Развитие познавательной активности ребенка через развивающие игры

Консультация для родителей

Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

Но в последнее время происходит несправедливая замена игровой деятельности учебной. Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.

Наблюдения показывают, что дошкольникам практически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени. Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть — они начинают возиться, драться, толкаться. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть. Игра не появляется сама по себе, она передается из одного поколения в другое — от старших к младшим. На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение). Дети растут рядом с взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Главным показателем благополучия ребёнка на сегодняшний считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дети, пресытившись принудительными учебными занятиями, часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни — таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать — эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

  • В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
  • С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.
  • Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
  • Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Виды игр для ребенка:

  • подвижные игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • дидактические игры,
  • разгадывание кроссвордов, загадок,
  • игры-соревнования,
  • конструкторская игра.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

  • развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
  • несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность.
  • подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Дидактические игры и их значение для ребенка

  • предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.
  • они используются педагогами как средство обучения и воспитания.
  • учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Сюжетно-ролевые игры

  • К ним относятся игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные.
  • Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.
  • Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

  • помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике.
  • помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление.
  • разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка

Игры-соревнования

  • развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым.
  • Развивают коммуникативные навыки

Конструкторская игра

  • С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов.
  • В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности

Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Источник

« Хорошо – плохо»

В игре предлагаемый ведущим предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Все рассматривают игрушку- грузовик.

Читайте также:  Довербальный период в развитии речи ребенка

Сначала выделяются положительные качества:

—         можно перевозить грузы;

—         хорошо вращаются колеса…

Затем выделяются отрицательные качества:

  • Ø не заводится;
  • Ø кузов не поднимается;

    фары не горят.

«Аукцион»

Детям показывают любой предмет, например, карандаш. Они по очереди дают ему характеристики.

По назначению: что им можно делать?

  • Ø рисовать, чертить, грозить, тыкать (первая команда);
  • Ø писать, катать, бросать, вертеть (вторая команда).

Качественные характеристики: какой он?

  • Ø желтый, деревянный, острый, непрочный…(первая команда);
  • Ø длинный, трудолюбивый, строгий… (вторая команда).

«Что я загадала?»

Педагог загадывает предмет. Дети по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»  

Развитие внимания

«Да и нет не говори»

Ведущий задает очень быстро  вопросы.

ВОПРОСЫ:

  1. Ты ходишь в д/с?                                  11. Люди ходят по потолку?
  2. Ты живешь в Африке?                         12. Доктор стрижет людей?
  3. Ты любишь мороженое?                      13. Тебя зовут Петя?
  4. Ты ел черное мороженое?                14. Корова умеет летать?
  5. Ты умеешь ходить на руках?               15. Ты сейчас спишь?
  6. Ты умеешь летать?                               16. На тебе надето пальто?
  7. Ты играешь в куклы?                            17. Зимой трава бывает?
  8. Ночью солнце светит?                         18. Трава белая?
  9. Волк боится зайца?                              19. Снег горячий?
  10. Ты любишь ходить к врачу?            20. Арбузы на дереве?

«Путаница»

Детям показываются картинки из серии «Что перепутал художник?» Выигрывает тот, кто назовет больше различий.

«Что перепутал художник»

 «Помоги найти дорогу»

«Летает – не летает»

«Съедобное – несъедобное»

«Живое — неживое»

Развитие памяти.

«Самый зоркий»

Детям показываются картинки на несколько секунд.  Затем картинки прячут. Дети по очереди перечисляют предметы, которые запомнили.

«Кого не стало?»

Детям предлагается 10-12 игрушек. Они должны их запомнить, потом  закрывают глаза, педагог убирает 1-2 игрушки или меняет местами. Когда родители открывают глаза, они должны вспомнить какой игрушки не хватает или какие игрушки поменяли места.

«Сложи из палочек»

Детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.

«Повторика»

Давайте с вами поиграем. Узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

Развитие восприятия.

«Какие геометрические фигуры спрятаны»

Детям показывают картинку, на которой друг на друге  нарисованы геометрические фигуры. Необходимо назвать все фигуры, которые изображены.

«Разрезные картинки»

Детям предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

Развитие мышления.

«Муха»

На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха.

Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».

«Кто назовет больше»

Ведущий называет любой признак предмета, а играющие называют, какие предметы нужного цвета или формы они знают. Например: голубой – цветок, свитер, небо.

Или называется предмет(цветок), а играющие называют его признаки (душистый…)

«Последовательные картинки»

Педагог показывает 5 картинок, которые объединены одним сюжетом. Дети должны составить рассказ по ним.

 «Найди клад»

На листе бумаги рисуется план комнаты. Клад прячется заранее. Условными значками на плане при ребенке обозначается диван…

Стрелочками указывается, в каком направлении надо двигаться от входной двери, чтобы найти клад.

