Развитие правильной речи ребенка дошкольного возраста

Формирование правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

— важная задача педагогов и родителей.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде. 

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с

окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с

людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6, 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи. 

Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата не обходимо показать специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо и физиотерапии.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений — важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этой статьи помочь родителям сориентироваться в сложившихся обстоятельствах и своевременно устранить все дефекты речи.

Учитель-логопед Светашова И.Е. д/с №2456

Источник

Юлия Цедринская
Консультация «Условия для формирования правильной речи»

Условия для формирования правильной речи.

Описание материала: данный материал содержит рекомендации по воспитанию правильной речи у детей с момента их рождения и будет полезен родителям, педагогам, а так же другим лицам, воспитывающих детей.

«…Речь есть, прежде всего, средство социального общения,средство выказывания и понимания…»

Л. С. Выготский

Изучением речи, особенностями ее формирования и развития занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Одним из великих ученых, который посвятил свою жизнь изучению данной области, является ученый лингвист А. Н. Гвоздев. В своих научных трудах он описал онтогенез детской речи. Благодаря его исследованиям и, зная этапы развития речи детей, можно вовремя заметить то или иное отклонение в речевом развитии и принять соответствующие меры по его устранению.

Изначально речь возникает как потребность в выражении своих желаний и эмоций. Позднее речь используется для познания окружающей действительности. Затем, развиваясь, речь включает в себя более сложные языковые единицы, обогащается словарь, возникают все более сложные грамматические конструкции.

Реклама 09

Для того чтобы речевое развитие происходило правильно и своевременно, требуются необходимые условия:

— сохранный интеллект;

— нормальный слух и зрение;

— потребность в речевом общении;

— полноценное речевое окружение.

Запуском для зарождения речи является эмоциональное общение ребенка с взрослым.Эмоциональное общение должно быть позитивным: улыбка, смех, радость, удивление. И пусть это еще неречевое общение, но благодаря этому закладывается основа будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно понимаемых и произносимых языковых единиц. Затем эмоциональное общение должно подкрепляться и речью.

Немало важным является и включение ребенка в детский коллектив, в коллектив сверстников. Ведь любое общение детей между собой уже предполагает возникновение каких-либо речевых реакций. Порой, общаясь с ровесниками, ребенок проявляет больше эмоций и речевых высказываний, ведет себя более раскованно и непринужденно.

Читайте также:  Позиция ребенка в семье на его личностное развитие

Для формирования звукопроизношения необходимо, чтобы речевой аппарат был подвижным. Поэтому необходимо всячески этому способствовать, давая детям что-то погрызть и выполняя артикуляционную гимнастику.

Необходимым условием для полноценного развития речевой деятельности является рассказывание детям о чем-то интересном, об окружающем. Так, например, гуляя с ребенком, стоит рассказывать об изменениях в природе («сегодня ярко светит солнышко» или «идет дождик», о птицах, которые чирикают или прыгают с ветки на ветку и, вообще, обо всех явлениях, которые наблюдаются на прогулке.

Чтение художественной литературы так же оказывает необходимую пользу в развитии речи. Знаменитые русские народные сказки, различные потешки, прибаутки приобщают детей к слушанию. Затем, в ходе многократного повторения одной и той же, например, сказки дети договаривают фразы взрослых или сами продолжают рассказывать. Так формируется процесс заучивания, обогащается общая осведомленность детей.

Речь взрослого выступает примером для подражания. Поэтому взрослым необходимо следить за своей речью. Она должна быть грамотной, плавной, выразительной. Важным качеством является умение взрослого владеть голосом, правильно интонируя свою речь в соответствии с конкретной ситуацией, уметь подражать голосам животных, героям сказок.

Следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук тесным образом связано с развитием речи. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — так по этому поводу выска зался В. А. Сухомлинский. Способы развития моторных движений рук должны быть разнообразными. Для детей раннего возраста целесообразней использовать пирамидки, вкладыши, матрешки, большие пазлы, мозаики из крупных частей, игрушки на липучках, магнитах, пуговицах, заниматься с детьми лепкой из теста или пластилина. Для детей постарше используются шнуровки, пазлы из более мелких частей, сухие бассейны, штриховки, раскрашивание, рисование, лепка, вырезание.

