Развитие ребенка через творческие занятия

Развитие ребенка через творческие занятия thumbnail

1. Ищем источник вдохновения

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

творческий беспорядок это нормально

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

творческий подход к наведению порядка

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

рисунки из облаков

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

аппликации из гербария

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

детский рисунок в новом исполнении

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

впечатления от книги приходят во сне

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Читайте также:  Центр развития ребенка парус

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

головоломка на развитие воображения и пространственного мышления

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Источник

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.

Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Об этом мы поговорили со специалистом по раннему развитию и воспитанию дошкольников Полиной Блажевой

Мне бы хотелось рассказать подробнее именно о занятиях творчеством, о ручном труде, об их пользе и многообразии. На мой скромный взгляд, от занятий творчеством ребенок получает лишь пользу.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее.

     

Развитие ребенка через творческие занятия

Творчество ребенка

Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.

Рисование для ребенка

Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.

Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать.

Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.

Автор: Полина Блажева

Специалист по раннему развитию детей

и воспитанию дошкольников

Источник

Творчество — важный процесс для правильного развития психики ребенка. Необходимо научить детей правильно подходить к этому процессу. Сегодня развитие творчества у детей начинается с детского сада или ясельной группы. Детям предлагается множество вариантов и материалов.

Читайте также:  Карта история развития ребенка форма 112

Дома с родителями тоже можно развитие творчества у детейпозаниматься. Главное – дать малышу достаточную свободу действий. Сегодня развитие креативности является одной из главных задач для дошкольников. В школе занятия продолжаются – здесь малыш уже может яснее понять, что именно его привлекает.

Обществу необходимы люди, которые мыслят нестандартно, творчески. Они готовы предложить нешаблонные решения насущных проблем. Конечно, развитие этих качеств начинается с детства. Обязательно обратите внимание на творческие занятия детей уже с 3 лет.

Ценность творчества для психики

Мыслить нестандартно, изобретать, решать сложные задачи простым путем — вот что дает творческий подход. Сейчас появляется все больше и больше возможностей для реализации своих творческих способностей. Кто эти люди? Гении, дети индиго? На самом деле, любой человек развитие творчества у детейспособен быть креативным, предприимчивым. Главное – заниматься с ребенком еще с раннего детства.

Кроме того, творчество необходимо для правильного развития психики. Малыш каждый день видит что-то новое, получает знания о предметах, людях, животных, растениях. Чем больше он узнает, тем глубже проникает в суть. Творчество — взгляд человека (в данном случае ребенка) на окружающий мир. Как еще маленький человечек может продемонстрировать свое отношение, высказать свои мысли? Проще всего сделать это с помощью творчества. Это может быть:

  • музыка;
  • рисунок, чертеж;
  • скульптура;
  • творческая композиция (аппликация);
  • танец.

Конечно, видов творчества существует гораздо больше. Самые простые доступны для детей в детском саду, школе, дома с родителями. Личность формируется с ранних лет. И творческое развитие помогает обогатить личностные качества детей.

Развитие креативности

Креативность (от латинского «созидание») развивается с ранних лет. Кто-то обладает врожденной способностью создавать необычные вещи. Для кого-то эту черту возможно воспитать. Сегодня многие педагоги сосредоточены на творческом развитии детей с раннего детства. Один из таких методик — метод Монтессори.

Творчество способствует психическому развитию: формируется способность мыслить логически, развитие творчества у детейситуационно, когда необходимо — нестандартно. Детей, с которыми занимаются одним или несколькими видами творчества, не обязательно ждет будущее художника или скульптора, музыканта. Чаще всего они выбирают креативные профессии, которые сегодня очень востребованы.

Польза креативности — способность точно представлять себе результат своей деятельности. Результативность деятельности ребенка, умеющего формулировать творческую задачу, возрастает. Человек учится именно создавать, давать начало новому, созидать. Такие люди психологически более устойчивы, обладают хорошо развитой смекалкой, возможностью быстро менять направление деятельности в зависимости от требуемого результата. Творческий подход к решению задачи пригодится в дальнейшей жизни, а подготовиться к этому очень легко.

