Развитие ребенка это в анатомии

Развитие ребенка это в анатомии thumbnail

В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда он начинает интересоваться строением собственного тела. Для него это также естественно, как изучать строение Солнечной системы или разбирать заводную машинку, чтобы посмотреть, что там внутри. Заметив, что ребенок много внимания уделяет анатомии человека, родители должны всеми силами помочь крохе получить ответы на волнующие вопросы. MedAboutMe поделится со своими читателями, почему ребенку важно познакомиться с анатомией, и как это лучше сделать, какие пособия предложить.

Почему детям важно изучать анатомию?

Почему детям важно изучать анатомию?

Помимо удовлетворения простого любопытства, изучение строения собственного тела оказывает следующие положительные моменты:

  • Ребенок осознает важность соблюдения личной гигиены и учится это делать.
  • Малышу становится понятным, что такое здоровый образ жизни, и почему к этому нужно стремиться.
  • Ребенок учится правильно питаться, чтобы вырасти крепким и здоровым.
  • Он начинает разбираться, что такое болезни и отчего они возникают.
  • Малыш знакомится с «хорошими» и «плохими» микроорганизмами, которые живут внутри человека и могут вызывать заболевания.
  • Ребенку становится понятной работа врачей и важность различных методов диагностики в медицине.
  • Он узнает, как действуют лекарства, и почему нужно выполнять предписания докторов.

Когда уже пора?

Когда уже пора?

На самом деле, с азами анатомии малыш знакомится еще на первом году жизни. Это происходит во время купания, одевания, массажа и гимнастики, развивающих занятий, когда мама или папа прикасаются к нему, ласково гладят и целуют, комментируя свои действия и упоминая части тела. Так, к году кроха уже знает, где у него ручки и ножки, покажет глазик у мамы и высунет язычок по просьбе взрослого.

На втором-третьем году жизни по мере развития кругозора малыша и становления речи углубляются и знания о человеческом теле. В частности, ребенок уже хорошо знает функции некоторых частей тела: зубами он жует, ногами бегает и прыгает, ушами слушает, носом нюхает и т. д.

В этом возрасте ребенок, как правило, неоднократно переболевает острыми респираторными или кишечными инфекциями, успевает «заработать» несколько синяков, шишек или ранок. Он испытывает в связи с этим новые ощущения в организме: чувство жара или озноба, головная боль, неприятные ощущения в животе, кашель и насморк, вид собственной крови из ранки. Малышу еще трудно выразить свое состояние, поэтому родители должны помогать ему: успокаивать, объяснять простыми словами происходящее и обязательно говорить, что все пройдет. В этом же периоде происходит не очень приятная встреча с лекарствами и другими лечебными процедурами. Чаще приходится посещать врачей, сдавать анализы, проходить различные обследования.

С трех до пяти лет большинство детей начинают задавать родителям вопросы об устройстве собственного тела. Особенно волнуют следующие вопросы: что же находится в животе и в голове, куда попадает еда, когда ее проглотили, как появляются дети, зачем человек дышит и почему он ложится спать.

Некоторые вопросы детей ставят родителей в тупик. Особенно, если он сами затрудняются с ответом. У значительной доли взрослого населения крайне смутные представления об анатомии и даже о расположении органов в теле человека. А для чего нужны, к примеру, надпочечники, селезенка и лимфатические узлы, знают вообще единицы.

Многие родители отмечают, что начав изучать строение собственного тела вместе с ребенком, они сами узнают много интересного и нового, начинают по-другому относиться к своему организму и стремятся сохранить свое здоровье.

Детские книги по анатомии

Здорово, если домашней детской библиотеке найдется хорошая энциклопедия с ответами на самые частые вопросы любознательных малышей. В них обычно есть разделы о Вселенной и нашей планете, о флоре и фауне, исторических событиях, технике и даже по анатомии человека. Несколько страниц повествуют о том, что такое скелет и внутренние органы, как они функционируют, откуда берутся дети и др. Для дошкольников обычно хватает этой краткой информации для получения общих представлений о теле человека.

Младшим школьникам, вероятно, захочется узнать все поподробнее, и это очень хорошо. Проще всего обратиться к книгам по анатомии, которые созданы специально для детей. Яркие картинки (желательно не мультяшные), качественные фотографии, крупный шрифт, отсутствие сложных терминов, преобладание иллюстраций над текстом ─ вот то, на что стоит обратить внимание при выборе подобной книги. Если ребенок сочтет книги по анатомии страшными и неприятными, можно отложить их на будущее.

Читайте также:  Развитие ребенка до 3 лет с нарушением зрения

MedAboutMe предлагает вашему вниманию перечень интересных книг по детской анатомии, хорошо зарекомендовавших себя как среди детей, так и среди их родителей:

Алехо Родригес-Вида «Тело человека. Нескучная анатомия»Алехо Родригес-Вида «Тело человека. Нескучная анатомия». 

Книга для младших школьников, рассказывает о строении человеческого тела и о физиологии, дает ответы на распространенные вопросы «почемучек», захватывает интересными фактами, содержит словарик.

Цена около 800 рублей.

Ганьон, Мерсеро: Атлас анатомии человекаГаньон, Мерсеро «Атлас анатомии человека с перекидными прозрачными постерами»

Атлас будет доступен детям, начиная со старшего дошкольного возраста. Содержит подробные схемы по анатомии, большие постеры и даже многоразовые наклейки для игры.

Цена около 600 рублей.

Винченцо Гуиди «Детский атлас анатомии»

Книга для младших школьников с подробными иллюстрациями, доступным текстом и ответами на сложные вопросы.

Цена около 450 рублей.

Развивающие пособия и интерактивные игрушки

Развивающие пособия и интерактивные игрушки

Некоторые дети мечтают стать докторами, когда станут взрослыми. Особенно часто это встречается в семьях, где уже есть медицинские работники. Они живо интересуется анатомией и другими вопросами медицинского характера. Чтобы развлечь юного доктора, можно приобрести для ребенка развивающие и интерактивные игрушки, которые не только обучают малыша, но и позволяют попрактиковаться в будущей профессии.

MedAboutMe рекомендует для вас наиболее популярные детские игры по анатомии и основам медицинских знаний:

  • Игрушка «Говорящая анатомия» из серии «Пирамида открытий». 

Представляет собой говорящий плакат, который рассказывает о человеческом организме, строении и работе основных систем тела человека. Больше всего подойдет для дошкольников. Цена около 2000 рублей.

  • Ричард Уолкер: 3D-пазл «Собери тело человека». 

В игру входит книга с красочными картинками о строении человеческого тела и игрушка 3D-пазл (скелет и внутренние органы). Для младших школьников. Цена около 1500 рублей.

  • Дышите — не дышите! (8 экспериментов). Французские опыты МиМ Bondibon. 

Игровой набор, который содержит в себе макеты тела человека и строения зуба. С его помощью можно провести несколько увлекательных экспериментов, чтобы лучше понять, как работает человеческий организм. Ребенок узнает, как бьется сердце, работают легкие, как устроен зуб, что такое ДНК и другое. Цена около 1500 рублей.

  • Игровой набор Play-Doh Мистер Зубастик. 

В набор входит модель полости рта, баночки с пластилином и инструментами дантиста. Малыш сможет перевоплотиться в стоматолога, самостоятельно поставить пациенту несколько пломб и даже установить брекет-систему. Цена около 1500 рублей.

Сами с усами

Сами с усами

Те игры, которые родители придумали и сделали своими руками вместе с детьми, особенно ценны. Помимо получения новых знаний малыш весело проведет время с мамой, папой или другими членами семьи. Чтобы разнообразить скучный дождливый день и провести время с пользой, можно вместе заняться изучением анатомии. Каждый родитель может выбрать что-то из предлагаемого нами списка или придумать что-то свое, не менее интересное:

  • «Анатомический плакат». 

На обратной стороне ненужного куска обоев нарисовать контур человеческого тела (обвести кого-то из членов семьи в положении лежа). После этого нарисовать на отдельном листе бумаги макеты внутренних органов в натуральную величину и раскрасить. Можно использовать цветную бумаг или картон. Затем расположить органы на нарисованном теле в правильном месте, попутно рассказывая, за что каждый орган отвечает. Интересно, если будут участвовать все члены семьи и соревноваться в своих познаниях.

  • Викторина «Наше тело». 

Пусть все члены семьи придумают по несколько вопросов о человеческом организме. Знания можно почерпнуть в соответствующих книгах. Затем всем предстоит ответить на вопросы друг друга и определить победителя.

  • «На что похоже?» 

Обойти вместе с ребенком дом и пофантазировать на тему того, какие предметы в доме схожи с теми или иными органами. Например: компьютер похож на мозг, он хранит в себе очень много информации и раздает команды; кастрюлю можно сравнить с желудком; электрические провода имеют общие черты с нервами; шланг легко сравнить с кишечником или кровеносными сосудами; работа фильтра для воды отражает функции почек; воронка напоминает мочевой пузырь и мочеиспускательный канал; воздушный шарик имеет общие черты с легкими и др.

  • Игра в «доктора». 

Примерно с трехлетнего возраста ребенок начинает играть в ролевые игры. Очень популярна игра в доктора, когда малыш лечит своих медвежат, кукол или спящего папу. В продаже сейчас изобилие детских наборов с медицинскими инструментами. Можно сделать игру более интересной, если дополнить его медицинский набор настоящими бинтами, ватой, медицинскими масками и шприцами без игл. Игра будет еще занятней, если сшить ребенку медицинский халатик и закрепить бэйджик на груди с его именем.

