Развитие ребенка лечение музыкой

![]() | Рейтинг Введение в музыкотерапию, ее значение для гармоничного развития детей, а также примеры игр |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Музыкальная терапия представляет собой древнейшую и наиболее развитую форму врачевания посредством искусства, ведь связь между музыкой и медициной восходит к истокам истории человечества.
Тадеуш Натансон (педагог и композитор, автор книг по музыкальной терапии) пишет, что уже древние египтяне, греки и римляне знали и ценили благоприятное воздействие музыки на функциональную активность человека, поэтому использовали ее во время целительных обрядов. В XVIII веке влияние музыки с большим интересом изучалось научными медицинскими дисциплинами (первой ею заинтересовалась психотерапия). А во время Второй мировой войны музыка была признана терапевтическим средством, что имело важное значение для ее распространения, в том числе и в образовательных заведениях.
Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Сегодня музыка используется не только во время музыкотерапии, но также и во время обучающих занятий, как метод всесторонней и многоаспектной стимуляции развития. Учитывая естественные потребности ребенка, она чаще всего принимает форму активной терапии. Благодаря общению с ней дети могут освободиться от запретов и забыть об ограничивающих их трудностях.
Психологи утверждают, что невербальные средства общения играют особую роль в отношениях с детьми, не имеющими еще сформированного понятийно-смыслового аппарата, каким обладают взрослые. Не трудно заметить, что именно движения и пение, которые являются выражением музыкальной экспрессии, составляют у детей элемент их естественной активности и благодаря этому находятся гораздо ближе к ребенку, позволяя ему «высказаться» и быть услышанным.
Музыкотерапия полезна как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями, причем в случае вторых акцент делается на реализацию дополнительных целей, совместимых с потребностями конкретного ребенка. Музыкотерапию с успехом используют специалисты и педагоги в лечении детей с церебральным параличом, аутизмом, с разного рода нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, а также у детей с нарушениями поведения или СДВГ, которых в наших детских садах и школах становится все больше и больше. Занятия музыкотерапией помогают в равной степени, как для успокоения чрезмерно агрессивного ребенка, так и для активации ребенка неуверенного в себе, застенчивого и боязливого. А значит, благодаря такому преображению можно устранить поведение, создающее проблемы в группе сверстников.
Также музыкальная терапия позволяет выявлять на самых ранних стадиях нарушения в области слухового или зрительного восприятия, моторики и зрительно-слуховой ориентации и устранять их благодаря применению соответствующих упражнений. Занятия музыкотерапией очень полезны в приобретении лучшей концентрации внимания, умения подчиняться определенным правилам и ждать своей очереди. Музыкальная терапия стимулирует развитие ребенка, помогает в формировании личности и лечении ее дисфункций; развивает память и наблюдательность. Она рекомендуется детям, которые испытывают трудности с латерализацией (левополушарной/правополушарной) и пространственной ориентацией.
Главная цель музыкально-терапевтической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:
- помощь в общем развитии;
- улучшение моторики;
- стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;
- стимулирующее действие на эстетическое развитие;
- творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;
- удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;
- поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;
- предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;
- снятие эмоционального напряжения;
- увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;
- разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;
- разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;
- успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;
- помощь в избавлении от стресса;
- устранение агрессии;
- межличностное общение.
Поскольку музыка воспринимается не только посредством органов слуха, она побуждает к действию весь организм. Элементы музыкального произведения, которые слышит человек, а именно ритм, динамику, гармонию, штрихи, окраску звука или мелодию, резонируют по всему телу, мозгу и сердцу. По мнению Жака-Далькроза (швейцарского композитора, создателя ритмики как области музыкального обучения), движение в такт с музыкой активизирует работу нервной системы ребенка, интенсифицирует деятельность головного мозга, гармонизирует психическую деятельность, стимулирует физическое и психическое развитие. Это происходит потому, что человек получает впечатления через всю нервно-мышечную систему. Жак-Далькроз считал, что стремление к гармонизации мозга и тела через движение имеет большое значение в реабилитации, а музыка является тем элементом, который непосредственно способствует такой гармонизации. Эмоции, сопровождающие общение с музыкой, не только являются интеллектуальными эмоциями, но и посредством чувств воздействуют и приводят в движение весь организм.
