Развитие ребенка младшего школьного возраста презентация
1
Младший школьный возраст.
2
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)
3
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
4
СИСТЕМА «РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ» ДИФФЕРЕНЦИРУЕТСЯ: СИСТЕМА «РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ» ДИФФЕРЕНЦИРУЕТСЯ:
5
СИСТЕМА «РЕБЕНОК — УЧИТЕЛЬ» СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРОМ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОТ НЕЕ ЗАВИСИТ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ УСЛОВИЙ: СИСТЕМА «РЕБЕНОК — УЧИТЕЛЬ» СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРОМ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОТ НЕЕ ЗАВИСИТ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ УСЛОВИЙ:
6
Требования всё время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Постоянно растущие требования, которые предъявляются учебной работой и коллективом к личности ребёнка, к его вниманию, памяти, мышлению. Научный уровень психического развития и развития качеств Личности.
7
Основная деятельность младшего школьника учение приобретение новых знаний, умений и навыков накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе
8
Субъективная психологическая готовность к обучению в школе желание и стремление учиться в школе своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми
9
Объективная психологическая готовность к обучению в школе Внимание относительно длительно и устойчиво Память достаточно развита Острота и свежесть восприятия Любознательность Яркость воображения Речь довольно развита
10
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятия. 1. В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. 2. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
11
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): 1. Мотивация. 2. Учебная задача. 3. Учебные операции. 4. Контроль и оценка.
12
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
13
Возрастные особенности памяти 1. Усиливается роль и удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания. 2. Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. 3. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. 4. Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
14
Возрастные особенности воли 1. Общая недостаточность воли. 2. Наблюдается капризность, упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. (Причина – недостатки семейного воспитания)
15
Возрастные особенности внимания 1. Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации). 2. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).
16
Возрастные особенности мышления 1. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. 2. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. 3. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
17
Возрастные особенности развития воображения 1. Совершенствование воссоздающего воображения. 2. Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
18
Развитие личности младшего школьника 1. Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. 2. Сильно подвержено внешнему влиянию. 3. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. 4. Начинает формироваться общественная направленность личности.
19
Характер младших школьников Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам). Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
20
Эмоциональность младших школьников Младшие школьники очень эмоциональны. 1. Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. 2. Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. 3. В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
21
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
22
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
23
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
24
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
25
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация «Особенности развития детей младшего школьного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выполнила: педагог-психолог МБОУ «Гимназия16» г. Мытищи Лазарева Н.С.
2 слайд
Описание слайда:
Общая характеристика Вершина детства –от 6-7 лет до 10-11 Сохранность детских качеств –легкомысленность, наивность ,взгляд на взрослого снизу вверх Появление новой значимой деятельности –учебная деятельность Утрата непосредственности в поведении Смена логики мышления
3 слайд
Описание слайда:
Анатомо-физиологическая характеристика Увеличение мозга (от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% в 10 лет) Развитие нервной системы (появление новых связей между нервными клетками) Усиление специализации полушарий головного мозга Созревание лобного отдела больших полушарий (возможность для целенаправленного произвольного поведения ,планирования и выполнения программ действий) Рост подвижности нервных процессов(процесс возбуждения превалирует в меньшей степени над процессами торможения)
4 слайд
Описание слайда:
Рост функционального значения второй сигнальной системы (слово приобретает обобщающее значение сходное с тем ,какое оно имеет у взрослого человека) Развитие крупных мышц опережает развитие мелких( дети лучше выполняют размашистые сильные движения по сравнению с точными движениями)
5 слайд
Описание слайда:
В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно учитывать: Неравномерность анатомо-физиологического созревания организма Относительный характер возросшей физической выносливости Сохранность быстрой и высокой утомляемости Высокую эмоциональную возбудимость Кризис 7 лет: потеря непосредственности, манерничанье , симптом «горькой конфеты»
6 слайд
Описание слайда:
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ Отношения «ребенок-взрослый» меняются (дифференцируются на отношения «ребенок-учитель» и «ребенок-родители») Отношения «ребенок –дети» не меняются Система «ребенок-учитель является ведущей (начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям) Впервые отношения « ребенок –учитель» становятся отношениями «ребенок-общество»: ребенок очень чуток к тому как учитель относиться к детям ребенок старается строго следовать указаниям учителя межличностные отношения между детьми складываются с позиции отношения к эталону введенного учителем
7 слайд
Описание слайда:
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Через нее осуществляется основные отношения ребенка с обществом В ней осуществляется формирование качеств личности ребенка и отдельных психических процессов( внимание, память ,мышление и т.д.)
