Развитие ребенка как развить дисциплину
Дата публикации: 09.08.2018
Дисциплина – это то, чему приходится учить каждого ребенка. И для того, чтобы окружающие не сошли с ума от его проделок, и для того, чтобы во взрослой жизни он умел трудолюбиво и усердно добиваться поставленных целей. Это один из тех аспектов воспитания, в которых необходимость найти «золотую середину» оказывается наиболее острой. Ведь как недостаток внимания, так и чрезмерное увлечение дисциплиной ребенка чреваты негативными последствиями. В этой статье мы расскажем вам, что нужно делать, чтобы найти этот важный баланс.
Четкость формулировок – лучший друг дисциплины
Для развития дисциплины у детей очень важно понимать, что те вещи, которые для вас очевидны и понятны, для них таковыми не являются. И это не значит, что они плохие, невоспитанные, невнимательные и так далее – это значит лишь, что они просто еще не усвоили в достаточной мере тот социальный опыт, который сделал бы эти вещи очевидными и для них. Поэтому одна из основных заповедей успешного формирования дисциплины у ребенка – это четкость, точность и конкретность. В практическом плане она выражается в следующих правилах:
- Любые правила необходимо обговаривать уверенно и однозначно, при возможности – объяснять, почему их необходимо соблюдать. «Не надо бросать игрушку на асфальт, потому что она может поломаться», «не надо пить воду из холодильника, потому что ты можешь заболеть», «не надо прыгать в чистой одежде по лужам, потому что она запачкается, и маме придется ее снова стирать» — вполне понятные и четкие правила. В отличие от «не веди себя как свинья», «не позорь меня», «все дети нормальные, а ты портишь все, к чему прикасаешься». Такие слова не просто занижают самооценку ребенка – они еще и оставляют его в недоумении, потому что он не понимает, что именно делает не так.
- Родители, бабушки, дедушки и другие люди, участвующие в воспитании ребенка, должны выработать общую систему взглядов на него. Потому что если один будет требовать от ребенка одного, другой – другого, третий – третьего, то никакой жизнеспособной системы норм, правил и полезных привычек у него не выработается. Все взрослые должны быть последовательны и концептуальны в своем стремлении приучить его к дисциплине.
- Не стоит пугать ребенка угрозами, которые не могут быть исполнены. «Оставайся здесь, а я уйду домой», «я больше никогда не буду покупать тебе одежду», «ты будешь сидеть дома все каникулы» — это слишком жестокие и неадекватные наказания, которые вы, с большой долей вероятности, не исполните (и правильно сделаете). Ребенок это обязательно заметит: то, что вы предъявили определенную угрозу, но повели себя вразрез с ней. Это войдет в диссонанс с его представлением о том, что ваши указания всегда разумны и логичны, и в следующий раз он уже подумает, прежде чем вас послушаться.
Характер родителей очень важен для укрепления характера ребенка
Еще одна группа правил, связанных с необходимостью приучить ребенка к дисциплине, имеет отношение непосредственно к родителям, их стойкости и силе воли. Не надо рассматривать малыша как своего противника, однако и не уважать себя, проявлять слабость и мягкотелость тоже не стоит. Вы должны оставаться верны своим убеждениям, несмотря на его капризы, или все потуги по развитию дисциплины пойдут прахом. Для этого не помешает помнить следующее:
- Исключений из правил быть не должно, или они должны быть минимальными, обоснованными и объясненными. Особенно, если ребенок еще достаточно маленький. С подростками уже можно обговаривать спорные ситуации и возможность где-то, в каких-то условиях немного поступиться своими принципами. Но дети в возрасте до 10-12 лет просто сядут вам на шею, если вы будете непоследовательны в своих поступках. Поэтому если вы говорите, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, то в присутствии ребенка вы ни в коем случае не должны перебегать ее на красный или даже на оранжевый. Если вы утверждаете, что есть всухомятку нельзя, то ребенок не должен увидеть вас на диване с бутербродом в руке.
- За проступком должно следовать наказание. Это значит, что, во-первых, вы не должны стушевываться или спускать все на тормозах, если ребенок осознанно идет наперекор установленной системе правил. Вы должны принять этот вызов и выдержать его, чего бы это вам ни стоило, или не сможете рассчитывать на авторитет в глазах своего чада. А во-вторых – не стоит игнорировать непослушание просто потому, что вам стало его жалко, или вам лень, или вы устали и вам хочется отдохнуть. Другое дело, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, но оно все же должно быть.
