Развитие ребенка от 1 года до 2 лет мама лара
Первый год жизни человека – это время стремительного развития. Родившись совсем не приспособленным, зависимым от взрослых, ребенок уже к году становится вполне самостоятельным – ходит, разговаривает (может быть, еще не на самом понятном для нас языке), испытывает разнообразные чувства и много чего понимает. Выражаясь более формально, становление личности ребенка в первый год проходит параллельно в разных направлениях: развиваются его интеллект, эмоции и моторика.
Поставив перед собой большую цель – познакомить родителей с особенностями развития младенцев, мы, конечно, понимаем, что делаем это не первыми. По данной теме уже существует множество информации. Мы же, как всегда, постараемся рассказать о сложном просто и сделать свой материал максимально доступным, т.е. объяснить, как развивается малыш, понятным языком. Так же попробуем доходчиво описать возможные отклонения в его развитии и способы немедицинской коррекции таких нарушений.
Начнем с двигательного развития. В медицинской литературе (да и в популярной тоже) довольно часто встречается термин «психомоторное развитие». В принципе он хорошо отражает суть процесса, поскольку малыш развивается физически тем успешнее, чем качественнее продвинут в психическом направлении. Вся моторика ребенка подчинена определенным целям, главенствующей из которых является «познание окружающего мира». Если малыш нормально развивается психически, он всегда любопытен, и эта природная любознательность стимулирует его двигательное развитие.
К примеру, чтобы увидеть нечто большее, чем пеленку, на которой ты лежишь на животе, необходимо приподнять голову, потом грудь, а дальше вовсе высоко приподняться на локтях – и вот перед тобой уже целый мир. Или яркая игрушка, которую только что с таким удовольствием разглядывал, вдруг куда-то исчезла (мама устала ее держать и положила рядом). И теперь ты следишь за этой игрушкой глазами, поворачиваешь сначала только голову, затем все тело, и вот уже тебе удалось перевернуться и очутиться прямо перед заветным медвежонком.
Ребенок, который отстает в психическом развитии, безусловно, тоже развивается моторно. Ведь кроме познания существуют еще и другие цели, например, физиологические потребности и желание себя обезопасить. Голодный малыш устремляется к пище, а в другой ситуации он убегает от опасности. Для того чтобы это сделать, ему также необходимо быть развитым. И все же, как вы понимаете, такой ребенок будет отставать в моторном развитии от своих сверстников, и, возможно, никогда не достигнет их уровня, особенно в области тонкой моторики.
Несмотря на такую тесную связь психики и моторики, в первой части своего проекта мы подробно остановимся именно на моторном развитии ребенка. Эмоциональному и интеллектуальному развитию младенцев (двум составляющим психического развития) также будут посвящены отдельные подробные публикации.
Если вдруг, изучив материал (источник: https://mamalara.ru/), вы заподозрите у своего малыша отставание в какой-либо области, обратитесь за консультацией к специалистам.
Однако, на наш взгляд, родителям важно помнить, что их дитя развивается по программе, вложенной самой природой, и не стоит чрезмерно усердствовать в стимулировании этого процесса.
- Наблюдайте за своим ребенком внимательно, с любовью и, лишь заметив какие-то отклонения, помогайте ему с помощью простых упражнений овладевать тем или иным двигательным паттерном, оказавшимся для него почему-либо сложным.
- Не торопите его, пусть он развивается в своем темпе.
- Не сравнивайте вашего малыша с другими, ведь каждый человек уникален.
- Используйте полученные из наших публикаций знания лишь для того, чтобы вовремя обратить внимание на действительно существующую проблему.
Для вашего удобства информация по психомоторному развитию будет представлена в двух вариантах: в виде статей, проиллюстрированных фотографиями, и в виде видеороликов.
Мы благодарны всем мамам и папам, помогавшим в подготовке материала, и, конечно, их детям, которые, пока этого не осознавая, стали для нас самыми лучшими на свете моделями.