8 слайд
Описание слайда:
Мотивация: 1.Широкие социальные мотивы (хорошая работа, поступить в хороший институт) – слабо выражены у детей младшего школьного возраста 2.Узколичностные мотивы (заслужить похвалу учителя, родителей, получить хорошую оценку, мнение класса) – ярко выражены
9 слайд
Описание слайда:
Самооценка: 1.Ситуация успеха — адекватная самооценка 2.Ситуация неуспеха — заниженная самооценка: 1 этап: осознание школьного неуспеха как неумения быть хорошим (есть вера исправиться) 2 этап: вера пропадает, но ребенок хочет быть хорошим 3 этап: ситуация стойкого неуспеха уничтожает веру и стремление быть хорошим (агрессия, лень, пассивность, стеснительность, уход в болезнь)
10 слайд
Описание слайда:
Группа риска Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивность) Леворукие дети Дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, эмоционально-расторможенные, обидчивые, тревожные)
11 слайд
Описание слайда:
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Внешний вид Особенности установления контакта (негативизм,замкнутость,открытость,доброжелательность,несоблюдение дистанции между собой и взрослым) Работоспособность Реакция на замечания, одобрения Отношение ребенка к успеху, неудачи Принятие помощи Особенности эмоционального реагирования Участие в конфликтах и способы их разрешения
12 слайд
Описание слайда:
В процессе обучения важно учитывать: Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы (носят конкретный характер ,неустойчивы ,быстро сменяют друг друга, подражают как правило внешней стороне поступков) Потребность в игре сохраняется(возрастает значение игры по правилам и с достижением результата- настольные ,интеллектуальные, спортивные) Трудовая деятельность протекает в двух направлениях: Самообслуживание(быть опрятным ,следить за порядком на рабочем месте) Изготовление поделок(формирует чувство ответственности ,трудолюбие)
13 слайд
Описание слайда:
Рекомендации классному руководителю Четко выработать совместно с учащимися правила поведения в школе, на перемене, в столовой ,на уроке (данная информация должна висеть в классе на видном месте ,пока выполнение требований не станет нормой). Познакомить учащихся с традициями школы(экскурсия по школе, знакомство с учебными кабинетами, служебными помещениями ,с администрацией, с сотрудниками школы) Определить законы жизни в классе: -каждый имеет право на ошибку и ее исправление -недопустимо унижать ,оскорблять и обижать другого человека -научиться признавать свою неправоту -не бояться просить помощи и помогать другому и т.д.
14 слайд
Описание слайда:
Отмечать успехи и неудачи классного коллектива, озвучивать это и не оставлять без внимания. Проводить совместные обсуждения о жизни класса ,где каждый ученик может высказать свое мнение Дать возможность слабым ученикам почувствовать себя в ситуации успеха Провести классный час на тему «Права и обязанности школьника» Четко распределить поручения в классе и следить за их выполнением(провести классный час как мы выполняем свои поручения) Для облегчения учебной деятельности ,вводить на уроке игровую ситуацию с использованием дидактических ,интеллектуальных игр. .
15 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
- Данная презентация ,поможет учителям и родителям разобраться в возрастных особенностях детей младшего школьного возраста ,с точки зрения познавательных и коммуникативных навыков и способностей.Учитывать эти знания в процессе обучения и воспитания.
- Материал может быть полезен для выявления детей группы риска , а также для выступления на родительских собраниях в качестве информационного материала.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-745017
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник