Развитие ребенка от года до 4 лет
Малыш уже подрос и успешно освоил все навыки первого года жизни, о которых мы писали здесь. Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.
1 год – 1 год 5 месяцев
Мелкая моторика
- Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
- Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
- Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
- У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
- Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.
Развитие речи
- Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
- Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
- Отдельными звуками выражает свои эмоции.
- Учится подражать звукам животных.
- Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
- Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.
Физическое развитие
- Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
- Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
- Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
- Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
- Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.
Социальное развитие
- Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
- Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
- Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
- Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.
Развитие логики и мышления
- Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
- Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
- Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
- Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.
Самообслуживание
- Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
- Пользуется расческой по назначению.
- Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
- Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.
1 год 6 мес. – 2 года
Мелкая моторика
- Активно использует указательный жест.
- Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
- Одной рукой удерживает два предмета.
- Перелистывает тонкие странички книг.
- Получается целенаправленно бросать предметы.
Развитие речи
- Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
- Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
- Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
- Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
- Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
- Начинает заменять лепетные слова правильными.
Игры для развития речи малышей читайте здесь.
Физическое развитие
- Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
- Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
- Толкает коляску как большую, так и кукольную.
- Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
- Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
- Учится пятиться назад.
Социальное развитие
- Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
- Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
- Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
- При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.
Развитие мышления
- Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
- Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
- Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
- Ориентируется в понятиях: много, мало.
Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте здесь.
Самообслуживание
- «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
- Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
- Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
- Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
- Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
- Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
- Учится чистить яйцо, банан, мандарин.
Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте здесь.
2 года – 2 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
- Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
- Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
- Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
- Снимает прищепки.
- Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.
Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите здесь.
Развитие речи
- Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
- Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
- Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
- В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
- Формирует фразу из 3 слов.
- Называет себя по имени.
- Появляются вопросы: Куда? Что это?
- Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.
Подробнее о развитии речи в 2 года здесь.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Физическое развитие
- Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
- Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
- Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
- Учится стоять на одной ноге.
- Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
- Любит играть в догонялки.
Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой статье.
Социальное развитие
- Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
- Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
- Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
- Может играть самостоятельно до 30 мин.
- Радуется и бежит навстречу близким и родным.
Развитие мышления
- Выполняет цепочку последовательных логических действий.
- Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
- Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
- Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
- Строит башенки из 2-6 кубиков.
- Собирает пазл из 2-3 кусочков.
- По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.
Самостоятельность
- Ребенок может сам раздеться.
- Моет руки с мылом и вытирает их.
- Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
- Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
- Вытирает тряпкой пролитую воду.
- Учится выворачивать и складывать свои вещи.
2 года 6 мес. – 3 года
Мелкая моторика
- Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
- Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
- Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
- Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
- Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
- Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
- Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.
Развитие речи
- Заучивает короткие стихи.
- В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
- Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
- Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
- Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
- При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.
Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в этой статье.
Физическое развитие
- Умеет бросать мячик из-за головы.
- На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
- Может играть сидя на корточках.
- Умеет прыгать на месте на двух ногах.
Социальное развитие
- Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
- Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
- С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.
Развитие мышления
- Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
- Строит башенку из 9 кубиков.
- Собирает пазл из 6 частей.
- Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
- Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
- Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.
Самообслуживание
- Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
- Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
- Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
- Кладет свои игрушки на место.
- Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
- Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
- Помогает накрывать на стол.
3 года – 3 года 5 мес.
Мелкая моторика
- Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
- Может нарисовать по образцу простые фигуры.
- Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
- Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
- Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
- Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
- Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.
Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет здесь.
Развитие речи
- Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
- Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
- Легко запоминает стихи и песенки.
- Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
- Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.
Физическое развитие
- Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
- Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
- По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
- Умеет подбрасывать мяч вверх.
- Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
- Учится стоять на 1 ноге.
- Катается на 3-х колесном велосипеде.
- Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.
Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте здесь.
Социальное развитие
- Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
- Охотно изображает животных.
- С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
- Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
- Любит смешить и веселить окружающих.
- Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.
Развитие мышления
- Правильно называет и показывает основные цвета.
- Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
- Использует предметы в игре по назначению.
- Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
- Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
- Находит логические пары.
- Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
- Классифицирует предметы.
- Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.
Самообслуживание
- Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
- Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
- После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
- Моет игрушечную посуду.
- Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
- Протирает обувь губкой/тряпочкой.
- Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
- Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.
О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте здесь.
3 года 6 мес. – 4 года
Мелкая моторика
- Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
- Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
- Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
- Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
- Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
- Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
- Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
- Ловко разворачивает конфету.
- Аккуратно открывает спичечный коробок.
- Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.
Развитие речи
- Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
- С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
- Знает и называет свое имя и фамилию.
- Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
- Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?
Физическое развитие
- Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
- Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
- Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
- Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
- В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
- Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
- Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.
Социальное развитие
- Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
- Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
- Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
- Задает много вопросов.
- Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.
Развитие мышления
- Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
- Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
- Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
- Складывает пазлы из 12-20 частей.
- Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
- Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
- Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
- Правильно определяет последовательность событий.
- Может объяснить свои действия.
- Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.
Самообслуживание
- Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
- Помогает собирать ягоды с кустов.
- Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
- Убирает на место игрушки.
- Застилает свою кровать.
- Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
- Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.
Если эта статья была вам полезной, поделитесь ею со знакомыми мамами!
Сохраните себе на стеночку социальной сети, чтобы всегда знать на что ориентироваться в оценке развития своего ребенка!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Игры для изучения цветов
- Игры по осенним сказкам
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
Вам будет интересно:
Источник
Родителям необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.
В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
- Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
- Хорошо стоит.
- Кладет предмет в коробку.
- Ставит друг на друга два кубика.
- Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
- Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
- Много лепечет.
Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.
В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
- Хорошо ходит и бегает.
- Любит карабкаться по лестнице.
- Пьет из чашки.
- Пробует самостоятельно есть ложкой.
- Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
- Понимает несколько простых фраз.
- Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
- Чиркает карандашами.
- Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
- Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
- Отдает предпочтение любимым игрушкам.
- Говорит по крайней мере 15 слов.
Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.
Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку — убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).
Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами — пятна на зубах или неправильный прикус.
Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.
В 2 года ребенок:
- Хорошо бегает и прыгает.
- Строит башню из 4-6 кубиков.
- Кидает и пинает ногой мячик.
- «Кормит» с ложечки куклу.
- Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
- Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
- Показывает на себе нос, рот и глаза.
- Разглядывает картинки в книге.
- Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
- Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
- В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
- Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.
Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.
Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.
Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или собака, лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.
В 3 года ребенок:
- Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
- Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
- Ездит на трехколесном велосипеде.
- Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
- Строит фразы из 4-5 слов.
- Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
- Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
- Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
- Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
- Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
- Играет и/или общается с другими детьми.
- Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).
К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.
В 4 года ребенок:
- Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка — если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть рацион ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
- Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
- В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».
Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.
Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.
Автор: Марина Аль-Рабаки
Источник