный и брюшной.

2. С удалением пуповины в организме меняется кровоток – появляется малый круг кровообращения, который снабжает организм артериальной кровью сверху, а не снизу, как это было раньше.

3. Включается пищеварительная функция. В первые 24—48 ч происходит заселение желудочно-кишечного тракта различными бактериями, поступающими в основном с пищей. (Искусственная пища, а не молозиво порождает в дальнейшем проблемы с пищеварением во взрослом возрасте.)

4. Новорожденный испытывает колоссальный стресс при рождении, так как лишается привычной для него среды существования – материнского организма.

Грудной период. Он начинается от окончания периода новорожденности и заканчивается к полутора годам. В этом возрасте продолжается интенсивное развитие организма – нарастает масса и совершенствуются все органы и системы. Потребность в пище повышена, функционирование желудочно-кишечного тракта еще недостаточно. Поэтому любое отклонение от вскармливания (как по количеству, так и по качеству) сразу же приводит к острым и хроническим расстройствам пищеварения, может вызвать дисбактериоз.

Следующий важный этап – переход на взрослое питание. При этом постепенно изменяются состав и активность пищеварительных ферментов. Синтез и активность одних ферментов усиливаются, других – ослабляются. Чрезвычайно важно, что в этот период подавляется синтез лактазы (пищеварительного фермента, расщепляющего молочный сахар); поэтому молоко матери и, естественно, молоко животных становится вредным. Оно перестает усваиваться. Ребенок начинает отказываться от молока и переходит на более взрослую пищу.

К концу 1-го года ребенок уже может обходиться без ферментов, гормонов, антител, которые он получает с материнским молоком. Они в достаточном количестве вырабатываются его собственным организмом. С этого возраста и надо начинать прикорм.

Пища должна быть в виде жидкой консистенции и включать в себя структурированную воду. Так как пищеварение у грудного ребенка еще слабое, ему нужна помощь в виде ферментов, витаминов, минеральных солей, содержащихся в пище. Пищеварение в значительной мере должно осуществляться за счет самих ферментов пищи. Для этой цели идеально подходят свежевыжатые фруктовые и овощные соки.

Период от 1 года до 3 лет. Этот период, когда осуществляется переход к взрослому питанию, таит в себе большие неприятности. Как правило, большинство желудочно-кишечных заболеваний закладывается в это время. Постарайтесь в данный период не кормить ребенка следующими продуктами.

1. Молоком. Уже указывалось, что сама природа прекращает выработку фермента лактазы, с тем чтобы ребенок сам отказался от молока.

2. Кашами, мучными изделиями. Пищеварительная система еще не имеет достаточно мощности для полноценного их усвоения.

3. Концентрированными белковыми продуктами. Мясо, творог (если часто кормить им), яйца не могут полноценно расщепляться слабыми пищеварительными ферментами ребенка.

4. Рафинированными и искусственными продуктами. Быстро всасываясь в кровь, они требуют к себе минеральные соли, витамины и т. д. Все это берется из тканей самого организма: кальций – из зубов, витамины – из печени.

5. Однако наибольшую угрозу в этот период представляет смешивание в одном приеме пищи разнохарактерных продуктов. Например, белковых и крахмалистых, белковых и сахаристых. Каждый продукт подвергается переработке в своей среде и своими ферментами. Давайте ребенку максимум 2—3 продукта за один прием пищи. Сначала давайте жидкости, затем – свежую пищу в виде фруктов или овощных салатов и только затем что-либо вареное (белковое или крахмалистое), а лучше – проросшую пшеницу или орешки.

Откажитесь сами и никогда не давайте ребенку дрожжевого хлеба. Дрожжи подавляют нормальную микрофлору, подрывают наш иммунитет.

Если ребенок будет питаться дрожжевыми продуктами до 4—5-летнего возраста, у него устанавливаются здоровые вкусовые привычки и потребности.

Период с 4 до 12 лет. В этот период нужно выделить несколько этапов развития, каждый из которых оказывает существенное влияние на психическое и общее здоровье ребенка. После 4 лет у ребенка появляется осознанное отношение к жизни, а к 7—9 годам он полностью сформировывается как бесполое существо.

Примерно к этому времени выпадают молочные зубы и начинают расти постоянные. Если вместо ровных появляются кривые, в той или иной степени это указывает на то, что нормальная программа развития и роста организма стала сильно искажаться в полевой форме человека. Незрелая психика ребенка в это время очень травмируема. И если в возрасте от 5 до 12 лет переживается сильное эмоциональное потрясение, оно блокирует ту или иную функцию организма.

Читайте также:  Развитие для ребенка 5 месяцев

В этот период жизни надо беречь психику детей, укреплять ее. В более зрелом возрасте подобные заболевания от психического стресса возникают гораздо реже.

