Развитие работоспособности у ребенка

Развитие работоспособности у ребенка thumbnail

Юлия Гусева
Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Работоспособность детей дошкольного возраста

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей

Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корректировать его работоспособность, т. е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. У дошкольников работоспособность понижается очень быстро. Об этом свидетельствует общее «двигательное беспокойство», что указывает на усталость ребенка. «Двигательное беспокойство» – защитная реакция организма. Ребенок как бы выключается от надоевшей деятельности, и таким образом избегает переутомления.

Правомерно и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать её у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идёт… И, тем не менее, сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, необходимо дошкольнику и является важным показателем общей готовности ребёнка к школьному обучению.

С возрастом работоспособность повышается. Повышение её общего уровня происходит, в частности, за счёт ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная.

При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.

Есть существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей — высокий и средний уровень, у других – они значительно снижены. Это вызывает тревогу по разным причинам.

Во-первых, потому, что эти дети недостаточно активны на занятиях, требующих напряжённой умственной работы (развитие речи, обучение грамоте, математике). Они редко поднимают руку и редко отвечают на вопросы, быстро и часто отвлекаются.

Во-вторых, потому, что подобное положение у некоторых детей почти не меняется в течение всего учебного года, другими словами, их работоспособность не увеличивается. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать (слушать, воспринимать, решать задачи). А ведь именно на этом строится всё обучение сначала в детском саду, а затем и в школе.

И если вовремя (до школы) не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в 1-м классе доставит много неприятностей и больших трудностей родителям, учителям и, в первую очередь, самому ребёнку.

В-третьих, недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая, прежде всего, влияет на объём продолжительности внимания, мыслительных процессов. Детям трудно составить рассказ, пересказать текст, решить задачу, ответить на вопросы, добиться нужного результата, оценить работу свою и товарищей. Вследствие этого возникают проблемы в знаниях.

В-четвёртых, часто ребёнок с низкой работоспособностью отличается неуверенностью в собственных силах. Эти дети характеризуются повышенной стеснительностью, замкнутостью, робостью. Результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной могут быть остро перенесённые заболевания, неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы и др. Дети эти или пассивны, или легко возбудимы. Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают. В этом случае за советом нужно обратиться к врачу.

Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей. В возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон. Вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями или сёстрами. Ребёнка настраивают на спокойную волну.

Прежде, чем повышать умственную работоспособность, нужно закалять ребёнка и укреплять его здоровье (в выходные дни – на свежем воздухе различные походы, игры).

Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети часто имеют неустойчивый аппетит (привлечь ребёнка к приготовлению пищи).

На работоспособность ребёнка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.

Умственная работоспособность дошкольника на занятии зависит от интереса к занятиям. А развить и поддержать её могут родители. Во время возвращения из детского сада домой,узнайте: с кем играл ребёнок, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с заданиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз.

Дома в играх с детьми предлагаем:

— пересказать несложный короткий текст или понравившийся отрывок;

— составить рассказ по картинкам с постепенно развивающимся сюжетом;

— устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить картины и рассказать о них (а родные угадывают).

Источник

Профилактика переутомления у детей

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

Читайте также:  365 советов по развитию и воспитанию ребенка до 1 года

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При  этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка. Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø                Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø                Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø                Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Ø                Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø                Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø                Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Ø                Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø                Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами  от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Отдел надзора по гигиене детей и подростков

Источник

Наступила школьная пора и перед родителями появилось много вопросов, касающихся воспитания, обучения и развития детей. Ребенок, который пошел в первый класс, требует к себе особого внимания. Это объясняется тем, что он вступает в новый жизненный период, когда детство осталось позади, и впереди ждут учебные будни. Они могут быть наполнены радостью и тревогами, волнением и слезами, знакомством с новой информацией, новыми друзьями и педагогами.

Обычно взрослые заботятся о том, чтобы ребенок был готов к школе заранее — они много рассказывают ему о ней, вспоминают истории из своего детства, покупают школьную одежду и принадлежности, водят на подготовительные занятия. Такая подготовка во многом помогает будущему первокласснику справиться с волнением и прожить очередной кризисный период с наименьшими травмами.