Источник
Давно хотела затронуть тему психомоторного развития детей. Несколько лет назад мы со знакомым и уважаемым мною детским неврологом сняли материал на эту тему. То видео было одним из первых на нашем сайте, и делала я его из благих побуждений. Мне казалось, что современным родителям не хватает добротной информации по вопросам о нормах развития, и, предоставив нужный материал, я помогу им убедиться, что их малыш нормально развит.
Однако отклик был неожиданным! С тех пор я получаю огромное количество вопросов, суть которых сводится к просьбе: “Оцените, пожалуйста, хорошо ли мой ребенок развит?”
Получается, что я добилась прямо противоположного результата и теперь не знаю, что с этим делать. Ведь я не являюсь практикующим детским неврологом! И не ставлю целью нашего сайта врачебное консультирование. Я лишь хотела помочь родителям обрести уверенность, опираясь на знания и здравый смысл. С этой же целью мы подготовили и опубликовали ряд статей, где подробно описано, как самостоятельно оценить своего ребенка на первом году жизни.
И все же сегодня я отвечу на один подобный вопрос, благо, он имеет очень подробное описание ситуации и дает мне возможность оценить её, скорее, глазами психолога, нежели педиатра или детского невролога.
ВОПРОС:Уважаемая Лариса, добрый вечер!
У моей дочки гипотонус всего тела с рождения. Невролог сказала, что это такая особенность у ребенка, и ее нужно все время стимулировать. Из-за гипотонуса дочка не переворачивается с живота на спину.
Нам поставили задержку моторного развития и прописали пройти несколько курсов массажа с перерывом 10 дней в течение 3-4 месяцев, ежедневный мамин массаж, морские ванны через день в течение 3-4 месяцев, и все время стимулировать к активной деятельности. В 9 месяцев мы снова пойдем к неврологу, где она будет решать прописывать нам ноотропы или нет.
Мы занимаемся на фитболе, дочке нравится, и я хочу проводить 3 занятия по 10-15 минут каждое. Плаваем ежедневно, но сейчас она не очень активна в воде, раньше больше двигалась. Хочу увеличить плавание до двух раз в день в более прохладной воде. Через день принимаем морские ванны в воде 34 градуса до 10 минут. Делаю массаж. Только применяю быстрые поглаживания, интенсивное растирание и глубокое разминание. А также гимнастику.
Ежедневно делаю с ней повороты (до 50 поворотов в каждую сторону), но пока результата нет. С ползанием тоже проблемы. Мы тренируемся ежедневно по несколько раз, дочь отталкивается от моих ладоней до 5 отталкиваний за один раз, больше устает, но самой подтянуться на ручках сложно. Не очень активная. Хотя все время лежит на животе и играет игрушками, научилась летать, как самолетик, и крутится на руках вокруг своей оси, иногда получается немного отползать назад, пытается подгибать под себя колено. Колени у нас смотрят в разные стороны, когда лежит на животике.
Дочка перевернулась на живот в 4 месяца и 16 дней через одно плечо, на следующий день через второе. Иногда перевороты даются с трудом (когда плохо себя чувствует).
Сейчас нам 6,5 месяцев. Вес 8 кг. С 3 до 4-х месяцев набрали перевес, сейчас набирает немного. Мы прошли 2 курса массажа (10 дней к 4,5 месяцам и 15 дней к 6 месяцам). Завтра начинаем новый 10-тидневный курс массажа.
Насколько эффективен мамин массаж? Несколько курсов профессионального массажа подряд – не много ли для моего ребенка? Нужно ли самой учить ее ползать (ставить на четвереньки и т.д.)? И какая оптимальная физическая нагрузка для нас, чтобы помочь дочери и не навредить?
Ребенок родился доношенным в 38 недель 4 дня, но у нас была задержка внутриутробного развития из-за гестоза. Вес при рождении – 2850, рост – 50 см. По возможности, прошу Вас помочь советом. Массажисты неохотно делятся информацией, собираю ее по крупиночкам из разных источников. Экспериментировать над ребенком не хочется.
Заранее спасибо!
