Развитие ребенка материалы игры программы

Собрали в один полезный материал все методики, по которым во всём мире развивают детей. Выбирайте!

В каждой стране в разные исторические периоды возникает множество методик по воспитанию и развитию детей. И каждая доказывает свою уникальность, становится популярной, но постепенно теряет актуальность. Мы расскажем об интересных не экспериментальных методиках, доказавших свою эффективность. Вам решать — выбрать одну или взять из каждой самое ценное.

10 методик развития ребёнка

1. Методика Марии Монтессори. В центре системы – ребёнок. Вокруг него создаётся особая среда – сенсорная среда, где всё можно трогать, изучать, познавать. Учитель наблюдает и не вмешивается, пока его не попросит сам ребёнок. «Помоги мне сделать это самому» – основной постулат этой популярной системы, по которому работает бесчисленное множество детских развивающих центров по всему миру.

Обучение по системе Монтессори

2. Система Ховарда. Для тех, кто хочет с ранних лет дать малышу второй язык. Суть в том, что учитель или родитель говорят на втором языке постоянно, сначала на простом уровне, потом переходят на усложнённый. Оценок в этой системе не предусмотрено. Главное, что ребёнок легко и непринужденно переходит к многоязычию.

Читайте на нашем канале «7 книг для подготовки к рождению малыша»

3. Музыкальные методики Алисы Самбурской и Железновых.Главная идея – любые занятия сопровождаются песнями, музыкой. Это благоприятно влияет на тонкое развитие малыша, активизирует творческое мышление, успокаивает нервную систему.

4. Система Глена Домана. В детских центрах обычно используют только карточки Домана. На самом деле система этого врача-нейрофизиолога очень сложна и многоступенчата. Он по сути мечтал о воспитании идеальных детей, умных и физически сильных. Если говорить о более известных карточках, то это изображения предметов, животных, которые запоминаются и описываются, между ними устанавливаются причинно-следственные связи. За счёт этого тренируется мозг самых маленьких детей.

https://programmamama.com

Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев»

5. Система Зайцева. Для домашнего и детсадовского образования Николай Зайцев предложил методику обучения чтению, письму, математике, английскому языку, благодаря так называемым «кубикам Зайцева». В комплект методики входят кубики, таблицы и аудиозаписи. В процессе игры мамы с малышом поют песни, складывают кубики, пишут слова.

Кубики Зайцева

6. Методика Никитиных. Она была разработана супругами ещё в советское время. Одна из основных идей – устранение всех физических преград для ребёнка. Супруги Никитины считали, что манежи, коляски, кроватки мешают гармоничному развитию личности, ограничивают пространство малыша и не дают ему развиваться свободно. Также они разработали систему закаливания детей с целью повышения их иммунитета.

7. Грудничковое рисование Марии Гмошинской. Направлено на ранее развитие творческой жилки и воображения. Уже с 6 месяцев можно предлагать малышу рисовать красками и своими собственными ладошками.

Рисуем пальчиками

8. Грудничковое плавание. Методика занятия с новорождёнными подводным плаванием появилась сравнительно недавно, авторство её приписывают многим. Сначала малыш первых недель жизни пробует плавать в ванной, потом в бассейне с инструктором. Специалисты считают, что плавание – это рефлекс, который хорошо развит у грудничков, ведь они плавали у мамы в животике. В любом случае занятия плаванием укрепляют мышечный скелет и иммунитет ребёнка.

9. Система Сесиль Лупан. Это доработанная и упрощённая методика Домана. Сесиль предлагает разговаривать обо всем даже с новорождёнными, с раннего возраста вешать на окружающие предметы карточки с наименованиями этих вещей, постоянно работать с малышом над развитием разговора, письма и чтения, даже в «лепетный» период.

10. Вальдорфская система. До 7 лет ребёнок просто смотрит и впитывает информацию о мире через подражание взрослым. С 7 до 14 лет подключает чувства и эмоции, а с 14 лет – логику. Раннее интеллектуальное обучение вообще неприемлемо. Так, чтению учат лишь с 10 лет, а дошколята играют только натуральными материалами. Телевизоры и компьютеры под запретом.

Какая методика лучшая? И существует ли вообще идеал воспитания и развития детей? Решать только вам.

Читайте также:  Коммуникативно речевое развитие ребенка в фгос

Полезная статья? Подпишитесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями!

Источник

Краткое описание документа:

Рабочая программа кружка

«Развивающие игры»

для воспитанников 5-6 лет

Пояснительная записка

В настоящее время к будущим первоклассникам предъявляются всё более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника грамотным, полноценным, всесторонне развитым. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического мышления дошкольников.

МАДОУ № 2 реализует приоритетное познавательно-речевое направление развития воспитанников, что позволяет наиболее полно раскрыть познавательные, коммуникативные и творческие потенциалы личности дошкольника.

МАДОУ № 2 предъявляет высокие требования к организации обучения и воспитания детей, используя в педагогической деятельности различные парциальные программы, расширяющие и углубляющие развитие детей в этой области.

Рабочая программа «Развивающие игры» разработана на основе программы обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой, рекомендованной Министерством образования РФ с применением источников, приведённых в списке литературы.

Настоящая программа представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, лабиринтов, головоломок и т.д., направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.

Новизна программы — развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.

Программа рассчитана на 1 год, предусматривает организацию подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Организация образовательной деятельности (ОД) — кружковая форма работы.

Общее количество учебных часов образовательной деятельности в год — 34.

Режим проведения — 1 раз в неделю с сентября по май включительно.

Длительность ОД — 25 минут.

Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 5-6 лет, рассчитан как на детей с низким уровнем развития, так и одарённых, при этом темпы освоения программы будут разными.

Рабочая программа тесно связана с такими учебными дисциплинами, реализуемыми МАДОУ № 2, как «Развитие элементарных математических представлений», позволяющая углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, закрепить умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях, математической терминологии. Программа «Развивающие игры» дополняет рабочую программу факультатива «По дороге в школу», по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги по подготовке детей старшего возраста к школе.

Мониторинг развития познавательных процессов осуществляется 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).

Цель программы: повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школе через развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.

Развивающие:

2. Развивать внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

3. Воспитывать объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.

Календарно-тематический план работы с детьми 5-6 лет

Месяц

№ п/п

Тема

Цель

Количество

часов

Сентябрь

Первичная диагностика развития познавательных процессов

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 5-6 лет; корректировка содержания программы

4

Октябрь

1.

Блоки Дьенеша

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

1

2.

Игры Воскобовича. Развивающая игра

«Ларчик»

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами

1

3.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков

1

4.

Игры Воскобовича.

Развивающая игра «Прозрачный квадрат»

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость

1

Ноябрь

1.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков

1

2.

Лабирин. Развивающая игра «Лабиринты»

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости

1

3.

Игры Воскобовича. Развивающая игра

«Прозрачная цифра»

Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость»

1

4.

Головоломка «Колумбово яйцо»

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости

1

Декабрь

1.

Блоки Дьенеша

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

1

2.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядкового счета; развитие измерительных навыков

1

3-4.

Игры Воскобовича.

Развивающая игра «Геоконт»

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики; формирование символической функции сознания

2

Январь

1.

Игры Никитина.

Развивающая игра «Уголки»

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности

1

2.

Головоломка «Пифагор»

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости

1

Февраль

1.

Блоки Дьенеша

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

1

2.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков

1

3.

Лабиринты. Развивающая игра «Лабиринты»

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости

1

4.

Игры Воскобовича.

Развивающая игра «Чудо-крестики»

Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое»

1

Март

1.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков

1

2.

Развивающая игра «Логоформочки»

Развитие познавательных процессов; формирование понятий часть и целое; развитие координации движений; развитие мелкой моторики; развитие логики

1

3.

Дидактическая игра «Конструктор цифр»

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр

1

4.

Головоломки «Сфинкс»

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости

1

Апрель

1.

Блоки Дьенеша

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

1

2.

Развивающая игра «Кубики для всех»

Развитие познавательных процессов; развитие конструктивных комбинаторных способностей; развитие ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики; формирование символического и графического мышления

1

3.

Палочки Кюизенера

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков

1

4.

Игры Воскобовича.

Развивающая игра «Ларчик»

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами

1

Май

Итоговая диагностика развития познавательных процессов

Выявление динамики развития познавательных процессов у детей 5-6 лет; анализ деятельности за год

4

Итого

34

Читайте также:  Развитие ребенка с 2года игры

Требования к уровню подготовки воспитанников

Итогом реализации программы должно стать развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности; повышение уровня готовности к школе.

К концу года дошкольники овладевают возможностью:

  • анализировать;
  • сравнивать;
  • обобщать;
  • классифицировать;
  • осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
  • обдумывать и планировать свои действия;
  • аргументировать свои высказывания;
  • строить простейшие умозаключения;
  • рационально организовывать деятельность;
  • объективно относиться к себе;
  • работать в группе;
  • иметь положительную мотивацию к обучению в школе.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Д. Векслера, Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И. ребёнка

Возраст

Уровни развития познавательных процессов

Способность устанавливать причинно-следственные связи

Отношение к школе

Объём кратковременной памяти и внимания

Способность

к анализу,

синтезу

Способность к обобщению

Способность классифицировать и обобщать словесный материал

Развитие моторики руки

Перечень основных средств обучения

  • 1.Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийный экран.
  • 2.Мультимедийные презентации:
  • «Сложение. Детская игра»;
  • «Математика для детей»;
  • «Логика»;
  • «Развиваем логическое мышление»;
  • «Логика, счёт и геометрия» и т.д.
  • 3.Обучающие и развивающие компьютерные игры для детей 5-6 лет:
  • серия игр «Живая математика»;
  • серия игр «Математика для малышей»;
  • серия игр «Комбинаторика»;
  • серии игр «Размышлялки».
  • 4.Развивающие игры:
  • игры В.В. Воскобовича;
  • логические блоки Дьенеша (ЛБД);
  • цветные палочки Х. Кюизенера;
  • игры Б.П. Никитина;
  • лабиринты;
  • головоломки.

Список литературы

  • 1.Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т.М. Бондаренко. — Изд.: Воронеж, 2009 г. — 192 с.;
  • 2. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. — СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
  • 3.Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. — СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. — 43 с.;
  • 4.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.;
  • 5.Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. — Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. — 80 с.: ил.;
  • 6.Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. — 160 с.: ил.;
  • 7.Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. — СПб.: Детство – Пресс, 2004. — 79 с.: ил.;
  • 8.Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. — СПб.: Детство – Пресс: 2010. — 112 с.;
  • 9.Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. — СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. — 46 с.: ил.;
  • 10.Финкельштейн, Б.Б. «Страна блоков и палочек» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. — СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. — 24 с.: ил.;
  • 11.Финкельштейн, Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками Дьенеша [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. — СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. — 8 с.: ил.;
  • 12.Финкельштейн, Б.Б. Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Вместе весело играть» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. — СПб.: ООО «Корвет»:, 2015. — 12 с.: ил.
Читайте также:  Развитие 10 дневного ребенка

Источник