Формирование правильного речевого выдоха и целенаправленной воздушной среды является важным компонентом в формировании правильного звукопроизношения. Этому способствует множество дыхательных тренажеров, игровых пособий, которые можно сделать своими руками. Это могут быть вертушки, мыльные пузыри и много другое, что требует вызывание воздушной струи.

Умение ребенка правильно произносить звуки родного языка к старшему дошкольному возрасту, слышать и различать их, является показателем развития речи в норме. К семи годам речь ребенка должна быть грамматически правильной и лексически богатой.

Таким образом, для формирования правильной речи необходимо создавать определенные условия и знать этапы развития речи детей. Если же в развитии речевой деятельности замечены какие-то отклонения от нормы, то необходимо как можно скорей обратиться к специалисту.

Источник

Алеся Кудымова
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой,связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Ещё острее встанет вопрос с развитием речи в школе, где могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия). И чем раньше ребёнку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. И ещё: нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

— тематическое и структурное единство;

— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

— произвольность, плановость и конспективность изложения;

— логическая завершённость;

грамматическая связность.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Но формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.

Читайте также:  Развитие крупного ребенка по месяцам

Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Но, к сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Логопедическая практика показывает, что у детей старшей и подготовительной групп отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказывания детей с общим недоразвитием речи характерны:

— нарушения логической последовательности повествования;

— нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

— возвращение к ранее сказанному;

— длительные паузы на границах фраз;

— отчётливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом построении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью следствие вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Работа по развитию связной речи старшей и подготовительной групп дошкольников с общим недоразвитием речи помогает ребёнку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. И ещё: нельзя не учесть, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома, даче в речевые игры, упражнения.

Упражнение «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», «деревья», «цветы», «мебель» и т. д.).

Игра «Что это?»

(оборудование – мяч)

Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет.Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т. д.

Упражнение «Угадай, кто это?»

Угадать, о ком идёт речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький. (Зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная. (Лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, чёрная. (Кошка).

Большой, бурый, косолапый, (Медведь) и т. д.

Упражнение «Чья у зверя голова»

(Закрепление в речи притяжательных прилагательных)

У собаки голова (чья) – собачья.

У коровы голова – коровья.

У лошади голова – лошадиная.

У кошки голова – кошачья и т. д.

Можно предложить ребёнку придумать предложения с этими прилагательными.

Упражнение «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лёд похож на …

Чистый дождь похож на … густой туман похож на …

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как…

Дождинки текут по лицу, как…

Упражнение «Закончи предложение»

Задание: «Попробуйте угадать конец фразы».

Дети ели…

На столе лежат бумага и кра…

В лесу растут гри…

В саду растут цве…

Зимой бывает…

Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитайте рассказ. Некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие?»

Стоит жаркая погода: небо___, солнце светит. Коля и Вася идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких. Они собирают. Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими. Дети торопятся вернуться. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой___ и их одежда совсем.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Задание: определить, где начало рассказа, придумать название рассказу, пересказать его.

Упражнение «Пересказ по картине»

У Тани день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки. Саша принёс мишку, Маша подарила книгу и цветы. В комнате уже накрыт стол. На столе торт, чай, сок, варенье и конфеты. Гости пили чай, потом пели песни, веселились. Всем очень понравилось у Тани на дне рождении.

Вопросы:

У кого был день рождения?

Кто пришёл к Тане?

Что они ей подарили?

Что делали гости?

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагается родителям вместе с ребёнком сделать рисунок к тексту для пересказа.

Например: Рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щёнка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

Пересказ с использованием картинок (цепной текст)

У Кати жила кошка. У кошки были котята. Котята любили лакать молоко их блюдца. Молоко им наливала Катя.

Упражнение «Писатель»

Например тема «Домашние животные». Составить рассказ о любимом домашнем животном.

Читайте также:  Рыжий кот уфа студия развития ребенка

План рассказа.

1. Название домашнего животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Чем питается.

4. Какую пользу приносит.

5. Почему я люблю своё домашнее животное.

Упражнение «Путаница»

Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребёнку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, всё ли сказано правильно. Ребёнок должен исправить ошибки и сказать правильный вариант.

Шарик ловит Аню.

Петя позавтракала и пошла гулять.

