Развитие понятийного мышления ребенка

Развитие понятийного мышления ребенка thumbnail

От автора: Для того чтобы ребенок понимал, запоминал и мыслил у него необходимо развить понятийное мышление. Об этом и поговорим

Рождаясь, дети представляют собой чистый лист, который взрослым необходимо грамотно заполнять, то есть научить ребенка многим нужным вещам. А нужным считается только такое обучение, которое приносит пользу.

Нельзя забывать, что в любом возрастном периоде детства обучение должно быть трудным, но посильным данному возрасту. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился понемногу преодолевать себя. Как же осуществить это на практике, да еще родителям далеким от педагогики и психологии?

Как же обучать ребенка в дошкольном возрасте, чтобы в школе он понимал, запоминал, мыслил, был внимательным, чтобы школа не была испытанием для него.

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо развивать в дошкольнике понятийное мышление и усвоение знаний. Не забывайте, что развитого уровня понятийного мышления ребенок достигнет не так быстро, как вам бы хотелось. Ему предстоит еще пройти несколько периодов развития, но закладывать фундамент понятийного мышления необходимо до школы.

Что такое понятийное мышление

Суть понятийного мышления заключается в определенных формах мышления, которые и помогают ребенку в учебной деятельности.

К таким формами мышления относится:

  • формирование понятий, которые сформированны в процессе исследования и изучения законов природы и общества человечества на протяжении веков;
  • усвоение законов природы и общества;
  • навык выстраивания логических цепочек (это необходимо для понимания информации в процессе изучения, освоение которого развивает понятийное мышление, которое, в свою очередь, необходимо для встраивания знаний в личный опыт индивида).

И если в дошкольном возрасте ребенок способен выделять общие свойства предметов и явлений, а так же связи между ними, то с развитием таких умений у ребенка закладываются основы понятийного мышлений. Но если понятийное мышление не развивалось или недостаточно развивалось, то в школе при усвоении нового материала ребенку придется трудно. Он не сможет абстрагироваться, обобщать, выделять главное и отбрасывать несущественное. Такой ребенок будет испытывать страх на разных предметах на всех ступенях обучения. Именно поэтому основы понятийного мышления необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.

В нашем Центре развития мы даем задания на развитие понятийного мышления. Мы часто сами придумываем задания, например, «Найди букву в путанице». При знакомстве с буквами дети 6 лет видят их в предложенной путанице и легко выделяют.

Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте

Усвоение букв мы закрепляем и в других заданиях, таких как загадки, стихи или творческие задания. Например вытынанка.

Развитие понятийного мышления ребенка

Широко известно, что у ребенка в дошкольном возрасте очень легко усваиваются понятия через игры, например «Съедобное-не съедобное», «Найди одинаковые предметы (по форме, размеру, цвету и т.тд.)»

При усвоении понятий «времена года», дикие и домашние животные и т.д. ребенок легко их называет. Также старший дошкольник способен объяснить, в чем различие круга и шара и т.д.

Понятийное мышление не развивается само собой,  в дошкольном возрасте оно только начинает развиваться и помочь детям развить его это задача родителей, воспитателей и учителей.

Как можно помочь вашему ребенку? Играйте с ним в логические игры (они должны быть трудными, но посильными для его возраста) и они мимоходом усвоят знания об окружающем мире, о взаимодействии предметов и явлений, о их внешних и внутренних качествах, о людях и их взаимодействии друг с другом. И тогда вашим детям будет интересно познавать этот мир, может даже они откроют что-то неизведанное,  когда вырастут. Успехов!

Источник

Библиографическое описание:

Даирова, Д. В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д. В. Даирова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 24.11.2020).