Существуют различные виды занятий музыкотерапией, которые можно использовать в детском саду или школе, а также во время игры с детьми дома. Вот некоторые из них:
- психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды с иллюстрацией песни с помощью звукоподражания и имитационных жестов, отображающих ее текст);
- речевые игры и инсценировки (для этого распределяются различные роли, связанные с содержанием песни, используя игрушки, кукол, марионетки и т. д.);
- артикуляционная гимнастика с помощью слов песни;
- слуховые упражнения (развивают чувствительность к тону, ритму, мелодии, темпу речи) — аудирование, имитация и повторение звуков, распознавание звуков;
- музыкально-ритмические упражнения и танцевальные импровизации (достижение соответствия движений с ритмом музыки, а также воспроизведение ритма конкретной песни или строки с помощью простых элементов, таких как притопы или хлопки в ладоши);
- соединение музыки с рисунком и мелкой моторикой (дети рисуют то, что представляют себе во время прослушивания композиции, а малышам предлагаются тематические раскраски);
- пассивная музыкотерапия — послеобеденный отдых под релаксационную музыку с мягким, приглушенным, басовым звучанием.
Музыка является универсальной силой, которая воздействует на человека комплексно, независимо от возраста, образования или социального статуса. Музыка сближает нас с энергией природы, которая еще не до конца познана нами! К тому же, она позволяет разблокировать эмоции без помощи врача или психотерапевта. В свою очередь, пение и танец на протяжении веков являются лучшей формой терапии, эффективно высвобождая в нас радостные и прекрасные стороны личности.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
2 оценок.
Развитие ребенка
12.05.2015
Источник
Таболина Надежда Павловна
Консультация «Музыкальная терапия в развитии ребенка»
Музыкальная терапия в развитии ребенка
Музыкальная терапия представляет собой древнейшую и наиболее развитую форму врачевания посредством искусства, ведь связь между музыкой и медициной восходит к истокам истории человечества.
Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Сегодня музыка используется не только во время музыкотерапии, но также и во время обучающих занятий, как метод всесторонней и многоаспектной стимуляции развития. Учитывая естественные потребности ребенка, она чаще всего принимает форму активной терапии. Благодаря общению с ней дети могут освободиться от запретов и забыть об ограничивающих их трудностях.
Музыкотерапия полезна как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями, причем в случае вторых акцент делается на реализацию дополнительных целей, совместимых с потребностями конкретного ребенка. Музыкотерапию с успехом используют специалисты и педагоги в лечении детей с церебральным параличом, аутизмом, с разного рода нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, а также у детей с нарушениями поведения или СДВГ, которых в наших детских садах и школах становится все больше и больше. Занятия музыкотерапией помогают в равной степени, как для успокоения чрезмерно агрессивного ребенка, так и для активации ребенка неуверенного в себе, застенчивого и боязливого. А значит, благодаря такому преображению можно устранить поведение, создающее проблемы в группе сверстников.
Также музыкальная терапия позволяет выявлять на самых ранних стадиях нарушения в области слухового или зрительного восприятия, моторики и зрительно-слуховой ориентации и устранять их благодаря применению соответствующих упражнений. Занятия музыкотерапией очень полезны в приобретении лучшей концентрации внимания, умения подчиняться определенным правилам и ждать своей очереди. Музыкальная терапия стимулирует развитие ребенка, помогает в формировании личности и лечении ее дисфункций; развивает память и наблюдательность. Она рекомендуется детям, которые испытывают трудности с латерализацией (левополушарной/правополушарной) и пространственной ориентацией.