  • Ø вырежи гирлянды
  • Ø рисование по клеточкам
  • Ø смять бумагу
  • Ø рисование красками, цветными карандашами
  • Ø дорисовывание
  • Ø выложить узор из палочек, спичек, карандашей
  • Ø игры с бусинками, шнуровки
  • Ø рисование по точкам

Развитие речи.

«Потерянные вещи»

В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют разные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно описать то, что он потерял. Ведущий ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить первая команда, потерявшая вещь. Другая команда должна будет отгадать, что это». Первая команда: «У нас потерялся голубой, в горошек, с черной ручкой, под которым мы прятались от дождя»

.

—         Рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.

—         В результате систематического участия детей в играх закладываются основы готовности к школе. Не надо превращать игры в подобие занятия, необходимо искреннее, живое эмоциональное общение родителей и детей во время игры.

Источник

Консультация для родителей

 «Развитие познавательной активности ребёнка через игру»

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

Читайте также:  История развития ребенка что это

Игры, которые принесут радость общения с ребёнком.

«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе. 
«Магнит» 
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они будут делать то же. 
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

Источник

Ольга Полякова
Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Введение

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Познавательная активность – сложное личностное образование,которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.

Успешность развития познавательной активности детей дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, соз-нательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей дошкольного возраста, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактическиеигры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Познавательная активность дошкольников, ее формирование и развитие.

Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.

Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний – представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.

Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте — это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.

Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах.

При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Таким образом, условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень – это практика и успешные исследовательские действия ребенка.

Дидактические игры и упражнения для дошкольников

Дошкольники стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию,например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель,при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

Читайте также:  Диагностика развития мышления ребенка 5 лет

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Ниже представлены примеры дидактических игр и упражнений, которые можно активно использовать при работе с дошкольниками.

Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.Игру начинают следующими словами:

Мы – не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Воспитанники повторяют стихи и скороговорки вместе с воспитателем.

Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующее”. Ребенок называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и добавляет свое и т. д.,например:

1. Слон.

2. Слон, тигр.

3. Слон, тигр, лев и т. д.

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника,говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,

Только чей – пока секрет.

Отгадайте, вас прошу я,

Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а дети должны догадаться, о ком идет речь.

Игра “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека” ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”.Начинается игра со слов:

Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Ест он фрукты с овощами.

10 килограммов он

Вносит за день в рацион.

Что ж при этом он съедает?

Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 — 3”, под рисунком моркови “7 + 1”, под рисунком яблока “3 + 2” и т. д.Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5, тогда в сумме получится 10.

Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру “Откроем замочек ключиком” можно использовать с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого ребенка ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У воспитателя несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур.

В дальнейшем игру можно модернизировать: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра “Чудесный мешочек”. Мешочек может принести кто-либо из сказочных героев. В него помещаются цифры с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют цифру. Поместив цифры на магнитную доску, и составляют их по порядку.Дополнительное задание к игре: назвать соседей, вспомнить состав числа и т. п.

Примеры упражнений

Упражнения на формирование положительной мотивации действий.

«Узнай, какого это цвета?»

Цель: научить детей создавать образ графическим способом, чётко выполнять инструкции взрослого.

Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета.

«Что можно подарить другу?»

Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Предложить детям сделать подарок другу. Нужно постараться, чтобы работа понравилась другу.

Упражнения на формирование умения делать выбор.

«Выбери пару»

Цель: научить детей делать выбор.

Предлагается убрать группу (полить цветы, сложить конструктор и т. д.). Попросить детей выбрать, с кем они будут это делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.

«Животные жарких стран»

Цель: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.

Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Предлагается выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.

Упражнение на развитие вопросительно-познавательной активности детей.

«Угадай-ка»

Цель: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь детей; развивать наблюдательность.

Ведущий загадывает дерево, название которого вслух не произносит. Дети задают вопросы о признаках этого дерева.

Упражнение на формирование субъективной вопросительно-познавательной активности выходящей за пределы конкретной ситуации.

«Плачущие сосульки»

Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.

Наблюдение проводится на прогулке.

Педагог. Ребята,обратите внимание: на солнце сосульки плачут, а в тени нет. Как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыше? (Обращает внимание детей на солнечную сторону крыше).

Дети наблюдают.

(Подводит детей к выводу). Снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.

Дети. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.

Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности.

«Кто, где зимует?»

Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит…

Педагог задаёт детям вопросы: «Что сказали звери друг другу?»; «Где они будут зимовать?»

«Когда это бывает?»

На полях ещё лежит снег. Ещё упрямится зима, посылает нам ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах сосульки плачут, но почки ещё слабо набухли.

Педагог задаёт детям вопрос: «Когда это бывает?».

«Медведь»

Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочьями шерсть начинает вылезать. Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнёзд.

Педагог задаёт детям вопрос: «Что же делает медведь, когда просыпается?»

Источник