Отдавая ребенка в школу, родитель должен понимать, что задача этого учреждения — создать условия, где ребенок будет осваивать учебную деятельность и базовые школьные навыки — чтение, письмо и счет. Приоритет ставится на эстетическую или житейскую подачу информации, развитие непосредственно мышления — проведение аналогий, выделение главного признака, анализ, прогнозирование, как правило, остается вне фокуса и часто даже не оценивается. И дело не в конкретной школе, а в общей тенденции образовательного процесса. Задача школы — давать знания, учить ребенка думать либо личная инициатива учителя, либо ответственность родителей. Но, как научить ребенка мыслить обычному родителю не известно, хотя интуитивно мы это делаем, но к сожалению не всегда эффективно.

Л. А. Ясюкова подчеркивает не достаточную роль школы в формирования понятийного мышления у ребенка. «Для успешной учебы в младших классах достаточно минимального речевого и психомоторного развития и простой ассоциативной памяти. Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне: ребенок может не различать частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использовать эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти виды допонятийного мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, так как программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5–6-го классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями».

Читайте также:  Развитие активного ребенка в год

Если в развитии мышления наших детей мы будем полагаться только на школу, то шанс, что дети научаться думать правильно — логически, очень невелик. Мы видим, что прошли те времена, когда успешность зависела только от физической силы, предприимчивости, или напористости. Особую ценность приобретают те, кто умеет эффективно работать с информацией — выделять суть, видеть причинно-следственные связи, противоречия, мыслить категориями, а для этого необходимо развивать логику, понятийное мышление! Люди, обладающие хорошим мышлением, также хорошо адаптируются, ведь понимание того что происходит, умение прогнозировать ситуации способствует уверенности в себе и адекватным действиям.

С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит, как минимум, из трех операций:

1) интуитивного выделения существенного признака,

2) установления категориальной принадлежности,

3) формирования логической связи между явлениями.

Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.

При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту. Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.

При обучении в школе для многих родителей важно не столько количество знаний, информации, который ребенок там получает, сколько развитие у него способности мыслить. И как показывают некоторые исследования, с развитием мышления школьная программа не справляется, что можно наблюдать по успеваемости на таких предметах в старшей школе как алгебра, геометрия, физика, химия, биология. Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления ребенка. Как показал Л. С. Выготский, оно формируется в процессе обучения в том случае, если ребенку приходится овладевать научными понятиями, если его обучают этому в начальной школе. То есть, самый благоприятный возраст для формирования мышления — младший школьный.

Для развития мышления важно проводить научный анализ, классификацию и систематизацию, а не читать красочные рассказы об окружающем мире. Необходимо устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями и делать это нужно не по эмоциональным или визуальным критериям, что тоже важно, а по основному, главному признаку, выделять суть явления. Для развития полноценного мышления важно использовать схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего — теоретические обобщения. Бытует мнение, что младший школьник не способен этого делать, так как его мышление находится на допонятийном уровне — наглядно образном, когда ассоциации и яркие картинки более эффективны. И, это действительно так, но важно двигаться дальше и учить ребенка выходить на понятийный уровень.

Занимаясь с ребенком каждый раз важно:

  1. Проводить с ним анализ. Задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего это состоит и для чего нужна каждая часть. Что необходимо для того, чтобы это событие, явление или вещь произошли/существовали.
  2. Проводить классификацию и систематизацию, можно давая предмету/явлению место в общей картине мира. Например, ложка — это столовый прибор, какие еще столовые приборы ты знаешь? А чем еще мы пользуемся на кухне? Еще есть посуда для приготовления, для еды, есть бытовые электроприборы. А уж, какую классификацию и систематизацию можно устроить в шкафу! Главное, делать это по основному признаку, а не по цвету, или форме — нижнее белье, уличная одежда, летняя одежда, праздничная и так далее.
  3. Причинно-следственные связи мы устанавливаем, объясняя происходящее, последовательно и поэтапно, при этом связывая основные, важные, главные факты того или иного события/явления или вещи. Например, дождевик и меховая куртка очень похожи, однако куртка в дождь промокнет, так как ткань пропускает влагу, а подкладка держит тепло, иначе нам было бы очень душно в такой куртке; а дождевик наоборот — не пропускает ни воздух, ни влагу, поэтому в солнечный день в нем очень душно, а в дождь останешься сухим!
  4. Схематичное изложение мысли может быть не только, когда мы рисуем план комнаты, что само по себе уже очень развивает пространственное мышление. Схематично мы можем объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой взять в гости к бабушке на три дня — одежду по погоде (какая погода может быть и что надо? (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для дома, для улицы).
  5. Наводя порядок в комнате, ребенок тоже учиться делать теоретические обобщения, например: солдатики и военная техника стоят рядом, но это не одно и то же. А вот почему, и что еще можно поставить рядом, — это развивающие вопросы. И по тому, как ребенок наводит порядок, можно судить о последовательности, системности, логичности его мышления.
Читайте также:  Развитие ребенка с пэп

