Развитие ребенка от простого к сложному
Олеся Ахмеджанова
Как воспитать ребенка, который любит учиться, уверен в себе и не боится трудностей? Задачка не из простых. Правда, в Японии так не считают: именно там 60 лет назад придумали методику, которая помогает детям освоить самые сложные навыки и стать успешными. В чем ее преимущество и для чего нужны специальные рабочие тетради KUMON, рассказывает бренд-менеджер KUMON Ксения Курбетьева
— Что такое KUMON и в чем их особенности?
— KUMON — это японская методика индивидуального развития. Её основная особенность: постепенное нарастание сложности. Ребенок выполняет задания самостоятельно, начиная с самых простых. Затем сложность от задания к заданию увеличивается, и постепенно при регулярных занятиях малыш осваивает нужный навык.
Я бы описала KUMON тремя словами: самостоятельность, эдьютейнмент и регулярность.
Эдьютейнмент — обучение через игру — особенно стоит выделить. Ведь ребенок будет регулярно и увлеченно делать только то, что ему нравится. Также по KUMON готовят к поступлению в ВУЗы во всем мире. Есть даже занятия для пожилых людей. Если методика универсальная, то и адаптировать её достаточно легко.
— Кто автор этой методики?
— Как и многие важные вещи, она родилась из родительской любви. Тору Кумон увидел двойку по математике у своего сына Такеши и решил помочь ему разобраться с предметом. Он давал ему задания, где сложность увеличивалась совсем по чуть-чуть, и вскоре Такеши догнал и обогнал сверстников.
Тору Кумон
К Тору начали обращаться другие родители — так и зародилась методика.
— На какой возраст рассчитаны тетради KUMON? Какие затрагиваются темы?
— С тетрадями можно заниматься в возрасте от двух лет. Они охватывают самые разные навыки: вырезание, подготовку руки к письму, математику, поделки. Сейчас насчитывается уже более 80 видов пособий, поэтому, чтобы все разложить по полочкам, можно пользоваться картой KUMON.
Открыть в полном размере
Одновременно можно проходить 2-3 тетради, но не больше. Если какой-то навык пока не дается, можно отложить тетрадь, перейти к другой теме, а потом снова вернуться.
— Какие задания включают в себя тетради?
— Задания зависят от темы тетради. При этом все они строятся по принципу постепенного усложнения.
Тетради KUMON достаточно толстые, ведь заданий должно хватить для того, чтобы сформировать навык. А это обычно 3-4 недели занятий.
— Существуют ли какие-то подтверждения эффективности этой системы?
— Мы проводили апробацию методики — это был большой эксперимент в детском саду. Дети занимались по тетради «Учимся вырезать», в которой 40 заданий для развития мелкой моторики и пространственного мышления. Многие испытывали сложности в начале эксперимента: один мальчик не мог держать ножницы, бумага рвалась, из-за этого ребенок расстраивался. Но уже на 7 занятии наметился прогресс.
А после полутора месяцев все дети, которые занимались по тетрадям, научились правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, улучшили мелкую моторику.
Всего за 1,5 месяца они научились делать то, что некоторые осваивают за полгода.
— Заниматься нужно ежедневно или можно выбрать свой темп?
— Выполнять задания нужно 5 раз в неделю не дольше 20-30 минут. Также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.
Если ребенок ходит в садик или школу, каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!
Самое важное в занятиях по методике KUMON — это регулярность.
Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости
— Нужно ли покупать все тетради или можно начать с одной-двух?
— Выбирать тетради следует по возрасту ребенка. Сначала достаточно 2-3 тетрадей. А потом можно расширять и закреплять наборы навыков.
— Что если ребёнок не захочет выполнять какие-то задания? Как заинтересовать выполнять задания из тетрадей?
— Чаще всего такого не возникает. Ребенок сам просит новую страничку.
— Что делать, если ребёнок ошибается?
— Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Не стоит сразу одергивать ребенка. Подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом. После этого обязательно проговорите, что у ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз.
— Когда тетрадь пройдена, что делать дальше?
— Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись. Во-вторых, мы рекомендуем сразу выбрать новую тетрадь. Если вы только начали развивать какой-то навык, лучше перейти к тетради следующего уровня сложности с аналогичными заданиями. Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.
Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.
Если вы хотите попробовать позаниматься с ребенком по методике KUMON, посмотрите, какие есть тетради, можно тут.
Источник
галина попова
Дополнительное образование «От простого к сложному»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сардана» МО АР
Программа дополнительного образования
«От простого к сложному»
Для детей от 3 до 7 лет
Профиль деятельности: декоративно-прикладное искусство
Творческое объединение «Умелые ручки»
Возрастной состав обучающихся: дети 3-7 лет
Продолжительность образовательного процесса: 4 года
Разработала: воспитатель Попова Галина Егоровна
с. Хатыстыр 2016г.
Пояснительная записка
Актуальность: Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА!Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска. Лепка — любимое и одно из увлекательнейших, полезнейших занятий детей и многих взрослых. Лепка из любого пластичного материала хорошо успокаивает нервную систему, успокаивает и умиротворяет. Лепка является не только компонентом арт-терапии. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Проблема: Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 70% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Гипотеза: данная программа поможет детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации своих творческих способностей. Работа с пластичным материалом – это, своего рода упражнения, которые окажут помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему,что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление собственных изделий.
Программа «От простого к сложному» построена по учебному плану и рассчитана на 4 года. Участники программы – дети 3-7 лет с низким уровнем развития мелкой моторики.
Цель программы: помочь развить мелкую моторику, творческие, коммуникативные способности и художественный вкус ребенка, посредством изобразительного искусства – лепка.
Новизна программы «От простого к сложному» в использовании различного пластичного материала в сочетании с природным и дополнительным материалом по нарастающей сложности способов лепки.
1. 2 младшая группа – лепка различных предметов из пластилина (глины) в сочетании с природным и бросовым материалом (рис, гречка, горох, семечки и т. д.);
2. Средняя группа – создание пластилиновых картин на картоне в сочетании дополнительным материалом (бусинки, стразы, пайетки и т. д.);
3. Старшая группа – декоративная лепка из соленого теста, роспись изделия гуашью;
4. Подготовительная группа – создание из глины сюжетных (индивидуальных и коллективных) композиций по сюжетам известных сказок «Настольные сказки в подарок детскому саду».
Разработанные нами занятия решают следующие основные задачи:
— обогащение и расширение художественного опыта дошкольников;
— развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, привитие ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе;
— развитие художественного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, речи, приобщение детей к творчеству.
Образовательные:
— формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
— формирование практических умений и навыков;
— обучение разнообразным приемам и методам;
— учить создавать коллективные работы.
Развивающие:
— развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
— совершенствование движений рук;
— развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
— развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
— развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
— развитие речи детей.
Воспитательные:
— воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
— побуждение к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
— воспитывать и развивать художественный вкус;
— воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2.Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращатьвнимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки. Обыгрывание с готовым изделием.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству:
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие формы;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие первоначальных представлений о природе, окружающем мире.
Наглядно – образный материал:
1. Иллюстрации и репродукции.
2. Образцы работы.
3. Игровые атрибуты.
4. Стихи, загадки.
5. Беседы.
6. Открытки (фотографии, картинки, рисунки детей) для рассматривания
Методические приемы:
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи;
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
• Совместная деятельность с педагогом.
Принципы построения работы:
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май) один раз в неделю с группой детей с низким уровнем развития мелкой моторики, продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от возраста воспитанников.
Предполагаемый результат работы кружка:
• сформируется общая осведомленность детей;
• повысятся технические навыки и умения;
• разовьется моторика рук;
• дети будут проявлять творчество в процессе лепки;
• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
Способ проверки: проверка умений и навыков по диагностике программы «Воспитание и обучение в детском саду».
Форма подведения итогов: выставка работ детей.
Список использованной литературы
1. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М. Б. Зацепиной. М.: Сфера, 2005.
2. Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям»: «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты», «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Источник
галина халикова
Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания
«Формирование логического мышления от простого к сложному через игры математического содержания»
Актуальность.
Проблема интеллектуального развития ребенка является в настоящее время одной из центральных проблем педагогики и психологии. И педагоги, и психологи не однократно отмечали, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает именно развитие творческого мышления. Действительно в любой деятельности становится особо важным непросто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных задач.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются у ребенка умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построении причинно –следственных связей.Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Цель программы:
Пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления.
