Развитие привязанности у ребенка
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О ПРИВЯЗАННОСТИ
Несмотря на доступность информации о всевозможных методиках воспитания детей, многие современные родители не могут найти способ выстроить здоровые отношения со своими отпрысками. В чем же причина? Почему иногда так сложно понять ребенка и стать для него настоящим авторитетом?
????Что такое привязанность?
Проблема возможно заключается как раз в доступности информации. Неумелое применение психологических методик привело к тому, что родительство перестает быть естественным. Возникает нарушение привязанности – единственного механизма, позволяющего взрослому легко влиять на ребенка.
Привязанность – это психологическая и эмоциональная близость, которая возникает у ребенка с родителем. Точнее, с тем человеком, который о нем заботится с самого раннего возраста. Она является базовой потребностью всех млекопитающих.
Термин был впервые сформулирован Джоном Боулби в середине двадцатого века. Позже Гордон Ньюфелд развил Теорию Привязанности, объединив в своем подходе всю совокупность человеческих знаний о самом себе. Теория включает в себя элементы психологии, нейрофизиологии, философии и других областей знаний.
☝Родителям важно понять, что привязанность во многом определяет будущее вашего ребенка. От нее зависит его характер, эмоциональная стабильность, способность выходить из психотравмирующих ситуаций, взаимоотношения с партнером и детьми, коллегами и так далее. Более того, нарушения привязанности в детстве во взрослом возрасте могут привести даже к серьезным нарушениям пищевого поведения.
Привязанность формируется в самом раннем возрасте, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом. Но это может быть и другой взрослый. Причем даже не очень чуткий и внимательный к ребенку. Привязанность все равно возникнет. У такого взрослого малыш ищет защиты в периоды тревожности и стресса.
В румынских и американских детских домах были проведены исследования, наглядно показывающие, насколько сильно отсутствие привязанности влияет на развитие ребенка. Малышам давали все необходимое: еду, тепло, гигиенически процедуры и т.д. Но не давали телесного контакта, ласки. Их просто никогда не брали на руки без острой необходимости. Результаты исследований оказались впечатляющими: детская смертность в таких условиях была выше на 70-90%. Когда же деток стали просто брать на руки, смертность резко снизилась.
Привязанность формируется в самом раннем возрасте ????, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом.
Почему нарушения привязанности возникают в благополучных семьях?
Некоторые популярные методики воспитания как будто специально направлены на то, чтобы разобщить родителей и детей. Ведь молодым человеком, не имеющим стойких привязанностей, значительно легче манипулировать. Он внушаем.
Такой подход, как правило, объясняется попыткой привить ребенку самостоятельность:
· «Не кладите малыша спасть с собой. Привыкнет, потом не отучите».
· «Не бегите к ребенку по первому зову, пусть успокаивается сам, учится самостоятельно засыпать».
· «Не поддавайтесь на капризы, иначе ребенок будет манипулировать вами».
Все эти утверждения звучат вполне здраво, если не понимать, что для малыша такое показное безразличие взрослого – почти пытка. Таким образом вы сильно травмируете его, не давая уверенности в безусловной любви. А ведь для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым. Такой подход не прививает самостоятельность. Он ведет к увеличению тревожности, беспокойства, нервозности. В отдаленной перспективе такой ребенок не будет испытывать доверия к миру, что значительно ухудшит качество его взрослой жизни.
☝Обязательная и моментальная реакция взрослых на крик малыша говорит ему о доброжелательности окружающего мира. Более того, это дает ему глубинную уверенность в себе. Уверенность в том, что он безусловно достоин внимания, заботы и любви.
Для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым
Отсутствие привязанности: последствия
Современная нейробиология утверждает, что человек рождается с уже заложенной мотивационной системой. При этом основная цель воспитания: научить ребенка подчинять инстинкты и импульсы, входящие в эту систему, намерениям. Это развивает цивилизованное поведение.
При этом взрослый, к которому существует устойчивая привязанность, представляет собой базу, опору, оплот спокойствия и уверенности. Только в таких обстоятельствах у малыша будет достаточно энергии и любознательности, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром. Только зная, что в любой момент можно вернуться под надежную защиту взрослого, он не будет испытывать стресса, общаясь с другими людьми, познавая мир.
Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим. Если же такой опоры нет, малыш проявляет признаки неуверенности в себе и в доброжелательности окружающего мира:
· пытается контролировать и воспитывать родителей;
· критикует и громогласно требует;
· отказывается есть то, что поставили на стол;
· всячески, порой абсурдно, проявляет независимость.
????Еще одним последствием отсутствия привязанности между детьми и родителями является постоянный поиск авторитета, как правило, в ровесниках или кумирах. Появляется подражание во всем: одежде, поведении, мировоззрении. Любой ребенок ежедневно вынужден делать выбор между мнением родителей и других людей. При отсутствии привязанности он скорее выберет посторонних.
☝Главная опасность здесь заключается в том, что семья теряет возможность прививать ребенку свои ценности и культуру. Ребенок теряет внутренний стержень и легко поддается технологиям внушения, которые зачастую искажают смысл понятий и навязывают нужную кому-то точку зрения.
Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим.
Как этого избежать
Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно уделять максимум внимания ребенку с младенчества.
В самом раннем возрасте очень важен физический контакт. Старайтесь как можно чаще носить ребенка на руках или в слинге. Укладывайте в свою кровать, если он не хочет спать один. Не оставляйте надолго. Способствует близости и кормление грудью. При этом родительство не должно быть жертвенным. Выберите стиль поведения, который будет комфортен и для вас.
В более старшем возрасте нужно выполнять роль садовника, который создает для растения наиболее благоприятные условия. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку в данный период времени и дайте ему это. Но не давите. Ведь бесполезно заставлять растение развиваться, можно только помочь ему в этом.
Даже когда ребенок подрастет, взаимоотношения с родителями должны оставаться прочными и доверительными. Только так вы сможете поддерживать в нем здоровое эмоциональное состояние и заложить основу для полноценного развития личностного потенциала. Полноценная привязанность к взрослому даст ребенку уверенность в доброжелательности внешнего мира, чувство защищенности и собственной значимости.
Задача родителей ????– создать для ребенка наиболее благоприятные для развития условия, стать фундаментом, на котором он будет строить свою жизнь. Но выстраивать он должен самостоятельно: играя, общаясь с теми, кто ему приятен.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
- возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
- если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
- совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- одевайте ребенка, если он просит этого;
- кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
- смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- одобряйте друзей ребенка;
- разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
- распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
- рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
- рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
- звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
- обнимайтесь всей семьей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
- доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
- не забывайте обнимать при любом удобном случае;
- разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
- читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
- применяйте на практике активное слушание;
- пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
- будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
- совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
- не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
- интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
- учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
- запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
Источник
Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Влияние привязанности
Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.
Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.
По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.
Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.
Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.
Диагностика привязанности
Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:
- Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
- В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
- Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
- Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
- Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
- Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
- Если ребенок не успокаивается, заходит мама.
На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.
Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.
Виды привязанности
Привязанность бывает 4 видов:
- Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
- Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
- Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
- Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.
Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.
Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.
Последствия привязанности
Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.
Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.
Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:
- Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
- Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
- Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
- Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
- Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.
Послесловие
Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.
Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.
Источник