Развитие познавательной деятельности ребенка через игру

Кальметова Фира
Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я третий год работаю по теме: «Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через игровую деятельность,которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4.Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи — словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие,как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр,как:

«Бесконечная классификация»;

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по тени дерево»;

«Соберем урожай»;

«Садовник и цветы»;

«Поиск общего»;

«Поиск аналогов»;

«Что к чему подходит?»;

«Что растет на грядке?»;

«Поиск противоположных предметов»;

«Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через игровую деятельностьведется по двум направлениям:

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: Логические блоки Дьенеша, игры из серии «Кубики и цвет», мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций (которого сделала сама, «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Путаница?» и т. д.

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет» и т. д.

В развитии восприятия и памяти: «Большой — маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и т. д.

По развитию речи: «Съедобное-несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?» и т. д.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

— игры- головоломки;

— игры- шутки;

— игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление,на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности,наблюдательности: «Деревья», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка» и т. д.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я совместно с родителями создаю в группе предметно-развивающую среду — специальную зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Читайте также:  Руководство по развитию ребенка 3 лет

Применяю в работе с детьми различные игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Интересная игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление (приобретение) новых дидактических игр;

2. создание картотеки игр;

3. распространение опыта.

Источник

Марина Шекель
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»

Слайд 2. План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной активности.

3. Рефлексия.

Эпиграфом к нашему сотрудничеству будут слова К. Д. Ушинского (слайд №3):

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности — развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников? (слайд №4)

Особенно эффективными в работе с дошкольниками является игровая технология, которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитиевсех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

(Слайд №5) Вот основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практикесо своими воспитанниками:

Игровой сюжет.

Игровые и проблемные ситуации.

• Игры- путешествия.

Дидактические игры.

• Игры- экспериментирования.

• Игры на развитие психических процессов.

• Игры-фантазии.

Работаю я в подготовительной группе.

Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Давайте с вами станем в круг.

Игра «Волшебный клубочек» (слайд №6)

Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.

Содержание:

Дети стоят в кругу на коврике

Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.

Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)

Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек.

Часто с детьми эту игру используем для закрепления примет, можно закреплять месяца, повторять счёт и все, что угодно, а также деткам очень нравится в обратном направлении распутывать клубочек и выполнять другое задание. Это игра благотворно влияет на детей, помогает настроить детей на образовательную деятельность.

Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений. У вас на столах лежат задания, попрошу вас тоже ответить на вопросы.

Играем в вопросы (слайд №7)

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

«На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Читайте также:  Центр развития умный ребенок калуга

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

«Для чего?» (Для чего дети ходят в школу)«Что такое?» (Что такое свет)«Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

«Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если автобус начнет петь)

Вопросы на выявление аналитического мышления.

— «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)

Упражнения-фантазии «Придумай загадки». (слайд №8)

Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (описательного предложения, сказки).Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».

Вот примеры загадок в виде описательного предложения

Например: (слайд №9)

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной лохматой гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Давайте, каждый из вас по тоже придумает загадку.

Игровыеи проблемные ситуации: (слайд №10)

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.

Примеры:

«Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?»

— Что было бы, если все время шел дождь?

— «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?»

Графические загадки (слайд №11)

Угадай, что нарисовано,и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисованная машина – дорисуй недостающие детали) и т. п.

Упражнения «Образная пластика и развитие воображения». (слайд №12)

Эти упражнения могут быть использованы, как с каждым ребенком индивидуально, так и работа в парах.Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).

Что можно изображать:состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки;действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.

Вам тоже предлагаю выполнить данное упражнение.

Найдите себе пару, возьмите, задание и изобразите, то что у вас написано на карточке.

Игра «Угадай, кто так делает?» (слайд №13)

Содержание: Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детейи предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела., Шипит кто? (Змея, Скачет кто? (Лошадь) и т. д.

Словесная игра «Бывает – не бывает» (слайд №14)

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.

Игра «Солнышко» (слайд №15)

Содержание: Воспитатель даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может нарисовать к солнышку лучик.

Оборудование: Доска, на которой нарисовано солнышко без лучиков.

Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый» (отважный, храбрый, решительный).

Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него? (боязливый, нерешительный, пугливый).

Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь).

Назови дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и т. д.

Игра «Постройся по порядку» (слайд №16)

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10., (если подготовительная группа, то от 0 до 20)

В игре участвуют 10 или 20 детей,

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе. С помощью неё развивается слуховое восприятие, крупная моторика и ориентировка в собственном теле.

Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»(слайд №17)

Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игра- это единственный язык, который легко даётся детям. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка на ленинском проспекте

Рефлексия «Дерево ожидания»

Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас вам раздам осенние листочки, вы напишите на них, в двух словах то, что вы получили от нашей с вами встречи. Какая игра больше всего понравилась. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)

Спасибо большое за внимание!

Источник

Актуальность выбранной темы.

Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен многолик.

Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами «Почему..?» Поэтому в шутку ребенка называют «почемучкой».

Все чаще и чаще, все смелее и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» — тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития, Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.

Любая деятельность человека, как внешняя практическая, так и внутренняя психическая, имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие ученые в качестве основного аппарата переработки информации, который обеспечивает получение нового, рассматривают умственные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи и отношения. Все эти качества у дошкольников формируются в ходе развития познавательных интересов и потребностей.

В основу нашей деятельности по формированию познавательной активности дошкольников положена теория поэтапного формирования умственных действий и созданная в ходе работы пошаговая методика по ее развитию.

Целью нашей работы стало: изучение особенностей познавательной активности через игровую деятельность, а именно дидактические игры.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
  2. Охарактеризовать возрастные особенности детей дидактических игр.
  3. Рассмотреть развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
  4. Экспериментально изучить особенности познавательной активности дошкольников и проанализировать полученные в ходе результаты.

Работая над данной темой мы опирались на передовой педагогический опыт таких ученых как: П.Я.Гальперин, А.И.Раев, Н.Ф.Талызина.

Нами были изучены и апробированы на практике методики  Глена Домана, Сесиль Лупан, П.Тюленева, Н.А.Зайцева., в которых в доступной и занимательной форме детям прививаются элементарные математические способности, в частности формирование пространственно-временных ориентировок и представлений, представление о цвете, форме и величине, а также изучение счета и цифр.

Методика О.Л. Собалевой, нацеленная на формирование мотивации к учению и не стереотипного творческого речевого поведения у детей.

В настоящее время, работая на группе раннего возраста, мною изучается и внедряется методика «Художники в памперсах» М.В.Гмошинской. Данная методика основывается на изучении детей цветового спектра и с помощью рисования позволяет детям более в легкой форме «отвыкнуть от матери» и адаптироваться к детскому саду.

Для формирования умения устанавливать взаимосвязи предметов их частей, функций, признаков, свойств и качеств в младшем и среднем возрасти мы используем следующие упражнения:

-рассмотреть незнакомую игрушку и рассказать о ней;

— отобрать все гладкие и шероховатые, большие или маленькие , круглые или плоские камешки для клумбы;

— выбрать из мешочка только деревянные или бумажные предметы;

-найти кроватку, на которой кукле или медвежонку удобно будет спать.

В старшем дошкольном возрасте для формирования тех же качеств можно применять следующие упражнения:

«Догадайся, из чего меня сделали?», «Кому пригодиться эта вещь?», «Без чего не может быть…» (чайника, карандаша, машины и т.д)

Для развития действий анализа и синтеза у младших дошкольников можно использовать такие упражнения и игры:

-«Новая мебель» — для семьи кукол привезли новую мебель. Им нужно помочь разобрать ее, расставить и определить ее назначение.

— Сказка «Футбольный мяч», «Из чего удобнее пить?», «Из какого материала лучше изготовить стул».

Старший дошкольный возраст – в данном возрасте очень важно чтобы ребенок мог  проводить опыты, экспериментировать, моделировать. Для этого можно использовать следующие игры: «Собери урожай», «Из чего сделано», «Магазин игрушек», «Узнай предмет по заданному признаку».

Для развития действий сравнения можно использовать такие игры: «Во что поставить букет?», «Каждому растению свой уход», «Найди сходство и различие», «во что вы сегодня оденете куклу», «О чем говориться», «Помоги Красной Шапочке», «Загадочный утконос».

Для развития действий установления причинно-следственных связей и отношений можно использовать такие игры: «Надуй шарик», «Закрой окошко», «Чего на свете не бывает?», «Кто кем будет?» , «Что было, Что будет?».

 Данная работа не ограничивается строгим расписанием или временем. При этом дошкольники сами определяют  интенсивность и длительность выбранных ими игр, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. Как следствие, широкие временные рамки нашей системы способствуют развитию проблемно-поискового аспекта в процессе обучения: выдвигать гипотезы, высказывать предположения, проводить исследования, экспериментировать и размышлять. Для того чтобы донная работа имела свой положительный результат, педагог сам легко и непринуждённо должен ориентироваться и оперировать данными понятиями. Только выполняя эти требования можно добиться положительного результата.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

ЦРР д/с №1

городского округа города Райчихинска Амурской области

Развитие познавательной активности

дошкольников
через дидактические игры

Веремеенко Наталья Викторовна

Источник