Задачи программы:
1Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
3. Увеличения объема внимания и памяти.
4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
5. Обучение элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста.
6. Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
7. Разработать практически рекомендации для родителей.
Для эффективного результата определила следующие этапы:
Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий,)
Составление перспективного плана;
Использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;
Привлечение родителей к процессу обучения, развитию мышления старших дошкольников.
Долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышлении взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительнее. Однако сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Что же представляет собой сам процесс развития мышления?
Выделяет три вида мышления: предметно- действенное, наглядно-образное, словесно -логическое и оно же становится ведущим.
Мыслительные операции.
Мышление очень сложный процесс, включающий несколько видов психологической деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.
Средства, развивающие логическое мышление.
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи- шутки.
Игры – головоломки.
Игры со счетными палочками Кюизенера.
Разгадывание ребусов, лабиринтов.
План работы на учебный год
Срок выполнения Содержание работы Совместная деятельность Работа с родителями
сентябрь Выбор темы. Изучение литературы и подбор литературы по теме. Познакомить детей с рабочей тетрадью. «шашки»(знакомство) Родительское собрание «Знакомство с программными задачами по ФЭМП и пед. технологией Е. В. Колесниковой
октябрь Изучить опыт других педагогов по теме на интернет – ресурсах. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
Игра «Антонимы»
Загадки
Задание на сравнение
Логические задачи
Игра «Палочки», «шашки»
Разработать консультации для родителей по данной теме.
ноябрь Пополнение уголка «Познавай-ка» наглядными и дидактическими играми, лабиринтами. Игра «Танграмм»
«Колумбово яйцо», «геоконт»
Игры на ориентировку в плоскости (выше, ниже, следует, между)» шашки»,» Назови соседей» Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (Подбор иллюстраций)
декабрь Подборка и изготовление наглядной информации для родителей (папки-передвижки, консультации, буклеты) «Кулак-ребро-ладонь» с усложнением,
«крестики-нолики»(знакомство,» подумай и продолжи»(установление закономерностей, лабиринты Консультации «Мы считаем», «Математика на кухне»,
январь Пополнение картотеки занимательного математического материала. «Разные сосуды»— сравнение, анализ.
«назови соседей», «Засели числа в домик», «Больше, меньше, либо равно», Игры со счетными палочками, Индивидуальные беседы с родителями о предпочтения в играх проблемах развития и других интересующих темах.
февраль Изучение пед. Технологий по ориентировке (в пространстве, относительно себя, предмета, во времени)
«Что перепутал художник», игровые проблемные ситуации, задачи в стихах (+;-; на одну, несколько единиц,
Геометрическое конструирование, «назови соседей», игры со счетными палочками. «Покажи флажком вперёд, направо.».
— «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.
Консультация для родителей «Играем везде»
март Использование изученных методик на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Задание на классификацию, игра» Танграмм», «Колумбово яйцо», решение проблемной ситуации «что получится, если измерять разными мерками», «шашки», «Запомни движение» Папка-передвижка на развитие логического мышления.
апрель Подбор методического оснащения «летает — не летает», логические задачки, «шашки», решение проблемной ситуации, «Танграм», Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи,Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».
май Написание отчета о проделанной работе за учебный год. «Сосчитай сколько раз хлопну»
. «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».
— «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).
«Обозначений части суток».
— «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», игра «Танграм», «Геоконт»
Индивидуально поговорить об успехах ребенка. Итоговое родительское собрание.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе у детей должно быть сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Литература:
В. П. Новикова «Математика в старшей группе»
А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Колесникова Е. Е. Программа «Математические ступеньки». — М.: ТЦ Сфера, 2007.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Издательство «Ювента», 2006.
Диагностическая карта по развитию
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Карта развития___
Показатели
3 2 1
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.
Считает (отсчитывает) в пределах 10.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10,отвечает на вопросы: Сколько, который по счету?
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине);проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10)в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Оценка уровня развития логического мышлениястарших дошкольников:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.
3- высокий(84-100%)
2-средний(65-84%)
1-низкий (менее 50%-64%)
Источник