Наряду с личными изменениями, ребенок сталкивается с требованиями, которые теперь отличаются от прежних — они могут быть незнакомыми, неожиданными, сложными, вызывать тревогу, страх не справиться, быть хуже других.

Учебную деятельность в первом классе можно приравнять к трудовой — ребенок встает по режиму, каждый день пишет в рабочих тетрадях, задания, которые он выполняет, заставляют работать все его психические процессы — память, мышление, аналитический ум, воображение, речь. Учебная деятельность, в рамках возраста, является полноценным и настоящим трудом. Каким он будет — качественным или не очень, зависит от особенностей работоспособности каждого из детей. Что это такое и как родители могут улучшить ее, можно узнать, если прочитать эту статью.

Какая бывает работоспособность у ребенка?

Какая бывает работоспособность у ребенка?

Работоспособность есть у каждого человека и у ребенка в том числе. Чем он младше, тем меньше внимания уделяется тому, на каком уровне она находится — нет необходимости в том, чтобы оценивать это состояние у малыша. Тем временем, работоспособность видно даже в раннем детстве — как малыш выполняет дело, которое ему интересно — строит башню из кубиков, лепит куличики, рисует, клеит.

Если понаблюдать за этой работой, то станет заметно, что один ребенок долго рассматривает предмет или игрушки, изучает, всячески манипулирует и только потом начинает использовать по назначению — например, собирает пазлы не сразу, а спустя время. При этом, чем дольше он работает, тем лучше у него получается. Другой, если представить его за тем же занятием, сразу берется за дело с большим энтузиазмом и стремлением, работает быстро и правильно, однако спустя время теряет интерес и может даже бросить игру или занятие, не закончив.

Читайте также:  Ребенок 1 6 года все о его развитии

В этих двух случаях дети обладают разной работоспособностью. Темп деятельности у первого ребенка отличается медленной врабатываемостью, последующим ускорением и повышением качества работы, а у второго — наоборот, работа начинается качественно, однако затем наступает утомляемость, внимание падает, и могут появиться ошибки.

Если применить типы разной работоспособности к школьному обучению, то в первом случае ребенок будет обладать следующими особенностями на уроках: ему будет сложно сразу «включаться» в коллективные задания, работать быстро, реагировать на вопросы и комментарии учителя. Ему необходимо время для того, чтобы он понял, что нужно сделать, возможно, наметил план, сосредоточился — так ему легче приниматься за работу.

Во втором случае дети будут работать сразу хорошо и быстро, отвечать на все вопросы учителя, первыми тянуть руку, однако, к середине или концу урока они почувствуют усталость, напряжение, станут отвлекаться от заданий, смотреть по сторонам и желать сменить деятельность.

В примерах описаны два типа работоспособности и оба они считаются нормой. Также существует третий тип, когда дети работают в среднем темпе — вовремя начинают и также вовремя заканчивают задание, не испытывая потребности готовиться к нему и сильной усталости в конце. Обычно, средним темпом рабочей деятельности обладает большая часть класса — именно они считаются основной частью коллектива, работающей в темпе, заданном учителем.

Типы работоспособности с медленной врабатываемостью и повышенной утомляемостью могут стать причиной низкой успеваемости в том случае, если родители и педагоги не знают или не учитывают эти индивидуальные особенности школьников.

Привычка спешить и наоборот

Понять, каким темпом деятельности обладает ребенок, можно, если понаблюдать за ним во время любой деятельности. Привычки ребенка в поведении также расскажут об особенностях его работоспособности. Он может с детства спешить, быть активным, быстро увлекаться новым делом, однако так же быстро терять интерес и уставать. Дети, отличающиеся противоположными особенностями, с младших лет вдумчивы и неторопливы, прежде чем браться за дело, анализируют, рассматривают, изучают предмет, однако, разобравшись, выдают хороший результат.

