Развитие ребенка до года с помощью рисования
ГОУ ЦРР детский сад № 000 ЮОУО г. Москвы
«Грудничковое рисование»
(с 6 мес. до 1 года)
Цели и задачи:
Используя пальчиковые краски в столь раннем возрасте (от 6 мес. до 1 года), не надо стремиться научить младенца рисовать в прямом смысле этого слова. Это довольно прагматичная цель, которая может себя и не оправдать, ведь осваивать технику рисования ребенок будет гораздо позже. А пока просто даем малышу возможность возиться с красками
· Детям это очень нравится возиться с красками, и их хорошее приподнятое настроение – уже достаточный успех любого занятия.
· Рисование таким «ручным» способом способствует развитию у ребенка познавательных психических процессов. А это значит, что у ребенка будут лучше развиваться и речь, и память, и мышление.
· В процессе рисования пальчиками и ладошками задействовано зрение и осязание, следовательно – развиваются зрительное восприятие (восприятие цвета, формы и пространства) и тактильные ощущения (ощущения густоты и консистенции краски кончиками пальцев и т. д.).
· Кроме того, во время рисования пальчиковыми красками активно развивается мелкая моторика, совершенствуются точные движения пальцев и кисти руки.
· Во время рисования пальчиковыми красками дети чаще всего задействуют обе руки. Не стоит их ограничивать в этом. Ведь одновременная работа обоих рук осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, и отсюда тот скачок в развитии, который сразу виден и родителям и воспитателям, использующим рисование пальчиками и ладошками в игре с грудничками.
· Работа с красками формирует у малыша художественный вкус, развивает у него эстетические качества, учит наблюдать и сравнивать.
Чтобы восприятие было более объемным и полным, а ощущения — острее, можно связать рисование с музыкой – включить Баха, Бетховена, Моцарта в специальной аранжировке для детей.
Материалы для грудничкового рисования:
Используем специальные пальчиковые краски: «Гамма» (Россия) и импортные «SES», «JOVI» и др., бумага формата А-3 (можно и А-4). Эти краски безопасны и нетоксичны, даже при попадании в рот малыша (что очень часто происходит во время рисования). В домашних условиях рекомендуем родителям использовать большие листы (например куски старых обоев). Для занятий в детском саду ребенку понадобится клеенчатый фартук с рукавами (продаются в «IKEA»), чтобы защитить одежду.
Как проводить занятия:
Ребенок сидит на руках у мамы, краски лучше помещать на плоскую поверхность (блюдце или пластмассовая крышка от акварельных красок), так ребенку легче брать краску. Перед началом рисования показываем ребенку предмет определенного цвета и называем его, затем показываем краску такого же цвета и опять называем цвет. На первом занятии даем один цвет и знакомим с краской как изобразительным материалом. Для этого сначала рисует мама, а потом окунаем пальчики ребенка в краску и даем ему возможность почувствовать консистенцию краски, рассмотреть свои пальчики. Рисовать даем двумя руками. Ребенку на первых занятиях надо показывать как можно размазывать краску по листу. Со временем он сам будет манипулировать с краской и бумагой. Постепенно на занятиях увеличиваем количество цветов (до 4-х основных красный, синий, зеленый,
желтый; белый даем для рисования на цветном фоне). Но всегда остается правило — соотносим цвет предмета и краски, несколько раз повторяя.
Предоставляем возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом ( краской) хорошо чтобы мама рисовала одновременно с ребенком ( !!! только на отдельном листе). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.
У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, чваканье при сжимании краски в ладошке. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот, объясняйте предназначение краски (рисовать, а не кушать).
С ростом ребенка меняется техника рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, приходят на смену активному размазыванию, вызывающие еще больший восторг. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна – результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.
Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, для того, чтобы оценить, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент.
Занятия в детском саду проводятся раз в неделю. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего 2 — 3 минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать бумагу и краски – сигнал к завершению занятия.