Как развивать понятийное мышление дома?

1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2–3х фраз и предлагать 2–3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.

2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2–3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ.

3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста.

4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац — своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом — развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т. е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т. д.

5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку.

Пример:

Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.

Кто «лишний»?

Правильный ответ: собака.

Почему? Потому что собака — домашнее животное, а те — дикие. Может быть вариант ответа «ёж» (т. к. он колючий, а остальные — нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку.

Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т. е. он должен быть постоянным!!!

Пример: у яблока — может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию.

Таким образом, мы видим, какое влияние на развитие мышления имеет образование и окружающая среда. В целом, родители могут много сделать для развития мышления у своего ребенка:

  1. Осваивать с ним знания в научном (а не псевдонаучном) формате;
  2. Давать ребенку корректные объяснения происходящего;
  3. Приучить ребенка к чтению и обсуждению книг;
  4. Развивать мышление на специальных курсах, кружках.

Литература:

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с
  2. Выготский Л. С. Психология. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  3. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении.- СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, нижнее белье, основной признак, процесс обучения.

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления, особое внимание, младший школьник, высокий уровень развития, понятийное мышление

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Особенность мышления начальных классов — взаимодействие 3-х форм мышления: наглядно-действенное: наглядно-образное

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

ребенок, развитие мышления, существенный признак

Развитие понятийного мышления младшего школьника. ребенок, развитие мышления, существенный признак, понятийное мышление, главный признак, логическая связь, начальная школа, основной признак, нижнее белье, процесс обучения.

Формирование мышления младшего школьника на уроках…

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной характер…

Условия развития логического мышления детей старшего…

Развитие логического мышления у детей старшего… ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак, развитие, детское мышление, группа предметов, дидактическая задача.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста…

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, признак, дошкольный возраст, свойство, умение, ребенок, логическое мышление, игра, слово, группа.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе

Библиографическое описание: Тумашик Т. В. Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как…

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у детей младшего школьного возраста.

Исследование мыслительной деятельности детей

Развитие мышления у детей также находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения и развития у детей

Читайте также:  Педагогическая периодизация возрастного развития ребенка

Существенные связи и свойства предметов, познаваемые в наглядной образной форме, фиксируются, обобщаются в речевом плане.

Источник

Развитие понятийного мышления

Только каждый 6 человек на земле обладает способностью мыслить понятиями. Сложное понятийное мышление не является врожденным, его можно только приобрести – развить, поставить на высокий уровень. Для этого применяются нехитрые упражнения. Но для начала стоит разобраться с терминами и выяснить, зачем это нужно именно вам.

Понятийное мышление: что это такое

Часто люди «думают» сердцем, а не головой. Принимают решения по велению души, а не после просчетов и построения логических цепочек. Поэтому результат подчас оказывается печальным и совсем неожиданным. Тогда начинается поиск виноватого – под эту категорию подпадают все окружающие люди и события, только не сам «виновник» случившегося.

На самом деле, исход практически любого действия можно просчитать наперед и быть уверенным в результате, если не на 100, то на 99 процентов! Погрешность списывается на форс-мажорные обстоятельства. Предсказать их заранее тот, кто обладает мышлением понятийного типа, не способен.