Елена
ОТВЕТ: Здравствуйте, Елена!
Первое, что мне хочется сказать, Вы очень заботливая и самоотверженная мама! В этом я вижу стремление быть идеальной для своего ребёнка, но не считаю его правильным. Подобный момент часто встречается в нашем обществе, я много говорю о минусах такой материнской жизни и написала об этом статью. Свою позицию попробую объяснить, используя Ваш конкретный вопрос.
Дело в том, что Вы, Лена, прилагаете титанические усилия для того, чтобы развить в ребёнке навык (переворот с живота на спину), который не имеет никакого значения в психомоторном развитии младенцев! Все навыки, приобретаемые на первом году жизни, ведут к одному – малышу нужно к 12-17 месяцам освоить умение ходить, для того чтобы быть самостоятельным в исследовании мира.
Этот путь очень логичен, и врачи оценивают те навыки, которые являются показателями движения к прямохождению. Они должны появляться в определённые сроки, хотя именно сроки (по требованию современных врачей) бывают завышенными.
Итак, чтобы к году научиться ходить, малышу нужно пройти следующий путь:
1. Научиться доверять опоре, на которой он лежит (к 1,5 месяцам).
2. Научиться координировать движения рук и ног, т.е. засовывать свой кулачок в рот (к трём месяцам) и позже, схватив рукой свою ножку, запихнуть её в рот (грандиозное достижение координации появляется к 6-7 месяцам).
3. Способность в положении на спине тянуться рукой за игрушкой, даже если она перемещается взрослым за среднюю линию. Другими словами, это движение рукой, которое в будущем приводит к перевороту со спины на живот (к 4,5 месяцам).
4. Переворот со спины на живот. Очень Важный навык! Ведь он позволяет малышу расширить обзор. Кому интересно смотреть в потолок? Куда увлекательней изучать мир вокруг, лёжа на животе! Этого навыка ждут от ребёнка к 6 месяцам. А ВАША ДОЧКА ЕГО ОСВОИЛА К 4 МЕСЯЦАМ и 16 ДНЯМ!
5. Ползание по-пластунски вокруг своей оси, вперёд и назад (7-8 месяцев).
6. Вставание на четвереньки. Понятно, что без предыдущего навыка ждать быстрого достижения данного невозможно. Раскачивание, стоя на четвереньках (8-9 месяцев).
7. Ползание на четвереньках (8-10 месяцев).
8. Вставание около опоры, приседание, шаги вдоль опоры (10-12 месяцев).
9. Начало самостоятельной ходьбы (12-17 месяцев).
Если Вы были внимательны, то заметили, что ни переворот с живота на спину, ни самостоятельное усаживание и сидение не являются основными в развитии ребёнка и могут достигаться в разном возрасте при условии, что вышеперечисленные навыки у него есть.
Всё, что я кратко изложила в этом ответе очень подробно описывается в наших статьях по самостоятельной оценке ребёнка и в видео.
Елена, я хочу, чтобы Вы меня правильно поняли! Я не против, что Вы так много занимаетесь с малышкой! Но мне бы хотелось, чтобы мотивация и цель этих занятий была другой – они должны приносить и Вам, и девочке много радости и удовольствия. Ведь в процессе ранних упражнений Вы формируете базовое отношение ребёнка к любым занятиям физкультурой. А какое же это удовольствие – 50 раз делать одно и то же?
Да и Ваше состояние, как мне показалось, полно тревоги. Думаю, Вы до сих пор не уверены, что диагноз, который был выставлен при рождении (я имею в виду задержку внутриутробного развития), не повлияет на здоровье и развитие малышки. Именно поэтому Вы не можете расслабиться и так упорно занимаетесь с дочкой. Но ведь Ваша тревога передаётся и ей. Подумайте об этом. У Вас прекрасная, здоровая, развитая и хорошо упитанная девочка!
