Развитие ребенка через творчество искусство
Фото: Oksana Kuzmina/Rusmediabank.ru
Многогранная, всесторонне развитая личность всегда высоко ценится. Поэтому быть просто образованным мало, надо иметь широкий кругозор, уметь мыслить творчески, легко решать сложные задачи. Родители всегда стремятся к тому, чтобы ребенок вырос образованным и умным.
Ребенка учат языкам, чтению, письму, счету и еще много чему. За эти действия отвечает левое полушарие мозга. Но необходимо развивать и другое полушарие. А для этого надо заниматься с ребенком музыкой, рисованием, танцами, лепкой, и другими видами искусства. Искусство играет важную роль в развитии ребенка.
Появилось искусство в самом начале развития человечества. С его помощью человек выражал и выражает свои чувства, мысли, эмоции. Только человек может так выражать себя, животным это несвойственно. Сегодня искусство воспитывает, призывает к правильным и благородным поступкам, пробуждает в человеке все самое прекрасное. Естественно, искусство расширяет кругозор человека, делает его более развитым.
Как влияет искусство на ребенка?
Ребенок все время творит: рисует, лепит, шьет, играет, поет, делает разные поделки, танцует, клеит, вырезает из бумаги. Продукты его творчества тоже являются искусством. Ведь через них ребенок выражает свои эмоции и чувства, мысли и желания.
Кроме того, искусство:
• развивает правое полушарие;
• развивает интеллект;
• помогает ребенку научиться творчески мыслить;
• расширяет кругозор;
• развивает речь, память, внимание, мышление;
• приобщает к культурной среде;
• формирует нравственность;
• помогает научиться анализировать, наблюдать и интерпретировать;
• помогает решить эмоциональные или психологические проблемы;
• формирует личность.
Искусство учит ребенка смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами другого человека. Учится состраданию и сопереживанию. Искусство учит ребенка видеть красоту и беречь ее. Поэтому человек, с детства приобщенный к искусству, вырастает гармонично развитой, нравственной личностью.
Кроме того, разные виды декоративно-прикладного творчества развивают мелкую моторику. А мелкая моторика помогает развивать память, усидчивость и внимание. Поскольку эти качества важны для обучения, дети, которые занимаются творчеством, будут более успешны в учебе.
То есть, искусство неразрывно связано с интеллектом, мышлением, а также эмоциями и чувствами.
Как приобщать ребенка к искусству?
Прежде всего, поощряйте занятия вашего малыша с самого детства. С раннего возраста включайте ребенку разную музыку, давайте в руки краски и пластилин. Не волнуйтесь, что малыш испачкается, ведь с помощью творческих занятий он развивается. Неважно, что сначала зайчик из пластилина совсем не будет похож на настоящее животное, а солнышко будет кривоватым кружочком. Ведь важен не результат, а сам процесс.
Приобретите необходимые материалы для творчества и храните их отдельно. Если ребенок тянется к определенному занятию, запишите его в кружок. Там он получит больше информации об интересующем его занятии.
Конечно, нужно посещать различные мероприятия, связанные с выставками работ художников или скульпторов, прослушиванием музыкальных произведений. Рассказывайте ребенку подробнее обо всех видах искусства. Изучайте вместе литературу про художников, писателей, композиторов, скульпторов.
Храните все, что делает ваш малыш. Ребенок должен видеть, как бережно относятся к его творчеству. Это формирует уверенность в себе. Не пытайтесь подогнать его творения под общепринятые правила. Не всегда солнце должно быть желтым, а трава – зеленой. Ребенок может воспринимать окружающий его мир не так, как другие люди. Не забывайте, с помощью искусства люди выражают свои эмоции, мысли и чувства, а не просто копируют действительность. Поэтому позвольте ребенку быть творцом.
Организуйте домашний театр – кукольный, пальчиковый или с переодеваниями, театр теней, выставку работ малыша, концерт с участием всех членов семьи. Это очень важно для ребенка и побуждает его создавать все новые произведения искусства. Обсуждайте с ребенком репродукции, музыкальные произведения, скульптуры, спектакли. Побуждайте его размышлять и рассказывать, что он чувствует.
Если человек не творил в детстве, во взрослом возрасте он испытывает проблемы в общении, ему трудно найти себя и свое место в жизни, создать семью. Именно поэтому приобщать ребенка к искусству необходимо с раннего возраста. Возможно, ребенок и не свяжет свою дальнейшую жизнь с искусством, но в любом случае, его жизнь станет интереснее.
