Развитие ребенка через игрушки

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.
Сегодня не буду говорить о главном — что развивающие игрушки и мелкая моторика — это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.
Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.
Развивающие игрушки малышам до года:
Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.
До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.
Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.
пример тактильных шариков
К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.
Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.
Для примера — сортер для годовалого ребенка
Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.
Игрушки от года до трёх:
1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы — по форме, по цвету и т.д.
2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.
Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности
3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур — достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.
4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.
рамки-вкладыши
более сложный вариант. для детей постарше
Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.
5. Пазлы
Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых — половинок.
Затем переходим именно к пазлам, из двух — четырех деталей.
Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими «букашками» на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я «не могла оторвать» ребенка от игры.
Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.
Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.
Вот эти пазлы Ларсен
6. Конструкторы.
Думаю, в описании пользы не нуждаются — конструирование — тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы — Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.
7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.
Например, игры Никитиных:
«Сложи квадрат», «Сложи узор».
Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.
Сложи узор
Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.
Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.
8. Мозаики. Любые.
К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех — креативим и создаем узоры.
9. Шнуровки.
Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года — полутора.
шнуровка
10. Первые настольные игры:
Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.
11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).
Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.
ручной балансир
12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.
Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная — вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев «Колобка» или «Курочки Рябы». Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.
На всякий случай поясню — это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой «развивающие».
Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают —
игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый «умной игрушкой» по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.
Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.
Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:
Статья по теме — основные категории книг для малышей от 0 до трех лет
Источник
Помните наше детство? То самое –деревянные игрушки, прибитые к полу, отсутствие товара на полках и самый минимум игрушек? Ну, на самом деле – наше детство не прошло без игрушек совсем. Были и зайцы и медведи и кубиков тьма. Много чего было. А чего не было?
РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШЕК.
Ну не было, не догадались маркетологи (а и маркетологов то не было) ввести такой удачный термин в нелегкий родительский обиход. Ибо – купи здесь и сейчас вот эту яркую, гремящую, шумящую и пестрящую игрушку, которая влет разовьет все и вся твоему ребенку и будет тебе счастье. Хотя, счастья не будет – потому что надо купить еще это, и это и это… Знакомо?
Покупая новомодные развивающие игрушки, нужно помнить, что такие игрушки могут нанести немалый, хотя порой и незаметный на первый взгляд. Дорогая говорящая кукла, требующая бутылочку и умеющая имитировать жизнедеятельность человека – не развивает, а лишь задает определенную схему-программу действий. Ребенок после пары дней манипуляций с такой куклой начинает скучать. Либо в последствии, начинает ждать от социума и обстоятельств точно заданной схемы действий. Указаний сверху, так никогда с милым плюшевым зайкой, затертым местами. Потому что зайка этот дает широчайший простор воображению. С ним можно разговаривать, петь песни, кормить его, укладывать спать, водить в школу, учить, знакомить с другими обитателями детской, подкидывать вверх и купать в ванне.
Яркие, шумящие и приторные игрушки задают тон – довольно потребительский. Ребенку не по вкусу становятся простые звуки природы, мягкие переходы света и тени, реальность повседневной жизни. Он с радостью углубляется в яркий же мир современного телевидения, где и остается.
А как мы, наши мамы, бабушки, прабабушки и далее по списку жили, развивались, росли и стали мудрыми, умными, смышлеными и развитыми людьми без развивающих игрушек?
Загадка!
Итак, главный вывод, как всегда, прост и гениален: любой предмет в руках ребенка, любая самая простая игрушка, может быть (и является!) развивающей.
Ребенку важно иметь простор для воображения и уметь придумывать, сочинять, подражать. Ведь любая игра в первую очередь направлена на развитие, подражание взрослым, обучение навыком (если только это не игра компьютерная. Навыки там есть, да в жизни особого применения не имеют).
Развивающей игрой вашего ребенка могут стать миски, ложки, вода, крупа (я Америки не открываю), лист бумаги, мяч, помощь маме по хозяйству – даже годовалый малыш сопя от натуги важно может подмести пол. Конечно, подметанием это не будет! Но развитием! Еще бы.
Развиваться в квартире сложновато. Мамы, начитавшись умных методик, творят горы дидактического материала, раскладывают кубики по цветам, фигуры по сортам, книги по алфавиту. И с удивлением обнаруживают, что редкий ребенок может высидеть над дидактическим заданием больше двух минут. И на пользу это идет редко.
Я всегда придерживалась мнения, что мой сын мудрее меня. Его инстинкты не забиты условностями социума. Он всегда точно знает: хочет ли он кушать и сколько ему нужно маминого молочка. Потому я давно и прочно заметила, что любые мои попытки сесть и заниматься чем-то – сын пресекает. Хотя с удовольствием занимается массой всевозможных дел со мной. Ну а если папа берет в руки отвертку… Сопя и вздыхая от восторга, он внимательно наблюдает за процессом сборки шкафа или разборки машинки для починки. Дальше он берет отвертку в свои руки (под нашим присмотром) и сосредоточенно повторяет папины движения. Ведь это так интересно!
В общем и целом – мысль моя абсолютна проста. Доверяйте себе и своим детям. Мыслите в правильном (для себя) направлении. И как можно больше проводите времени с детьми. Дети растут так быстро, а дела все равно не переделываются. Очень хорошо откладываются и даже отпадают за ненадобностью.
Живите сейчас. Развивайтесь вместе. Ведь нам есть чему учиться у наших детей.