Основные черты творческого подхода

Главные черты креативного подхода выделили психологи:

  • слушать и слышать;
  • смотреть и видеть (больше, чем кажется на первый взгляд);
  • искать решение проблемы не в области известного, а найти свой собственный качественный подход;
  • перевести любой образ в творческую плоскость;
  • переходить от общего к частному при решении задачи или развитие творчества у детейее постановке.

На первый взгляд это все звучит сложно. Такие научные термины можно опустить, охарактеризовав креативность как совершенно иной подход к жизни. Малыш должен понимать, что изменить реальность возможно. Сейчас время для творческих людей в любой сфере деятельности. Главный элемент работы — творческое задание.

Для детей процесс творчества должен быть связать с игрой. Эта деятельность всегда должна носить развлекательный характер, иначе преподнести ее детям будет тяжело. Через игру легче всего вовлечь детей в этот вид деятельности.

Дети младшего возраста

Детишки от 3-4 лет еще не могут мыслить достаточно абстрактно. Хотя многие из них проявляют интерес к подобным занятиям. Уже в этом возрасте можно увидеть некоторые задатки малыша к тому или иному виду творчества. При желании и возможности начните развитие творчества у детейдополнительные занятия по выбранному виду деятельности.

В этом возрасте в развитии творческой деятельности активно участвуют взрослые. Малыш еще не может поставить себе задачу сам, выполняет действия по шаблону. Только после того как пройдет достаточно времени, он сможет самостоятельно выбирать темы для рисования, лепки, конструирования. Важно помочь крохе начать, понять свои возможности в данном виде деятельности.

Постановка задачи

Воспитатель в детском саду или родители дают крохе задание. Например, сегодня рисуем дом, семью. Показываются необходимые элементы, которые можно использовать. Ребенка просят изобразить всю его семью. У детей обычно много вопросов по этому поводу. Важно поставить развитие творчества у детейзадачу так, чтобы малыш рисовал на выбранную тему, но мог выбирать цвета, детали.

Так происходит позитивное развитие воображения, поиск ответа на свой вопрос через творческую деятельность. «Какая у меня семья?» — воспитатель дает общее задание всем детям. Каждый выполняет его, основываясь на опыте и знаниях, а значит, использует ситуационную логику в принятии решения. Чья-то семья большая: родители, бабушки-дедушки, домашние животные. Кто-то расскажет на бумаге о том, что просто живет с мамой.

Лучше всего дать детям большой выбор материалов, рассказать о разных техниках рисования:

  • карандаши, фломастеры;
  • краски;
  • рисование пальцами и т.д.
Читайте также:  Эмбриональный период развития ребенка

Чем больше возможностей, тем сильнее выражена индивидуальность каждого из детей. Дайте ему задачу, а решение он должен найти сам. Это лишь пример для одного из видов творчества. То же самое можно реализовать, используя пластилин, цветную бумагу, клей, осенние листья и т.д.

Оценка результатов

Оценивая результаты работы, помните: творчество всегда должно быть свободным процессом. Необходимо научить ребенка следовать поставленной задаче, но искать пути решения самостоятельно. В таком раннем возрасте еще нет понятия о самокритике. Все дети заслуживают поощрения, похвалы от взрослого. Сейчас «побеждает дружба». Все работы оцениваются педагогом с профессиональной точки зрения.

Если было выявлено явное отставание, воспитатель может порекомендовать посетить психолога или развитие творчества у детейпсихоневролога. В возрасте 2-4 лет проявляются некоторые проблемы с мелкой моторикой. Их можно решить, если заняться коррекцией сразу. У малышей сейчас еще нет пространственного мышления, образы нечеткие. Но главное — стремление. Чем больше практики, тем лучше будет получаться.

