Развитие предметной деятельности у ребенка на третьем году жизни

Семинар-практикум для родителей

«Развитие познавательной активности  у детей третьего года жизни» 

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной активности  у детей.

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
  2. Расширить знания родителей об особенностях развития  познавательной активности  у детей.
  3. Рассказать о влиянии предметной деятельности  на формирование познавательного интереса у детей.
  4. Обучить родителей игровым приемам развития  познавательной активности у детей.

Предварительная работа:

  • подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;
  • разработка анкеты;
  • подбор упражнения для сплочения родителей; подбор притчи, способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;
  • изготовление буклета для родителей.

Оборудование: шляпа, бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума: 

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

— Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Ситуация «Непослушный ребёнок».

— Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.
—  Мама, можно я поиграю в песке?
—  Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
— Мама, можно я побегаю по воде?
— Нет. Ты намокнешь и простудишься.
— Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
— Нет. Ты затеряешься в толпе.

— Мама, купи мне мороженое.
— Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
— Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка?

— Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Эрнст Легуев говорил: «ВОСПИТАНИЕ — это наука, научающая наших детей обходиться без нас». 

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». 

— Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами  очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

— Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

— Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

— А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

  1. 1.                  Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни-Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
  2. 2.                  Посмотрите внимательно на другую картинку. Кот с мышатами играют в жмурки. Помоги коту найти всех мышат (называют места, где спрятались мышата).
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в современном мире

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

— А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Чудесный мешочек» проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением:

—                     по наглядному образцу;

—                     по словесной инструкции;

—                     определение незнакомого предмета и его описание.

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

— Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка!

Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

— Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» — побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек — деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса. 

— Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.

Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

  1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
  2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
  3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

— Для развития речи можно организовать игры «Добавь слово», «Составь предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие.

Проведение игры с родителями для развития речи:

Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (мяч, гриб, тапочки и т.д.) Из группы родителей (детей) выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным родителям (детям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые (ребенок) предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Читайте также:  Гомеопатия для развития ребенка

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

— Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».

Проведение игр с родителями на развитие воображения:

Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Дети (родители) должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной  нарисованных образов.

Игра «Несуществующее животное». Дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы — молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба — ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» (Родителям (детям) предлагается нарисовать несуществующую рыбу).

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

— Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

  1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  3. Научите детей брать на себя ответственность.
  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

— В заключение нашей встречи, предлагаю прослушать «Притчу о двух ангелах».

Притча о двух ангелах.

Цель: Оказание помощи родителям в осознании отношений к собственному ребенку и окружающему миру; преодоление негативных позиций в отношении собственных детей.

Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

(анализ притчи, рассуждения родителей).

— Надеюсь, что эта притча поможет вам взглянуть на своего ребенка «другими» глазами и для вас откроется весь мир. Помните, что нет в мире «плохого» и «хорошего». Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

— Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

— Успехов вам и вашим детям!

Источник

Фамилия, имя ребенка Арсений П.              Возраст                           2 г. 10 мес.        Дата обследования   24.06.2017

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия используются часто, ребенок называет знакомые ему предметы, знает их предназначение, может показать.

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними большой, настойчивость в деятельности ярко выраженная, преобладание положительных эмоций, незнакомый предмет старается открыть, просит о помощи взрослого.

Включенность ПД в общение со взрослым

Преобладает стремление действовать по образцу, ориентация на оценку взрослого высокая, использует речевые развернутые высказывания.

Заключение: Развитие предметной деятельности у ребенка находится на высоком уровне. Им используются все виды действия с предметами. Отмечается высокая ориентация на оценку взрослого и стремление действовать по образцу. Высока и эмоциональная вовлеченность ребенка.

Читайте также:  Препараты для развития речи у ребенка 5 лет лечение

Рекомендации: для дальнейшего развития ребенка рекомендую чаще знакомить его с новыми предметами и способами действий с ними. Дать возможность самостоятельного обследования новых предметов, обеспечить внимание и вовлеченность взрослого.                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                          Подпись

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

Шкалы оценки параметров процессуальной игры

На третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы

Потребность в игре

Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0
 
 
Слабая: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1
 
 
Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2
 
 
Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. 3
Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.). 0
  Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1
 
 
 
 
Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2
 
 
 
 
Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой. 3
 
 
Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, ми­мика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0
 
 
 
 
Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1
 
 
 
 
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2
Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0
 
 
 
 
Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1
 
 
 
 
Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2

Заключение об уровне развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка

Фамилия, имя ребенка Арсений П.     Возраст   2.10    Дата обследования 26.06.2018

Потребность в игре с сюжетными игрушками

Инициативность (высокая. ребенок сам разворачивает игру, подбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты, подсказки и наводящие вопросы взрослого не требуются)

Длительность игры (средняя,)

Характер игровых действий Вариативность (высокая, может сначала укладывать куклу, варить кашу, резать хлеб).

Речевая активность (высокая, ребенок всегда комментирует свои действия во время игры, разговаривает с куклой, охотно отвечает на вопросы какие действия совершает)

Воображение Использование предметов-заместителей (редкое, редко используются действия с замещением предметов).

Принятие игровой инициативы взрослого (слабое, не охотно принимает участие взрослого в игре, предпочитая играть самостоятельно, но при этом отвечает на вопросы взрослого, просит помешать кашу, принести стульчик)

Заключение Уровень развития процессуальной игры у ребенка – высокий, наблюдается потребность в игре с сюжетными игрушками. Ребенок с удовольствием включается в игру, играет не долго, но увлеченно. Его ини­циативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре, после рассмотрения предметов игры приступает к самостоятельным действиям, не нуждаясь в стимулировании взрослого в виде подсказок. Малыш использует предметы заместители, но редко, отвечает на вопросы взрослого, что делает, постоянно придумывает новые варианты использования предметов, в процессе игры ребенок комментирует действия, эмоционально обращаясь ко взрослому и персонажам игры.

Рекомендации: Исходя из заключения об уровне развития процессуальной игры, могу рекомендовать следующее: наиболее чаще использовать в игре с ребенком предметы – заместители, для развития воображения, поощрять проявление инициативы ребенка.

Подпись

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка Арсений П.      Возраст           2г. 10 мес.            Дата обследования 27.06.2017

Развитие общения и речи

Инициативность ребенка в общении. Инициативность в общении высокая. Ребенок стремится вовлечь взрослого в общение, демонстрирует разнообразные способы контактов.

Чувствительность к воздействиям взрослого соответствует высоко­мууровню., ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия умеет поддер­жать беседу, охотно принимает помощь взрослого, перестраивает свое поведение в зависимости от его воздействий.

Гармоничное сочетание инициативности и чувствительности обес­печивает полноценное протекание общения.

Репертуар коммуникативных действий разнообразный. предпочитаемым средством общения является речь. Ребенок активно вовлекает взрослого в общение, комментирует свои действия, просит о помощи. В об­щении мальчик использует весь спектр инициативных и ответных дей­ствий: хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции взрослого, вовлекает взрослого в общение с помощью предметных действий, раз­вернутой речи, делится впечатлениями от игры

Уровень развития активной речи — высок. Ребенок легко общается на разные темы, задает вопросы и отвечает на них.

Уровень понимания речи высокий. Арсений отлично понимает речь обращенную речь взрослого,

Уровень выполнения речевых инструкций высокий, быстро выполняет речевые инструкции взрослого

Источник