Развитие ребенка от 7 до 12лет
843
Ребенок идет в школу. Кажется, теперь начнется настоящая жизнь — новые друзья, новые знания и умения, которые откроют дверь в большой мир. С какими задачами развития сталкиваются дети в это время?
В этом возрасте ребенок уже достаточно внимателен, способен контролировать эмоции и поведение. Развивать все это — задача родителей, а не учителей. Однако часто дети приходят в школу неподготовленными, и это мешает им усваивать знания. Ребенок быстро устает, не может высидеть до конца урока, плохо понимает учителя.
До школы казалось, что все нормально, просто ребенку скучно заниматься чем-то долго, он просто подвижнее, чем остальные, или, наоборот, медленнее других. Но в первом классе такие особенности могут стать проблемой, и тогда лучше обратиться к специалисту, чтобы понять, нужна ли ребенку профессиональная помощь, или он «перерастет» трудности.
Ищем таланты
Школа — это дисциплина, это правила, которые надо соблюдать. Ото всех учеников требуют одного: писать аккуратно без помарок, отсчитывать клеточки от края тетради по математике, читать определенное количество слов в минуту. В таких рамках ребенку порой бывает трудно выразить себя, продемонстрировать свои таланты. Задача родителей — помочь ему раскрыться.
Не стоит зацикливаться на идеальном почерке и заставлять детей бесконечно переписывать задания. Если у ребенка лучше получается петь, или он быстро бегает, плавает, занимается карате, развивайте эти способности. А часы, потраченные на прописи и технику чтения, могут уничтожить интерес к учебе.
Нужно помочь ребенку сохранять баланс между спонтанностью, стремлением самовыразиться и школьными требованиями. Родители должны поддерживать ребенка не только дома, но и в школе, принимать его сторону в споре с учителем. Но не стоит перегибать палку: есть правила, обязательные для всех.
Живое общение
Планшеты, телефоны, компьютеры — наше будущее, но всегда ли они положительно влияют на детский мозг?
Даже просмотр полезных роликов в интернете вовсе не равен творчеству. Детские головы сегодня переполнены информацией, которую их «обладатели» не умеют грамотно использовать. Они чаще общаются не лично, а в виртуальном пространстве, но оно не может заменить живой контакт. Общение со сверстниками — до сих пор самый эффективный способ социализации.
Конечно, полностью запретить девайсы нельзя, ведь все ими пользуются.
Но нужно контролировать, сколько времени ребенок тратит на них, на каких ресурсах бывает, иначе увлечение играми или чатами может перерасти в зависимость, близкую к наркотической. Поэтому самый действенный способ сочетать виртуальную и реальную жизнь — это разумные ограничения.
Свободное время
Почему-то считается, что ребенок не должен сидеть без дела, что нужно загрузить его уроками, дополнительными занятиями. Но нельзя забывать, что детям необходимо свободное время наедине с собой, когда они могут помечтать, поскучать. Скука стимулирует творческую активность! Мечты формируют цели, и ребенок строит планы по их достижению.
К концу начальной школы дети заметно взрослеют, начинают понимать, чего хотят, что им интересно, а что — нет. Общение со сверстниками выходит на первый план, мнение компании влияет на выбор прически, спортивной секции, музыки, одежды и многого другого.
Иногда уже в 11 лет начинается «переходный возраст», ребенок становится подростком. Это новый этап в его жизни, и именно сейчас поддержка родителей значит для ребенка как никогда много.
Об авторе
Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее сайт.
