Развитие ребенка через театрализацию

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ  СОШ  №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

 « Духовная жизнь ребенка полна лишь  тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

       Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

     Создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.

Актуальность:

      В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

           Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.  Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества,  что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.  Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

 Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

 активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

               Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого  у нас  в группах  имеются театральные уголки,  которые способствуют  самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения;  («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя»,  «Измени голос») физкультминутки; игры  упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»)  упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые  наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

 Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности ребенка

Результатом проекта стало инсценирование  детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

По содержанию работы, я выделяю следующие формы организации театрализованной деятельности

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я  используем  все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка»,  «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок»,  «Колобок  на новый лад»,  а я предлагаю вашему вниманию видео ролик  инсценированной  сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении  и  применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать  работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады  

Источник

Снежана Чыпый-оол
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребенка

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития ребенка»

Воспитатель Чыпый-оол С. К.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С. Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б. М. Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать проблемные ситуации опосредованно от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Вывод, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Читайте также:  Центр развития ребенка знайка воронеж

Изучив современную методическую литературу, я пришла к выводу, что используя данный материал можно решить ряд задач, поставленных перед собой и внедрить их в практику.

Задачи:

Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Закреплять представление ребенка о различных видах кукольных театров.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказать сказки.

Развивать память, мышление, воображение, внимание.

Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

Воспитывать желание играть театральными куклами.

Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Формы и методы работы

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Игры драматизации.

Упражнение для социально-эмоционального развития детей.

Коррекционно – развивающие игры.

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.

Упражнения на развитие детской пластики.

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Упражнения по этике во время драматизаций.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

На первом этапе своей работы я провела мониторинг.В качестве критериев я использовала следующие положения:

• Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

• Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности

• Владение выразительностью речи

• Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое

• Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц

• Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала:

— высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

— низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Проанализировав результаты мониторинга, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи, где учитывала индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;возрастные и полоролевые особенности:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

5. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В группе создавала необходимые условия, составила перспективный план, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребенком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разный природный и бросовой материал, ткани, костюмы для ряженая. Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание,форму и методы я стремилась к достижению трех основных целей:

развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

созданию атмосферы творчества;

социально-эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребенка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но, ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить его только в эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на «сцену». Поэтому предлагая ребенку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочередно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»;Игры: «Капуста», «Перестройся по росту» и т. д. Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы-мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» эти тренинги помогают развивать мелкую моторику.

Читайте также:  Карточки домана развитие ребенка

Для обучения детей средствамиречевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также использовала задания-упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда.», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории»например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки,его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2.Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чем может думать один карандаш, лежа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительной пластикой и мимикой. Для развитияпластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравились детям упражнения для развитиявыразительной мимики: соленый чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло-холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать как кошка выпрашивает колбасу. А также я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребенок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребенком.Свои занятия я строила по схеме:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.Для этого я использовала разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познании мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя, то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру ли злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Работая над театрализацией сказки,я использовала следующий план:

I. 1. Чтение сказки

2. Беседа по содержанию

II. 1. Рассказывание сказки по ролям

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1.Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика

2. Индивидуальная работа

3. Закрепление

IV. Генеральная репетиция

V. Премьера.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, потребовалась участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли самостоятельно использовать дома. Так же организовала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», музыкальная сказка (на новый лад) «Репка», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

Рекомендации родителям:

Чтение художественной литературы, устного народного творчества.

Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

Посещение театров.

Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Сравнив результаты мониторинга, я пришла к тому,что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах: интерес к театрализованной деятельности, умение давать оценку поступкам, владение выразительностью речи, понимать эмоциональное состояние, сопереживание героям сказок, вживание в образ.

Результат проделанной работы:

У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности;

Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа;

Расширились представления детей об окружающей действительности;

Обогатился и активизировался словарь детей;

Усовершенствовалась интонационная выразительность речи;

Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей;

Усовершенствовалось умение у детей правильно оценивать свои и чужие поступки;

Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое;

В дальнейшем, я планирую продолжать работу над своей темой, так как она эффективна в развитии и воспитании детей.

Источник