Развитие ребенка до рождения сенсорное развитие плода
Что делает, видит, слышит и чувствует малыш, находясь долгие 9 месяцев у мамы в животике. Развитие плода по неделям.
Самые первые ощущения появляются у плода уже в 6–7 недель. Уловить состояние ребенка на столь раннем сроке, понять, что он чувствует и воспринимает, практически невозможно, так как он еще не дает никакой обратной реакции и не может сообщить маме, что ему нравится, а что – нет. Но в 6 недель у плода уже заложены основные отделы головного мозга, которые называются мозговыми пузырьками, и начинают формироваться нервные клетки.
Посмотрим, как идет развитие плода, его органов чувств, как у него совершенствуется способность воспринимать окружающую среду.
Всегда в движении
6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.
Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца — это нормальное состояние.
Все потрогать
7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, ас 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.
Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».
Секреты вкуса
9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.
Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.
Мир звуков
14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.
Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.
Вижу свет!
25 недель У ребенка начинают работать органы зрения. Конечно, в матке у мамы не так много информации для развития зрения, но и этого малышу оказывается вполне достаточно. Доказано, что у плода уже есть светоощущение. Так, солнечный свет он видит в приглушенных оранжевых тонах и реагирует на рассеянные лучи положительно, а от прямых – прячется, жмурит глазки.
Еще до рождения ребенку нравится солнечный свет, он может различать его, даже если на маме надета легкая одежда. Поэтому в теплую погоду необходимо обязательно бывать на свежем воздухе (это, кстати, будет и хорошей профилактикой рахита). Но не нужно слишком долго подвергать ребенка воздействию солнечного света, так как это утомляет и перевозбуждает.
Общение до рождения
Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.
После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.
Слушаем музыку
Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.
После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.
Источник
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недепьный зародыш совершит хватательное движение, при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок — музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
См. также
Психические процессы у детей
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Волевая готовность к школьному обучению
- Восприятие и память у младенцев
- Двигательная активность ребенка
- Лепет ребенка
- Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи
- Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности
- Первые преднамеренные звуки
- Переключение внимания ребенка
- Психологическая сущность фантазии
- … и другое
Развитие ребенка
- Варианты развития детей (перед школой)
- Влияние конфликтов на развитие ребенка
- Влияние образования на формирование личности
- Влияние семьи на становление личности
- Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
- Воспитание и потребность достижения
- Детская ложь
- До и после трех
- Закаливание
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).
То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.
Формирование анализаторов
Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.
Развитие зрения
В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.
Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.
Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих — в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.
Слуховое развитие
Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.
Слух малыша формируется постепенно:
- До одного месяца реакция на звук отсутствует.
- С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
- В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
- Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.
К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.
Осязание
Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.
До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.
Моторика
До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.
С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.
Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.
В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.
В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.
В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.
Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.
Восприятие детей раннего возраста
Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:
- Температурные понятия — холодное и горячее.
- Величина предмета (большой, маленький, средний).
- Девять цветов спектра.
- Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
- Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
- Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
- Звуки родной речи.
В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.
Какие занятия полезны
До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.
Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.
Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.
С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.
Развитие сенсорики у детей-дошкольников
В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.
Развитие сенсорики в младшем возрасте
В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.
До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.
Средний дошкольный возраст
С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.
Сенсорика старших дошкольников
В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).
Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.
Нарушение сенсорного развития
При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.
Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:
- Травмы головы и спины.
- Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
- Патологии во время беременности и родов.
- Недоношенность детей.
- Половые инфекции родителей.
Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.
При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики
Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:
Заболевание | Сенсорные нарушения |
Детский церебральный паралич. Парезы | При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму. |
Умственная отсталость | Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики. |
Аутизм (РАС) | Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение. |
Глухота, слепота. | Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием. |
Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.
Как улучшить восприятие
Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.
Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.
Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.
Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.
Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи — он должен угадать, что съел.
Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.
Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.
Фото: Рexels, Depositphotos
Источник