Поделитесь с нами своим мнением
Источник
Ñòàäèè êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ Ïèàæå îò 7 äî 12 ëåò. Ïñèõîñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â äàííîì âîçðàñòå ñîãëàñíî òåîðèè Ýðèêñîíà. Ôèçè÷åñêàÿ, êîãíèòèâíàÿ, ñîöèàëüíàÿ (ïñèõîñîöèàëüíàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ) ñôåðû, ïî êîòîðûì ïðèíÿòî ñóäèòü î ðàçâèòèè ÷åëîâåêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ýññå: «Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé îò 7 äî 12 ëåò»
Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, êàçàëîñü áû, ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûé ïðîöåññ, êîòîðûé çàâèñèò îò ìèëëèîíà ôàêòîðîâ, ñëó÷àåâ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ óíèêàëüíûìè è íåïîâòîðèìûìè, íå åñòü ñòîëü íåïîíÿòíûé ïðîöåññ, â êîòîðîì íåëüçÿ áûëî áû âûÿâèòü çàêîíîìåðíîñòè. Òàêèå âåëèêèå ïñèõîëîãè, êàê Ýðèêñîí è Ïèàæå îïèñàëè «ïîðÿäîê âçðîñëåíèÿ». È â äàííîì ýññå ÿ õî÷ó ïðîäåìîíñòðèðîâàòü èõ íàó÷íûå ïèñàíèÿ, êàñàþùèõñÿ ðàçâèòèÿ äåòåé îò 7 äî 12 ëå, íà ñâîåì ñîáñòâåííîì ïðèìåðå.
Íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî ÷åëîâåê — ðàçíîñòîðîííåå ñóùåñòâî. Åìó íåîáõîäèìî ðàçâèâàòüñÿ êàê ôèçè÷åñêè, óìñòâåííî, òàê è ñîöèàëüíî. Ñëåäñòâåííî, ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ñôåð, ïî êîòîðûì ñóäÿò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà: ôèçè÷åñêàÿ, êîãíèòèâíàÿ, ñîöèàëüíàÿ (ïñèõîñîöèàëüíàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ). ïñèõîñîöèàëüíûé ðåáåíîê êîãíèòèâíûé
Ðàçáåðåì ôèçè÷åñêóþ ñôåðó. Íè äëÿ êîãî íå ñåêðåò, ÷òî äåòè â ýòîì âîçðàñòå (7-12) î÷åíü ïîäâèæíû, îíè ïîëíû ýíåðãèè, îáîæàþò èãðû. È îáû÷íî äàëüíîâèäíûå ðîäèòåëè îòïðàâëÿþò èõ ÷àäî íà êàêóþ-íèáóäü ñïîðòèâíóþ ñåêöèþ, ÷òîáû ðàçâèòü óñèä÷èâîñòü è êîîðäèíàöèþ. Âåäü êàê áû íè áûëî õîðîøî, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò äâèãàòüñÿ íå ïåðåñòàâàÿ, îí íå ìîæåò êîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà êàêîì-íèáóäü ïðåäìåòå áîëåå 10, ìàêñèìóì 15 ìèíóò. Äëÿ ìåíÿ ýòà ïðîáëåìà áûëà íàèáîëåå àêòóàëüíà. Íà óðîêàõ ÿ íå ìîãëà ñëóøàòü ó÷èòåëÿ, âåäü ýòî áûëî íåâûíîñèìî óòîìèòåëüíî. Ïîñòîÿííî õîòåëîñü ïðûãàòü è ñêàêàòü, èãðàòü ñ îäíîêëàññíèêàìè. Ìîÿ ìàìà ñîâñåì íå çíàëà ÷òî äåëàòü. È êàê-òî åå ïîäðóãà ðåøèëà îòäàòü åå äî÷ü íà ñåêöèþ ïî õóäîæåñòâåííîé ãèìíàñòèêå, íà ñïîðò, êîòîðûé èçâåñòåí ñâîåé æåñòêîé äèñöèïëèíîé. Ïîñëå ãîäà çàíÿòèé, ó ìåíÿ âûðàáîòàëîñü óìåíèå êîíòðîëèðîâàòü ñîáñòâåííîå òåëî, à èìåííî, óìåíèå óñèä÷èâîñòè. È ê 10-13 ãîäàì ÿ óæå ïîëíîñòüþ îâëàäåëà èì.
