Развитие ребенка через театрализованную
Римма Березко
Консультация «Развитие одаренности ребенка через театрализованную деятельность»
Развитие одаренности ребенка через театрализованную деятельность
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых он проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.
Задачи театрализованной деятельности дошкольников не направлены на то, чтобы воспитать артистов, но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Театр помогает ребенку узнать самого себя, попробовать на что он способен, поверить в себя.
Основные направления в работе с детьми
1. «Основы театральной культуры» — Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю. Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.Детей старшего дошкольного возраста знакомим:
Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл); кукольный театр.
Театр снаружи и изнутри: театральное здание; зрительный зал; мир кулис.
Культура поведения в театре: театр начинается с вешалки; зрительская культура.
Словарь театральных терминов.Например: артист, афиша, декорация, жест, мимика и т. д.
2. «Ритмопластика» — включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения; обретение детьми ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами.Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки: «Осенние листья», «Снежинки.»
3. Игры на действия с воображаемыми предметами. Эти игры способствуют развитию веры в вымысел. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе,какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный.Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, тащить тяжелый ящик, подметать пол, есть яблоко, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т. п.А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами и. т. д.
4. «Культура и техника речи» — Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.
Дошкольников очень важно научить пользоваться интонациями. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, и т. п.
Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко произносить каждый слог. Постепенно убыстряя темп. Полезно проговаривать скороговорки громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, как глухонемые. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.
5. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме. В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, даже на математических.
Далее дети переходят к разыгрыванию этюдов. Этюд — это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуации, которые могут дополняться педагогом и детьми в этюд по ходу исполнения.
Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону», «Утешение».Этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. По-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к драматизациям, по хорошо знакомым сказкам.
6. Работа над спектаклем Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Всякую находку ребенка, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.
Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. И здесь главная наша задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Сказка «Зайчик и ежик»
Роли:
1. Солнце
2-3. Ветер
4. Тучка
5. Зайчик
6. Ежик
7-9. Снежинки
Яблоко
Педагог. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Вначале распределим роли. Начнем!
Ярко светит солнце. (Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.)
Педагог. Неожиданно подул ветер. (Два-три ребенка исполняют роль Ветра — выбегают и усиленно дуют на Солнце.)
Педагог. На солнце набежала маленькая тучка. (Выбегает девочка и заслоняет Солнце.)
Педагог. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.)
К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.)
Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.)
Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.)
Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.)
Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца).
Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.)
И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.
(Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.)
Источник
Надежда Киселева
Развитие ребенка через театрализованную деятельность
участник городского этапа Всероссийского конкурса
«Воспитатель года России – 2017»
в номинации «Педагогический дебют»
Киселева Надежда Петровна
конкурсное задание
«Педагогическая находка»
«Развитие ребенка через театрализованную деятельность«
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида № 51 «Радость»
с приоритетным осуществлением социально-личностного направления
развития воспитанников» города Невинномысска
«Развитие ребенка через театрализованную деятельность»
В условиях перехода на ФГОС ДО от 17 октября 2013г. №1155 основным принципом реализации Программы дошкольного образования является: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Придя работать в МБДОУ, я руководствуюсь законом и строю свою работу в соответствии с профессиональным стандартом. Поэтому для реализации Программы я использую в своей практике такую форму работы с детьми, как театрализованная деятельность.
Считаю, что театрализованная деятельность в ДОУ дает возможность ребенку удовлетворить его знания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.
Целью моей деятельности стало развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Работая над этой темой я изучила литературу по содержанию театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы. Используя театрализованную деятельность в системе обучения и воспитания детей,я стараюсь решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
воспитании у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
развитие эмоций.
Познавательное развитие:
наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в играх-драматизациях);
развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результатов.
Речевое развитие:
содействие монологической и диалогической речи;
обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
овладение выразительными средствами общения: словесными (регулирование темпа, громкости голоса, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позой, жестами и др.);
Художественно -эстетическое развитие:
приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
развитие воображение;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
согласование действий и сопровождающей их речи;
выразительность исполнения основных видов движений;
развитиеобщей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Исходя из цели,я выделила следующие задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки, творческую самостоятельность посредством театрализации, развивать творческие способности воспитанников;
• обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Учить детей играя — это один из самых эффективных способов, в котором наиболее полно и ярко выражается принцип обучения. В своей работе по воспитанию и развитию дошкольников через театрализованную деятельность, я использую принципы организации театрализованной деятельности:
• наглядность в обучении — осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы и др.);
• доступность — театрализованная деятельность детей составлена с учетом возраста воспитанников, построена по принципу дидактике (от простого к сложному);
• проблемность — направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• развивающий и воспитательный характер обучения — направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Методы организации игр — драматизаций в работе с дошкольниками:
• метод моделирования ситуаций — предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы — предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций — дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Работу по театрально -игровой деятельности я веду в тесном контакте с педагогическим коллективом (музыкальным руководителем, инструктором по ФИЗО, учителем-логопедом) и родителями воспитанников.Сотрудничество с родителями осуществляю в следующих формах: выступление на родительских собраниях,
помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки и оформление папок — передвижек, учстие в праздниках, развлечениях.
Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда: в группе оборудовнны театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров; изготовлены элементы костюмов, декораций, сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр — превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр — упражнений.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельностив группе можно назвать следующее: дети становятся более эмоциональными, более мобильными. Они учатся понимать искусство и высказывать свои впечатленияоткрыто и честно.
Я считаю, что предлагая детям «игру в театр», надо играть с ними вместе,играть по-настоящему: голосом, мимикой, жестами и тогда, у детей появится желание показать и раскрыть себя. Даже, когда ребенок повторяет что — либо за взрослым, он все равно вносит что — то свое, то,что дано только ему: взгляд, манера, жест.
На мой вгляд, театрализованная деятельность, в соответствии с ФГОС ДО, может быть включена во все виды образовательной деяельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д., в ходе режимных моментов и, конечно, в самостоятельную.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Источник
Ирина Горячкина
Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
План работы по самообразованию
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
Цель:
Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Последовательное знакомство детей с видами театра.
Поэтапное освоение детьми видов творчества.
Совершенствование артистических навыков детей.
Раскрепощение детей.
Работы над выразительностью речи, интонации.
Коллективные действия, взаимодействия.
Умение сочувствовать, сопереживать.
Актуальность:
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,связаны с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• обучением вербальным и невербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развитьинтересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитиюассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывка из сказок.
• Прослушивание сказок, потешек
• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры со словами.
• Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта
Дети будут знать и уметь:
• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Научатся запоминать и описывать любого героя.
• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
• Сочинять этюды по сказкам.
• Строить простейший диалог.
• Распределять между собой обязанности и роли.
• Использовать средства выразительности драматизации.
• (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
• Уверенность в себе.
• Умение играть в коллективе.
Работа проекта складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания,например:
— покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
— покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
— произнеси от лица «мамы»фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких,смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Сроки работы над проектом: октябрь 2015 г. – май 2016г.
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1 Подготовительный этап.
Аналитико-диагностический. Октябрь – Февраль Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2 Основной этап. Январь-Март Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками. Распространение материала на уровне ДОУ.
3 Заключительный этап. Апрель Диагностика. Мониторинг.
4 Обобщение. Май Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — М.:ВАКО, 2007
7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.
9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.
10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.
13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.
15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М.: Сфера, 2001.
16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.
20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.
21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.
23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.
.
Источник