Развитие ребенка как предмет научного исследования
РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Возраст (по определению Д. Б. Эльконина) – это относительно замкнутый период,
значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития.
В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям:
социальная ситуация развития;
ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.
Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется
сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются
кризисами возрастного развития.
Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает
воспитание.
Педагогическая периодизация:
1. Младенчество (1 год жизни).
2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
младший дошкольный возраст (3-4 года);
средний дошкольный возраст (4-5 лет);
старший дошкольный возраст (5-6 лет).
4. Младший школьный возраст (7-10 лет).
5. Средний школьный возраст (10-15 лет).
6. Старший школьный возраст (15-18 лет).
Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который
обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.
Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического развития детей.
Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» (М. Ю. Кистяковская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина и др.).
Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физического и
психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной
координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление
первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное
развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения –
эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я»,
появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Эти особенности определяют содержание и условия педагогической работы.
Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми.
Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве
с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную
активность.
Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование
зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание,
понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям;
развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые
действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная.
Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности
общения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина,
К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.).
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой
деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.
Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития
по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно
созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо
проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается
подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4– 4,5 ч); организм лучше
приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными
жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи
взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и
символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию
со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность
(«Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность
в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»),
что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление
к достижению результата своей деятельности.
Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая
самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами
этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное
действие, чувство гордости за свои успехи и достижения.
При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая
функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил.
Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только
в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания
неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений.
Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я»;
потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах,
в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок,
которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут
привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Таким образом, становление
«образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.
Дошкольный возраст (3–7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности –
появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания.
В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических
способностей ребенка.
Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник,
как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера; самоценность периода
определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности
ребенка; это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры,
общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление
начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере,
в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т.е.
отвечает его интересам и потребностям; неповторимые особенности физического,
социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания
и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для
эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним;
важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются
произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому
мышлению, складывание личного самосознания ребенка.
Формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Период дошкольного детства делится на несколько этапов, и это деление различно в разных образовательных программах. В программе «Истоки» выделены два этапа:
младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)
и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира,
а законодателем норм и правил поведения.
Отличительные особенности младшего дошкольного возраста: возникает интерес и
желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры,
режим дня, совершенствовать движения); происходит дальнейший рост и
развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность;
движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер; увеличивается
работоспособность; совершенствуются основные виды движений, но
физические качества пока развиты слабо; отмечается слабость волевых
регуляций, усилий по преодолению трудностей; большая роль принадлежит
компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы
ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и
знания о мире; наиболее интенсивно развивается память, однако она еще
носит непроизвольный характер; ребенок начинает использовать символические
представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому
средству – речи.
Символическая функция – качественно новое достижение в умственном развитии
ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего
плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных,
вещественных): ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;
ребенок – реалист, для него реально все, что существует; ребенку свойствен
эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения; способность к целеполаганию находится еще в стадии становления; наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия; ребенок начинает понимать «язык чувств», экспрессию (выражение радости, печали и т.п.); способен сдерживать непосредственные ситуативные желания
«Я хочу»; он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся
регулятором поведения и общения; возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей; ребенок становится более самостоятельным,
инициативным.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается
уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка
успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.
Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов
(А. Н. Леонтьев). Формируется их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На
этой основе формируется воля и произвольность.
Отличительные особенности старшего дошкольного возраста: возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства), соблюдение норм, правил становится одним из важнейших
критериев оценки людей; формируется «внутренняя позиция»
(С. Г. Якобсон, М. И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя
с литературными героями, сверстниками, при этом внутренняя общность делает
возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому (Е. О. Смирнова); самосознание сочетается с самопознанием
собственной индивидуальности, самоценности; преобладает оценочное,
объектное отношение к себе и другим, что порождает постоянное самоутверждение,
демонстрацию своих достоинств, их аргументирование и может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе
, застенчивость, агрессивность).
Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития. Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.
Задача педагогов заключается в том, чтобы способствовать возникновению реальной
общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности.
Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет нередко называют
возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом
смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы).
Развивается кризис 7-ми лет. Существуют доказательства того, что кризис помолодел
и нередко наступает в 6,5 лет.
Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с
окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние
, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо.
Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: связь между внутренней (переживаниями) и внешней
(поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта
– ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле. В детском саду и семье ребенок
может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое
нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду,
они спорят по поводу одежды, начинают подражать взрослым.
Все это говорит о том, что ребенок хочет занять позицию взрослого. Если у 7-летнего ребенка при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно
развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, направленное не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).
Во время кризиса на первый план выступает игра с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает
формироваться ориентация на идеальный предмет – норму.
Разрушается старая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок становится
учеником, а ведущая деятельность – учебной.
Педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка этого возраста развиты следующие качества (по Л. А. Венгеру): степень соответствия действий с
условиями поставленной задачи (действие в дидактически заданном направлении);
наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи
(как умственные, так и практические); уровень самостоятельности; тщательность
выполнения задачи; внимание и воспроизведение существенных особенностей
(предметов, явлений и т.д.) или наоборот – внешних форм; общественные особенности поведения и характер обращения к взрослому.
Источник
Наталья Зинова
Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
1. Закономерности развития детей раннего возраста
На современном этапе развития общества хотелось бы обратить особое внимание на развитие детей раннего периода развития детей. Во многие дошкольные учреждения ребенок поступает в возрасте 2-3 года. К этому времени он должен иметь определенные навыки. В соответствии с ФГОС ДО ребенка к 3 годам жизни:
— интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
— стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
— владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Хотелось бы обратить внимание на этот период развития не только педагогов дошкольных учреждений, но и родителей, главная роль которых в воспитании ребенка не оспорима.