И в заключение хочу сказать уже для всех родителей. Я понимаю, что когда вы задаёте вопросы по развитию своих деток, то, скорее всего, нуждаетесь в поддержке! Но нужно научиться осознавать в себе лишнюю тревогу. Ведь на первом году жизни мы вкладываем в ребёнка базовое доверие к миру и чувство безопасности, а какая тут безопасность, если мама или папа постоянно волнуются и переживают!
Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.
Источник
Наблюдая за своим малышом дома, вы получите объективные результаты, если будете соблюдать определенные условия. Подробнее о них читайте в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Развитие ребенка в 12 месяцев. Положение «лежа на животе»
Положите малыша на живот, а сами отойдите. Побуждать ребенка к ползанью в возрасте 1 года уже не нужно. Он сам охотно ползает на четвереньках и уверенно удерживает равновесие. Иногда, например, при преодолении дверного порога или другого препятствия, можно наблюдать у малыша так называемую «медвежью походку», когда он двигается вперед на руках и ногах.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Реакции и навыки
Посадите малыша на просторную ровную поверхность и медленно поднимите до угла 45° от нее сначала одну его ножку, а затем обе. Как и в возрасте 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок наклоняет туловище, вытягивает руки вперед и уверенно балансирует, не падая. Если его наклоняют в сторону или слишком быстро назад, то он немедленно опирается вытянутой рукой в соответствующем направлении.
Расположитесь вместе с ребенком на полу рядом со стулом, манежем или диваном. Покажите ему привлекательную игрушку, тем самым побуждая встать. К концу первого года жизни ребенок уже свободно ходит вдоль мебели в обе стороны.
Теперь возьмите стоящего малыша за одну ручку и попробуйте вместе с ним сделать несколько шагов вперед. В 12 месяцев ребенок справится с этим заданием, хотя шаги его еще будут робкими и широкими.
Посадите вашего младенца и положите перед ним на стол или протяните на ладони круглое печенье диаметром 0,5 см. Как и у одиннадцатимесячных деток, развитие ребенка 12 месяцев проявляется в хорошо развитом «щипцовом захвате». Малыш захватывает и удерживает маленький предмет подушечками согнутого указательного и противопоставленного большого пальцев. До соприкосновения с предметом он раскрывает пальчики ровно на столько, насколько требуют этого его размер и форма. Этим навыком должны владеть обе ручки.
Сядьте за пустой стол и посадите ребенка к себе на колени. Поставьте на стол перед малышом машинку с веревочкой так, чтобы он мог дотянуться только до веревочки, а достать машинку не позволяло расстояние. Чтобы привлечь его внимание, покатайте машинку, но не показывайте, что можно тянуть за веревочку. Ребенок должен сообразить и сам взять ее. Он будет смотреть на машинку, тянуть за веревочку и следить взглядом за тем, как игрушка приближается.
Для следующего задания заранее приготовьте небольшую пустую коробочку и маленькие кружочки диаметром около 25 мм. Выберите момент, когда ваш малыш не будет занят своими игрушками, и покажите ему, как вы эти кружочки по одному бросаете в коробочку. Затем дайте кружочек ребенку, подставьте коробочку и попросите сделать то же, что делали вы. Младенец в 12 месяцев хватает кружочек щипцовым захватом (читайте выше), подносит его к отверстию коробки и опускает (роняет). Если малыш не сразу смог выполнить это задание, попробуйте еще и еще раз.
Развитие ребенка в 12 месяцев. Взаимодействие с внешним миром
Так же, как и в 11 месяцев, двенадцатимесячный ребенок начинает осмысленно произносить слоги, удвоенные слоги или другие звуковые выражение для обозначения знакомых ситуаций, объектов или лиц. Например, «бррр» – это у него машинка, «ба-ба» – мяч, «ата» – ситуация одевания и ухода и т.д. Однако эти первые «слова», как правило, распространяются еще на широкий круг явлений и понятий. Ребенок использует, например, обозначение «вав-вав» не только для собаки, но и для любого четвероного зверя, «бррр» – не только для машины, но и для любого автомобиля, издающего шум, или «па-па» – для любого мужчины.
