Развитие ребенка логопедическая картотека

Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Программы (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25741441)
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Конспекты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• ГОСы, практика, анализы занятий и прочее (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25700088)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).

******************************************************************************
Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) — для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083

1. Артикуляционная гимнастика (украшенная картотека).
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики (картотека).
Артикуляционная гимнастика 2 (украшенная картотека).
Артикуляционная гимнастика 3 (украшенная картотека).
Артикуляционная гимнастика на звуки (картотека).
Сказки о веселом язычке (подборка).
Сборник артикуляционных сказок (украшенная картотека)
Картинки для проведения артикуляционной гимнастики (картотека).
Артикуляционные упражнения (подборка).
Картотека артикуляционная гимнастика (картотека).

Продолжение — ниже…

Отредактировал администратор, 26 янв 2012 в 11:54.

2. Игры на речевое дыхание (подборка).
Игры на развитие речевого дыхание и мелкой моторики (подборка).
Дыхательно-голосовые упражнения (картотека).
Дыхательная гимнастика (украшенная картотека).
Дуем, дуем, задуваем — звуки улучшаем (украшенная картотека).
Развитие речевого дыхания (подборка)
Картотека дыхательная гимнастика (картотека).
Дыхательная гимнастика (картотека).
Игровые дыхательные упражнения (подборка)
Дыхательная гимнастика (подборка)

Отредактировал администратор, 11 фев 2012 в 16:21.

3. Артикуляционная гимнастика, автоматизация, дифференциация звуков — 2 файла (картотека).
Домашние задания по автоматизации, дифференциации звуков (картотека).
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (подборка).
Дифференциация звуков в чистогорках (украшенная картотека).
Постановка звуков (подборка).
Игры для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ (подборка).
Картотека автоматизации звуков (картотека).
Картотека игр и упражнений по автоматизации (картотека).
Игры для формирования правильного звукопроизношения (Селиверстов) (картотека).

4. Лексические темы (картотека).
Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам (подборка).
Формирование лексики и грамматического строя у детей с ОНР (картотека).
Животные и птицы (украшенная картотека).
Картинки по лексическим темам (картотека).
Картотека игр по формированию грамматического строя речи (картотека).
Лексико – грамматические упражнения (картотека).
Картотека игр на развитие словаря (картотека).
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей (картотека).
Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи (подборка).

Продолжение — ниже….

5. Дидактические игры (подборка).
Игры на развитие речи 5-6, 6-7 лет (картотека).
Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей (подборка).
Игры (подборка).
Игры на развитие внимания и памяти (подборка).
Игры с мячом на развитие речевых навыков (подборка).
Игры на внимание, память, наблюдательность и др. (картотека).
Игры для подготовки к чтению (картотека).
Игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения (картотека).
Хороводные игры (подборка).

Продолжение — ниже…

6. Скороговорки и чистоговорки (подборка).
Скороговорки (подборка).
Скороговорки для развития речи (украшенная картотека).

7. Загадки (подборка).
Загадки о фруктах (картотека).
Стихи и загадки о деревьях и кустарниках (картотека).
Загадки о травах и цветах (картотека).
Стихи и загадки о ягодах (картотека).
Загадки об овощах (картотека).
Загадки о рыбах, животных (подборка)

8. Логопедический массаж (картотека).
Комплекс упражнений с массажным мячом (украшенная картотека).
Точечный массаж (украшенная картотека).
Самомассаж языка (украшенная картотека).
Самомассаж (картотека).
Массаж (подборка).
Массаж 2 (подборка).
Логопедический массаж (подборка).

Отредактировал администратор, 19 фев 2012 в 11:10.

9. Ребусы (картотека).
Графические диктанты (картотека).
Мнемотаблицы (подборка).

10. Игры со словами и движениями, физминутки по возрастам и лексическим темам (подборка).
Подвижные игры для детей старшей группы (картотека).
Пальчиковые игры (украшенная картотека).
Картотека подвижных игр в младших группах (подборка).
Картотека Подвижных игр (картотека).
Физкультминутки (картотека).
Физкультминутки для самых маленьких (украшенная картотека).
Подвижные игры для детей младших групп (украшенная картотека)
Физминутки (подборка).
Картотека Подвижных игр (подборка).