- Старайтесь контролировать свои эмоции. Это бывает очень сложно, и порой так хочется просто накричать на ребенка или треснуть его по пятой точке, но делать этого нельзя. Это неконструктивно и не приучит его к дисциплине – более того, заставит сомневаться в ее значимости. Если вы уж очень злы и рассержены, то можете это вербализировать. Лучше скажите ребенку о своем огорчении из-за совершения им какого-то поступка, чем наорите на него и смешайте его душевное равновесие и самооценку с грязью.
Любовь и грамотный подход к делу творят чудеса
Еще несколько правил касательно того, как научить ребенка дисциплине, связаны с любовью родителей и их готовностью/умением грамотно организовать его быт и досуг. Это следующие правила:
- Продумайте вместе с ребенком распорядок его дня и следите за тем, чтобы он ему следовал. Распорядок, конечно же, должен быть удобен, но вместе с тем полезен и эффективен. Когда малыш подрастет, вы также можете научить его планировать дела на несколько дней вперед, делать соответствующие записи в еженедельнике. А с подростком можно обсуждать и основы финансовой грамотности, включая рациональное распределение денег.
- Учите ребенка дисциплине не ради себя, а ради него. Вы должны всегда помнить, что хотите сделать его более дисциплинированным, чтобы ему было проще и комфортнее во взрослой жизни, чтобы он добивался поставленных целей, был здоров и счастлив. А не для того, чтобы он был удобным для вас.
- Никогда не забывайте про любовь. При всей важности проявлений характера и прохождения проверки детскими капризами родители всегда должны оставаться для ребенка теми, кто любит его, несмотря ни на что, и к кому он всегда может прийти за помощью. Не давайте ему усомниться в этом: ни словом, ни делом. Наказывая за какой-либо проступок, делайте акцент именно на этом проступке, а не на личности ребенка в целом.
- Активно используйте положительное подкрепление. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, очень чувствительны к похвале. Поэтому когда они делают что-то хорошо, вы должны это замечать, благодарить и хвалить их. И ни в коем случае не оставлять их успехи и старания, даже самые мелкие, без внимания и поощрения.
- При необходимости утешайте ребенка после того, как он понес наказание. Это чаще всего необходимо маленьким детям: даже вполне щадящее наказание может прилично выбить их из колеи. И если после него ребенок нуждается в успокоении и утешении, то родители должны ему их предоставить. При этом не будет лишним еще раз доступно объяснить, почему наказание имело место быть, и как нужно себя вести, чтобы больше подобное не повторялось.
- Делайте что-нибудь вместе с ребенком, или просите его о помощи. В глубине души все дети, во-первых, любят чувствовать себя нужными и полезными для старших, а во-вторых – способны быстро учиться, когда перед глазами есть живой пример. Поэтому вы вполне можете выполнять какие-то задачи, например, по дому, вместе, и показывать ребенку, как делать их качественно и аккуратно. Чтобы приучить его к порядку и дисциплине, можно позволять ему делать что-то самостоятельно, но лишь то, для чего у него достаточно знаний, умений и навыков.
Итак, привить ребенку дисциплину можно, причем вовсе не обязательно делать это со скандалами и истериками. Конечно, случаи, когда вам придется хорошенько напрячь свою нервную систему, неизбежно будут. Но вы можете выходить из них с пользой и для вас, и для ребенка, если будете следовать приведенным выше советам.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.
Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.
1. Позитивная дисциплина
Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.
2. Руководство ребенка
Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.
И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».
3. Дисциплина на основе награды
Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.
Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.
Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).
4. Периоды охлаждения
Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.
Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.
Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.
В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.
5. Установка правил и границ
Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.
6. Научите их естественным и логическим последствиям
Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.
Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.
Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.
Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).
7. Бережная дисциплина (перенаправление)
Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.
Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.
8. Тренировка эмоций
Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.
Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»
Коучинг эмоций имеет пять шагов:
- Знание своих собственных эмоций.
- Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
- Слушать ребенка.
- Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
- Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.
Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.
9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках
Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.
Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.
10. Обеспечить альтернативой
Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.
Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.
Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.
Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.
11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения
Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.
Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.
12. Лишить привилегий
Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.
Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.
13. Ведение переговоров
Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.
Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.
Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.
Источник