Развитие ребенка через сказку

Развитие ребенка через сказку thumbnail

                      ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

В  нашем  детском  саду  изначально  проводится  работа  над  формированием  у  детей  нравственных  чувств   и  качеств   через  восприятие   сказок.   Не  зря  существует  поговорка  «Сказка- ложь, да в  ней   намек,    добрым  молодцам  урок»                                                             Наш  опыт  показал, что  сказка  многофункциональна.  Она   не только  способна  корректировать  настроение  и  поведение   ребенка,  но  может  научить  выходить    из  сложных  ситуаций,  мыслить  творчески,  нетрадиционно.  Но  творческие  качества   детей  развивает  и  технология  ТРИЗ.                                                                                                                              

Поэтому  мы  решили  объединить    сказку  и  ТРИЗ.                                   Теперь,  решая  различные   проблемы  воспитания  через  сказку,  мы  включаем  и   тризовские   приемы  из  группы    « Хитрости» . Знакомство  с  ними  обязательно  происходит  в  совместной  деятельности  с  детьми,  которая  строится  поэтапно.                                                                                        

Первый  этап  —  знакомство  с  приемами.  Здесь  доминирует  деятельность  воспитателя,  потому  что  детям  эти  приемы  еще  не  известны.  

Второй    этап   —  ищем  и  находим  эти  приемы  в  сказках —  доминирует  деятельность  детей, воспитатель – помощник.  

Третий  этап  —  мы  назвали  его  « новый взгляд  на  сказку» — помогаем  героям  сказок  находить  новых  друзей,  различные  выходы  из  затруднительных  ситуаций.  Здесь  воспитатели  и  дети  —  равноправные  участники.  

На  четвертом  этапе  закрепляем  умение  детей   в  самостоятельной  деятельности  и  на  занятиях  творчески  преобразовывать  сказки.  

На  пятом  этапе    помогаем  детям  использовать  эти  методы  в  повседневной  жизни.

Кратко  расскажем, какие и как разные «хитрости» мы  используем в своей  педагогической  деятельности для  развития  у  детей  умения выходить из сложных ситуаций, не  разрушая свой  хрупкий  эмоциональный  мир.

  Первый  « хитрый» прием —  « Сделай  заранее ».  Отправляясь    в  дальнюю  дорогу,   герои  разматывают   ниточку  клубка,  разбрасывают  камешки,  которые   потом   помогут   им   вернуться.   Этот  прием  спрятался  в  сказке   «Огниво». Королева подвесила мешочек с гречкой к кровати принцессы,  чтобы    по  дорожке   из  гречневой  крупы  определить  ее  путь.   Через эту хитрость, мы помогаем  детям  избежать  возможной  неприятности, предугадывая  будущие  события.

Читая  сказку  «Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка» , дети жалеют  братца, а затем мы вместе с ними обсуждаем как можно было уберечь  его от  несчастья.  Здесь  может    помочь   хитрость  «Сделай  заранее»:  нужно было  просто  взять  с  собой  в  дорогу  воду.

Следующий  прием   «Матрешка»  основан  на  расположении   одного  предмета   внутри   другого  (Кащей    Бессмертный   прячет  свою   смерть в  сказке  « Царевна-  лягушка»).  Чтобы закрепить практическое  применение этого приема, мы  предлагаем  детям  игру      «Поход». Нужно  взять  с  собой  много   разных  вещей,  которые  не  помещаются  в рюкзаке  —   что  же  делать?    Решаем  эту  проблемную  ситуацию,  используя  метод  «Матрешка»  — вкладываем  один  предмет  в  другой. На этом   же  приеме основаны взаимоотношения  в семье.  Отец защищает всю семью – он  большая матрешка.   Мама — матрешка поменьше,   она  любит и  лелеет всех детей.  А  старшие дети прячут под своим крылом младших – маленьких  матрешечек.

 Очень интересно и полезно знать взрослым и детям о приеме  «Посредник», в котором для выполнения действия используется  промежуточный  объект — посредник. Эта  хитрость  встречается  в  сказке  « Хаврошечка».  Посредником  является  коровушка.  После того, как мы с детьми узнали этот прием, благодаря сказке,   предлагаем  им  что — нибудь   нарисовать,  используя  только  лист  бумаги  и  краски, убрав,  при  этом из поля зрения кисточки.  На  помощь  в  этой  проблемной  ситуации  приходит  « посредник»  —  детские пальчики, которыми дети рисуют вместо кисточки. Этот  же прием используем  при  возникновении  у  детей  каких — либо  страхов, советуя им рассказать об этом  тому, кто  может  защитить.  