Читайте также:  Общение ребенка со взрослыми и детское развитие

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник

Çíà÷åíèå âîçðàñòíîé àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè äëÿ ïåäàãîãèêè, ïñèõîëîãèè, ìåäèöèíû, ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ

Êóðñ âîçðàñòíîé àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè ðàñêðûâàåò ïåðåä ïåäàãîãàìè è âîñïèòàòåëÿìè îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ñðîêè. Çíà÷åíèå ýòèõ çàêîíîìåðíîñòåé ÿâëÿåòñÿ áàçèñîì äëÿ èçó÷åíèÿ êóðñà îáùåé è ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè è êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêè.

Âîçðàñòíàÿ àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ äàþò îñíîâàíèå ïîçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ, âîñïèòàòåëåé è ïåäàãîãîâ ñ ôèçèîëîãè÷åñêèìè è ãèãèåíè÷åñêèìè îñíîâàìè îðãàíèçàöèè ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà â äåòñêîì ñàäó èëè â øêîëå. Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè, ôîðìèðóåò ó ó÷èòåëÿ è âîñïèòàòåëÿ íàó÷íûé ïîäõîä ê âîñïèòàíèþ äåòåé. Ýòî äåëàåò âîçðàñòíóþ ôèçèîëîãèþ åñòåñòâåííîíàó÷íîé îñíîâîé âñåé ñèñòåìû ïåäàãîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ.

Âàæíóþ ðîëü âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ èãðàåò äëÿ ìåäèöèíû è ãèãèåíû. Äëÿ ñîõðàíåíèÿ çäîðîâüÿ ðåáåíêà íåîáõîäèìà ïðàâèëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ òðóäà è îòäûõà. ×òîáû ïîíÿòü èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â îðãàíèçìå ðåáåíêà ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ, ëå÷èòü åãî, à â äàëüíåéøåì âîñïèòûâàòü è îáó÷àòü, íåîáõîäèìî çíàíèå îñîáåííîñòåé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà ðåáåíêà â óñëîâèÿõ ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû.

Äàííûìè âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè ïîëüçóþòñÿ ïðè ðàçðàáîòêå ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ òðåáîâàíèé ê îðãàíèçàöèè ðåæèìà äíÿ, íåîáõîäèìîãî äëÿ çäîðîâüÿ ðåáåíêà, ïëàíèðîâêå ïîìåùåíèÿ è îñâåùåííîñòè, ðàñïîëîæåíèÿ ïëîùàäè äëÿ äåòñêèõ çàíÿòèé, èãð è ñíà, ïðîãóëîê è ôèçêóëüòóðíûõ çàíÿòèé.

Èçâåñòíî, ÷òî çäîðîâüå íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ñ äåòñêîãî âîçðàñòà. Ïîýòîìó ïåäàãîãè äîëæíû áûòü çíàêîìû ñ îñíîâàìè àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè ÷åëîâåêà, ÷òîáû ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàòü ðåæèìòðóäàè îòäûõà, çàêàëèâàíèå è äîñòàòî÷íîå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà è ïîäðîñòêà, ïîääåðæèâàòü ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû.

Ïî îïðåäåëåíèþ Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (ÂÎÇ), «Çäîðîâüå – ýòî åñòåñòâåííîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, õàðàêòåðèçóþùååñÿ åãî óðàâíîâåøåííîñòüþ ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è îòñóòñòâèåì êàêèõ-ëèáî áîëåçíåííûõ ñîñòîÿíèé». Äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà óðàâíîâåøåííîñòü ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé îçíà÷àåò âîçìîæíîñòü ïîñåùàòü äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ è îâëàäåâàòü óìåíèÿìè è íàâûêàìè, ïðåäóñìîòðåííûìè äëÿ èõ âîçðàñòà ïðîãðàììîé äåÿòåëüíîñòè äåòñêîãî ñàäà.

Ïðè êîìïëåêñíîé îöåíêå ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ Èíñòèòóò ãèãèåíû äåòåé è ïîäðîñòêîâ ÀÌÍ ÐÔ ðåêîìåíäóåò èñïîëüçîâàòü 4 êðèòåðèÿ:

1) íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå â ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé;

2) óðîâåíü ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îñíîâíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà;

3) ñòåïåíü ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà íà íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ âîçäåéñòâèÿ;

4) óðîâåíü äîñòèãíóòîãî ôèçè÷åñêîãî è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñòåïåíü åãî ãàðìîíè÷íîñòè.