Òàêæå íå ìîãó íå ñêàçàòü ïðî âíåøíèé âèä. Îáû÷íî â íà÷àëüíûõ êëàññàõ áîëüøèíñòâî äåòåé ïðåíåáðåãàþò ñâîèì âíåøíèì âèäîì, çà èõ ãàðäåðîá îòâå÷àþò âçðîñëûå. Ïî÷åìó ÿ òàê äóìàþ? Íàâåðíîå, ïîòîìó, ÷òî íå çíàëà ïðîáëåì ñ êîôòàìè, ïëàòüÿìè, ïîêà íå íà÷àëñÿ ïîäðîñòêîâûé ïåðèîä. Êðîìå òîãî, ÿ ìîãëà ñïîêîéíî õîäèòü ïî óëèöàì ãðÿçíàÿ, èçâàëÿâøàÿñÿ â ñíåãó, âåäü ìíå áûëî âñå ðàâíî íà ìíåíèå îêðóæàþùèõ, ìåíÿ èíòåðåñîâàëè ëèøü âåùè, î êîòîðûõ ÿ ìîãëà óçíàòü.
Êñòàòè, î ëþáîïûòñòâå. Êîãíèòèâíàÿ ñôåðà. Ïî ñòàäèÿì êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ Ïèàæå îò 7 äî 12 ëåò èäåò ñòàäèÿ êîíêðåòíûõ îïåðàöèé, âðåìÿ, êîãäà äåòè íà÷èíàþò ìûñëèòü ëîãè÷åñêè, êëàññèôèöèðîâàòü îáúåêòû ïî íåñêîëüêèì ïðèçíàêàì è îïåðèðîâàòü ìàòåìàòè÷åñêèìè ïîíÿòèÿìè, êðîìå òîãî îíè äîñòèãàþò ïîíèìàíèÿ ñîõðàíåíèÿ. Ïîìíèòå ëè ñâîè íà÷àëüíûå êëàññû? Òàê âñå õîòåëîñü ïîòðîãàòü, óçíàòü êàê ðàáîòàåò, ïîíÿòü ïðèíöèï äåéñòâèÿ, ïîñëåäîâàòåëüíîñòü, ïîñëåäñòâèÿ ÷åãî-ëèáî À êðîìå òîãî Ïîñàäèòü ðàñòåíèå? Íàïèñàòü êðàñèâî íà ïëàêàòå äëÿ ïîçäðàâëåíèé? Ïðî÷èòàòü ñòèõ äåäó ìîðîçó? ß ïîìíþ, êàê áûëà ïîëíà æåëàíèÿ ïîíÿòü ýòîò ìèð, óçíàòü î åãî òîíêîñòÿõ èëè, ïî÷åìó âîäà ïðåâðàùàåòñÿ â ñîñóëüêè, ïî÷åìó ñëîí áîèòñÿ ìûøåé, ïî÷åìó ó êîøêè ãëàçà ñâåòÿòñÿ, ïî÷åìó èç ðîò â ðîò ïîëó÷àåòñÿ ìèêðîá? Òàê õîòåëîñü îñìûñëèòü âñå, ÷òî íàì äàâàëè â øêîëå, òàê õîòåëîñü ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè çíàíèÿìè. Âîçìîæíî, ïîñëåäíåå è íå ïðîïèñàíî â òàáëèöàõ Ïèàæå, íî ïîìíÿ ñåáÿ, ñâîèõ ñåñòåð ( à ó ìåíÿ èõ 5) ìîãó ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî â ýòî âðåìÿ ðåáåíîê íå òîëüêî íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ìèð, åãî ëîãèêó, ñâîå ñóùåñòâîâàíèå, íà÷èíàåò ïûòàòüñÿ èçúÿñíÿòüñÿ, àêêóìóëèðîâàòü ñâîè çíàíèÿ.