Попросите малыша принести вам любой, знакомый ему предмет. Например: «Принеси мне мяч!» Но не показывайте при этом на игрушку. Он поползет или пойдет к нужному предмету, возьмет его в ручку и протянет вам.
Вообще обратите внимание на то, что детки в 12 месяцев реагируют на просьбы и подают предметы близким людям.
Источник
Здравствуйте!Помогите,пожалуйста,разобраться с заключением педагога.При плановом осмотре в 1 год педагог поставил диагноз- нейро-психическое развитие 2 группа 1 степень.Что это значит?Умственное отставание?Какие меры нужно предпринимать?
Ольга, здравствуйте,
скорее всего имеется ввиду нервно-психическое развитие. 2-я группу ставят детям с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 мес) и детям с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям. 1 степень означает, что задержка не более чем по 1-2 показателям.
К примеру, на приеме ребенок был недостаточно эмоционален, произносит мало звуков или неувернно ходит (или не захотел продемонстрировать чужой тете еще какие-то свои навыки).
Никаких мер предпринимать не нужно, нужно считать малыша совершенно здоровым, умненьким, и с радостью наблюдать за тем как он развивается!
Спасибо Огромное!Вы даже не представляете,как для нас был важен Ваш ответ!Всего доброго!)))
Добрый день Лариса! Моему сыночку 05.03 исполнится 8 мес. сегодня (27.02.2014) были у невропатолога,.т.к. большой родничек. И врач нам сказала, что у ребенка мягкие кости, весь гибкий это плохо, что у малыша плоскостопие и назначала ортопедическую обувь (хотя малыш не сидит сам и уж тем более не ходит, но делает попытки ползать). Также назначила массаж и электрофарез. плюс таблетки Пантокальцин. Почитала инструкцию и ужаснулась, эти таблетки назначают детям при ДЦП эпилепсии и умственно отсталым!!!
Пожалуйста помогите советом, я в шоке и ужасе.
Здравствуйте!моему малышу 2 месяца он постояно сосет палец почему?по какой причине?на груди постояно весит что же ему не хватает ?мне жалко его пальчик весь красный что же делать?помогите советом пожалуйста
Ольга, здравствуйте. Насколько часто и подолгу малыш сосет грудь? Ограничиваете ли вы как-то его пребывание у груди? Носите ли вы его на руках? Сосет ли он по ночам?
Эндже, здравствуйте, мы не занимаемся медицинским консультированием по интернету. Но если после приема врача вас что-то беспокоит и вызывает страх, то это повод показать ребенка другим специалистам
Эндже, я не медик, насколько я знаю, это может быть признаками рахита, а может и просто особенностями строения костной ткани у ребенка. Главное — не паниковать! Если врач вас сильно напугала, я бы посетила другого невролога и сравнила разные мнения. Ну и задавайте на приеме вопросы о препаратах: почему назначили, от чего и т.п.
❀МАМА, ночью не сосет он спит с 12 и до 6 утра или до 5,на сиси постояно висит,на руках ношу но не часто только тогда когда капризничает или после кормления или немного по дому
Ольга, а когда же он успевает сосать палец? Ночью спит, а днем сосет грудь. В принципе где-то к 3 месяцам дети обычно начинают сосать пальцы или кулачок (это не является патологией, а просто этап в изучении своего тела, пройдет само . Точно также где-то в 7 месяцев ребенок начнет толкать в рот ноги ). Возможно, у вас этот процесс начался чуть раньше, а покраснение из-за чувствительности кожи. А прибавками у вас все нормально? (все же ночной перерыв между кормлениями большой для этого возраста)
❀МАМА, да прибавляем по 700,800 грамм .раньше он сосал палец на одной руке теперь вчера он принялся за вторую руку
Просто понаблюдайте, должно пройти через пару недель, очень вероятно, что изучает свое тело.
здравствуйте, Лариса, нашей дочери 5,5 месяцев, но она не переворачивается сама никак, только если лежа на спине потянешь за ножку или за ручку, может ленится? занимаемся каждый день и ходим на массаж, как простимулировать?
Источник