Развитие привязанности у ребенка

Развитие привязанности у ребенка thumbnail

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О ПРИВЯЗАННОСТИ
Несмотря на доступность информации о всевозможных методиках воспитания детей, многие современные родители не могут найти способ выстроить здоровые отношения со своими отпрысками. В чем же причина? Почему иногда так сложно понять ребенка и стать для него настоящим авторитетом?

????Что такое привязанность?

Проблема возможно заключается как раз в доступности информации. Неумелое применение психологических методик привело к тому, что родительство перестает быть естественным. Возникает нарушение привязанности – единственного механизма, позволяющего взрослому легко влиять на ребенка.

Привязанность – это психологическая и эмоциональная близость, которая возникает у ребенка с родителем. Точнее, с тем человеком, который о нем заботится с самого раннего возраста. Она является базовой потребностью всех млекопитающих.

Термин был впервые сформулирован Джоном Боулби в середине двадцатого века. Позже Гордон Ньюфелд развил Теорию Привязанности, объединив в своем подходе всю совокупность человеческих знаний о самом себе. Теория включает в себя элементы психологии, нейрофизиологии, философии и других областей знаний.

☝Родителям важно понять, что привязанность во многом определяет будущее вашего ребенка. От нее зависит его характер, эмоциональная стабильность, способность выходить из психотравмирующих ситуаций, взаимоотношения с партнером и детьми, коллегами и так далее. Более того, нарушения привязанности в детстве во взрослом возрасте могут привести даже к серьезным нарушениям пищевого поведения.

Привязанность формируется в самом раннем возрасте, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом. Но это может быть и другой взрослый. Причем даже не очень чуткий и внимательный к ребенку. Привязанность все равно возникнет. У такого взрослого малыш ищет защиты в периоды тревожности и стресса.

В румынских и американских детских домах были проведены исследования, наглядно показывающие, насколько сильно отсутствие привязанности влияет на развитие ребенка. Малышам давали все необходимое: еду, тепло, гигиенически процедуры и т.д. Но не давали телесного контакта, ласки. Их просто никогда не брали на руки без острой необходимости. Результаты исследований оказались впечатляющими: детская смертность в таких условиях была выше на 70-90%. Когда же деток стали просто брать на руки, смертность резко снизилась.

Привязанность формируется в самом раннем возрасте ????, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом.

Почему нарушения привязанности возникают в благополучных семьях?

Некоторые популярные методики воспитания как будто специально направлены на то, чтобы разобщить родителей и детей. Ведь молодым человеком, не имеющим стойких привязанностей, значительно легче манипулировать. Он внушаем.

Такой подход, как правило, объясняется попыткой привить ребенку самостоятельность:

· «Не кладите малыша спасть с собой. Привыкнет, потом не отучите».

· «Не бегите к ребенку по первому зову, пусть успокаивается сам, учится самостоятельно засыпать».

· «Не поддавайтесь на капризы, иначе ребенок будет манипулировать вами».

Все эти утверждения звучат вполне здраво, если не понимать, что для малыша такое показное безразличие взрослого – почти пытка. Таким образом вы сильно травмируете его, не давая уверенности в безусловной любви. А ведь для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым. Такой подход не прививает самостоятельность. Он ведет к увеличению тревожности, беспокойства, нервозности. В отдаленной перспективе такой ребенок не будет испытывать доверия к миру, что значительно ухудшит качество его взрослой жизни.

☝Обязательная и моментальная реакция взрослых на крик малыша говорит ему о доброжелательности окружающего мира. Более того, это дает ему глубинную уверенность в себе. Уверенность в том, что он безусловно достоин внимания, заботы и любви.

Для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым

Отсутствие привязанности: последствия

Современная нейробиология утверждает, что человек рождается с уже заложенной мотивационной системой. При этом основная цель воспитания: научить ребенка подчинять инстинкты и импульсы, входящие в эту систему, намерениям. Это развивает цивилизованное поведение.

При этом взрослый, к которому существует устойчивая привязанность, представляет собой базу, опору, оплот спокойствия и уверенности. Только в таких обстоятельствах у малыша будет достаточно энергии и любознательности, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром. Только зная, что в любой момент можно вернуться под надежную защиту взрослого, он не будет испытывать стресса, общаясь с другими людьми, познавая мир.

Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим. Если же такой опоры нет, малыш проявляет признаки неуверенности в себе и в доброжелательности окружающего мира:

· пытается контролировать и воспитывать родителей;

· критикует и громогласно требует;

· отказывается есть то, что поставили на стол;

· всячески, порой абсурдно, проявляет независимость.

????Еще одним последствием отсутствия привязанности между детьми и родителями является постоянный поиск авторитета, как правило, в ровесниках или кумирах. Появляется подражание во всем: одежде, поведении, мировоззрении. Любой ребенок ежедневно вынужден делать выбор между мнением родителей и других людей. При отсутствии привязанности он скорее выберет посторонних.

☝Главная опасность здесь заключается в том, что семья теряет возможность прививать ребенку свои ценности и культуру. Ребенок теряет внутренний стержень и легко поддается технологиям внушения, которые зачастую искажают смысл понятий и навязывают нужную кому-то точку зрения.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка в коллективе

Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим.

Как этого избежать

Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно уделять максимум внимания ребенку с младенчества.

В самом раннем возрасте очень важен физический контакт. Старайтесь как можно чаще носить ребенка на руках или в слинге. Укладывайте в свою кровать, если он не хочет спать один. Не оставляйте надолго. Способствует близости и кормление грудью. При этом родительство не должно быть жертвенным. Выберите стиль поведения, который будет комфортен и для вас.

В более старшем возрасте нужно выполнять роль садовника, который создает для растения наиболее благоприятные условия. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку в данный период времени и дайте ему это. Но не давите. Ведь бесполезно заставлять растение развиваться, можно только помочь ему в этом.

Даже когда ребенок подрастет, взаимоотношения с родителями должны оставаться прочными и доверительными. Только так вы сможете поддерживать в нем здоровое эмоциональное состояние и заложить основу для полноценного развития личностного потенциала. Полноценная привязанность к взрослому даст ребенку уверенность в доброжелательности внешнего мира, чувство защищенности и собственной значимости.

Задача родителей ????– создать для ребенка наиболее благоприятные для развития условия, стать фундаментом, на котором он будет строить свою жизнь. Но выстраивать он должен самостоятельно: играя, общаясь с теми, кто ему приятен.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.

Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.

  • возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
  • разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
  • дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
  • поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
  • мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
  • дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
  • посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
  • стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
  • собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
  • прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
  • придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
  • передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
  • использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
  • вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.

  • разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Читайте также:  Время влияние на развитие ребенка

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:

  • проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
  • одевайте ребенка, если он просит этого;
  • кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
  • смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
  • придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
  • одобряйте друзей ребенка;
  • разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.

  • распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
  • рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
  • рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
  • звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
  • обнимайтесь всей семьей.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:

  • доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
  • не забывайте обнимать при любом удобном случае;
  • разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
  • читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

  • применяйте на практике активное слушание;
  • пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
  • будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
  • совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
  • не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
  • интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
  • учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
  • запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Источник

Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.

Понятие и суть термина

Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.

Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.

Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.

При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.

Влияние привязанности

Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.

Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.

По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.

Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.

Читайте также:  Общение ребенка и воспитателя развитие речи

Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.

Диагностика привязанности

Потребность в самостоятельности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.

Последствия привязанности

Доверие

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Послесловие

Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.

Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.

Источник