Развитие представления у здорового ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №37 «Лучик»
Формирование начальных представлений
о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Заведующий: Саликова С.С.
Московская обл.
г.о. Химки мкр. Подрезково
2018 г.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Использование
здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:
Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно-образовательный процесс строится с учѐтом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 — 2,5 часов, из них особое внимание – 30 — 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Элементы ритмической гимнастики;
- Гимнастика состоящая из хороводов;
- Сюжетные танцы;
- Обыгрывание сюжетного стихотворения;
- Подвижные игры;
- Оздоровительный бег;
- Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.
Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые
индивидуальные, в музыкальном зале , в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажѐров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даѐт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время;
в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж– способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального
напряжения.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умываниелегкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Коррекционные технологии
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций
- по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической
- культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Концепция деятельности ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №37«Лучик»
Формы работы | Время проведения, | Особенности методики | Ответственные |
возраст детей | проведения | ||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Занятия по физической культуре | Два раза в неделю, начиная с младшей группы, в физкультурном зале. | Воспитатель по физической культуре | |
Интегрированные занятия | Последняя неделя каждого месяца | Интеграция содержания различных образовательных областей | Воспитатели, специалисты |
Физкультурные минутки | Во время занятий 1,5 — 2 минуты во всех возрастных группах | Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику, для глаз | Воспитатели, специалисты |
Игровые минутки (бодрящая гимнастика | После сна в группе каждый день | Комплекс игровых упражнений, подвижных игр, основных движений | Воспитатели |
Динамические паузы (двигательные разрядки) | Во время занятий и между занятиями 2- 5 минут по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы | На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде подвижных игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр | Инструктор по ФИ30, муз. руководитель, воспитатели |
Пальчиковая | С младшего | Рекомендуется детям с | Воспитатели, |
гимнастика | возраста | речевыми проблемами. | специалисты |
индивидуально, с | Проводится в любое | ||
подгруппой и всей | время | ||
группой ежедневно | |||
Упражнения после | После сна .вся | Комплексы спортивных | Воспитатели |
сна, «дорожки | группа ежедневно, | упражнений в спальне и | |
здоровья» | начиная с младшего | группе | |
возраста | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 | Рекомендуется | Воспитатели, |
минут в любое | использование | специалисты | |
свободное время, в | наглядного материала, | ||
зависимости от | показ педагога | ||
интенсивности | |||
нагрузки, начиная с | |||
младших групп | |||
Дыхательная | В разных формах | Проветривание | Воспитатели, |
гимнастика | физкультурно- | помещения и | специалисты |
оздоровительной | обязательная гигиена | ||
работы, начиная с | полости носа перед | ||
младшего возраста | проведением процедур | ||
Релаксация | Для всех возрастных | Можно использовать | Воспитателя, |
групп | любую классическую | специалисты | |
музыку, звуки природы | |||
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад | Инструктор по физкультуре, воспитатели |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей | Воспитатели, Инструктор по физической культуре |
Занятия по здоровому образу жизни | Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы | Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» (Р. Стеркина, О.Князева) | Воспитатели | |||
Коммуникативные игры | 1- 2 раза в неделю по со старшего возраста | Беседы, этюды, игры разной степени подвижности | Воспитатели, специалисты | |||
Физкультурные досуги ,праздники, дни здоровья | Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг), начиная с младшего Возраста Один раз в квартал ( день здоровья) | В соответствии с программой для каждой возрастной группы |
музыкальный руководитель, воспитатели | |||
Игротренинги, игротерапия | В свободное время. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели | |||
Коррекционные технологии | ||||||
Элементы сказкотерапии | Как часть занятия по подготовке детей к школе | Коррекция мотивационно- личностной сферы | Педагог- психолог | |||
Артикуляционная гимнастика | Как часть занятия, начиная со второй младшей группы | Цель — фонематическая грамотная речь без движений | Воспитатели, специалисты | |||
Технология коррекции поведения | Старший дошкольный возраст | Программа «Давайте познакомимся» | Воспитатели, |
Список использованной литературы
1.Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении
2.Голицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
3.В. Вольская «Здоровье ребенка»
Источник
Юлия Демьяненко
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Из опыта работы.
Воспитатель: Демьяненко Ю. В.
МБДОУ «Детский сад №306» г. о. Самара
Дети – это наше будущее.
Каким оно будет,
зависит от нас, взрослых.
Главная задача воспитателя при работе с детьми раннего возраста – это сохранение и укрепление здоровья малышей. Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.
Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления
В дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной,если учитывать:
— возрастные и индивидуальные особенности детей;
— создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;
— систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.
Дети раннего возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Во второй младшей группе возраст 3-4 года в процессе формирования здорового образа жизни поставили задачи:
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3.Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями,связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
Следуя этим задачам я решила использовать цикл оздоровительных и познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, на формирование начальных представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охраны здоровья.
Все занятия условно поделила на 5 разделов:
1.«Я». Знай своётело: обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
2.«Физкульт-ура!».Занимайся физкультурой: формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
3.«Наш день».Соблюдай режим дня: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
4.«Опасность». Соблюдай правило «нельзя»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
5.«Мойдодыр!».Соблюдай правила гигиены: привитие культурно-гигиенических навыков.
Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.
Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 10 градусов/. Они оздоравливают и развивают.
Работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
В своей работея использовала следующие методические приемы: рассказы и беседы («Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Безопасность в нашей группе», «Здоровье и болезнь», «Уроки Айболита», «Личная гигиена», «Режим дня») заучивание стихотворений («Закалка»,Мишка» ,»Мойдодыр»,»Мышка плохо лапки мыла»); рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры (»Аптека»,»Игрушки у врача»)
; дидактические игры («Если хочешь быть здоров»); игры-забавы; подвижные игры (Кто больше соберет витаминов» (собираем малые мячи, в большие обручи, лежащие на полу)
«Закидаем микроба витаминами» (метание малых мячей «витаминов» в микроба (мягкая игрушка, микроб)
«Чья команда сможет быстрее одеться на прогулку зимой» (рисуем схематично на листе бумаги предметы одежды)
«Да – нетки и, вредные и полезные привычки» (Если согласны с вопросом, то руки вверх, если нет, то стоим на месте»
«Чья команда назовет больше слов связанных со здоровьем» (физкультура, витамины, зарядка, мыло, щетка) «Хорошее настроение-залог здоровья»
(поздороваемся друг с другом) И. П. -о. с. лицом др/др.
1-подать друг- другу руку кивнуть головой и улыбн 2-И. П. (4-5раз,
«Берегись простуда»
И. П. то же 1-хлопок сверху, 2-И. П., 3-хлопок снизу, 4-И. П., 5-хлопок справа,6-И. П., 7-хлопок слева 8-И. П.)
; пальчиковая и дыхательная гимнастика («Фрукты», «Продукты питания»); физкультминутки («Дети вышли по порядку», «Зарядка», «Хомка»).
Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок я использовала художественную литературу (Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка». В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудио дисков и т. д.
Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.
Даем детям элементарные знания, чем и почему полезно молоко для детей, прививаем любовь к молочным продуктам.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.
Особое место уделяется работе с родителями. С момента поступления в детский сад мы должны строить работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Мы объясняем, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.
У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке группы» рекомендации, советы.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, презентации, родительские собрания дала положительные результаты.
Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Так как насколько здоров ребенок – настолько он развит.
Источник