У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т. к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.
Ведущими достижениями раннего детства являются следующие:
— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное, возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Таким образом,основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:
— становление продуктивного целеполагания;
— развитие речевого общения;
— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.
Придя в детский сад, ребенок сразу попадает в многочисленное детское общество. Л. Н. Галигузова, длительное время изучавшая общение детей раннего возраста, установила, что на третьем году жизни у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту и именно «объекту». Взрослый еще остается более привлекательным для ребенка чем сверстник. Заняться общим делом детям еще трудно. Зато они наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать.
Ребенок входит в мир отношений, он неопытен, очень доверчив. Наша задача помочь ему усвоить основы поведения в этом обществе, заботиться о нем, создать бодрое жизнерадостное настроение.
С целью выполнения данной задачи в нашем дошкольном учреждении созданы условия для адаптации и развития детей первой младшей группы.
Основным и самым успешным фактором адаптации ребенка к дошкольному учреждению является установление контакта между ребенком и педагогом. Во время адаптации в группах раннего возраста работает не только воспитатель, но и педагог – психолог. Для улучшения адаптации организуются консультации с педагогами и родителями.
В группах раннего возраста создается развивающая среда, соответствующая требованиям комфортности и безопасности, способствующая вхождению ребенка в новые для него условия. В нашем дошкольном учреждении игровое оборудование подбиралось с целью пробуждения интереса ребенка к действиям с предметами, удовлетворению познавательной потребности, исследовательским действиям, инициирования взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство удобно для малышей, дает им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой подгруппе.
Важна в адаптационный период и роль родителей, которые должны понимать, что процесс привыкания к детскому саду должен быть постепенный, чтобы нервная система ребенка оставалась сохранной. Родители должны давать положительную установку на пребывание в группе («Тебя очень ждут ребят и воспитатель», «Вы будете играть в интересные игры» и др.). Поинтересуйтесь жизнью ребенка в детском саду («С кем ты сегодня подружился?», «Какая игрушка тебе понравилась?»).
При работе с детьми раннего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам, что дает возможность воспитателю учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы в течении года может изменяться. Физиологические и психические особенности определяют содержание и методы воспитания. В процессе работы с детьми учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка.
2. Закономерности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.
Основной тенденцией дошкольного возраста является стремление ребенка быть похожим на взрослых. Сами взрослые далеко не всегда принимают такую позицию ребенка, ограничивая его права в манипулировании различными предметами из домашнего обихода. Это не всегда оправдано, поскольку, подражая взрослым, дошкольник приобщается к общественно полезному труду и обретает самостоятельность.
Детская потребность во всем походить на взрослых проявляется также в сюжетно-ролевых играх — наиболее сложном виде деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому, когда вы просите своего ребенка что-то сделать, а он занят игрой, поинтересуйтесь, во что он играет. В ходе игр дети часто проигрывают ситуации и роли из реальной жизни. Возможно, игра принесет вашему ребенку больше пользы.
Важная особенность развития детей дошкольного возраста — это роль сверстников. У дошкольников формируются достаточно устойчивые симпатии, их интересует любая совместная деятельность. Общение со сверстниками как с равными себе — это хорошая возможность познать самого себя.
К специфическим продуктивным (изобразительным) видам деятельности дошкольника можно отнести рисование, аппликацию, конструирование и лепка. Каждый раз их результатом становится какой-то продукт, который отражает детские впечатления и жизненный опыт. В процессе создания поделки у ребенка развивается моторика, внимание, память, воображение и другие познавательные навыки.
Особенность развития детей дошкольного возраста — это появление элементов учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность проявляется в умении дошкольника слышать и слушать взрослых, следовать их советам, действовать по определенным образцам и правилам. Работа ребенка заключается в выполнении различных поручений взрослых, детский интерес к которым они должны всячески поощрять. От критики лучше воздержаться — важно поддерживать желание дошкольника трудиться и направлять его стремление правильное русло.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят также в познавательной сфере детей. Образное мышление помогает им, основываясь на непосредственных впечатлениях, устанавливать связи между предметами. Формируются навыки учебной деятельности — они помогут в будущей школьной жизни. Однако умение читать, считать и писать не гарантирует успеха в школе. Важно, чтобы будущий первоклассник в день первого звонка не только нашел зрелость в физическом и социальном отношении, но также достиг соответствующего уровня эмоционально-волевой и интеллектуального развития.
Обучение потребует от ребенка владения элементарными понятиями и определенного запаса знаний о окружающем мире. Кроме того, ребенок должен научиться дифференцировать и обобщать явления и предметы, владеть мыслительными операциями, осуществлять самоконтроль и планирования.
В дошкольном возрасте важно сформировать положительное отношение ребенка к обучению. Для этого нужно развивать способность регулировать свое поведение и проявлять волю при выполнении определенных задач. Это должен быть не просто естественный интерес. Речь идет о формировании глубинной мотивации, благодаря которой ваш ребенок будет сам стремиться овладевать школьными знаниями.
Заключение
Таким образом,в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой.
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Список литературы
1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М., 1988.
2. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г. М. Ляминой. — М., 1976. — 239 с.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. — М., 1980.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб. 1997. — 224 с.
5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др. ]. — М., 1988. — 415 с.
6.Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др. ]. — М., 1988. — Ч 1. — 256 с.
7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М., 2000. — 416 с.
Источник