Примерное перспективное планирование
Возраст | Содержание работы | Формы работы |
Работа с детьми | ||
6- 9 месяцев | «Игры с красками» — рисование ладошкой и пальцами. Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики. Содержание занятий: Знакомство с краской – как изобразительным материалом, бумагой. Свободное размазывание краски по бумаге ладонью или пальцами. Ребенок находится на коленях у матери и она поощряет манипуляции ребенка с краской. Знакомство с цветом на ассоциативном уровне. Занятия индивидуальные. | Игровые занятия |
9-12 месяцев | «Игры с красками» — рисование ладошкой и пальцами. Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики, развитие «пассивной речи» ребенка. Содержание занятий: Первое занятие – свободная манипуляция с красками. Затем на каждом занятии знакомимся с цветом на ассоциативном уровне – желтое солнышко и желтая краска, синий мячик и синяя краска и т. д. Ребенок сначала находится на коленях у матери, а затем его можно посадить на отдельный стульчик, мама рядом. Занятия сначала индивидуальные, а затем возможно в группе 2 — 3 ребенка с мамами. Ближе к году дети с интересом наблюдают друг за другом и менее активные начинают подражать более уверенным «художникам». | Игровые занятия |
Примерная тематика занятий.
Занятие 1: «Знакомство с краской» – как изобразительным материалом, бумагой. Свободное размазывание краски по бумаге ладонью или пальцами.
Занятие 2: «Следы на бумаге».
П. с.: Вызывать у ребенка интерес к манипулированию краской. Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Занятие 3 : «Желтые листочки»
П. с.: Развитие цветовосприятия. Вызывать у ребенка интерес к манипулированию краской.
Занятие 4: «Желтое солнышко».
П. с.: Развитие цветовосприятия. Вызывать у ребенка интерес к манипулированию краской.
Занятие 5: — «Твоя ладошка, моя ладошка»
П. С: Сотворчество мамы и ребенка. Мамина ладошка оставляет большой след, а ребенка – маленький.
Занятие 6: — » Зеленый крокодил»
П. С.: Знакомство с зеленым цветом.
Занятие 7: – «Зеленая лужайка»
П. С.: Знакомство с зеленым цветом – цветом травы. Заполнить лист красочными пятнами зеленого цвета.
Занятие 8: — «Синий мячик»
П. С.: Знакомство с синим цветом, заполнить лист красочными пятнами синего цвета.
Занятие 9: — «Белые облака плывут по небу»
П. С.: Белый цвет – знакомство. Нарисовать на синем фоне пятна белой краской.
Занятие 10: – «Красные цветы»
П. С.: Знакомство с красным цветом; нарисовать пятна красного цвета на зеленом фоне.
Занятие 11: – «Красный мячик спрятался в синем сундучке»
П. С.: Даем ребенку сразу два цвета. Сначала игровой момент — прячем красный мячик в синий сундучок. Показываем ребенку сундучок — называем цвет, открываем сундучок — достаем красный мячик.
Занятие 12: — «Вот какая погремушка»
П. С.: Даем сразу три цвета.
В дальнейшем занятия строятся все больше на самостоятельном выборе красок детьми ( даем 3 — 4 цвета) и без предварительного показа предметов, но продолжаем называть цвета красок.
Диагностика детей раннего возраста по рисованию
(6 месяцев — 1 год)
(рисование пальчиками)
Преподаватель: ____________________________
За период:_________________________________
Ф. И.ребенка | возраст | Отношение матери к творческой работе ребенка | Отношение ребенка к данному виду деятельности | Степень заполнения листа | Количество используемых красок | Время рисования |
Диагностику проводим раз в 3 месяца.
Занятия по рисованию
с детьми раннего возраста (6 – 9 мес. и 9 – 12 мес.)
с использованием рамок-трафаретов.
«Подарок папе»
Цель занятий:
Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Материалы к занятию: Специальные пальчиковые краски (синяя и зеленая), белые листы бумаги А4, рамки-трафареты «Кораблик» на каждого ребенка.
Ход занятия: Показываем ребенку игрушку кораблик (однотонный, пластмассовый), называем цвет, повторяем несколько раз, затем показываем аналогичного цвета краску (небольшое количество краски кладем на пластмассовую белую палитру – для этих целей очень хорошо подходят крышки от коробок с акварельными красками) и опять называем цвет. Затем предлагаем ребенку оставить на белой бумаге следы краски – сначала преподаватель показывает, как можно потрогать краску и при этом говорит, что краска такого-то цвета, потом если сам ребенок не потянется за краской, то мама помогает ребенку потрогать краску и оставить следы на бумаге. Когда рисунок будет закончен, накладываем на него трафарет «Кораблик».