Как видите, искусство необходимо для развития ребенка. Оно формирует гармоничную личность и развивает потенциал, не только творческий, но и интеллектуальный, помогает решить много психологических и эмоциональных проблем.
Источник
Кононова Светлана Александровна
Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно так же разнообразно по видам и жанрам. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мирачерез разнообразия форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим, хотя и имеет свои особые черты. Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Каждый вид искусства имеет свои специфику.
ЦЕЛЬ:
•Сформировать у детей представление о различных видов искусства (изобразительноеискусства, театр, литература) выразительных особенностях и художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроение в разных видах художественной деятельности.
Задачи:
Развивать интерес к искусству как виду творческой деятельности человека. Различатьвиды и жанры изобразительного искусства. Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроения, характер произведения, радоваться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ. Воспитание духовного здоровья,развития креативных свойств личности в художественно творческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.
В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес кискусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Свою работу я начала со знакомства детей с разными видами изобразительного искусства.
Произведения живописи для детей-более сложный, но очень интересный по сюжетам, художественным образам материал. Многоплановость, богатство произведений живописиразвивают интеллект ребенка, эмоциональность, воображение. Произведения жанровой живописи считаются опорой в классической системе образования, необходимы для становления культурных идеалов, представлений и ценностей.
Рассматривая картины и репродукции, дети учатся размышлять, сравнивать, что помогает им придумывать сюжеты собственных рисунков.
Слушая художественные произведения, дети рисовали персонажей из различных сказок, придумывали новые сказки.
Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность детей, организация выставок, спектаклей.
Театр- вид искусства.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр-одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театр как один из самых доступных и понятных детям вида искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка и формирования правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывает сказки, много раз читанные и поэтому хорошо известные детям. Кукольный театр — это ещё один вид сюжетный«режиссерской» игры. Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, одеваемых на пальцы рук, вырезанные картинки и т. д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояние, движения которые в обычной жизни, по каким — либо причинам ребёнка не может или не позволяет себя проявлять. Из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любого значения решается детьми легче, проще и быстрее, если они её обыгрывают.
Изобразительное искусство-обязательный спутник детского театра.
Декорации и атрибуты к спектаклем, детали костюмов, различного вида куклы для кукольного театра-все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству.
Так же на развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различныевиды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду, а так же её можно использовать и дома Вам дорогие родители. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?
1) Окружающий мир.
На прогулке, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе итворческих.
2) Развивающие игры и игрушки.
У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется следить, чтобы малыш не изрисовал всю группу, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.
4) Лепка.
Лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала малыш будет лепить колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно в любое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Игры на развитие творческих способностей
• «Превращение» — нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует, например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.
• «Что там такое?» — положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку, пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.
Развиваем творчество детей, вместе и в детском саду и дома и тогда наши дети будуттворческими личностями,Что им поможет в будущем.
Результат развития творчества через искусства-это человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
Источник
Олеся Ахмеджанова
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!
1. Нетворческих детей не бывает
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.
2. Творческое расписание
Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.
Источник
3. Отдыхайте от гаджетов
Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.
4. Творческий уголок
Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.
Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.
Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
5. Устраивайте творческие приключения
Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку
Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.
Источник
7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь
Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
8. Одаренность не главное
Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.
9. Не контролируйте ребенка
Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек
У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.
Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.
Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.
11. Познакомьте ребенка с творческими людьми
Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!
12. Превратите будничные дела в праздник
Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.
13. Давайте немного поскучать
В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
14. Устраивайте творческие вечера
Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку
15. Пробуйте!
Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.
16. Сохраняйте моменты творчества
Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.
Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.
Источник
17. Выставка работ
Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.
18. Гуляйте на природе
Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.
19. Рассказывайте истории
Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
20. Главное, чтобы было весело
Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.
Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова
21. Хвалите ребенка
Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.
22. Читайте книги с детьми
Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
23. Как понять, что нравится
Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
24. Не нужно быть идеальными
Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.
Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.
25. Процесс важнее результата
Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.
Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.
Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.
26. Если ребенку нравится литература, посещайте:
- поэтические или литературные чтения для детей;
- библиотеки и книжные магазины;
- мероприятия, где дети читают вслух;
- книжные выставки;
- литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
27. Если нравится музыка, ходите на:
- бесплатные концерты на открытом воздухе;
- концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
- выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;
Источник
Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.
28. Если нравится искусство, посещайте:
- выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
- фестивали художественного и прикладного творчества;
- мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
- музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
- мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.
29. Если нравится театр, проводите время, посещая:
- детские спектакли;
- фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.
Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.
30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться
Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.
Источник
Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.
По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»
Обложка поста freepik
Источник