Ñîöèàëüíàÿ ñôåðà. Îáðàòèìñÿ ê ïñèõîñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà â äàííîì âîçðàñòå. Ñîãëàñíî òåîðèè Ýðèêñîíà, ðåáåíîê â ýòîò ïåðèîä íàõîäèòñÿ íà ëàòåíòíîé ñòàäèè, êîãäà îí ðàçâèâàåò ìíîãî÷èñëåííûå íàâûêè è óìåíèÿ â øêîëå, äîìà è ñðåäè ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ. Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ñðàâíåíèå ñåáÿ ñ ðîâåñíèêàìè.  ýòîò ïåðèîä, îñîáåííî ñèëüíûé âðåä íàíîñèò íåãàòèâíîå îöåíèâàíèå ñåáÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè. Ïîìíèòå, ÿ ñêàçàëà, ÷òî ìåíÿ îòäàëè íà ñåêöèþ ïî õóäîæåñòâåííîé ãèìíàñòèêå? Òàê âîò. Ñïîðò íåâåðîÿòíîé êðàñîòû è æåñòîêîñòè. Êàæäîå ñîðåâíîâàíèå áûëî íåîáû÷àéíûì ñòðåññîì äëÿ ìåíÿ. Îäíà òûñÿ÷íàÿ áàëëà ìîãëà çàñòàâèòü òåáÿ ñîéòè ñ ïüåäåñòàëà. Äåâî÷êè, ïîäðóãè íà òðåíèðîâêàõ, áûëè çëåéøèìè âðàãàìè íà êîâðå. Íå ïåðåäàòü ñëîâàìè, êàê ïåðåõâàòûâàëî äûõàíèå, ó÷àùàëîñü ñåðäöå, èãðàëà ãîðäîñòü, êîãäà òåáÿ âûçûâàëè ïîäîéòè çà äèïëîìîì ïåðâîãî ìåñòà. Íî êàê áûëî áîëüíî âèäåòü, êîãäà òåáå ïðåïîäíîñÿò òîëüêî ñåðåáðåíóþ èëè áðîíçîâóþ, à åùå õóæå, íèêàêóþ ìåäàëü. Íî, êàê ãîâîðèòñÿ, ÷òî íàñ íå óáèâàåò, äåëàåò ñèëüíåå
Ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà.  ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ ïðîáëåìîé ïðåäïî÷èòàåò íåïîñðåäñòâåííîå ïðåîäîëåíèå èëè æå ðåøåíèå ïðîáëåìû ïîä ìèíèìàëüíûì êîíòðîëåì. Îí íà÷èíàåò îñîçíàâàòü ìíîãîîáðàçèå ýìîöèé ê îäíîìó è òîìó æå ëèöó. Ê òîìó æå ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèÿ ê ñâîáîäíîìó âûðàæåíèþ ýìîöèé è îí ýìîöèîíàëüíî áûñòðî âêëþ÷àåòñÿ â ñïîð. Òàêæå â ýòîò ïåðèîä íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ çàäàòêè ÷óâñòâà þìîðà. Êñòàòè, î ïîñëåäíåì. Ìíå èíîãäà ñòàíîâèòñÿ ïðîñòî íåâåðîÿòíî ñìåøíî îò òîãî, êîãäà ÿ âñïîìèíàþ, êàêèå âåùè ïðîèçíîñèëà.  øåñòü-äåñÿòü ëåò ÿ ïûòàëàñü ïåðåñêàçûâàòü èñòîðèè, óñëûøàííûå â øêîëå, ïîäñëóøàííûå íå÷àÿííî ó âçðîñëûõ, ïðèâèâàÿ ê ýòîìó ÷òî-íèáóäü ñêàçî÷íîå, ôàíòàñòè÷åñêîå, ïðè ýòîì íîñÿñü ïî êîìíàòå è êîììåíòèðóÿ âñå ñîáñòâåííûå ðåïëèêè.
