Развитие ребенка дифференциация звуков
Ольга Хусяинова
Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работать по дифференциации звуковследует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.
Дифференциация смешиваемых звуковвключает в себя два этапа:
1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками
2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Первый этап. Необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний.Проводить работу нужно по следующему плану:
1). Уточнять артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Пр.: следует следить за тем как произносится звук и одновременно уточнять правильную артикуляцию звука. Благодаря тактильным ощущениям нужно уточнить, какая воздушная струю образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок. Например, при произнесении звука [б] губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский (использовать речевой профиль). При помощи тактильных ощущений уточняется работа голосовых складок (они колеблются, в результате образуется голос). Детям дается слуховой образ звука [б]- он сравнивается с громким, звонким звуком, напоминающим удар палочки о барабан. Слуховой образ подкрепляется зрительным восприятием картинки- символа с рисунком барабана.
2). Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Пр.: когда логопед будет произносить слоги с нужным звуком и без него, дети должны будут, услышав нужный звук — хлопнуть в ладоши («Кто внимательней?»)
3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр.: Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам.
4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
5). Выделять слова с данным звуком из предложения, текста.
По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.
На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.
Очень важно дифференцировать фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав. Дифференцировать звукиследует в следующей последовательности: Б — П, Д — Т, Г — К, З — С, Ж — Ш, С — Ш, З — Ж, Ц — С, Ч — Т, Ч — Щ.
Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования,основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)
.
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.
С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов. Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п]я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.
На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.
Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.
Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.
Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.
Источник
Стр. 3
II.1. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи
II.1.1 Узнавание и различение неречевых звуков
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “Что делает Петрушка?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д. ). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
11.1.2 Различение правильно и дефектно произнесенного звука
На протяжении работы по данному направлению у детей с ЗПР воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников с ЗПР слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:
1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.
2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:
а) дефект произношения отличен от собственного;
б) дефект произношения аналогичен собственному.
3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:
а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
в) звуков во фразах.
Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.
В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения.
“Недовольный Саша”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.
11.1.3 Различение близких по звуковому составу слов
В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений
“Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук. жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).
“Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
“Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
“Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали… (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
Что скатали мы зимой…? Что построили с тобой…? На крючок в реке попал…? Может все, хоть ростом мал…?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам — все расставить по местам:
Что стащил игривый кот…? Детям мамочка плетет…? С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед…?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток
и т.д.
11.1.4. Дифференциация слогов
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений
серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Примеры упражнений и игр
Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па | па-ка—та |
ка-на-па | га-ба-да |
фа-ха-ка | ма-на-ва |
ба-да-га | ка-ва-ха |
и т.д. |
Аналогично — с гласными у, о, ы;
Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба | та-да |
по-бо | ка-га |
пу-бу | фа-ва |
са-за | шу-жу |
и т.д. |
па-ба-па | та-да-та | ва-фа-ва |
по-бо-по | да-та-да | фа-ва-фа |
пу-бу-пу | ка-га-ка | са-за—са |
пы-бы-пы | га-ка-га | зу-су-су |
и т.д. |
|
Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя | по-пё | пу-пю | пы—пи |
ма-мя | мо-мё | му-мю | мы-ми |
ва-вя | во-вё | ву-вю | вы-ви |
та-тя | то-тё | ту-тю | ты-ти |
и т.д. |
|
|
Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:
па-тпа | на-пна | ка-фка | фа—тфа |
та-пта | на-фна | ка-тка | ка-пка |
та~фта | ма-кма | на-кна | та-кта |
и т.д. |
|
|
Аналогично — с другими гласными звуками.
Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д. | тма-тмо-тму—тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну—пны |
Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:
пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. | кта-тка фка-кфа гда-дга | фта—тфа хта-тха вба-бва |
Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
11.1.5. Дифференциация звуков
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
Примеры игр и упражнений
“Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
“Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).
“Различай и повторяй”. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:
“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.
“Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грач-ей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
11.1.6. Формирование фонематического анализа и синтеза
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
1) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
2) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
3) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
4) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
5) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный (согласный ) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Источник