Зачем человеку необходимо понятийное мышление. Чтобы:

  • смотреть вглубь явления;
  • уметь выстраивать логические цепочки, находить причину, вычислять последствия того или иного действа;
  • систематизировать и использовать информацию с выгодой для самого себя.

Люди, которые мыслят понятиями, не способны быстро принимать решения. Зато результат будет ожидаемым, а не неожиданным для самого человека.

Чтобы выполнить даже самое простое действие такая личность разберет несколько примеров, продумает разные ходы, проанализирует итоги и выберет наиболее подходящий для себя. Если приводить простые примеры, это выглядит примерно так:

  • нужно добраться из пункта А в пункт В;
  • можно нанять такси, сесть на автобус, поймать попутку, вообще никуда не ехать;
  • тот, кто думает понятиями, будет рассуждать следующим образом: вызвав такси, я доеду быстрее, но потрачу много денег, на автобусе будет дешевле, но дольше, на попутке можно доехать бесплатно, но это опасно – мало ли, какой водитель мне попадется; что будет, если я вообще никуда не поеду – сильно ли это повлияет на мою дальнейшую жизнь и судьбу;
  • только после глубоких рассуждений человек принимает решение. Оно наверняка будет зависеть именно от последствий, которые принесет конкретное действие.

Общаться с такими людьми не просто, но очень интересно. Они помогут найти выход даже из самой сложной и, казалось бы, максимально запутанной ситуации.

Важно! Невозможно начать развитие понятийного мышления в зрелом возрасте.

Формирование стартует с 6-7 лет, активный этап происходит в школе. Потом его можно только развивать и улучшать. Если вы изначально не способны к таким рассуждениям, они для вас скучны и непонятны – не стоит насиловать себя. Миллионы людей живут без подобного мышления и отлично себя чувствуют, а Земля все так же вертится вокруг своей оси.

Развитие понятийного мышления (упражнения для тренировки)

Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:

  1. возьмите в руки любой предмет. Постарайтесь понять из чего он сделан, представьте, как происходило его изготовление, где брали сырье. Как использовать вещь – стандартно и нестандартно, что приведет к порче;
  2. наполните воздушный шарик водой, сначала представьте, что с ним произойдет, если вы: скинете его с окна, погрузите в наполненную ванную, проткнете иглой, оставите на неделю, сядете на него. А теперь повторите все это в ходе практических испытаний. Каков результат? Совпал ли он с вашими представлениями?
  3. Возьмите любую фразу, например, «Идет дождь», попытайтесь проследить все последствия этого события – мокнут деревья, нельзя погулять, кошкам холодно, птицы не летают, водителям не придется мыть свои машины. Чем длиннее будет это цепь, тем лучше.
  4. Читайте книги. Они прекрасно развивают воображение и фантазию, помогают поставить мышление понятиями на новые рельсы. Углубляясь в чтение, иногда прерывайтесь и представляйте – что будет дальше. Совпали ли представления с тем, что написано?

Упражнения не должны напоминать рутину. Вам реально должно нравиться вот так рассуждать – иначе какой смысл в подобном занятии?! Искусственно настроить мышление понятиями нельзя. Не все обладают к нему склонностью, кому-то вообще не удается найти причину и построить следственную цепь из событий. В этом нет ничего плохого. Просто такие люди чаще совершают нелепые ошибки, но не признают их, а винят окружение.

Люди, живущие с понятийным мышлением, способны слышать и слушать других. Им проще принять чужую точку зрения – они могут найти в ней рациональное зерно и развить его до нужных масштабов. Но не стоит пытаться переубедить того, для кого подобный способ мыслить – фантастика. Это приведет к конфликтным ситуациям, разрешить которые будет невозможно или очень сложно.

В этом деле очень важно уметь отсекать информацию, понимать, какие данные пригодятся в дальнейшем, а какие – точно нет.

Источник