Òàêèì îáðàçîì, íà ñîáñòâåííîì ïðèìåðå ÿ õîòåëà äîêàçàòü, ÷òî ïñèõîëîãèÿ — ïðåêðàñíàÿ íàóêà, êîòîðàÿ âðîäå áû íå ìîæåò îõâàòèòü îäíó ÷àñòíóþ æèçíü, íî ìîæåò âûÿâèòü çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ ìèëëèîíîâ. Çà÷åì íàì ýòî çíàòü? Äëÿ ìåíÿ, âîçìîæíî, ýòî ýññå áûëî íå èññëåäîâàíèåì çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ 7-12 ëåòíèõ äåòåé, à ÷åì-òî áîëüøèì, òåì, ÷òî ìîãëî áû îáúÿñíèòü äëÿ ìåíÿ åùå ðàç, ÷òî ïñèõîëîãèÿ ýòî íå ïðîñòî òåîðèÿ, íî è ïðàêòèêà. À ñëåäñòâåííî åå çíàíèÿ ìîæíî ïðèìåíÿòü è ê äðóãèì îáëàñòÿì ìîèõ èíòåðåñîâ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
Развитие детей от 7 до 12 лет: препубертатный возраст
Этот промежуток времени явственно останется в памяти ребенка. Все помнят, как пошли в первый класс, познакомились с учительницей, новыми друзьями. Промежуток от 7 до 12 лет нелегкий для детей, но и имеет массу преимущества.
Физическое развитие детей 7-10 лет
В этом возрасте костный скелет укрепляется, малыш становится более сильным и нуждается в регулярных нагрузках.
- Малыши в этом возрасте гиперактивные, поэтому многие родители предпочитают отдать своих чад на спортивные секции. И это верно. Малышу нужно сбывать энергию, чтобы организм развивался в правильном русле.
- Обмен веществ усиливается, ребенок потребляет много пищи, но это характерно для его образа жизни в 7-10 лет, так как малыш активничает и ему необходимо восполнять поток энергии.
- Движения чада становятся более четкими и координированными. Многие дети достигают первых успехов в спорте.
Дети в этот период набирают массу от 3 до 3,5 кг в год, а рост увеличивается на 5-6 см.
Психическое и интеллектуальное развитие детей 7-10 лет
Малыш в младшем школьном возрасте приобщается к социуму в полной мере. Он успешно примеряет на себя много ролей, такие как: ученик, друг, одноклассник, гражданин.
- Он любит общаться со сверстниками, успешно осваивает школьную программу.
- Способен оценить ситуацию, дать ей определенную оценку.
- Ребенок хорошо понимает какие люди его окружают и относится к случайным знакомствам вначале с осторожностью.
- Чадо в 7-10 лет учиться рассуждать и анализировать происходящее.
- Он нуждается в авторитетах. Нередко это люди со стороны: учителя, сверстники, родственники. Мама и папа для детей в этом возрасте не особый показатель, так как ребенок считает, что родители для него представляют барьер в общении с друзьями и т.п. Но не стоит отчаиваться, большинство родителей ожидает такая участь.
- Нередко родители сталкиваются с грубостью и непослушанием со стороны ребенка. Он уже активно начинает завоевывать территорию и требует больше личностного пространства.
- Психика детей еще не устойчива. Они часто не соглашаются с родительской волей. Возможны конфликты.
В этом возрасте родителям нужно набраться терпения и активно вести воспитательные беседы, но ненавязчиво и не назидательно, а как бы «между прочим». Тогда можно найти подход к малышу и он проникнется доверием к вам.
Физическое развитие детей 10-12 лет
В этом возрасте ребенок уже переходит в другую категорию детей – подростков. Начинается период полового созревания. Дети часто становятся конфликтными и даже агрессивными. И это закономерно, так как гормональные изменения, которые у них происходят, выражаются в поведении и характере ребенка.
- Дети начинают меняться внешне. Увеличивается мышечная масса.
- Их движения скоординированные и умелые. Они уже умеют красиво и ловко управлять телом (танцевать, играть в футбол, музицировать на инструментах) и т.п.
- Развитие половых органов еще не происходит, но активный интерес к противоположному полу уже наблюдается на физическом и эмоциональном уровне.
С чадом в этом возрасте нужно вести себя аккуратно, не унижать его достоинство, не особо подчеркивать его физическое развитие, ведь некоторые дети этого очень стесняются и могут замкнуться в себе.
Психическое и интеллектуальное развитие детей 10-12 лет
Родителям стоит понять, что в этом возрасте, в период полового созревания нужно окружить ребенка заботой, а главное заполучить его доверие. Мальчикам нужно больше времени проводить с отцом, а девочкам с мамой. Таким образом, детям будет легче рассказывать о своих эмоциональных переживаниях.
