Развитие ребенка через чтение

Родители привыкли, как мантру, повторять детям: «Надо читать, без чтения никуда». Но мало кто понимает, в чём действительно заключается его польза, кроме сугубо бытовой, когда надо прочитать указатель или ярлык на одежде. Вместе с нейропсихологами разбираемся, что же такое чтение с научной точки зрения и как оно связано со способностями к математике.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
«Чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные, от мышления до воображения»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Почему чтение — это такая ценность, особенно в нашей культуре? Первые ассоциации — образованность, знания, глубина мышления. Сейчас у чтения открывается второе дыхание, оно становится альтернативой «быстрым углеводам» социальных сетей, видео и картинок. Информация через буквы поступает медленнее и требует большего сосредоточения. Но и богатство смыслов через них открывается неизмеримо большее. Чтение не сразу выдаёт всю суть, а сначала включает воображение, учит представлять, концентрироваться и вживаться в разные миры.
Если же рассмотреть именно научный подход, то здесь много нюансов. Наука постоянно развивается и повышает стандарты качества исследований, поэтому многочисленные истории из серии «учёные попросили 20 человек почитать в томографе и многое узнали» не имеют веса. Для того чтобы делать какие-то чёткие выводы, нужны огромные выборки в тысячи человек и систематизация повторяющихся экспериментов. Однако какие-то вещи уже хорошо изучены. Например, анатомия чтения: упрощённо говоря, глаза воспринимают зрительную информацию, передают её через зрительные нервы в кору головного мозга для дальнейшей обработки, и затем левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.
Психологи из Йельского университета Беннет и Салли Шейвиц предложили модель трёх систем чтения в мозге: теменно-височная (фокусируется на анализе и понимании слов), затылочно-височная (отвечает за быстрое визуальное распознавание слов целиком и перевод букв в соответствующие звуки) и передняя, включающая в себя зону Брока (играет важную роль в анализе синтаксиса и артикуляции, а также регулирует чтение про себя). Во время чтения соответствующие зоны мозга включаются в работу.
Если суммировать, то чтение развивает речевые функции, и через них — все остальные: мышление, внимание, память, восприятие, творчество, воображение. Когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это, по сути, пропускной канал для большинства символической информации), можно увидеть подвижки в остальных сферах. Не случайно беглость чтения в начальной школе так часто приравнивается к общей успеваемости: они действительно тесно связаны.
Чем полезно чтение?
- Развивает речевые функции у дошкольников. Причём чтение вместе с ребёнком по ролям расширяет словарный запас куда лучше, чем просто чтение книги вслух.
- Оказывает терапевтический эффект при депрессии. Для повышения психологического благополучия используют такие методики, как библиотерапия.
- Регулярное чтение как хобби улучшает у школьников словарный запас, навыки письма, языковые способности и повышает учебную мотивацию.
- Художественная литература развивает эмпатию и метапознание.
- Регулярное чтение новой информации, требующей осмысления, особенно на иностранном языке, помогает укрепить память и сформировать когнитивный резерв, защищающий от возрастного умственного снижения.
«Исследования называют чтение лучшим хобби в мире»
Есть много видов чтения, которые отличаются по темпу, степени погружения, уровню понимания, качеству информации, характеру материала, настроению, целям и мотивам, как процесс и как результат.
Поверхностное чтение часто рекомендуют в ознакомительных целях: считается, что если быстро проглядеть глазами текст или оглавление, то это поможет понять основной смысл («знать не знаю, но рассказать — расскажу») и сделает последующее глубокое чтение более качественным. Например, технику skimming (проглядывания) мне советовали использовать для экзамена TOEFL (тест на знание английского языка. — Прим. ред.), где надо быстро прочитать иностранный текст и ответить на вопросы по нему.
Глубокое чтение требует больше времени, погружения, энергии и концентрации. Зато оно даёт возможность вникнуть в детали и разобраться в теме, осмыслить текст и логически переработать его для себя.
Качественное аналитическое чтение — это отдельный навык, которому можно и нужно учиться, иногда даже во взрослом возрасте
Исследования называют чтение лучшим хобби в мире: оно учит, даёт информацию, расслабляет и развлекает. Есть данные, что чтение романов повышает нейронные связи внутри височных зон мозга, отвечающих за вербальные функции. Интересно, что изменения в нейронных связях также оставались активными несколько дней после чтения, особенно в области соматосенсорной коры — то есть смыслы, возможно, перерабатываются и на уровне телесности. Кроме того, самые свежие исследования рекомендуют читать с бумажных, а не электронных носителей, поскольку книги повышают качество чтения и рефлексии об этом процессе.
Есть работы, которые также усматривают связь между способностями к чтению и математике. С точки зрения нейропсихологии и то и другое — это анализ сложной пространственно-символической информации, контролируемый височно-теменно-затылочными отделами коры. Поэтому при нарушении процессов или динамики интеграции информации в мозге обе способности могут страдать одновременно. И наоборот: способности к математике и чтению могут помогать друг другу при условии их гармоничного развития.