Главная цель музыкально-терапевтическойдеятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:
• помощь в общем развитии;
• улучшение моторики;
• стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;
• стимулирующее действие на эстетическое развитие;
• творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;
• удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;
• поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;
• предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;
• снятие эмоционального напряжения;
• увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;
• разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;
• разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;
• успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;
• помощь в избавлении от стресса;
• устранение агрессии;
• межличностное общение.
Поскольку музыка воспринимается не только посредством органов слуха, она побуждает к действию весь организм. Элементы музыкального произведения, которые слышит человек, а именно ритм, динамику, гармонию, штрихи, окраску звука или мелодию, резонируют по всему телу, мозгу и сердцу. По мнению Жака-Далькроза (швейцарского композитора, создателя ритмики как области музыкального обучения, движение в такт с музыкой активизирует работу нервной системы ребенка, интенсифицирует деятельность головного мозга, гармонизирует психическую деятельность, стимулирует физическое и психическое развитие. Это происходит потому, что человек получает впечатления через всю нервно-мышечную систему. Жак-Далькроз считал, что стремление к гармонизации мозга и тела через движение имеет большое значение в реабилитации, а музыка является тем элементом, который непосредственно способствует такой гармонизации. Эмоции, сопровождающие общение с музыкой, не только являются интеллектуальными эмоциями, но и посредством чувств воздействуют и приводят в движение весь организм.
Существуют различные виды занятий музыкотерапией, которые можно использовать в детском саду или школе, а также во время игры с детьми дома.Вот некоторые из них:
• психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды с иллюстрацией песни с помощью звукоподражания и имитационных жестов, отображающих ее текст);
• речевые игры и инсценировки (для этого распределяются различные роли, связанные с содержанием песни, используя игрушки, кукол, марионетки и т. д.);
• артикуляционная гимнастика с помощью слов песни;
• слуховые упражнения (развивают чувствительность к тону, ритму, мелодии, темпу речи) — аудирование, имитация и повторение звуков, распознавание звуков;
• музыкально-ритмические упражнения и танцевальные импровизации (достижение соответствия движений с ритмом музыки, а также воспроизведение ритма конкретной песни или строки с помощью простых элементов, таких как притопы или хлопки в ладоши);
• соединение музыки с рисунком и мелкой моторикой (дети рисуют то, что представляют себе во время прослушивания композиции, а малышам предлагаются тематические раскраски);
• пассивная музыкотерапия — послеобеденный отдых под релаксационную музыку с мягким, приглушенным, басовым звучанием.
Музыка является универсальной силой, которая воздействует на человека комплексно, независимо от возраста, образования или социального статуса. Музыка сближает нас с энергией природы, которая еще не до конца познана нами! К тому же, она позволяет разблокировать эмоции без помощи врача или психотерапевта. В свою очередь, пение и танец на протяжении веков являются лучшей формой терапии, эффективно высвобождая в нас радостные и прекрасные стороны личности.
Источник
Виктория Боенко
Музыкотерапия. Как музыка может лечить ребенка
«Музыка – целитель здоровья».
В. М. Бехтерев.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
В. А. Сухомлинский
Музыка сопровождает человека всегда. С раннего детства ребенок слышит звуки музыки и растет, впитывая и пропуская их через себя, познавая гармонию и красоту. От того, какими будут эти звуки, зависит в дальнейшем его здоровье, культурное развитие.
Дети слышат разную музыку и дома, и на улице. Но именно в детском саду происходят чудесные встречи с волшебными звуками, со сказочной музыкой. А какая она, эта музыка, сопровождающая ребенка в течение дня: в режимных моментах, на занятиях, в играх?