- Этот возраст у детей сопровождается психической неустойчивостью. Некоторые дети становятся активными и веселыми, ходят в компаниях, у них уже есть собственные секреты, а некоторые замыкаются в себе и выражают полнейшую апатию ко всему миру. Такая эмоциональная нестабильность четко выражена на 11 году жизни ребенка.
- Поведение детей неоднозначное. Иногда сами родители и не подразумевают, что их чадо может агрессивно себя вести в школе, обижать младших и т.п.
- Вне семьи, дети более дружелюбные и доверчивые. Родителей они воспринимают нередко, как врагов.
- У школьников наблюдается талант к определенным предметам. Кто-то силен в точных науках, кого-то больше привлекают гуманитарные предметы.
- В этом возрасте дети также могут испытывать трудности в учебе. Школьная программа не всегда дается легко. Но стоит также учитывать, что в 10-12 лет у ребенка формируется склонность к наукам. В чем-то он будет силен, а что-то будет даваться с трудом.
Как бы там ни было, этот период становления нужно пережить с чадом с меньшими потерями. Ведь именно сейчас от вас зависит какие отношения вас ждут в будущем: близкие или отдаленные. В любом случае поддерживайте свое чадо, окружите любовью, заботой и лаской, дайте понять, что вы на его стороне, но при этом не ограничивайте его собственный мир.
Источник
Перед вами краткий конспект лекции нейропсихолога Валентины Паевской в моем пересказе. Предназначен только для ознакомления. Чтобы получить более полную информацию по предмету, стоить посетить лекции или семинары Валентины лично. Также надеюсь, что вы не сочтете это рекламой. Я ходила на лекцию на свои деньги, и она мне очень понравилась. К тому же даже не уверена, что имею право публиковать всю эту информацию )) Хотя ничего особо революционного в ней нет.
Итак. Этапы развития ребенка напрямую связаны с тем, когда созревают определенные участки мозга. Именно поэтому двухлетний ребенок не в состоянии понять, что такое час, день или неделя, а пятилетний — в одиночку убраться в своей комнате и рассортировать игрушки. Знание этих возрастных периодов и сопутствующих им особенностей развития ребенка поможет родителю правильно построить быт, занятость и образовательный процесс в жизни ребенка.
От 0 до 3 лет
Это время развития так называемого «двигательного интеллекта» и самое полезное, что может быть в этом возрасте — движение. Под движением подразумевается в первую очередь исследование окружающего пространства — «движение с целью».
Позволить ребенку самому есть ложкой или залезать в шкафы и на диваны полезнее, чем купить ему «развивающую» игрушку. Научить обслуживать себя в быту хотя бы на примитивном базовом уровне — лучшее, что можно сделать для его развития в этом возрасте.
Далее наибольшую пользу для развития ребенка оказывает спорт (физкультура). Самые полезные виды спорта:
— плавание,
— иппотерапия (при задержках развития),
— скалодром (с 2-х лет),
— лазание по шведской стенке и прочие подобным снарядам на детских площадках.
Сюда же можно отнести всевозможные простейшие игры из нашего детства — ладушки, прыгалки-скакалки, кольцеброс и так далее.
Что вреднее всего в этом возрасте для ребенка:
— всё, что зомбирует: мультики; игрушки, удерживающие внимание ребенка своей чрезмерностью (всё мигает и шумит); делать всё за ребенка; бесполезные игрушки (просто нажимать на кнопку).
О полезных игрушках Валентина много рассказывает на своем youtube-канале.
От 3 до 5 лет
Период с 3 до 5 лет — это, во-первых, время ролевых игр, а во-вторых — развития креативности. Спорт продолжает играть важную роль (спойлер — он будет важен на каждом этапе).
Для развития креативности подходят любые творческие занятия (без образцов):
— рисовать,
— лепить,
— резать-клеить,
— читать ребенку, давать слушать аудиокниги (в это время созревает абстрактное мышление),
— создавать поделки из подручных материалов,
— собирать конструктор (металический советский конструктор полезнее, чем «Лего») и т.д.