Продолжение — ниже…

11. Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей (украшенная картотека).
Картотека эмоций (картотека).
Игры на развитие эмоциональной сферы (картотека).
Игры на снятие эмоционального напряжения (картотека).
Психогимнастика Чистяковой (картотека).
Игры и упражнения по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста (картотека).
Игры для снятия мышечного напряжения (подборка)
Социальный компонент (подборка)
Личностный компонент (подборка)
Игры для расслабления (детям 3-6 лет)

Продолжение — ниже…

12. Картотека картинок к трудным звукам (украшенная картотека).

Отредактировал администратор, 22 фев 2012 в 13:29.

13. Картотека упражнений по преодолению гиперсаливации (украшенная картотека).

14. Картотека наблюдений на прогулке (старшая и подготовительная группа) (подборка).
Картотека опытов с водой (картотека)
Картотека по развитию ребенка (картотека)
Картотека прогулок (подготовительная группа) (картотека)
Картотека прогулок (картотека)

15. Гимнастика для глаз (картотека)
Гимнастика для глаз (украшенная картотека).
Гимнастика для глаз 2 (украшенная картотека).
Гимнастика для глаз (подборка)
Упражнения для глаз (подборка)
Игры для глазок (для детей 3–6 лет) (подборка)

Отредактировал администратор, 11 фев 2012 в 16:24.

16. Картотека на речевые процессы (картотека)
Картотека на речевые процессы 2 (картотека)
Словесные игры для детей средней группы (подборка).
Развиваем речь Для детей от 3 до 4 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 4 до 5 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 5 до 6 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 6 до 7 лет (картотека)
Развитие речи (картотека)
Игры на развитие речи (подборка).
Упражнения для развития речи (картотека)

продолжение — ниже…

Отредактировал администратор, 27 фев 2012 в 12:30.

17. Игры на развитие голоса (картотека)

18. Картотека Математика (картотека)
Геометрические фигуры (картотека)
Картотека по математике (картотека)

Источник

Картотека логопедических игры

и упражнений

Развитие слухового внимания

«Просьба»

Цель: развитие слухового внимания, умение точно выполнять задание взрослого.

1. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба».

Просьба: подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклон головы вправо и влево.

Просьба: присядь.

Поставь руки ан пояс и попрыгай.

Остановись.

Просьба: руки на плечи.

2. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила своем мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус  и  опустилась на сиденье.

3. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Свинья летает.

Рыба бежит к морю.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

Соловей ловит медведя.

4. Реши загадки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка с отклонениями в развитии

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Мама младше дочки.

В холодильнике жарятся котлеты.

Мальчики играют в баскетбол.

Пингвин ударил леопарда своим рогом.

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш  бросил в ванну  ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?  

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

5. Из трех объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.

Глаз – нос – брови

Стол – полка – стул

Сковорода – блюдце – кастрюля

Слива – персик – груша

Простыня – пододеяльник – наволочка

Ночник – торшер – свеча

Автобус – троллейбус – трамвай

 Огурец – морковь – свеча

Юбка – брюки  — шорты

Коза – свинья – корова

Активизация словаря

  1. Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Больничный халат.

Ствол дерева.

Помидор.

Трава.

Цыпленок.

Бумага.

Баклажан.

Радуга.

Пример: радуга- картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

  1. Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно есть…

Можно гладить…

Можно варить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно разрезать…

Можно бросать…

Можно измерять…

  1. Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…
  • Каждый знает, что новым бывает…
  • Каждый знает, что легким бывает…
  • Каждый знает, что круглым бывает…
  • Каждый знает, огромным бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, глубоким бывает…
  • Каждый знает, полезным бывает…
  1. Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.