Для современного ребенка- дошкольника эти вопросы очень важны? Потому что от этого, в первую очередь, зависит его психическое здоровье. Ученые уже давно доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. А недавние исследования в области воздействия музыки на человека открыли новые факты. Было выяснено, что громкость звука, превышающая 65 дБ,вредно действует на человека: приводит к повреждению тонких структур мозга человека.Для примера: реактивный самолет на старте выдает 95 дБ. Т. о. чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. Громкая ритмичная музыка снижает жизнедеятельность и защитные силы организма, замедляет рост и может даже привести к гибели. Это надо знать и родителям, и воспитателям!
Итак,первое и очень значимое: музыка должна иметь определенный уровень звучания и ни в коем случае не превышать его порог!
Второе и за ним третье: какая это музыка и какова цель ее звучания?
Музыка особенно воздействует на сферы жизнедеятельности человека. Именно музыка способна регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта, неуверенности, растерянности, страха, боязни, что так важно учитывать в работе с детьми в саду. Музыкальная терапия — достаточно эффективный метод лечения детских неврозов. Использование искусствотерапевтического подхода способствует формированию физического здоровья на основе духовного роста.И здесь происходит выполнение главной педагогической задачи: оказать ребенку помощь в познании себя и установлении взаимосвязи с окружающим миром. Происходит воспитание личности, которая воспринимает мир во всей полноте красок и звуков, которая ценит жизнь свою и других. Формируется высокий уровень социальной ответственности, воспитание высоких моральных принципов, позволяющих понимать мир и находить в нем свое место.
Такова цель искусствотерапевтической деятельности, основным методом которой является музыкотерапия. Но какая музыка лечит, а какая калечит? На этот счет есть четкие рекомендации, основанные на итогах исследований многих мировых ученых. Это своего рода музыкальная аптечка, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки. Для каждого режимного момента есть свои произведения. Их выбрали на основе исследований ученых. Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, приводя к снижению его заболеваемости. Музыка может использоваться и в реабилитации ребенка, развивая способность слышать себя, свой организм, понимать и даже анализировать свое состояние. А создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
Итак, музыкальная аптечка. Но прежде хочется отметить, что высокому развитию умственных способностей детей способствует музыка такого гениального композитора-классика, как Моцарт! А произведения Баха содействуют росту ребенка! Музыка этих композиторов должна быть в каждой музыкальной аптечке. Музыкой коммуникативного характера являются произведения Бетховена, Мендельсона, Шумана, Чайковского. Музыка регулирующего характера- Бранденбургские концерты Баха. При засыпании в тихий час можно слушать «Романс» Шостаковича из к/ф «Овод», музыку к повести «Метель» Свиридова, Хор пилигримов Вагнера, оду «К радости» Бетховена, сюиту Грига «Пер Гюнт». В моменты релаксации рекомендуется слушать «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана. Нормализует сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, концерт Баха для двух скрипок. Боли в спине поможет снять «Реквием» Форе. Головную боль и невроз снимет прослушивание полонеза Огиньского. Для сведения, от гастрита поможет «Соната № 7» Бетховена; для лечения коленных суставов концерт для виолончели с оркестром Дворжака; от гипертонии избавит Шопен, Барток, Бах; стабилизирует давление «Лебединое озеро» Чайковского и музыка Штрауса. Так же во время игр, например, рекомендуется включать детские песни в исполнении современных детских ансамблей или певцов. Но песни именно детские!
Такая музыка в современной жизни стала очень доступной благодаря развитым системам информации. Ее можно скачать бесплатно в сети Интернет.
Важно помнить, что правильный выбор зависит только от нас, взрослых. А от этого, в свою очередь, зависит воспитание и развитие маленького человека, жизнь которого доверена нам. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»,- так сказал композитор, основоположник русской музыки, М. Ф. Глинка. Давайте прислушаемся! Ведь мы, взрослые, создаем ту основу, на которой потом вырастет поколение.
И еще последнее.Древний мудрец сказал: «Если хочешь узнать, благополучны ли дела в правлении какой-либо страны, и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке»…
Источник