К 5 годам созревает пространственно-временное мышление (нужно изучать часы), появляется страх смерти («Мама, ты умрешь?»).
Также это время, когда в ребенке проявляется агрессия, дети должны учиться сами разбираться в ситуациях, когда кто-то с кем-то что-то не поделил, обидил и т.д. Не гасить агресию, а помогать найти выход, отстаивать свои права и т.д.
От 5 до 7 лет
Считается, что это время, когда уже нужно готовиться к школе. Валентина утверждает, что здоровый ребенок, который правильно развивался предыдущие 5 лет, в подготовке к школе не нуждается.
Наиболее полезно в этот период:
— играть в стратегические игры (настольные) и шахматы,
— занятия в музыкальной школе (НЕ с целью становиться музыкантом, а просто для развития мозга), самый полезный музыкальный инструмент с этой точки зрения — баян,
— спорт: плавание (если ребенка не отдали на раннее плавание, то лучше всего начинать после 5 лет), зарядка каждый день, ОФП. На занятия любым видом спорта должны дать добро кардиолог и ортопед.
Вредно, соответственно, усадить ребенка за парту, чтобы он пораньше научился читать и писать и яко бы был готов к школе.
От 7 до 12 лет
Как должно быть в идеале: в начальной школе ребенок делает уроки сам (по нормативам это должно занимать 30 минут в день), а все остальное время занято кружками и секциями. Почему? Во-первых, в этом возрасте у ребенка много энергии, которая не тратится, когда он сидит за уроками, во-вторых, у ребенка появляется больше контактов, формируются разные референтные группы. Много разных учителей — самооценка более реалистичная (что-то получается лучше, что-то хуже, кто-то ругает, зато кто-то хвалит). Занятия разнообразные, но обязательно что-то из спорта, что-то для творчества (музыкалка/рисование и т.д.) и иностранный язык.
Скажу честно, у меня это все вызвало много вопросов, потому что большинство психологов говорят, что сейчас дети в начальной школе слишком сильно загружены. Что об этом говорит Валентина: что главный момент во всем этом — не требовать от ребенка результатов и не давить. То есть одно дело, когда ребенок должен быть отличником в школе, быть лучшим в художке и музыкалке, а еще выигрывать все соревнования по спорту. Другое — когда ребенок сам следит за выполнением уроков, не обязан приносить одни пятерки, с удовольствием ходит на дополнительные занятия, где он опять же ничего не кому не должен. В идеале родителей в этой ситуации интересует только то, нравится ребенку или нет. Я не знаю, насколько такая картинка реалистична, но можно взять ее за идеал, к которому стоит стремиться.
Как будет хуже и вреднее всего в этом возрасте: ребенок часами сидит за уроками, а потом, уставший, «отдыхает», играя на планшете.
От 12 лет
Возраст, когда нужно быть «крутым». Ребенок обязательно захочется выделиться и задача родителя в том, чтобы помочь ему найти доброкачественный способ это сделать. Здесь и сыграют свою роль все предыдущие годы увлечений и занятий. Несколько лет в музыкальной школе — и ребенок уже может выделиться тем, что умеет наигрывать популярные мелодии, художка — и он рисует комиксы или граффити. Это вместо курения и наркотиков (ну, в идеале). Особенность этого возраста, что теперь родитель идет за ребенком, а не наоборот. Хочет бросить надоевшее увлечение — пускай.
Это время, когда хорошо пойдут экстремальные виды спорта. Спорт, кстати, по-прежнему должен быть на первом месте, остальное опционально. Частичной инициацией во взрослую жизнь (в которой нуждаются все дети в определенный момент) могут стать «взрослые» занятия, увлечения, мастер-классы. Начиная с 5 класса уже нужно проверять дневник и следить за школьной успеваемостью. Также это время неуклюжести и страха собственного уродства, нужно помочь ребенку быть привлекательным.
Источник