«Подарок маме»
Цель занятий:
Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Материалы к занятию: Специальные пальчиковые краски (красная и желтая или красная и зеленая), белые листы бумаги А4, рамки-трафареты «Цветы» на каждого ребенка, искусственные цветы желтого и красного цвета на зеленом стебельке и с зелеными листьями.
Ход занятия: Аналогично занятию «Подарок папе». Главное называть цвета и соотносить цвет предмета и краски.
«Новогодняя открытка»
Цель занятий:
Исследовательская деятельность ребенка, общение ребенка со взрослым, психоэмоциональное развитие, развитие цветовосприятия, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Материалы к занятию: Специальные пальчиковые краски (зеленая, синяя и желтая, красная) белые листы бумаги А4, рамки-трафареты «Елочка» на каждого ребенка.
Ход занятия: Дать возможность ребенку самому определиться в цветовых предпочтениях – для этого на палитру выкладываем краску нескольких цветов, называет их. Затем ребенок сам определяет понравившуюся краску или рисует всеми цветами красок.
Составила
Источник
В большинстве случаев знакомство малыша с этим процессом начинается в детском саду. И тогда выясняется, что не у всех детей получается рисовать, да и не всем это интересно. Родители таких деток думают, что для их ребенка рисование — пустая трата времени, а краски с кисточками убираются в дальний ящик.
Скорее всего такие детки не были знакомы с этим видом творчества в возрасте до одного года, ведь многие родители не считают нужным учить свое чадо рисовать раньше, чем он научится стоять и разговаривать.
По мнению специалистов, привить желание и развивать способности к рисованию должны родители, когда их малышу нет еще и года. Ваш кроха пальчиком ковыряет в каше, размазывает ее по столу и смотрит, что из этого получилось… он уже готов творить, готов рисовать.
Как только новорожденный ребенок появляется в доме, заботливые родители окружают его любовью и лаской. И много радости маме с папой приносит то, что их дитя делает впервые. Первый раз перевернулся, сел, первый самостоятельный шаг и т.д. Наступает момент, когда родители решают познакомить ребенка с красками и бумагой. И вот малыш с удовольствием начинает творить везде, до куда дотягивается его рука.
Знакомая картина: не успела мама отвернуться, а дитя уже разрисовал полстены в спальне. В такой ситуации большинство родителей по неопытности ругают свое чадо, показывают, что рисовать надо только в определенном месте и при определенных условиях (строго за столом, строго карандашами и только на листочке). Думая, что делают правильно, родители тем самым отбивают у малыша желание творить и способствуют формированию неуверенности в себе.
В возрасте до 1 года основным инструментом для рисования у малыша будут его руки: пальчики, ладонь, а иногда и локти!
Начинать рисовать с ребенком до одного года стоит тогда, когда малыш уже может сидеть. В более раннем возрасте ваш ребенок физически не будет готов к этой процедуре. Но привить интерес у новорожденного к рисованию можно с рождения. Достаточно того чтобы ваш ребенок наблюдал за тем как рисуете вы. Таким образом, с младенчества вы познакомите его с этим видом творчества.
Для детей грудничкового возраста важен и интересен не результат, а сам процесс рисования. Что может быть приятнее, чем потрогать краску пальчиками, размазать ее по поверхности. Все малыши это любят, поэтому рисовать с ребенком до одного года вам не составит труда.
- Начинать заниматься с малышом удобно в ванной, дабы не нервничать по поводу испорченных стен, пола и мебели.
- Кроху можно не одевать и тогда одежда малышу прослужит дольше.
- Если планируете рисовать в комнате, то организуйте пространство и время таким образом, чтобы не приходилось бегать за тряпкой и оставлять вашего малыша без присмотра.
- Не бойтесь давать грудничку кисточку, но подберите ее такого размера, чтобы ребенок уверено и удобно держал ее в руке. Кисть не должна быть слишком маленькая или слишком большая. Причем кисточками могут быть абсолютно разные предметы. Это и половинка какого-либо овоща, и губка для мытья посуды, и листик с дерева. Любой предмет, который может сделать процесс рисования увлекательным и заинтересует вашего малыша.
Не забывайте о том, что маленькому ребенку сложно рисовать в ограниченном пространстве. Поэтому лучше заранее запастись несколькими ватманами или рулонами старых обоев. Достаточно любой большой поверхности, которую не жалко будет использовать для рисования. Да и поверхность, на которой будет творить ваш малыш не обязательно должна быть именно бумажной. Пробовать рисовать можно и на воздушном шарике, и на лоскуте ткани, и на деревянных заготовках или пластмассовых игрушках.
