Развитие ребенка 1 год что умеет
Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.
Содержание статьи
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Базовые навыки
В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:
Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
- При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
- Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
- Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
- Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
- Умеет самостоятельно садиться.
- Пытается произносить слова (гулит).
«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»
Физиологические изменения
Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.
У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.
Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:
Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.
- Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
- Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.
Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Физическое развитие
К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.
Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:
Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
- Спускаться с дивана, кресла или кровати.
- Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
- Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
- Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.
В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.
Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.
Моторика и психика
Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:
Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
- Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
- Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
- Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
- Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
- Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
- Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
- Берет игрушки указательным и большим пальцами.
- Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
- Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
- Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
- Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
- Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
- Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.
Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.
В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.
Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.
Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.
Речевые особенности
При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.
Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:
- Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
- Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
- Понимает слова «нельзя», «да», «можно».
Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.
Проявление самостоятельности
В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.
Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.
Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.
Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.
Детский режим
После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.
Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.
Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.
Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.
Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами
Упражнения для первого шага
Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.
Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.
«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»
Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.
Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha
Статьи по теме, которые вас заинтересуют:
Как убрать растяжки после родов в домашних условиях
Сокращения матки в послеродовой период
Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение
Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений
Источник
Первый в жизни день рождения — отличный повод для небольшой передышки и подведения итогов. По истечении 12 месяцев мамы и папы стали свидетелями чудесного превращения принесенного из роддома кричащего свертка в самостоятельного человечка, обзаведшегося собственными привычками и характером. За этот период покинувший утробу матери младенец успел освоиться в огромном мире и подготовиться к следующему этапу, связанному с изменением мировоззрения и усовершенствованием навыка ориентирования в окружающей обстановке. До следующего дня рождения ребенок будет сфокусирован на развитии двух важнейших навыков: умении передвигаться и говорить.
фото o-krohe.ru
С каждым годом увеличивается количество родителей, оценивающих физическое здоровье малыша с позиции стабильности развития. Добавившиеся сантиметры и килограммы при этом отходят на второй план. Вследствие этого довольно часто у опекающих отпрыска взрослых возникает вопрос: «Что должен уметь ребенок в 1 год?»
Психологические особенности
Годовалый возраст ассоциируется с периодом активного психологического развития. Ближайшие родственники фиксируют всплеск тяги к исследованию и познанию. Помимо этого, именно в эти дни родители сталкиваются с проявлениями первых психологических кризисов. Объясняются они довольно просто: кроха открывает собственное «Я» и воспринимает себя в качестве отдельного (не связанного с матерью) существа. Ситуация усугубляется тем, что психологические знания преобладают над физическими возможностями.
В некоторых случаях процесс закрепления нового для ребенка навыка может сопровождаться сбоями в поведении, выражающимися в капризности и раздражительности. Случающиеся в данный период истерики должны восприниматься как типичные для годовалого возраста явления. В такие моменты дети особенно остро нуждаются в нежности, ласке и добрых словах. Увеличение количества желаний подталкивает кроху к применению единственного доступного способа их удовлетворения. Ограниченный словарный запас препятствует полноценному общению, из-за чего и возникают определенные трудности.
Двигательные навыки
фото 7lestnic.com
Нетерпеливым родителям, желающим обучить кроху всему и сразу, следует ознакомиться с перечнем того, что должен уметь ребенок в 1 год. Спектр подвластных малышу действий в этот период уже довольно широк. В него вошли:
ходьба с опорой на одну руку (карапуз может держаться за одного из родителей, перила, стену и т.д.);
осуществление первых самостоятельных шагов без поддержки с возможностью преодоления 3-5 метров;
бег (сохраняется необходимость удержания взрослого за руку);
выполнение наклонов, выпрямлений, приседаний (наклонам может сопутствовать упор головы в пол и ожидание реакции от окружающих);
пребывание в стоячем положении без опоры;
подъем приставным шагом на лестницу детской горки (при помощи взрослого);
сползание по наклонной поверхности и влезание на нее;
подползание под препятствие;
подражание знакомым движениям, выполняемым взрослыми или ровесниками (хлопки, стук, встряхивание и т.п.);
вскарабкивание на стулья, кресла, диваны и спускание на пол;
плавание в ванной, сопровождаемое опусканием головы под воду и совершением движений ногами и руками.
Нюансы эмоционально-социального развития
Годовалый карапуз может быть недоволен резким тоном взрослого. Аналогичная реакция наблюдается на слово «нельзя» и неспособность выполнить желаемое действие. Появление незнакомого человека может насторожить малыша и заставить его заплакать, в то время как приход родственника вызовет радость. В возрасте одного года ребенок не должен быть безучастным к играм и заводным игрушкам. Игровая деятельность и снимок близкого человека озаряют лицо крохи улыбкой. Переступившие годовалый порог дети с удовольствием копируют мимику и жесты сверстников и окружающих их взрослых. Вопросительное выражение появляется при попадании в незнакомые ситуации и иных затруднениях. Иллюстрации в книгах вызывают у дошкольника интерес. Песни и музыка могут подтолкнуть малыша к прыжкам, пению или задумчивости.
Бытовые навыки
фото razvitie-krohi.ru
Ребенок, преодолевший годовалый возрастной рубеж, демонстрирует следующие навыки:
распознавания предметов собственного гардероба, предполагающие возможность выбора той или иной вещи;
поднимания ноги или руки при одевании/раздевании (после просьбы взрослого);
пользования чашкой (при ее удерживании руками);
неумелого оперирования ложкой;
откусывания и пережевывания твердой пищи (хлеба, печенья, фруктов и т.д.);
протягивания рук к воде в процессе умывания, по окончании которого малыш пытается вытереться полотенцем;
выражения недовольства при нарушении опрятности (возникновение желания сходить на горшок заставляет кроху издавать характерные звуки).
Речевое развитие
фото onethree.ru
Активный словарный запас зачастую ограничен 8-12 словами. Произнесение облегченных вариантов слов сопровождает ответ на вопрос «Кто это?» Помимо этого, наблюдается правильная словесная реакция на действия и предметы, которые ребенок называет самостоятельно. Особое внимание малыш уделяет подражанию, будь то понятные слова окружающих или знакомые звуки. Кроха старается воспроизвести интонации песенок, изобразить плач или смех и продемонстрировать издаваемые животными крики. В этот период малыши также могут «говорить» по телефону. Кроме того фиксируется стойкий интерес к новым словам. В процессе повторения ребенок стремится к соблюдению ритмических и интонационных особенностей.
Пассивный словарный запас более обширен. Понимание речи способствует существенному расширению возможностей годовалого малыша. Наблюдается подчинение словам «можно» и «нельзя», а также выполнение определенных просьб («открой/закрой», «отнеси», «положи», «отдай» и т.д.). Карапуз охотно возится с игрушками, попутно выполняя пожелания взрослых (катает машинку, пинает ногой мяч, «кормит» игрушку и т.п.). Малыш способен отличить кубик от юлы, мишку от куклы. Ему известны имена родственников, вследствие чего при обращении к присутствующему ребенок смотрит в его сторону. Дошкольник уверенно указывает на интересующую взрослого игрушку и называет известные ему предметы, подкрепляя слова жестами.
Словосочетание «до свидания» ассоциируется у крохи со взмахом руки. Прощальный жест воспроизводится уместно (когда уходит сам малыш либо кто-то другой). При встрече ребенок пожимает руку прибывшего. Один из наиболее умилительных навыков связан с умением посылать воздушные поцелуи. Столь нехитрым образом малыш демонстрирует благосклонность к понравившемуся ему человеку.
Из активных действий, следующих за просьбой родителей, родственников или знакомых, можно отметить игру в «ладушки», разведение рук на слово «нет», воспроизведение движений других людей, «вытирание» носа платком и «вытирание» лица полотенцем. Также малыш может при необходимости прятаться в ходе игры и показывать то, чем заняты в текущий момент присутствующие.
Познавательное развитие
фото VitaMarg.com
Малыши 12 месяцев и старше должны уметь снимать и нанизывать на стержень пирамиды 3-4 кольца, оснащенных широким отверстием. В этом возрасте детям вполне по силам открывание и закрывание крышек, установление одного кубика на другой и т.д. В ходе игры со знакомой куклой (мишкой, зайчиком) ребенок без труда выполняет такие действия, как кормление, причесывание и т.п. Помимо этого фиксируются повторения движений игрового характера, выполняемые сверстниками (похлопывания, поглаживания, пересыпания). Также кроха пытается проследить направление движения катящегося мяча и передвинуть игрушку на колесах. Особый интерес у карапуза вызывают окружающие предметы, позволяющие развить и закрепить полезные в быту навыки. В этот список вошли закрывающиеся/открывающиеся двери, радио и телевизор, предполагающие возможность переключения каналов, а также столы с тумбами, позволяющие выдвигать и задвигать ящики.
Усложняются игры. Маленькие экспериментаторы пытаются разделять предметы на составные части. Неудачные попытки заканчиваются бросанием игрушек на пол. Дети уверены, что после такого действия находящаяся в руках вещь развалится на отдельные кусочки.
Совершенствуются слух и зрение. Малыши начинают различать мелкие предметы и лучше видят вдаль. Что немаловажно, оттачивается способность «объемного» восприятия объектов и оценивания расстояния до них.
Советы родителям
фото o-krohe.ru
Полноценное развитие всех органов чувств невозможно без смены впечатлений. Дети в возрасте одного года предпринимают попытки удержания в руке карандашей и ручек. Рисование может стать одним из наиболее увлекательных для малыша занятий. Именно в этот период обои и подвернувшиеся листы бумаги дошкольник стремится испещрить одному ему понятными каракулями. Преобладающая часть малышей не остается равнодушной к чтению книг и рассматриванию картинок.
Уникальный по степени усвоения материала период должен быть использован с максимальной эффективностью. Родители обязаны поощрять проявления самостоятельности со стороны дошкольника. Карапуз может предпринимать попытки в части перемешивания еды, подметания, мытья посуды и т.д. Его знакомство с окружающим миром распространяется во многие сферы деятельности, будь то разговор по телефону, прослушивание музыки или включение лампочки. Многократно повторяющиеся действия запускают процесс анализа. Таким образом кроха пытается понять принципы работы привычных для взрослых предметов. Отказывать ребенку в столь нехитрых удовольствиях не следует.
Готовый к обучению малыш лучше всего усваивает информацию, подаваемую в игровой форме. В этот период родители могут посвятить время освоению новых разновидностей творчества: аппликации, лепке, рисованию красками и мелками. Совместно проведенные подобным образом часы способствуют развитию мелкой моторики рук. Последняя, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
Общение с ребенком должно проходить на понятном языке. Употребление ласкательно-уменьшительных терминов желательно свести к минимуму. Сюсюканье вводит детей в заблуждение, вследствие чего они начинают говорить на так называемом «детском» языке.
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!
Источник