Не друг, а …                              Не мелкий, а …

Не рассвет, а…                          Не грустный, а …

Не холод, а …                            Не узкий, а …

Не сахар, а…                              Не знаменитый, а …

Не конец, а …                            Не уродливый, а …

Не верх, а …                              Не зажигать, а …

Не беда, а …                               Не ловить, а  

Не яма, а …                                 Не отнимать, а …

Не вход, а …                               Не придвигать, а …

Не шершавый, а …                     Не кричать, а …

Не высокий, а …                         Не кричать, а …

Не бедный, а…                            Не спрашивать, а …

Не сухой, а …                              Не ссориться, а …

Не пушистый, а …                      Не ломать, а …

Не длинный, а …                         Не ругать, а …

Не добрый, а …                           Не плакать, а …

  1. Помоги Незнайке закончить свою мысль.
  • Такой же пушистый,  как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Какой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый,  как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же глубокий,   как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же шустрый, как…
  • Такой же высокий, как…
  • Такой же ровный, как…
  • Такой же светлый, как…
  • Такой же гладкий, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…
  1. Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считай количество слов, загибая пальцы на руке.
  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я зная 5 крупных птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 мелких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 летающих насекомых…
  • Я знаю 5 животных севера…
  1. Перечисли 3-4 действия, характерных для обоих объектов.

Пример: трактор, строитель – тянет, тащит, шумит, двигается, разворачивается.

  • Девочка, кошка.
  • Трактор, строитель.
  • Телевизор, бабушка.
  • Пчела,  папа.
  • Оркестр, стая ворон.
  • Слон, пылесос.
  • Солнце, костер.
  1. Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с  указанной чертой характера. Отметь — положительное это качество или  отрицательное.
  • Смелость.                                              Послушание.
  • Капризность.                                        Чистоплотность.
  • Жадность.                                             Храбрость.
  • Честность.                                             Драчливость.
  • Аккуратность.                                       Замкнутость.
  • Леность.                                                Осторожность.
  • Хитрость.                                              Дружелюбие.
  • Доброжелательность                           Обидчивость                                                                            
  • Жизнерадостность.                              Трусость.
  • Сообразительность.                              Вежливость.
  • Уверенность в себе.                             Жестокость.
  • Общительностью                                  Трудолюбие.

9. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах. Пример: в траве живут —  кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и др.

  1. Нора.
  2. Сарай.
  3. Море.
  4. Гнездо.
  5. Пруд.
  6. Скворечник.
  7. Дупло.
  8. Река.
  9. Квартира.
  10. Клетка.
  11. Земля.
  12. Подвал.
  13. Лист дерева.
  1. Объясни. Называя  только слова-действия.
Читайте также:  Какова роль языка речи в развитии ребенка

Пример. Как открыть консервную банку?  Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.

  • Как открыть консервную банку.
  • Как пожарить яичницу.
  • Как сварить борщ.
  • Как собраться в школу.
  • Как вырастить большую яблоню.
  • Как сделать салат.
  • Как накрыть праздничный стол.
  • Как убрать комнату.
  • Как помыть окно.
  • Как поменять постельное белье.
  • Как заменить колесу у машины.
  • Как из салфетки сделать снежинку.
  1. Подробно  расскажи – что ты будешь делать, если:
  • У твоей бабушки заболело сердце;
  • Незнакомец входит с тобой в лифт;
  • Ты почувствовал запах  газа в доме;
  • Вечером в твоей квартире отключили электричество;
  • Сестренка поранила ногу на улице;
  • За тобой с лаем бежит  чужая собака;
  • В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;
  • Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
  • Ты нашел у подъезда больного котенка.

