Развитие представления у здорового ребенка

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего  вида №37 «Лучик»

Формирование        начальных представлений

о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

                                                               Заведующий: Саликова С.С.

Московская обл.

г.о. Химки мкр. Подрезково

2018 г.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Использование

здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:

Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно-образовательный процесс строится с учѐтом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 — 2,5 часов, из них особое внимание – 30 — 40 минут коррекционной работе.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Элементы ритмической гимнастики;
  • Гимнастика состоящая из хороводов;
  • Сюжетные танцы;
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения;
  • Подвижные игры;
  • Оздоровительный бег;
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.

Физкультурные занятия

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые

индивидуальные, в музыкальном зале , в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

  • Традиционные
  • Игровые
  • Сюжетно-игровые
  • Тренировочного типа
  • Тематические
  • Интегрированные-оздоровительные
  • Занятия ритмической гимнастикой
  • Занятия по интересам
  • Занятия с использованием тренажѐров и спортивных комплексов
  • Занятия – соревнования.

И включают в себя следующие элементы:

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даѐт возможность перевоплощаться.

Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время;

в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Самомассаж– способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального

напряжения.

Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Читайте также:  Почему важно речевое развитие ребенка

Технологии музыкального воздействия

Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются  в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умываниелегкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Коррекционные технологии

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций
  • по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической
  • культуры дошкольников,
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Концепция деятельности ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий

 

Здоровьесберегающие педагогические технологии.

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №37«Лучик»

Формы работы

Время проведения,

Особенности методики

Ответственные

возраст детей

проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Занятия по физической культуре

Два раза в неделю,

начиная с младшей

группы, в

физкультурном

 зале.

Воспитатель

по физической

культуре

Интегрированные

занятия

Последняя неделя

каждого месяца

Интеграция содержания

различных

образовательных

областей

Воспитатели,

специалисты

Физкультурные

минутки

Во время занятий

1,5 — 2 минуты во

всех возрастных

группах

Комплексы физических

упражнений с выходом

из-за стола, могут

включать дыхательную

гимнастику, для глаз

Воспитатели,

специалисты

Игровые минутки

(бодрящая

гимнастика

После сна в группе

каждый день

Комплекс игровых

упражнений,

подвижных игр,

основных движений

Воспитатели

Динамические паузы

(двигательные

разрядки)

Во время занятий и

между занятиями 2-

5 минут по мере

утомляемости детей,

начиная со второй

младшей группы

На занятиях в виде игр.

Между занятиями в

виде подвижных игр,

танцевальных

движений, физических

упражнений, элементов

релаксации

Воспитатели

Подвижные и

спортивные игры

Как часть

физкультурного

занятия, на

прогулке, в группе

со средней степенью

подвижности,

ежедневно

Игры подбираются в

соответствии с

программой по возрасту

детей. Используются

только элементы

спортивных игр

Инструктор

по ФИ30, муз.

руководитель,

воспитатели

Пальчиковая

С младшего

Рекомендуется детям с

Воспитатели,

гимнастика

возраста

речевыми проблемами.

специалисты

индивидуально, с

Проводится в любое

подгруппой и всей

время

группой ежедневно

Упражнения после

После сна .вся

Комплексы спортивных

Воспитатели

сна, «дорожки

группа ежедневно,

упражнений в спальне и

здоровья»

начиная с младшего

группе

возраста

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5

Рекомендуется

Воспитатели,

минут в любое

использование

специалисты

свободное время, в

наглядного материала,

зависимости от

показ педагога

интенсивности

нагрузки, начиная с

младших групп

Дыхательная

В разных формах

Проветривание

Воспитатели,

гимнастика

физкультурно-

помещения и

специалисты

оздоровительной

обязательная гигиена

работы, начиная с

полости носа перед

младшего возраста

проведением процедур

Релаксация

Для всех возрастных

Можно использовать

Воспитателя,

групп

любую классическую

специалисты

музыку, звуки природы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные

занятия

Три раза в неделю в

спортивном зале, в

группе, на улице,

начиная с раннего

возраста

Занятия проводятся в

соответствии с

программой, по которой

работает детский сад

Инструктор по

физкультуре,

воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в

музыкальном и

физкультурном

залах, в группе

Комплексы

подбираются в

соответствии с

возрастными

особенностями детей

Воспитатели,

Инструктор по

физической культуре

Читайте также:  Изучение особенностей развития мышления ребенка

Занятия по здоровому образу

жизни

Один раз в неделю в режимных

процессах, как часть

и целое занятие по

познанию, начиная

со второй младшей

группы

Программа «Основы безопасности

жизнедеятельности»