И сама краска может быть различной. Не обязательно использовать специальную пальчиковую краску для детей. В ход можно пустить различные пюре, варенья, мелкие крупы. Главное чтобы такая краска была съедобной. Это очень актуально для деток до года, потому что малыши стараются все попробовать.
Рисование с ребенком до одного года — это творческий процесс и ограничивать его может только ваша фантазия. Грудной ребенок — это открытая книга. Малыш с удовольствием будет увлекаться тем, что вы ему предложите. Экспериментируйте вместе и получайте удовольствие от совместного творчества.
Как рисовать с детьми от 1 года до 3 лет
Источник
Каждая Мама задумывается как лучше и правильнее развивать своего ребёнка. Есть много методик, можно заниматься по любой которая вам нравится, и в каждой есть такой пункт как рисование.
-Давайте разберём для чего это нужно?
-Так как же начать рисовать с маленьким ребёнком, который ещё не умеет держать в ручках кисточку или карандаш?
-Чем лучше рисовать?
Специалисты считают, что чем раньше ребёнок начнёт заниматься рисованием, тем более развитым он вырастет, даже если рисование не его стезя. Пальчиковые краски нужно использовать с 7-8 месяцев. В этот период пальчики начинают слушаться своих хозяев. Рисование пальчиковыми красками это первый шаг на пути к рисованию кисточкой или фломастерами. Кроме того при использовании пальчиковых красок ребёнок развивает и тактильную чувствительность ( ощущения соприкосновения с материалом и предметами). Занятия рисованием пальцами помогает обучить ребёнка различать цвета. Это также отличный способ повысить интеллект на раннем этапе развития личности ребёнка. Творчество повышает самооценку ребёнка, развивает воображение и мышление.
Педиатры и психологи считают, что это очень полезное занятие, развивающее многие навыки.
— малыш узнает что есть разные текстуры ( краски, бумага, вода) и разные поверхности на которых можно рисовать ( бумага, кафель, Плитка, ванна, плёнка, фольга)
⁃ размазывая краску, малыш сам себе делает массаж ладошек.
⁃ Экспериментирует, случайно смешав два цвета краски, получить новый цвет.
⁃ Рисуя Развивает мелкую моторику, а это влияет на развитие речи.
⁃ У ребёнка появляются творческие способности, которые в дальнейшем способствуют его развитию.
⁃ Малыш учиться логически мыслить: почему краска капает, и что будет если поставить кляксу.
⁃ Ребёнок становится более усидчивым и ответственным.
Как же начать рисовать с маленьким ребёнком, который ещё не умеет держать в ручках кисточку или карандаш?
Специалисты рекомендуют начинать рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски — это необычное средство для творчества, призванное утолить жажду к яркому и прекрасному. Маленький ребёнок конечно же не может держать в руках кисточку или фломастер, поэтому можно рисовать непосредственно руками и пальчиками. Конечно же не стоит ждать от малыша каких либо шедевров, даже если вы покажете как рисовать домик или цветочек, ребёнок не сможет пока это повторить. Для детей такого возраста важна яркая абстракция, и просто размазать яркую краску хаотически это уже шедевр!
Чем же рисовать, какие краски лучше выбрать?
Есть несколько вариантов: краски можно приобрести в детском магазине или сделать дома самим. Главное что бы они были безопасны для вашего малыша. Покупать в магазине нужно специальные пальчиковые краски для малышей. Так же многие производители пишут возрастные ограничения +1 или +3. И многие пишут, что теоретически краски съедобные, и даже если малыш их попробует на вкус, ничего в этом страшного. Так же есть много безопасных рецептов как приготовить краски дома. Главное, что бы рецепт не содержал вредных веществ, способных проникать в организм через кожу, т.к. руки ребёнка не защищены. Рисовать красками можно и нужно начинать с раннего возраста, польза от этого колоссальная. А родители помогут в процессе рисования довести размытый замысел ребенка до определенного логического завершения, попутно показывая ему, как можно создать осмысленный шедевр.
Существует несколько техник рисования красками пальчикового типа, доступных для каждого, для просмотра нужно перейти по ссылке.
Рисуем пальчиками с малышом!
Рисуем ладошками!
Пальчиковые краски готовим дома сами!
Понравилось? Подпишись! Если тема интересна – поставь лайк!
Источник