Ó÷èòûâàÿ, ÷òî îðãàíèçì ðåáåíêà íàõîäèòñÿ â ïðîöåññå ïîñòîÿííîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ, ýòîò ôàêòîð èìååò îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå. Î ñîñòîÿíèè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñóäÿò íà îñíîâàíèè ñîâîêóïíîñòè âñåõ èññëåäóåìûõ ïðèçíàêîâ (ìîðôîëîãè÷åñêèõ, ôóíêöèîíàëüíûõ, ñîìàòîñêîïè÷åñêèõ).

Êîìïëåêñíàÿ îöåíêà ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ êàæäîãî ðåáåíêà íåîáõîäèìà äëÿ îïðåäåëåíèÿ åãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ è îòíåñåíèÿ ê îïðåäåëåííîé ãðóïïå ñ öåëüþ îðãàíèçàöèè íåîáõîäèìûõ óñëîâèé ôèçè÷åñêîãî, ìîòîðíîãî, ïñèõè÷åñêîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ïðåäëîæåííîé ñõåìîé äåòè, â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:

1. Çäîðîâûå äåòè, ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèåì è íîðìàëüíûì óðîâíåì ôóíêöèé.

2. Çäîðîâûå, íî èìåþùèå ôóíêöèîíàëüíûå è íåêîòîðûå ìîðôîëîãè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ, à òàêæå ñíèæåííóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê îñòðûì è õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì. Ñþäà îòíîñÿòñÿ ÷àñòî áîëåþùèå äåòè (4 ðàçà â ãîä è áîëåå), äåòè, ïåðåíåñøèå èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, äåòè ñ ìàëûì âåñîì è îáùåé çàäåðæêîé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ áåç ýíäîêðèííîé ïàòîëîãèè. Äåòè, îòíåñåííûå ê ýòîé ãðóïïå, êàê ïðàâèëî, íóæäàþòñÿ â îçäîðîâèòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèÿõ, ò. ê. ôóíêöèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè (çàùèòíûå ðåàêöèè) ó íèõ ñíèæåíû. Ïðè îòñóòñòâèè ñâîåâðåìåííîãî âðà÷åáíîãî êîíòðîëÿ è àäåêâàòíûõ ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûõ îòêëîíåíèÿ ìîãóò ïåðåéòè â áîëåçíü.

3. Äåòè, áîëüíûå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè â ñîñòîÿíèè êîìïåíñàöèè, ñ ñîõðàííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà.

4. Äåòè, áîëüíûå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè â ñîñòîÿíèè ñóáêîìïåíñàöèè ñî ñíèæåííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè.

5. Äåòè, áîëüíûå õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè â ñîñòîÿíèè äåêîìïåíñàöèè, ñî çíà÷èòåëüíî ñíèæåííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè îðãàíèçìà. Ýòè äåòè ÷àñòî íå ïîñåùàþò äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ îáùåãî ïðîôèëÿ è ìàññîâûìè îñìîòðàìè íå îõâà÷åíû. Îíè íàáëþäàþòñÿ ñïåöèàëèñòàìè â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ (îáó÷àþòñÿ íàäîìíî) èëè ïðåáûâàþò â ñïåöèàëèçèðîâàííûõ äèñïàíñåðàõ (ñòàöèîíàðàõ).

Çíà÷åíèå ãðóïï ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî çíàòü ìåäèöèíñêèì ðàáîòíèêàì äëÿ ïðîâåäåíèÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé (äîïîëíèòåëüíûõ îñìîòðîâ, âàêöèíàöèè, ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé), ïåäàãîãàì è âîñïèòàòåëÿì – äëÿ îðãàíèçàöèè ðåæèìà äíÿ, íåîáõîäèìîãî áèîðèòìà (÷åðåäîâàíèÿ òðóäà è îòäûõà), ñîçäàíèÿ áëàãîïîëó÷íîé îáñòàíîâêè â äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè, ïîääåðæàíèÿ ëå÷åáíûõ è ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ óñëîâèé.

Читайте также:  Дневник развития ребенка распечатать

Òàêèì îáðàçîì, âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ è ìîðôîëîãèÿ ÷åëîâåêà ñëóæàò åñòåñòâåííîíàó÷íîé îñíîâîé ñïåöèàëüíîé ïåäàãîãèêè, ïîçâîëÿþò ïðîäóêòèâíî ïîäîéòè ê ðàçðàáîòêå âîïðîñîâ ãèãèåíû âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà äåòåé ðàííåãî, äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì â óñëîâèÿõ ïðåáûâàíèÿ ðåáåíêà â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì èëè è, òåì áîëåå, â ñïåöèàëüíîì (êîððåêöèîííîì) ó÷ðåæäåíèè.

Источник

Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)

Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.

Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (14–15 ìåñ), êëûêè (18–19 ìåñ) è êîðåííûå (20–24 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.

Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.

Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.

Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè — òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.

Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå — â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.

Источник