Развитие познавательной активности раннего развития ребенка
На чтение 7 мин.
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.
Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей
Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.
Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.
Познавательное развитие малышей – структура и особенности
Новообразования раннего возраста
Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.
- Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
- Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
- Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
- Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности познавательного развития
У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Восприятие – основной способ развития малышей
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
Основы сенсорного развития младших дошкольников
Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.
Развитие речи у дошкольников – схема
Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.
Цели познавательного развития
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
- Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
- Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
- Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
- Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
- Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
- Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
- Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.
Модель развивающей среды для детей 2-3 лет
Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы
Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.
Особенности развития памяти у маленьких деток
Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.
Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.
Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие
Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.
Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.
Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.
Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.
Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»
Доклад из опыта работы воспитателя Шафигулиной В.Б.
по теме: «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности»
г. Вихоревка, 2019
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Методические приѐмы, которые я использую для развития познавательных способностей: игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора. Создавая предметно-развивающую среду, я старалась, чтобы она была: содержательно насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной. Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно-творческую деятельность.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлены уголки познавательного развития, в которых имеется художественная литература, разнообразные дидактические настольно-печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы
Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретѐнные знания. Например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаю детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры: «Напоим куклу чаем», «Мишка заболел», «Кукла в гости к нам пришла».
В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» знакомлю ребят с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о домашних животных.
В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов. Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.
Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игры, мозаики, игрушки шнуровки, разнообразные конструкторы.
Развивающие игры для детей — это игры-задания, где включаются сравнение, анализ, обобщения. Например, развивающая игра для детей: ребенку предлагаю коробочку, куда можно складывать предметы только определенного размера. Малыш на собственном опыте разбирается, как это происходит.
Подбирая развивающие игры для детей, учитываю, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать взрослые. То же самое касается и новых игр – как катать машинку за веревочку, как строить домик из кубиков – все это ребенок узнаѐт из совместной игры со взрослым. В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Я не требую, чтобы малыши запомнили что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, многократно повторяем одно и то же действие. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие.
Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольников, я учитываю уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам. Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в которых происходят и развиваются какие-то события. Это детские сюжетные игры. Например, ребенок кормит любимого мишку, разговаривает с ним, предлагает добавку, вытирает мордочку, укладывает спать или строит солдатиков, которые маршируют и т. д. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Парикмахерскую», «Шоферов», «Дочки-матери». Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, я даю им такую возможность, но в то же время привлекаю детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни.
Во время непосредственно образовательной деятельности дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. В воспитании эмоциональной отзывчивости использую дидактические упражнения «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?». Формирую у детей чувство симпатии к другим детям: «Улыбнись Кате», «Пожалей Диму». Учу детей пониманию: нельзя драться и обижать других детей. С первой младшей группы развиваю интерес к труду взрослых людей. Например, «Мама дома – повар», «Дворник в детском саду». Учу детей выбирать названный предмет из нескольких, усложняя задание, предлагаю дидактическое упражнение «Чего не стало». Дидактическое упражнение «Поручение» способствует формированию умения группировать предметы по одному или нескольким признакам.
Двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Чем богаче двигательный опыт ребѐнка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребѐнок в процессе образовательной деятельности по развитию движении. Выстраивая процесс ознакомления с ними детей, предлагаю 4 сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с мячом, предлагаю обхватить двумя руками мяч, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий). Дети, запоминая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.
Малышам очень нравятся игры — экспериментирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой. В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся — заблестят. Все действия сопровождаю речью и карточками-помощниками
Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами: «Что же там спрятать?» В песок прячется какой-либо предмет, ребенок его ищет. «Золушка». Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы. Разнообразные посильные трудовые поручения доставляют детям много радости, и вызывают интерес к трудовой деятельности.
В то время, когда осуществляется уход за растениями в уголке природы, детей привлекаю к помощи. Они придерживают лейку, протирают листья фикуса, опрыскивают растения. Всякий раз инициатива детей, достижения ими положительного результата поощряются.
На третьем году жизни существенно изменяется понимание речи окружающих, что обеспечивает возможность использования в развитии познавательных способностей художественной литературы. Раннее развитие невозможно без чтения книг детям. Книги для детей должны быть красивыми, яркими, увлекательными и интересными для малыша. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучение темы домашних животных я начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и другие животные, которые называются домашние, потому что живут у дома. Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически. Детей знакомлю с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающимися иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, «Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского и др. Особенно нравятся малышам русские народные сказки, песенки, потешки: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др. Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.
Большинство изменений в окружающем мире ребѐнок может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору», «Раз, два, три к дереву беги!». Дети с удовольствием бегают и играют. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами. Взгляд ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому при наблюдениях на прогулках, я выбираю самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года. Например, на прогулке провожу наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный. Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращаю их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» — это ветер дует.
Для развития познавательных способностей предоставляю своим воспитанникам и свободное время, которое позволяет им осваивать окружающий мир на собственном опыте и, кроме того, приучает к самостоятельности. Например, выстраивая домик, ребенок определяет, для кого он предназначен, что в нем должно находиться и т. д. В разгар такой игры происходит развитие познавательных способностей ребенка. Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, я стараюсь не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей воспитанников будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет. Таким образом, развитие познавательных способностей детей раннего возраста происходит в различных видах детской деятельности.
Источник