Источник
Фото: BlueOrange Studio/Rusmediabank.ru
С самого рождения ребенок не просто растет, но и развивается. И чтобы развитие было гармоничным, малышу необходима помощь родителей. А родители для этого используют разные развивающие игрушки.
Что собой представляют такие игрушки?
Развивающие игрушки – это игрушки, которые чему-то учат. Отличительная особенность таких игрушек в том, что ребенку надо выполнить какую-то задачу, а для этого приходится приложить усилия, подумать, как лучше ее выполнить.
Подобные игрушки развивают воображение, память, фантазию, логику, мышление. Малыши развивают моторику, учат цвета, дошкольники изучают буквы, цифры.
Такие игрушки предлагают ребенку решать разные задачи, которые расположены от простого к сложному. Причем, задачи разные и способы решения разные. А многие задачи слегка опережают способности ребенка. Поэтому развивающие игрушки способствуют интеллектуальному, музыкальному, творческому развитию малыша.
Выбирать игрушки надо правильно. При выборе надо принимать во внимание возраст малыша. Естественно, трехлетнему крохе не стоит покупать игрушку, предназначенную для ребенка пяти лет. Иначе малышу будет слишком сложно, он не справится и потеряет интерес к игрушке. А ребенку шести лет будет неинтересно с игрушкой, предназначенной малышу четырех лет. И никакого развития он не получит.
Кроме того, стоит учитывать интересы чада. Кто-то любит конструировать, кто-то складывать кубики, а кому-то очень интересны наборы для творчества. Конечно, развивать надо всесторонне, но и навязывать ребенку неинтересную для него игру не стоит.
Действительно ли нужны такие игрушки?
Развивающие игрушки необходимы в любом возрасте. Ведь, начиная с двух-трех месяцев, малыш уже начинает активно познавать мир. И в течение первого года у ребенка формируются слуховые, зрительные и ориентировочные реакции, проходит подготовительный этап речевого и эмоционального развития, закладываются основы социального поведения. Поэтому даже такому крохе нужны игрушки. Лучше всего выбрать погремушки, мячики, объемные фигурки, колокольчики.
С двух до трех лет активно развивается речь, мышление, внимание. Малыш познает окружающий мир в основном руками. Поэтому в таком возрасте требуются различные стаканчики-вкладыши, матрешки, разноцветные пирамидки, шнуровки, крупные бусины, деревянные кубики.
С трех до семи лет постепенно добавляются более сложные игрушки: конструкторы, головоломки, наборы для творчества и сюжетно-ролевых игр. Ребенок с помощью игрушек учится осознавать себя, ориентироваться в окружающем мире. Развивающие игрушки необходимы для получения знаний о разных профессиях.
Вот варианты развивающих игрушек: кубики, пирамидки, стаканчики, кубики-животные, неваляшка, мячики, развивающий коврик, игрушки со звуковыми эффектами, мягкие игрушки с развивающими элементами, образные и сюжетные игрушки, наборы для творчества, наборы для ролевых игр, конструкторы, головоломки, настольные игры.
То есть, развивающие игрушки необходимы ребенку для нормального развития. Но какие игрушки лучше выбрать? Стоит ли давать малышу только покупные игрушки или лучше сделать их самостоятельно?
Покупные или самодельные
Не обязательно развивающие игрушки должны быть дорогими. Ведь главная задача таких игрушек в том, чтобы ребенок учился думать и фантазировать, изобретать игру самостоятельно. А покупные игрушки предлагают действовать только в определенных рамках. И малыш должен попасть именно в них, чтобы выполнить определенное задание. Например, надо расставить предметы по возрастанию или по цвету. А может быть ребенок просто хочет поиграть этими предметами? Может он придумал новое применение обычным кубикам или головоломке?
Следовательно, можно покупать более простые игрушки, а можно делать их самостоятельно. Тогда ребенок будет свободен в выборе, не ограничен рамками.
Развивающую игрушку можно сделать из коробки, бутылки, банки, палки, ткани. То есть, из любого безопасного материала. И сам ребенок может смастерить что-то интересное. Например, сделать из коробки ракету или волшебный город. А иногда малышу не требуется даже что-то мастерить, достаточно фантазии и обычная палочка превращается в лошадку. Обычные предметы тоже являются развивающими. Ложки, кастрюлю, баночки с крышками, мешочки с крупами или орехами, пуговицы – все это можно использовать для игры и развития чада. Отличным решением будет делать развивающие игрушки вместе с малышом.
Итак, развивающие игрушки очень важны. Можно приобретать их в магазине, делать самостоятельно, а лучше – и то, и другое. Тогда малыш будет развиваться гармонично, не будет постоянно скован определенными рамками. Это позволит ребенку развивать фантазию, воображение, логику и мышление.
Источник
Мы подготовили топ-10 игрушек, которые помогут развить мелкую моторику ребенка и подготовить его к школе.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.
1. Развивающий коврик
Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.
Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры — ребенок может составлять числа или слова.
2. Фигурки на магнитах
Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.
3. Тесто для лепки или полимерная глина
Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус — это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины — поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.
4. Кинетический песок
Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
5. Мольберты и доски для рисования
Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.
6. Пальчиковые раскраски
Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.
7. Гриб-винт и винтовые конструкции
Гриб-винт — замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.
Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок — будущий инженер?
8. Шнуровки
Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.
Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.
9. Конструктор Lego
Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.
Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших — мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.
10. Пальчиковый театр
Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.
Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?
Источник