Пример родителей и дети

Пример родителей и дети

Природные особенности ребенка трудно поменять. Легче создать условия для их хорошего развития. Работоспособность может зависеть от примера взрослых в родительской семье. Когда родители медлительны и неторопливы, дети вряд ли будут спешить, и если взрослые не привыкли доводить дела до конца, то они будут видеть это, понимать и не смогут пользоваться другим примером для того, чтобы стать усидчивыми и внимательными в школе.

Как улучшить работоспособность у детей?

Повысить качество темпа деятельности первоклассника можно, если, во-первых, знать об индивидуальных особенностях личности, во-вторых, создавать условия для обучения, в соответствии с ними.

Когда дети долго готовятся, прежде чем взяться за работу, их нельзя торопить. Дайте им время собраться с мыслями, наметить планирование, отвечайте на вопросы, если они появляются.

Детям, которые быстро устают, стоит давать время отдыхать от работы, если родители желают, чтобы она была выполнена хорошо. Отдых может заключаться также в смене деятельности — попросите ребенка отложить ручку, нарисуйте с ним рисунок, сделайте легкую зарядку, пальчиковую гимнастику, просто посидите и поболтайте вместе несколько минут. Устал ли ребенок, можно понять по реакции его тела: он может начать вертеться, смотреть по сторонам, вздыхать — отвлекаться от работы любым способом.

Улучшить работоспособность не только полезно для развития, но и служит профилактикой развития школьной неуспеваемости первоклассника. Этим объясняется важность изучения родителями детской психологии и понимания процессов возрастных изменений детей.

Источник

галина григорьевна опаренко
Работоспособность — важный показатель готовности к школе

Работоспособность – важный показатель готовности к школе.

Правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идет. … И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребенка к школьному обучению.

Работоспособность ребенка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями, например меньшей продолжительностью. Не случайно поэтому, что, чем младше ребенок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.

У маленького ребенка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывать страницы книги, а потом захлопывает ее, хотя физиологические показатели пока еще не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца,хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности.

С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит, в частности, за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.

Читайте также:  Рацион ребенок 1 год развитие

Вместе с тем наблюдения за детьми 4-7 лет выявили существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других — они значительно снижены. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать, слушать, воспринимать. И если вовремя не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.

Недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Ребенок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах.

Главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические). Родители должны заботиться о выполнении режима дня, обязателен дневной сон, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры. Ребенка настраивают на спокойную волну, предложив ему навести порядок в кукольном и книжном уголке, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет взять с собой в детский сад, самому раздеться.

Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка: гулять на свежем воздухе, совершая при этом с ребенком туристические походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах, санках и т. п. Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закаливать ребенка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо дольше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны меняться двигательной активностью. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять не благополучные семейные отношения. Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к знаниям. А развить и поддержать его могут родители.

Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, приводит к тому, что дети легко забывают о цели действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей протекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях. Например, если дети трудятся, то эффективность работыповышает мотив пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре. Пользу животным своей заботой о них; всегда интересна для детей совместная деятельность с взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, поддержи) а равноправного партнера. Если по ходу разговора с ребенком, занятий с ним от него требуют значительных умственных усилий, то варьируют задания и условия, в которых они выполняются,например задания на счет: сосчитать, сколько листиков мама положила на скамейку, угадать, сколько раз ударила она по спинке скамейки палочкой, из скольких частей, состоит слово «Сережа», «Таня». Использовать разнообразные игровые примеры, например, когда дети осваивают пространственные отношения, здесь могут участвовать любимые ребенком игрушки.

Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, страшный, грустный, составить рассказ по двум-трем картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить «картины» и рассказать о них.Можно использовать и другие игровые приемы: «Ты опиши игрушку, а я угадаю» или «Я начну сказку, а ты закончи»

И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах, проявить самостоятельность и активность в магазине.

Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребенка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, — глубоко ошибочно. Успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведенной с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Так же обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивать его объем и длительность.

Если работоспособность ребенка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьей.

Г. Г. Опаренко МБДОУ «Котовский детский сад Облачко», Старооскольский район, Белгородская область.

Источник