Развитие разносторонней личности ребенка

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.
Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Аспекты принципа всестороннего развития
- Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
- Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
- Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
- Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
- Творческое развитие: реализация творческих навыков.
- Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.
Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.
Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Взаимосвязанные принципы
- Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
- Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
- Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.
Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.
Как создать условия для развития ребенка?
Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | · Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка. · Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. · Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | · Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. · Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. · При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы. · Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | · Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. · Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. · Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие
- Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
- Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
- Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
Творческое развитие
- Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
- Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
- Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
- Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:
- Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
- Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
- Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.
Источник
Дорогой читатель! Хотим поделиться с тобой очередной интересной статьей и надеемся, что наши советы для тебя будут полезны. «Если ты стремитесь изменить свою судьбу, с нами ты обязательно добьетесь успеха, ведь ты лучший!»
???? С наилучшими пожеланиями, партнер проекта «Трансерфинг: Всестороннее развитие личности»
Взрослые говорят о том, как иногда дети разочаровывают своих родителей. Однако, когда родители надуманно или нет в чем-то отказывают своим собственным детям, тогда возникает впечатление, что родители не заботятся так сильно о своем ребенке. Такие аспекты, как неуважение, отсутствие поддержки, внимания и защиты, являются незаметными убийцами отношений между родителями и детьми, которые часто в дальнейшем сопровождают нас в нашей взрослой жизни в виде ран и шрамов.
Мы знаем, что растить и воспитание ребенка не из легких задач. Ресурсов мало, но проблем много. Лучшие родители не получают наград, а худшие не получают никаких штрафов. Неудачи, как и успехи, молча проникают в жизнь наших детей.
С другой стороны, важно отметить, что многие родители склонны недооценивать влияние, которое они оказывают на своих детей. Исследование, проведенное кафедрой психологии в Стэнфордском университете, объясняет, как иногда родители не обращают внимания на то, как они своим поведением воздействуют на своих детей. Это включает в себя язык, который они используют, и даже то, как они относятся к другим людям за пределами семьи.
Воспитание ребенка — это больше, чем просто кормление. Еда — это не единственное, что нужно ребенку. Им также нужны позитивные и обогащающие визуальные / слуховые стимулы. Воспитание не то, что вы должны делать случайно. Это процесс, помогает построить образ бытия ребенка и его мировоззрение, поэтому его необходимо создавать позитивный образ, чтобы он развивался в позитивном ключе.
Когда родители подводят своих детей
Любви недостаточно, когда дело доходит до воспитания в семье. Важно знать, КАК любить. Иногда слишком много любви приводит к тому, что дети становятся слишком защищенными и не самостоятельными, и им не хватает свободы для хорошего эмоционального, и личностного развития. В других случаях родители в конечном итоге выражают свою любовь в чрезмерной заботе, которая действует по принципу все во благо ребенку с жесткими правилами, негибкими обязательствами и авторитарным воспитанием.
Родители подводят своих детей по-разному, многие из которых бессознательны по очень простой причине: у них искаженная не педагогическая точка зрения о том, что такое любовь на самом деле. Родители хотят, чтобы их дети были разносторонне развиты, особенно эмоционально. Они хотят, чтобы их дети тоже имели хорошее психологическое развитие. Они поощряют автономию и помогают им быть уверенными в себе.
Большинство родители делают многое для своих детей, при этом уделяя большую часть своего времени на воспитание, но этого недостаточно. На самом деле, есть много причин, почему родители не могут достичь успехов в вопросе воспитания. Давайте посмотрим, как родители могут подвести своих детей:
Незрелые родители
Некоторые люди имеют такую незрелую личность, что для них практически невозможно воспитывать своих детей должным образом. Безответственность, непоследовательность в их образовательных принципах, а также отсутствие привычек и педагогических стратегий имеют серьезные последствия в воспитании детей.
Родители с прошлыми травмами
Некоторые матери и отцы воспитывают своих детей через свой негативный опыт пережитых травм. Живые воспоминания о прошлых травмах или не заживших душевных ранах и невзгодах часто влияют на акт воспитания. Конечно, нет двух одинаковых случаев. Мы все индивидуальны, и мы все прошли через различные переживания. Однако такие случаи, как правило, приводят к экстремальному поведению.
Иногда родители кажутся неспособными побороть и совладать со своими детскими душевными травмами. Это заставляет их проецировать такое недовольство на своих детей. Однако есть некоторые случаи, когда родители, которые все еще одержимы своим прошлым, склонны к чрезмерной защите.
Родители, которые проецируют себя на своих детей
Неосуществленные мечты, проекты и цели расстраивают людей. Иногда, когда все это происходит внутри человека, который скоро станет родителем, они автоматически решают возложить все свои надежды на своих будущих детей, сделать то, что они не смогли сделать. Они считают, что над этим нужно работать.
Такая динамика воспитания детей блокирует развитие самих детей и заложенный в них потенциал, делает невозможным для детей реализовать свои собственные желания и мечты. Это может даже поставить под угрозу их детство и юность.
Родители, которые не могут удовлетворить потребности своих детей
Родители не могут выбирать своих детей так же, как дети не могут выбирать своих родителей. Все дети разные, у всех, есть свои особенности и потребности. Знание того, как правильно их удовлетворить, без сомнения, является самой большой обязанностью родителей.
Напротив, пренебрежение или отрицание этих потребностей ставит под угрозу их целостность. Родители иногда удивляются и задаются вопросом, почему их дети могут вести себя вызывающе и агрессивно в отношениях с родителями. Такие поведения являются результат не обслуживаемых и не удовлетворяемых потребностей детей.
В заключение мы все знаем, что многие из нам несут разочарования в своей душе. Иногда мы носим их так долго, что они становятся слишком тяжелыми для нас. Однако мы должны понимать, что те сознательные или бессознательные ошибки, которые наши родители допустили в детстве, не должны влиять на качество нашей жизни.
Мы должны простить их или нет. Тем не менее для нас очень важно просто оставить прошлое в прошлом, чтобы прожить настоящее наилучшим образом. Еще одна очень важная деталь, которую стоит отметить, это то, что мы не должны допускать, чтобы то, как мы воспитываем наших собственных детей, зависело от того, как наши родители воспитывали нас. В конце концов, самое важное — извлечь уроки из прошлого, чтобы построить лучшее будущее.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки и поделитесь ссылкой с друзьями в соц. сетях.
В следующей статье мы продолжим данную тему. Если не хотите пропустить новые выпуски – подпишитесь на наш канал.
Источник и перевод заметки: When Parents Fail Their Own Children
Источник