«Для ребёнка чтение — это эволюционно новая задача»
Алексей Котов, старший научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ
Если мы берём ранний этап развития ребёнка, то чтение развивает рабочую память и произвольное внимание, а на втором этапе, когда ребёнок уже читает сам, это внутренняя репрезентация, причинно-следственный анализ. Дети могут понимать, что чему предшествовало, строить альтернативные сценарии. Когда ребёнок только начинает читать, то на нейронном уровне эта способность начинает загружать, переползать в префронтальные области мозга с левой стороны. Она закрепляется за ним — это область лба и виска. Для когнитивных психологов это область, которую также занимает рабочая память. Почему это важно: хорошо развитая рабочая память у детей — это возможность осознанного контроля и планирования действий.
Когда дети осваивают чтение, для них это что-то новое и уникальное, можно сказать, что это эволюционно новая задача, которой в предыдущих стадиях развития не было. Они впервые сталкиваются со знаковой системой, поэтому осваивают её довольно тяжело и весьма специфическим образом. С точки зрения работы мозга это задействует височные доли и затылочные. Первые связаны со звуковым анализом, а вторые — со зрительным.
Для ребёнка это сложная задача — установить связь между тем, как он видит картинки, и тем, как они произносятся
У детей есть одна лингвистическая особенность, которую русские психологи иногда называют фонетической. Если упрощать, то есть такие дети, которые слышат количество слогов в слове, есть дети, которые различают слова по ударениям, а некоторые этого всего вообще не чувствуют. Так вот эта особенность прямо влияет на чтение ребёнка. Дети, которые слышат это всё, обычно начинают читать на год раньше, чем те, у кого такая особенность не развита.
Дошкольный возраст — это время, когда можно с ней работать. Дети, которые учатся делать фонетический анализ слов, тренируются, ставят правильно ударения, даже без лингвистической осознанности могут быстро догнать своих сверстников.
«Если хотите, чтобы ребёнок читал, делайте это вместе»
Мария Шендяпина, исследователь, клинический психолог, научный сотрудник кафедры нейролингвистики на факультете образования Гонконгского университета
Один из проверенных способов заинтересовать ребёнка чтением — когда взрослый, несмотря на то что ребёнок учится читать сам, ещё много лет после этого читает ему вслух. Освоение знаковых систем (счёта, письма, чтения) — очень социальная вещь. Важно то, с кем ребёнок осваивает навыки, то есть это не столько индивидуальная задача, сколько совместная. Если родители просто стремятся привить детям механическую способность читать, им быстро становится скучно это делать.
Лучший путь к переменам — через совместную радость, удовольствие и чувство успеха. Начните марафон семейного чтения. В магазинах и современных городских библиотеках можно найти новые красивые книги, от одних иллюстраций в которых загораются глаза. Читайте на ночь, с утра и днём, дома в шалаше из одеял, в палатке на природе или на скамейках в парке. Читайте по очереди или по ролям, громко-громко и тихо-тихо.
Рисуйте иллюстрации, обсуждайте, разыгрывайте сценки, пробуйте новые темы и способы. Ваша задача — показать, как это может захватывать, радовать и наполнять эмоциями. Испытываете чувство вины, что дети слишком много смотрят мультики? Выключите звук и включите субтитры. Бац! Ваши дети теперь читают.
Источник
Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.
При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:
— самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;
— не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;
— проявите терпение;
— занятие не должно превышать 10 минут;
— выберите подходящую для вас методику.
В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.
Звуковой метод (буквенно -слоговый)
Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.
Плюсы:
-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);
-избавляет от дефектов речи;
-обучать можно в любом месте.
Минусы:
-не подходит ля раннего развития;
-поначалу ребенок не понимает, что читает.
Метод обучения по кубикам Зайцева
В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.
Плюсы:
-игровая форма обучения;
-возможность обучения с раннего возраста;
— заниматься можно недолго по времени;
-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).
-ребенок быстро осваивает чтение.
Минусы:
— дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;
— детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);
-дорогостоящие пособия.
Обучение по карточкам Домана
Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.
Плюсы:
— возможность обучения с раннего возраста;
— игровая форма;
-способствует расширению кругозора малыша;
— хорошо развивается память.
Минусы:
— сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;
-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);
-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.
Методика Марии Монтессори
Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.
Плюсы
-возможность раннего обучения;
-игровая форма;
— параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;
— дети учатся сразу читать про себя
Минусы
— методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;
-трудоемкость при организации;
-дорогостоящий материал.
Методика Ольги Соболевой
Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.
Плюсы
— игровая форма;
-расширяется словарный запас;
— раскрытие творческого потенциала у ребенка;
-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;
-возможность обучения с раннего возраста;
-подходит для детей с разным типом восприятия информации;
Минусы
— больше подходит для детей творческих;
-отсутствие системы.
Методика Сергея Полякова
Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.
Плюсы
-игровая форма;
-занятия короткие;
-небольшое количество пособий.
Минусы
-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.
Методика Надежды Жуковой
В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.
Плюсы
-идеально подходит для домашнего обучения;
— доступность пособий.
Минусы:
-не подходит для раннего развития.
Методика Чаплыгина
Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.
Плюсы:
-кубики изготовлены из дерева;
— игровая форма обучения;
-подходит для раннего развития.
Минусы:
-не подходит для группового обучения;
-дорогостоящий набор кубиков;
-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.
Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.
Личное мнение:
Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!
Возможно, Вам будет интересно:
15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.
Источник
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
- изучать буквы и звуки;
- научиться читать по слогам;
- читать целыми словами.
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Предложите развивающие задания в форме игры
Источник