Лена спать легла завтра.

Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

Этюды «Я и моё тело»

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Походки

А) Ребёнку предлагается изобразить повадки и движения животных (как медведь, как заяц, как лиса и т. д.)

Б) Возможен другой вариант игры, когда другие дети стараются угадать, кого ребёнок хотел изобразить.

Это упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

Этюды на выражение страдания и печали

«Ой-ой, живот болит!»

Два зайчонка Тим и Том съели вкусную, но немытую морковь. У них разболелись животы.Зайчата жалуются:

Ой, ой живот болит!

Ой, моркови не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Я так устал!»

Маленький бельчонок несёт большой гриб. Вот он остановился,положил гриб у своих ног и говорит: «Я так устал! Я очень устал!»

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Этюды для детей с пониженной самооценкой

Проигрывание ситуаций:

А)Зайчиха принесла три морковки: тебе, твоему брату-зайчонку. Как ты поделишь эти морковки? Почему?

Б) Бельчата играют на поляне в интересную игру, ты опоздал. Попроси, чтобы бельчата-дети из твоей группы и тебя приняли в эту игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Эта игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определённого сюжета. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в одной из главных ролей.

«Потерялся»

Зайчонок потерял свою маму зайчиху.

Выбирают детей, которые играют роли зайчонка и зайчихи. Все остальные дети – деревья в лесу. Зайчонку даётся план-схема, как ему найти маму. По этой схеме, проходя между деревьями, зайчонок находит свою маму.

Игра, развивающая сплочённость группы.

«Зайчата»

Дети-зайчата встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.Им надо:

-обогнуть широкое озеро;

-пробраться через дремучий лес;

-спрятаться от волка.

На протяжении всего упражнения, дети не должны отцепляться от своего партнёра.

Игра, направленная на то, чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и черты своего характера.

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок,а все другие отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож ребёнок? Почему? На какое дерево? Почему?». И т. д.

Игра, для развития своих индивидуальных особенностей.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают героя сказки – какое-либо животное. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют историю. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит способам взаимопомощи, умению спокойно выслушивать своего собеседника.

Логоритмические игры

«Узнай, кто это»

А) Дети слушают музыку, отгадывают какое животное подходит к данной музыкальной фразе.

Б) Под заданную мелодию дети должны изобразить повадки животного.

«Зайки на полянке»

Под музыкальное сопровождение, зайки прыгают то быстрее, то медленнее, слушая сильные доли и темп музыки.

«Грибы»

Дети-белочки собирают в корзинки грибы, которое находятся на ковре в разных местах. Но они могут двигаться только тогда, когда слышат музыку. Как только музыка заканчивается, подсчитывают, сколько у каждого собрано грибов.

«Капканы»

Дети- капканы стоят попарно, сцепив руки и подняв их вверх. Лисица, заяц, волк бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки, «капканы» закрываются. Важно, чтобы «животные» не попали в капкан.

Игры – драматизации

По К. Д. Ушинскому «Белочка и зайчик».

По русским народным сказкам «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»

Дидактические игры и упражнения

«4-й лишний»

«Чего не стало»

«Узнай по описанию»

«В чём ошибся художник»

«Будь внимателен»

«У кого какое жилище?»

«Обведи контур и дорисуй»

«Сравни животных»

«В зоопарке»

«Кто как голос подаёт»

«Кто как передвигается»

«Доскажи словечко»

«Мой, моя, мое, мои»

«Отгадай-ка»

«Ласковый зайчонок»

«Я фантазирую — Кто это, что это?»

«Длинный-короткий»

«Что я вижу»

«На что похоже?»

Подвижные игры

1. «Море волнуется»

Цели: закрепить знания внешних особенностей и повадок разных животных, уметь через пантомимику передать образ животного, проявить волевое усилие при сохранении позы.

2.Игры с бегом и прыжками: «Волки и овцы», «Волк во рву». Игры с ориентировкой в пространстве «Дай морковку зайцу», «Бездомный заяц». Игры-забавы «Зайки серые».

3. Малоподвижная игра «Большие и маленькие»

Цели: закрепить знания отличий животных по росту и величине, развивать умение быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине, ориентироваться в пространстве (верх-низ).

Приложения:

Источник