Развитие познавательной сферы в онтогенезе ребенка
Познавательные процессы – это система психич-х функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и соц-й среды. Познавательная сфера личности, это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь.
Развитие познавательной сферы и интеллекта. Познание — это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится: — что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; — как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания; — как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.;
Вторым компонентом познания яв-ся отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается опред-е отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале. В 1-3 классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.
Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разности в целом, и в учебном материале в частности.
Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.
Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Уже в 1 классе у детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В целом и произвольная, и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к 3 классу память становится более продуктивной.
Мышление. В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (1-2 классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности.
К 3 классу начинает формироваться формально-логическое мышление.
Воображение. Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. В 1 классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.
После 30 лет жизни функциональные сп-сти начинают медленно и неуклонно снижаться. 1-я половина жизни – накопление жизненной энергии, 2-я – сохранение баланса, 3-я – ослабление. После 30 лет спортсмены уходят из большого спрта, т.к. заметно снижается быстрота реакций, скорость мышления.
Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается, ухудшается кратковременная память, но долговременная остается прежней.
Источник
Онтогенез познавательной сферы
Познавательная сфера ребенка начинает свое формирование с самых первых дней его жизни. Прежде всего, ребенок включен в домашнюю ситуацию, в которой он получает множество ощущений: его кормят, он ощущает разнообразные прикосновения к своему телу, видит людей и предметы, слышит разные бытовые, природные шумы и голоса.
Известно, что психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды происходит неравномерно. Так, например, развитие двигательной сферы ребенка наиболее интенсивно происходит в возрасте до 1,5–2 лет: он учится манипулировать с предметами, управлять своим телом в пространстве (переворачивается со спины на живот и обратно, ползет, учится сидеть, стоять, ходить). Речевое развитие более активно происходит после 1,5 лет – ребенок накапливает словарь, осваивает фразовую речь, наступают периоды словотворчества, вопросов и т.д.
Для каждой психической функции существует сензитивный возраст, когда она наиболее усиленно развивается. Сформировавшись, каждая психическая функция становится основой для развития других психических функций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
6.3. Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта)
6.3. Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта)
Патология памятиПамять – это познавательная (гностическая) функция, позволяющая накапливать воспринимаемую информацию. Проявляется в виде способностей (функций) записывать, удерживать и воспроизводить
2.3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОНТОГЕНЕЗ. ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ В ТЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА
2.3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОНТОГЕНЕЗ. ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ В ТЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖИВОТНОГО МИРА
Эволюция живого — это поступательное развитие живой материи в ответ на изменяющиеся факторы внешней среды. Процесс индивидуального развития называется
2.8. Нормальный онтогенез развития
2.8. Нормальный онтогенез развития
Мать троих детей завела собаку, чтобы научить детей ответственности и порядку. Женщина обратилась к нам с жалобами на деструктивное поведение собаки дома в отсутствие хозяев, неуправляемое поведение на улице, драки с другими
X. Заболевания половой сферы
X. Заболевания половой сферы
1. Заболевания мужских половых органов (гиперплазия, воспалительные и другие болезни предстательной железы; водянка яичка, орхит и эпидидимит; гипертрофия крайней плоти и фимоз; болезни полового члена; водянка яичка или семенного канатика;
Заболевания женской половой сферы
Заболевания женской половой сферы
Для лечения таких гинекологических заболеваний, как эрозия шейки матки, кольпит, эндоцервит прополис используется в виде мази.Прополис — 10гВазелин медицинский — 100 гДля приготовления мази прополис предварительно надо очистить от
Заболевания мужской половой сферы
Заболевания мужской половой сферы
При хроническом простатите рекомендуется использовать ректальные свечи с прополисом.Прополис (спиртовой экстракт) 1–0,1 г Масло какао — 2 гСвечи можно приготовить из экстракта прополиса путем выпаривания в 96 %-ном этиловом спирте в
Болезни половой сферы
Болезни половой сферы
Настой ромашки для лечения воспалительных процессов матки и придатковИнгредиенты: 2 столовые ложки цветков ромашки аптечной.Способ применения:Залить растительное сырье 1 л кипящей воды, дать настояться в течение 20 минут, процедить и
Опухоли женской половой сферы
Опухоли женской половой сферы
Для спринцевания: на 2 л воды 1 ст. л. с верхом поваренной соли и 1 дес. л. пищевой соды – один раз в
Заболевания женской половой сферы
Заболевания женской половой сферы
Цветовое воздействиеПервую часть лечебного сеанса вы будете проводить с фильтром синего цвета, вторую часть — с фильтром фиолетового цвета. Если вы используете очки с цветными стеклами, то приготовьте пару стекол синего цвета, и одно
Заболевания женской половой сферы
Заболевания женской половой сферы
Нерегулярные месячные
В равных долях:Кора крушиныКорень валерианыЛист березыЛист ежевикиЛист мяты перечнойТрава тысячелистникаПриготовление: 1 столовую ложку смеси залить стаканом кипящей воды. Выпить в несколько приемов в течение
Гормоны женской половой сферы
Гормоны женской половой сферы