(Р. Стеркина,  О.Князева)

Воспитатели

Коммуникативные

игры

1- 2 раза в неделю по

 со старшего

возраста

Беседы, этюды, игры

разной степени

подвижности

Воспитатели,

специалисты

Физкультурные

досуги ,праздники, дни здоровья

Один раз в квартал

(праздник), один раз

в месяц (досуг),

начиная с младшего

Возраста

Один раз в квартал

( день здоровья)

В соответствии с

программой для каждой

возрастной группы

Инструктор по

физкультуре,

музыкальный

руководитель,

воспитатели

Игротренинги,

игротерапия

В свободное время.

Время строго не

фиксировано, в

зависимости от

задач, поставленных

педагогом

Занятие может быть

организовано незаметно

для ребенка,

посредством включения

педагога в процесс

игровой деятельности

Воспитатели

Коррекционные технологии

Элементы

сказкотерапии

Как часть занятия по

подготовке детей к

школе

Коррекция

мотивационно-

личностной сферы

Педагог-

психолог

Артикуляционная

гимнастика

Как часть занятия,

начиная со второй

младшей группы

Цель — фонематическая

грамотная речь без

движений

Воспитатели,

специалисты

Технология

коррекции поведения

Старший

дошкольный возраст

Программа «Давайте

познакомимся»

Воспитатели,

Список использованной литературы

1.Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении

2.Голицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

3.В. Вольская «Здоровье ребенка»

Источник

Юлия Демьяненко
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Из опыта работы.

Воспитатель: Демьяненко Ю. В.

МБДОУ «Детский сад №306» г. о. Самара

Дети – это наше будущее.

Каким оно будет,

зависит от нас, взрослых.

Главная задача воспитателя при работе с детьми раннего возраста – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.

Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления

В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной,если учитывать:

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

— систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Во второй младшей группе возраст 3-4 года в процессе формирования здорового образа жизни поставили задачи:

1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.

2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

3.Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями,связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Следуя этим задачам я решила использовать цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.

Все занятия условно поделила на 5 разделов:

1.«Я». Знай своётело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

2.«Физкульт-ура!».Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

3.«Наш день».Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Читайте также:  Игры для развития с пятимесячным ребенком

4.«Опасность». Соблюдай правило «нельзя»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

5.«Мойдодыр!».Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 10 градусов/. Они оздоравливают и развивают.

Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

В своей работея использовала следующие методические приемы: рассказы и беседы («Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Безопасность в нашей группе», «Здоровье и болезнь», «Уроки Айболита», «Личная гигиена», «Режим дня») заучивание стихотворений («Закалка»,Мишка» ,»Мойдодыр»,»Мышка плохо лапки мыла»); рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры (»Аптека»,»Игрушки у врача»)

; дидактические игры («Если хочешь быть здоров»); игры-забавы; подвижные игры (Кто больше соберет витаминов» (собираем малые мячи, в большие обручи, лежащие на полу)

«Закидаем микроба витаминами» (метание малых мячей «витаминов» в микроба (мягкая игрушка, микроб)

«Чья команда сможет быстрее одеться на прогулку зимой» (рисуем схематично на листе бумаги предметы одежды)

«Да – нетки и, вредные и полезные привычки» (Если согласны с вопросом, то руки вверх, если нет, то стоим на месте»

«Чья команда назовет больше слов связанных со здоровьем» (физкультура, витамины, зарядка, мыло, щетка) «Хорошее настроение-залог здоровья»

(поздороваемся друг с другом) И. П. -о. с. лицом др/др.

1-подать друг- другу руку кивнуть головой и улыбн 2-И. П. (4-5раз,

«Берегись простуда»

И. П. то же 1-хлопок сверху, 2-И. П., 3-хлопок снизу, 4-И. П., 5-хлопок справа,6-И. П., 7-хлопок слева 8-И. П.)

; пальчиковая и дыхательная гимнастика («Фрукты», «Продукты питания»); физкультминутки («Дети вышли по порядку», «Зарядка», «Хомка»).

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок я использовала художественную литературу (Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка». В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т. д.

Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

Особое место уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке группы» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, презентации, родительские собрания дала положительные результаты.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.

Источник