Разные методы для рисования подходят для работы в садике или дома. Детям обычно нравится этот процесс. Они готовы учиться новым техникам. Найдите время для совместных занятий, рисунков, собирания мозаики или конструктора. Обязательно хвалите, мотивируйте ребенка продолжать заниматься этим видом деятельности. Если сейчас ругать и критиковать, то вы отобьете у него желание делать что-то творческое.

Дети школьного возраста

Чем старше ребенок, тем интереснее творческая работа с ним. В возрасте 6-8 лет (ранний школьный возраст) малыш уже способен на более сложные виды деятельности. Мелкая моторика развита – теперь необходимо совершенствовать ее.

Волевое развитие

Постановка задачи и проверка работы становятся проще. Дети 7-8 лет уже вполне понимают даже абстрактную задачу. Теперь все направлено на развития фантазии. Начиная с этого возраста, актуальным становится волевое и эмоциональное развитие личности через творчество. развитие творчества у детейТеперь желание быть лучше, аккуратнее, интереснее выполнить задумку будет основным мотиватором.

Дети начинают смотреть на работы друг друга, отмечать интересные детали. Теперь каждому хочется быть первым, получить похвалу от учителя. Оценка работ все еще ведется просто. Конечно, все дети стараются – необходимо понять их идею, выраженную через творчество. Желание быть лучше, совершенствоваться — это и есть волевое развитие.

Виды творчества для детей

Развивать творческое мышление нужно начинать с простых, основных видов работы. Они доступны для детей с раннего возраста.

Музыка

Серьезные занятия музыкой начинаются рано. Обычно такой выбор за ребенка делают родители. Хоть это и тяжелый труд, музыка дает нам возможность очень точно выражать свои эмоции, мысли, чувства. Все чаще детям даются творческие задания на музыкальных уроках:развитие творчества у детей

  • сочинить композицию;
  • дополнить уже готовую;
  • охарактеризовать некоторые простые эмоции через музыкальные произведения.

Задача преподавателя — объяснить, как важно воображение. Малыш не должен бояться быть хуже кого-то, ведь в творческой деятельности нет понятия «лучше» и «хуже». Важно само стремление, нестандартный подход. Конечно, исполнять всем известные композиции — совсем не то, о чем мечтает каждый музыкант. Он хочет изобретать. Именно этому необходимо учить талантливых к музыке детей.

Рисование

Один из самых доступных видов творчества. Дети с ранних лет любят рисовать, ведь это так просто! Сегодня воспитатели предлагают огромный выбор техник, причем для них не требуется ничего развитие творчества у детейособенного. Как и любое творчество, рисование не должно быть ограничено только самим процессом. Для ребенка важно обсудить свою работу, пояснить что-то, что не получилось нарисовать. Иногда после такого разговора задумка становится понятнее.

Обязательно обсуждайте с ребенком рисунок, задавайте вопросы. Таким образом вы поможете ему, возможно, найти решения, идеи для новых работ. Задавайте ему простые вопросы:

Почему ты выбрал этот цвет?

О чем говорит твой рисунок?

Что означает (та или иная деталь)?

Ты сам доволен рисунком?

Как тебе кажется, что на рисунке получилось лучше всего?

Будьте готовы также высказать свое отношение к рисункам своего ребенка или ученика.

Лепка

Лепка – очень интересный творческий процесс. С его помощью можно объяснить крохе соотношение размеров предметов. Конечно, для малышей это очень полезно, а еще развивает движения пальчиков.

Сегодня, кроме обычного пластилина, можно предложить детям много интересного:лепка

  • использование самодельного соленого теста (после лепки фигурка сушится, а потом ее можно раскрасить);
  • полимерная глина – из нее можно лепить, как из пластилина, а потом обжечь изделие в печи (целый арсенал инструментов, шаблонов, возможностей для работы);
  • лепка из цветного песка;
  • добавление к обычному пластилину разных природных элементов: обработка шишек, зернышек, гербария.

Из полимерной глины или соленого теста можно делать простые игрушки, но довольно прочные. Так малыш может воплощать свои идеи в жизнь и после использовать их в играх.

Источник