Развитие речевого внимания и памяти

  1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
  • Муравей.
  • Птица.
  • Слон.
  • Бегемот.
  • Булавка.
  • Комната.
  • Капля.
  • Божья коровка.
  • Дом.
  • Гусеница.
  • Муха.
  • Ванна.
  • Бассейн.
  • Пчела.
  • Монета.
  • Компьютер.
  • Кухня.
  • Мел.
  • Ластик.
  • Иголка.
  • Шкаф.
  • Пуговица.
  • Жук.
  • Конфета.
  • Дверь.
  • Кнопка.
  • Таракан.
  • Озеро.
  • Изюм.
  • Море.
  1. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
  • Картошка. Ложка. Окрошка.
  • Апельсин. Длин. Мандарин.
  • Конфета. Котлета. Ракета.
  • Миска. Сосиска. Ириска.
  • Банан. Диван. Барабан.
  • Пироги. Сапоги. Утюги.
  • Лимон. Вагон. Бульон.
  • Мед. Компот. Плот.
  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
  • Пирожок. Творожок. Горшок.
  • Солянка. Полянка. Склянка.
  • Булочка. Будочка. Дудочка.
  • Кабачок. Крючок. Бачок.
  • Ананас. Квас. Контрабас.
  • Салат. Халат. Мармелад.
  • Калач. Кулич. Циркач.
  • Торты. Шорты. Корты.
  • Пломбир. Кефир. Сыр.
  • Жакет. Букет. Пакет.
  • Суп. Зуб. Дуб.
  1. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни- из каких знакомых слов составлены их названия.
  • Огорбузы.
  • Помидыни.
  • Баклачок.
  • Укрушка.
  • Грумидоры.
  • Чеслук.
  • Слижовник.
  • Моркофель.
  • Вишбрикос.

Тренировка дикции

  1. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори четко, громко, не торопясь.
  • Вновь Агата едет куда-то.
  • К деду, Вика, подойди-ка.
  • В океане вода тиха иногда.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • Кабаны, кабаны, не попадите  в капканы.
  • Дали Петеньки пятак, не найдет его никак.
  • У дубка дубы, под дубком пеньки.
  • Этот дом с одним окном.
  • Фаина и Нина купили пианино?
  • Над мухой у деда вновь победа.
  • Этот хомяк копает так!
  • Темка, Темка, не ходи в потемках.
  1. Произнеси рифмовку  из п.1. так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.
  1. Произнеси рифмовки — трудно говорки* четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения. У тебя получатся скороговорки.

* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в состав. Напротив, все звуки в рифмовке легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.

  • Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
  • У Вани фантик, у Фани бантик.
  • От тополя до тополя много пуха по полю.
  • Пеликан – великан, не попади в капкан.
  • Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги-то оттопали.
  • На мели мы видели налима, а налим, видимо, глядел мимо.
  • По небу вата едет куда-то. Что-то ваты в небе многовато.
  • На фото Фома в фуфайке, а Фаина в кофтайке.

Список используемой литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Альбом дошкольника.
  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
  3. Цвынтарный В.А. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем.

Источник

Картотека логопедических игр для детей с ОНР

Игры систематизированы по коррекционной направленности.

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

1.ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.  Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ . Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ. Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.

7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).  Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.

8. ВОЛЧКИ.  Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА – СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?». Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.  В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.  Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

12. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Развитие артикуляционной моторики

Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.

Игры направленные на развитие и активацию словаря.

1. ДОБАВЬ СЛОВО

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

Читайте также:  Влияние народной игрушки на развитие ребенка раннего возраста

2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

3. ПРИЗНАКИ СЛОВ

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».

4. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

6. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

7. УМЕНЬШЕНИЕ

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол — …, и так далее».

8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

9. НАЙДИ СЛОВО

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.

Игры направленные на развитие грамматического строя речи.

 Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Игры и упражнения на словоизменение:

— учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

— употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру  игры «Ателье», «Кафе» и др.)

— правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).

— различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.(игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Алло, алло..» и др.).

Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

Образование названий детенышей животных

Образование названий профессий

Образование названий посуды

Образование однокоренных слов

В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

· суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;

· приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;

· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…».

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.

Игры направленные на развитие связной речи

Игра «Сочини предложение». Воспитатель  предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Словесная игра « Внимание! Розыск!» В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Предлоги». Предлагается картинка с  предлогом и нужно составить предложение с ним.

Игра «Кто с какими буквами дружит». На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик. Первый ребенок говорит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Другой  говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т.д.

Словесная игра « Придумай предложение со словами….» Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

Словесная игра «Сплетем венок из предложений». Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

Игра «Загадай и отгадай ». Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков»  слово. Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

Игра «Составь рассказ». Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и  предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

Игра «Магазин». С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Источник