В  «хитром »  приеме  «Копирование»  вместо  настоящего  объекта  используется  его  оптическая  копия.  Это  мы  видим  в  сказке  «Молодильные   яблоки»,  когда  волк  превращается  в  коня,  затем  в  царевну.  Чтобы  закрепить  представление  об  этом  приеме,  мы  рассказываем  детям  о каком- то  неизвестном  им  животном.  Как  же  с  ним  познакомиться?  Очень  просто !   По  фотографии  или  картине —  это  его  копии.   А еще, если  тебе грустно без  мамы,  можно  сделать  так,  чтобы   она  всегда  была  рядом  с  тобой —    нужно  положить  в  кармашек   мамину   фотографию.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка речевое развитие

  В   приеме  «Обрати  вред в  пользу»,  отрицательный  фактор используется  для  получения  положительного  эффекта.  В   сказке   Р. Киплинга  « Слоненок»,  слоненку вытянули  нос —   это  вред,  но он  стал  пользоваться  им,   как   рукой.  Очень  удобно !

А  как   обратить  вред  в  пользу  в  повседневной  жизни?                                                                                      

Нечаянно    сломали  веточки  комнатного  цветка ?  Это  —  вред.  Поставим  отростки  в  воду и вырастим  новые  растения.  Польза?  Еще  какая!  А  если  тебя  обидели, нанесли твоей душе вред,   и  ты  понял,  как  это  горько, то сам никогда никого не обижай!

 И последний прием «Изменение  окраски»   заключается в  изменении  окраски  объекта  или    внешней  среды, т.е. в умении приспосабливаться и действовать по обстоятельствам. На этом приеме создан мультфильм «Осьминожки», у которых возникла ситуация, когда нужно было спрятаться,  некуда  не  прячась. Осьминожки  нашли  выход  и  перекрасились  в  цвет  ковра.    

А как можно использовать этот прием в педагогической практике?

Допустим, что при рисовании нечаянно  на  листе  получились    кляксы.  Что  делать?   А просто спрятать  кляксы  в  облаке,  цветке.

На основе этого приема можно построить хорошие, добрые отношения с окружающими. Если ты сильный, защити слабого. Будь ласков с любящими тебя людьми. Развесели грустного.  Действуй  по ситуации  в добрых  целях.

Представляем фрагмент нашей работы через занятие по  сказке  «Снегурочка».

Виды  детской  деятельности :  восприятие  художественной  литературы, коммуникативная, познавательно- исследовательская,  игровая, двигательная, музыкально-  художественная.

Программные  задачи: продолжать развивать  умения  осмысливать  характеры  персонажей  сказок, формировать  образность  речи ( подбирать  антонимы, однокоренные  слова), понимать  смысл пословиц, упражнять использовать тризовские приемы  группы «хитрости»  для  решения  задач  в  проблемных  ситуациях, встречающихся  в  сказке  и  в  жизни; развивать  мышление  и  фантазию, доставить  радость  детям.          

Планируемые  результаты  уровня  развития  интегративных  качеств : эмоционально  отзывчивый, умеет  поддерживать  беседу, высказывать свою  точку  зрения, рассуждать  и  давать  необходимые  пояснения, активно  участвует  в  физминутке  и  этюде, активно  занимается  словотворчеством.

Непосредственная  образовательная  деятельность.

       У  заснеженной  избы  в  снежном  переулочке

       Из  снежинок,  изо  льда  родилась… ( Снегурочка ).

— Как  вы   думаете, почему  девочке  дали  такое  странное,  необычное  имя?

— Какими  другими  именами  можно  ее  назвать,  чтобы  было  понятно, что эта  девочка  из  снега? ( Снежанна, Снежинка, Холодинка, Зимодочка, Студенушка, Снежидевочка…).

— Дети, вы  дали  такие  добрые,  красивые  имена  девочке,  конечно,  потому,  что  она  вам  нравиться, ведь  она  была  какая ? ( красивая, ласковая, добрая, веселая, умная, смышленая, приветливая).

  —  В   сказке  говорится: «Работа  у Снегурочки  в  руках  спорится». Как  понять  это  выражение? ( Всякая  работа  получается  хорошо).

   — Значит  Снегурочка  была  еще  какая? ( трудолюбивая).

    — Как  можно  сказать  по- другому? ( работящая, радивая, мастерица  на  все  руки).