Правила сдачи крови примерно одинаковы для всех гормонов. Во-первых, анализ сдается натощак. Во-вторых, за день до сдачи анализа необходимо исключить алкоголь, курение, половые контакты, а также ограничить физические нагрузки. К искажению
Гормоны мужской половой сферы
Гормоны мужской половой сферы
Эти гормоны хоть и считаются мужскими, но вырабатываются и женским организмом. Просто их количество у женщин меньше.Дегидроэпиандростендион-сульфат (ДГЭА-С)Это гормон, образующийся в надпочечниках (95 %) и яичках (5 %), обладает андрогенными
Заболевания женской половой сферы
Заболевания женской половой сферы
Их можно классифицировать по разным параметрам, но в данном случае важнее будет разделить их на те, при которых имеет смысл применять народные рецепты, и те, в которых это совершенно бесполезно. К первой группе, собственно, относятся
Источник
период | восприятие | внимание | память | мышление | воображение | речь |
Младенческий возраст от рождения до года | Выделение предме- тов в зрительном поле, активный поиск исчезнувших предметов,различе-ние простейших цветов и формы предметов; реагиру ет на людей, выделяя их из окружающих предметов | Сосредоточение внимания на деталях рассматри- ваемых изображе- ний, выделяя в них контуры, контраст, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка | Создание и сохра- нение временных связей между предметами (ассоциативная память), восстановление образа предмета по памяти | Познавательный интерес к окружа- ющему миру и развитая познава- тельная активность в виде ориентиро-вочно-исследова- тельской реакции; к концу первого года жизни появляются призна- ки сенсомоторного интеллекта (усваивают и используют элементарные сво- йства и отношения предметов в своих практических дей -ствиях); развитие наглядно-действен- ного мышления | Речь развивается как средство общения на базе способности к эмпатии(понимание эмоц. Состояния другого человека по его мимике, жестам,пантомимике):сначала появля- ется повышенный интерес к человеческой речи, к 5-6 мес.– хорошее понимание речи, 10-12мес.-выполне- ние действий по словесной инструк- ции | |
Ранний возраст от 1 до 3 лет | Познание мира путем эксперимен- тирования (различ- ные варианты выполнения одного действия);способность к обобщениям, к переносу прио-бретенного опыта в новые условия, умение устанавли- вать связи между предметами и явлениями | Выделение общей функции предмета; непроизвольное внимание | Усвоение способов и правил действий с предметами; непроизвольная память; непосредственное запоминание | Переход к нагляд- но-образному мышлению, где действия с материальными предметами заме- няются действиями с их образами; р-к отделяет себя от окружающего мира , но не может отделить себя от взрослых («Катя сама») | Возникает вообра- жение;р-к выделяет полифункциональ- ные предметы, которые могут быть заместителя- ми реальных предметов;овладе- ние действиями замещения | Способность понимать и активно пользоваться язы- ком в общении с людьми; внутренне речь строится на переходах от знака к конкретному предмету и наоборот; с 2-х лет значение слова наполняется смыс- лом |
Дошкольный возраст от 3 до 6(7) лет | Помимо контура выделяется струк- тура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей | Внимание вызыва- ется внешне привлекательными предметами,событиями и людьми и остается сосредото- ченным, пока у р-ка есть интерес к воспринимаемому, т.е. не является произвольным | Переход к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию; непроизвольная зрительно-эмоцио- нальная память; к 5 годам появляются признаки непосред- ственной и механи- ческой памяти; к старшему школь- ному возрасту поя- вляется произволь- ность в запомина- нии | Наглядно-образное мышление; начало формирования словесно логичес- кого мышления: умение опериро- вать словами и понимать логику рассуждений, фор- мирование внут- реннего плана действий, начинает ся развитие понятий | Репродуктивное воображение, меха- нически воспроиз- водящее получен- ные впечатления в виде образов, которые вызваны эмоциональным впечатлением; к старшему дошколь- ному возрасту формируется твор- чески преобразую- щее действитель- ность воображение; слово может быть заместителем предмета | Речь как средство постановки и решения интеллек- туальных задач, эоцентрическая речь; появляется развернутое моно- логическое выска- зывание; развитие речи «про себя» и внутренней речи; 4-5 лет — первые развернутые формы диалогической речи |
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) лет | Умение абстраги- ровать себя от непосредственных ситуаций, способ- ность взглянуть на себя со стороны = способность к рефлексии, отсюда способность к самооценке и самоконтролю; произвольность восприятия | Произвольное внимание, но остается и непроизвольное; объем, устойчиво- сть, переключаемо- сть и концентрация произвольного вни- мания к 4 классу становится как у взрослых | Развитие механи- ческой памяти на не связанные логически единицы информации; нес- колько отстает в развитии опосред- ствованная и логическая память | Словесно-логичес- кое мышление на уровне конкретных понятий; преобла- дание операцион- ного мышления в понятиях;преобла- дает теоретическое отвлеченное мыш- ление;формируется произвольное целе- полагание; закла- дываются основы мировоззрения | Продуктивные образы-представления | Речь как средство мышления |
Подростковый и юношеский возраст | Субъективное восприятие и отношение к себе как к взрослому | Избирательное внимание к отдельным наукам | Перестройка памя- ти: развивается логическая память + используется произвольная и опосредствованная память | Активно идет процесс познава- тельного развития; теоретическое, сло- весно-логическое и абстрактно-логиче- ское мышление; способность к проведению форма- льно-логических операций; теорети- ческое рассужде- ние и самоонализ; способность делать общие выводы на основе частных посылок и переходить к частным умозаклю- чениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции | Творческое воображение | Чтение, монологическая и письменная речь |
Литература.
1. Немов Р.С. Психология. Т.2.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1991.
3. Реан. Детская психология.
4. Мухина. Возрастная психология.
5. Акимова М.К. Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М., 2000.
Источник