Период полового созревания. Следующий этап жизни ребенка – время полового созревания – с 12 до 16 лет. Для того чтобы сформировалась и включилась половая функция, должна тратиться соответствующая энергия. Трата энергии ослабляет организм. В психике также происходят процессы, формирующие соответствующее половое поведение, – от незаинтересованного, единообразного детского, к заинтересованному и разделенному женскому и мужскому. Связанные с изменением психики и физиологии срывы могут оставить глубокий след в организме. Чтобы этого не произошло, надо вовремя помочь ребенку разобраться с работой собственного сознания, организма и разумно относиться к происходящему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ПАРЕСТЕЗИЯ ПОЛОВОГО ЧУСТВА (ИЗВРАЩЕНИЕ ПОЛОВОГО ВЛЕЧЕНИЯ)
В этом случае круг половых представлений отличается извращенной окраской, поскольку представления, которые при физиопсихологических условиях вызывают отвращение, при описываемой аномалии сопровождаются

2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных

4. ЗАЩИТА РЕБЕНКА ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ И В ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ
Многие из нас полагают, что ответственность родителей за здоровье ребенка начинается с момента, когда младенца привозят из роддома. На самом же деле решения, определяющие здоровье и жизнеспособность ребенка,

Зрелый период жизни
После полового созревания начинается угасание физических качеств: снижается уровень иммунной защиты, вилочковая железа (тимус), которая в предполовом возрасте обеспечивала клеточный иммунитет, продуцируя Т-лимфоциты, атрофируется. И естественно,

Заключительный период жизни
В возрасте 35—40 лет появляются морщины, а это говорит о том, что организм теряет воду и соли. Ведь эластичность ткани и упругость кожи зависят от тургора. Тургор – это давление воды в тканях. Если оно хорошее, наше тело упругое. Когда оно

Глава 5
Один раз в жизни: сензитивные периоды
Возраст: от рождения до пятнадцати лет
Построение мозга вашего ребенка чем-то напоминает сборку мебели, купленной в концерне IKEA: оно состоит из этапов, которые обычно следуют по порядку. Неудача при завершении очередного этапа

1.13. Детство — особый период жизни
По мнению академика И. С. Кона, до семнадцатого века понятия детства не существовало вообще. Дети считались маленькими взрослыми и даже одевались так же, как взрослые. Своеобразное открытие детства произошло в семнадцатом-восемнадцатом

СЕРДЦЕ И СОСУДЫ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост различных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотношений и координации функций. У подростков в связи с

Второй месяц жизни (период от 1 до 2 месяцев)
Двигательное развитиеЛежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед (с двух месяцев) и вверх – выше плеч (в два с половиной месяца). К концу 2-го месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы. На 2-м

Здоровье и образ жизни женщины в послеродовой период
Послеродовой период начинается сразу после рождения ребенка и длится 6–8 недель. В это время женский организм начинает восстанавливаться – отходить от перенапряжения, вызванного беременностью и

Чем инволюционный период отличается от других этапов жизни
Женщина, 59 лет, разведена 11 лет.Чем инволюционный период отличается от других?Сексологи выделяют семь возрастных этапов, которые характеризуют основные задачи сексуального развития и отвечают на стержневые

Глава 8. Период полового созревания (пубертат)
Что такое пубертатИзменения, обусловливающие возможность созревания, начинаются, собственно говоря, еще до рождения ребенка, когда благодаря взаимодействию гормонов стимулируется сексуальное развитие плода и образование

От пубертата (полового созревания) до совершеннолетия
И вот, пожалуй, самый трудный период в жизни подростка позади. Он преодолевает порог половой зрелости и обретает новые силы, которыми ему еще предстоит научиться пользоваться. Характер овладения этими силами у

Признаки полового созревания у девочек

В пятнадцать лет девушка ненавидит мужчин и с удовольствием поубивала бы всех. А два года спустя озирается: не уцелел ли случайно один.
Тадеуш Гицгер

Примерно с 10-12 лет гипофиз начинает вырабатывать фолликулостимулирующий гормон;

Признаки полового созревания у мальчиков

Учительница:
– Дети, кто знает, чем отличается дружба от любви?
Вовочка:
– Я знаю. Любовь – это когда вместе спят. А дружба – когда ещё и целуются.
Анекдот

У мальчиков гипофиз начинает вырабатывать два гормона:

Читайте также:  Таблица развитие ребенка по неделям беременности таблица норма

Источник

Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.

Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:

  • внутриутробный;
  • новорожденности;
  • нейтральный – период детства (до 7 лет);
  • препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
  • пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
  • юношеский – от 15 до 18 лет);
  • репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).

Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.

Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.

В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.

Физиология половой системы

Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).

Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.

Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.

У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.

После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.

Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:

— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.

Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.

В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.

После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.

Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.

Патология половой системы

  • Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
  • Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
  • Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.

После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.

Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Фото: https://pixabay.com/ru

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.

От рождения до года, норма: доверие к людям.

Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка тюленева

Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.

Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.

Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От одного года до трех лет, следующий важный период.

В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.

Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.

Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.

В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.

При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.

Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.

Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.

От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.

Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.

Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.

Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.

Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.

При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.

Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.

При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.

Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог

Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Источник