      — Ребята,  недавно  мы  с  вами  познакомились  с  пословицей: «Не хлебом  единым  жив  человек». Подумайте, подходит ли  эта  пословица  к  нашей  сказки ? ( Да, потому что Снегурочка  кушала хорошо, но  очень скучала  по  зиме. Она  скучала  по  зимнему  лесу,  по  подружкам  снежинкам,  по  хороводам  метелей. Скучала  по  волшебному,  сказочному  миру  матушки-зимы).

2.Физминутка ( под  сказочную  музыку).

      -Дети, порадуем  нашу  Снегурочку. Выходите.  Встаньте  в  круг. Я превращаю вас в снежинок, приглашаю  на  танец.            « Танец  снежинок»    

      -Молодцы! А  теперь  превращаю  вас  в  ребят.

  3.- Думаю, танец  с  вами   Снегурочке  понравился. Настроение  у  нее  стало  какое? (веселое, бодрое, радостное).

        — Но  вот  пришли  теплые  деньки, ласковое  солнце  пригрело  землю. Как  стало  Снегурочке ? (грустно, тоскливо, одиноко, скучно).

        — Что же  случилось  со  снежной  девочкой  в  конце  сказки? (Она  прыгнула  через  костер  и  превратилась  в  облачко ).

         -Как  об  этом  сказать  по- другому? ( она  растаяла, исчезла, улетела).

          -Да,  конец  у  зимней  сказки  получился  печальный. Но  мы  с  вами  знаем хитрое  приемы,  которые  помогают  нашим  героям  придти  к  счастью.  Какие  хитрости  встречались  в  нашей сказке ? («Изменение  агрегатного  состояния»- девочка  из  снега  превратилась  в облачко, в  пар. Прием  «оживление», когда снежная  девочка  стала  настоящей»).

      4.Этюд.

         -Дети, я  прошу  вас  встать  в  круг, закрыть  глаза. А теперь  представьте  себе  такую  картину. Старик  со  старухой  вылепили  из  снега  девочку. Глядь- а  у  Снегурочки   щечки  порозовели  ( потрите  их  ладошками),глазки  открылись (похлопайте  ими  удивленно, посмотрите  вверх, вниз, вправо,  влево). Потом  закивала  головой  (дети  покивайте  головой ),зашевелила  руками ( пошевелите  руками), потопала  ногами ( потопайте), снег  с  себя  стряхнула  и  улыбнулась ( улыбнитесь).

Читайте также:  Закономерности развития личности ребенка в раннем возрасте

         5.- Ожила  наша  Снегурочка!  Так  пусть  же  и  останется  она  живой. А  мы  ей  поможем! Для этого используем  что? (хитрые приемы)

           — Подумайте, какие  хитрости  помогут  Снегурочке  остаться в живых. ( На занятии  дети  отвечали  :

а)»Матрешка». Снегурочка  спряталась  в  самолете  и  перелетела  через  костер. Откуда  в  сказке  появиться  самолет? Может  быть, не  каждая  хитрость  поможет  в  этом  случае? Подумаем  об  этом  потом  получше.

   б) Прием « сделай  заранее». Бабушка  сшила  Снегурочки  платье  из  несгораемой  фольги.

     в)»Посредник». Подружки остановили  Снегурочку,  не  дали ей  прыгнуть через  костер.)

             -Дети, а  как бы вы поступили, если  бы  были  друзьями  Снегурочки?

               6.- Молодцы! Нашли  выход  из  сложной  ситуации, помогли  Снегурочке, на радости такой приготовим  Снегурочке  подарок? ( Да).

                -Пожалуйста, нарисуйте снежинки.( На столе тонированная  бумага  и  белая  гуашь). Дети  интересуются: « Чем  же  рисовать, ведь  нет  кисточек?»

                 — Подумайте, какую  хитрость  можно  использовать, чтобы  выполнить  задание? («Посредник».  Нарисуем   пальчиками).

С нашей точки зрения педагогическая деятельность, выстроенная в такой системе, воспитывает добрые чувства, формирует умения оценивать и контролировать свое поведение и развивает изобретательность и творчество.

Занятие  на  тему: « Использование  в сказках  приемов  из  группы «хитрости».

  1. Под сказочную  мелодию  воспитатель  сообщает, что  сегодня  приглашает  всех  в  сказку.  

     — В  какую?  Нужно  угадать.  

              Проплясали  по  полям

              Снежные  метели,

              Снегири  снеговикам  песни  просвистели.        

Источник

Просмотров 7.6k.

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Читайте также:  Развитие органов у ребенка при беременности

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Источник