Развитие ребенка через знакомство с литературой
Ольга Яковлева
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)
«Читая авторов,
которые хорошо пишут,
привыкают хорошо говорить».
(Вольтер)
В данном детском саду работаю чуть больше года. Чередую свою работу на двух группах. Начинала со средней и старшей группы. Сейчас мои детки подросли, и соответственно средние стали старшими, а старшие подготовительными.Меня встретили разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые.И интересы их были однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, телевидение, видеопродукция, компьютер. Поэтому моя роль, как педагога, состояла в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.
Так как книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому целью своей работы определила развитие речи и творчества детей при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
В группах пополнила предметно-развивающую среду в книжной зоне, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей;
театральную зону обновила разными видами театра: изготовила настольную ширму с героями разных сказок;
для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей обновила маски для обыгрывания сказок, потешек.
Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас такие как «Путешествие», «Кто и где спрятался»;
совершенствующие звуковую культуру речи —«Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит? «, «Слушаем звуки улицы»;
развивающие связную речь, память, мышление, воображение у детей («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Цирк», «Животные и их детеныши«, «Поэты» и др.) .
Дополнила копилку выразительных средств языка (стихи, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, крылатые выражения, скороговорки);
подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
В группе у нас работает «Книжуина больница», в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.
Знакомя детей с художественной литературой,использую следующие формы:
— беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
— придумывание однокоренных слов;
— использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
— пересказ сказки по ролям.
— чтение народных сказок в соответствии с данным возрастом, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц, моделей, инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учу детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствую диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.
— провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
— в играх-драматизациях – упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
— провожу игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок и др.);
— игры со счётными палочками «Изобрази героев сказки».
— беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;
— дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками).
Для развития речи детей, провожу работу с родителями:это консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»; личные беседы.
В группах действует передвижная выставка дидактических игр для речевого развития детей. А чтобы повысить интерес к художественной литературе, вызвать интерес к поэзии, создаю подборки стихов по временам года, к праздничным датам, весёлые стишки, которые заучиваем в свободное время. Что повлияло на повышение речи, знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. Заметила изменения в поведении, общении друг с другом, со взрослыми.
Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.
Тесно работаем с домом творчества, посещаем музей.
Данные формы работы помогают научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Вывод: Для обогащения и совершенствования детской речи стараюсь создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать
жизненный литературный опыт детей.
Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.
Источник
Наталья Фалалеева
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрастедети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?», «Слушаем звуки улицы», развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши«, «Поэты» и др.).
Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагательные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
• Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
В группе у нас работает детская организация «Книжные защитники», в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают детям других групп. Мною разработано и проведено занятие «Путь создания книги», на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Созданные детьми книжки — малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.
Знакомя детей с художественной литературой,использую следующие формы:
— беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
— придумывание однокоренных слов;
— использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
— пересказ сказки по ролям.
— чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;
— беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
— игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
— игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);
— игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».
— беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;
— дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями).
• Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей,с этой целью была организована следующая работа:
Разработан перспективный план работы с родителями.Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».
В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
• Работа с социумом
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова,где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч русский язык».
Так же постоянно посещаем областной художественный музей,где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».
В 2012-2013 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей.Например: «Я к вам пишу» — увлекательное путешествие в прошлое. Рассказ о том, как появилась письменность, бумага, почта. Беседа сопровождается демонстрацией разных музейных экспонатом.
Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Источник
Людмила Ткачёва
Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой»
Проект: «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой».
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: 12 месяцев.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Образовательная область: речевое развитие, художественно –эстетическое, познавательное развитие.
Актуальность: Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не знающим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
В книгах заключено особое очарование: книги вызывают наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детейнравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволяет им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Я провела опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как члена семьи. Всё эти факты послужили разработке данного проекта.
Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим и дошкольников и родителей.
Цель проекта:
— нравственно – эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы.
— развитие творческих способностей, фантазии детей
— содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
— познакомить с художественной литературой разных авторов и жанров – способствовать накоплению эстетического опыта. Читая и обсуждая литературные произведения;
— воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей.
-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
-формировать навыки сотрудничества;
-воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
— развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
— побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
— создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;
— развитие совместного творчества родителей и детей;
— развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
— заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: художественная литература, иллюстрации, репродукции картин, рисунков, фотографии – методическая литература.
Предполагаемый результат:
— развитие интереса к литературе;
— развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
— совершенствовать звукопроизношение, выразительность связной речи детей;
— содействие творческому развитию детей;
— развитие эмоциональной отзывчивости;
— гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Продукт проектной деятельности:
— макеты, рисунки, поделки, работы по аппликации, рисунки по прочитанному.
Презентация проекта:
-оформление выставки: «По дорогам сказки».
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
-обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение художественной литературы.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизация по сказкам.
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
5. Игры на звукоподражание.
6. Игра – фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку».
7. Оформление выставки детских работ. Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой.
8. Изготовление макетов.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Мне нравиться читать».
2. Подведение итогов проектной деятельности.
План реализации проекта:
Чтение литературы. Вид деятельности.
Введение: «Знакомство с книгой»
(На примере книжной графики творчества И. Я. Билибина. Оформление книжки -самоделки.
Блок № 1.
«Фольклор».
«Дождик, дождик веселей».
«Божья коровка».
«Идёт матушка весна»
«Зима пришла».
Коллективная работа: модуль «Дождик».
Объёмная аппликация: «Божья коровка».
Монотипия: «Весна»
«Сказочный зимний лес»- рисование кисточкой методом тычка.
Блок № 2.
Русские народные сказки, былины.
Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце».
«Добрыня и змей»
«Царевна-лягушка».
Блок № 3.
«Поэзия»
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Рассматривание альбомов, иллюстраций, делая акцент на красоте доспехов.
Рисование на тему “Богатырская рубаха»
Лепка рельефная декоративная: «Сказочное болото для Царевны-лягушки»
Лепка миниатюр (в спичечном коробке) «Лягушонка в коробчонке».
С. Есенин. «Берёза».
Волошин «Осенью».
И. Тютчев «Весенние воды».
А. Фет. «Уж верба вся пушистая».
«Зима недаром злится». Мини-макет берёзы (в салфеточной технике).
Рисование «Осенний лес» (печать листьями).
Рисование методом оттиск стеклом
«Весенние воды».
Блок № 4.
«Проза»
В. Драгунский. «Друг детства».
Коровин «Белка»
Н Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
Рисование медведя тычком и расчёской.
Рисование по представлению.
Блок № 5.
«Литературные сказки»
«Гуси-лебеди»
Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка».
Ш. Перро. «Кот в сапогах».НОД: Рисование эпизодов сказки.
Лепка миниатюр: «Девочка в цветке».
Рисование эпизодов сказки.
Блок №6.
А. С. Пушкин. «Лукоморье»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Программное содержан Занятие по ИЗО. «О рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина
«Лукоморье».
«Сказка о царе Салтане и сыне его славном могучем Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Уж небо осенью дышало».
Блок №7.
«Дополнительная литература».
Г. Ч. Андерсен «Снежная королева».
С. Я. Маршак. «Кошкин дом»
Мошковская. «Какие бывают
подарки».
Источник