Развитие понимания речи у ребенка раннего возраста

Развитие понимания речи.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Приводим словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам.

Группы слов, предлагаемые для запоминания.

Предметный словарь.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глагольный словарь.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.

Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

1. Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т.д.

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т.д.

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения), и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

Читайте также:  Развитие ребенка до года с эпилепсией

Описание некоторых игр.

  1. Прятки.

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».
Материалы: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.
Ход игры:
Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.
В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. В дальнейшем можно использовать разнообразные знакомые детям предметы.

  1. Покажи картинку!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Материалы: предметные картинки по разным темам.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Разложите предметные картинки изображением вверх. Просите ребёнка найти и показать нужную картинку.
Смотри, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Покажи кубик. Правильно. Найди и покажи пирамидку. Молодец! Покажи самолет. И т.д.
В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок.

  1. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать предметы по их назначению; развитие мышления детей.
Материалы: предметные картинки по разным темам.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Посадите ребёнка на полу. Разложите перед ним предметные картинки изображением вверх.

А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажи, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажи, что катится (картинка – «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажи, что надевают на голову (картинка «шапка») Найди и покажи то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») И т.д.
Если ребёнок затрудняется в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Если ребёнок не смог найти нужную картинку, следует показать ему реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

  1. Весёлые загадки!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать игрушки и предметы по описанию.
Материалы: различные игрушки и предметы.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Посадите ребёнка на полу. Разложите перед ним несколько разных игрушек или предметов.

А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а ты угадай, про что я говорю, и покажи. Посмотрим, кто внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т.д.

  1. Выполняй команды!

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Ход игры:
Игра проводится на ковре. Встаньте напротив ребёнка.
Давай поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а ты выполняй. Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки вверх. Опусти руки. Садись. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь руки на пояс. И т.д.
В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения.

  1. Что делает человечек?

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Материалы: набор картинок, изображающих различные действия.
Ход игры:
Посмотри, у нас на картинках  мальчики и девочки что-то делают. Давай поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а ты слушай внимательно. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает. И т.д.
Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.
Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? И т.п.

  1. Кто что делает?
    (использование фотографий)

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Материалы: для проведения этой игры необходимо сделать фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь).
Ход игры:
Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в занятиях. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные.
Разложите фотографии перед ребенком.
Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д.
Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь).

Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

  1. Много или мало?

Цель: научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.
Материалы: в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.
Ход игры:
При формировании понятий «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой; «мало» — неширокий обводящий жест рукой, или сложить ладошки горсткой. Для этого взрослый постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
Игра проводится на ковре. Разложите перед ребёнком кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой мало.
Посмотри, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (взрослый показывает соответствующий жест), а тут мало кубиков (показывает соответствующий жест). Покажи, где мало кубиков. Как ты покажешь, что кубиков мало? (взрослый побуждает ребёнка показать жест) А где много кубиков? Как ты покажешь, что кубиков много? А вот один кубик. (взрослый показывает соответствующий жест) Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один. (взрослый побуждает детей показать жест)
Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

  1. Где много, а где мало?

Читайте также:  Развитие ребенка даун по месяцам

Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных.
Материалы: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).
Ход игры:
Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? И т.д.

10.Большой или маленький?

Цель: научить детей соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.
Материалы: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.
Ход игры:
При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» — приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Для этого логопед постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
Покажите детям большой и маленький мячики.
Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (показывает соответствующий жест), а этот мячик маленький (показывает соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. (побуждает детей показать жест) Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! (побуждает детей показать жест)
Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11.Где что лежит?

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.
Материалы: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры:
Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении.
Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.
После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите детям действовать по инструкции.
Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. И т.д.
Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.
Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т.д.
Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

Источник

Формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста.

Одним из самых приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда широко обсуждалась и вызывала дискуссии как в медицинских, так и в педагогических научных кругах (в первую очередь среди специальных педагогов), так как именно в раннем возрасте нередко начинают формироваться различные аномалии развития. А раннее начало коррекционно-развивающей работы позволяет максимально использовать компенсаторные возможности детского организма: пластичность мозга, чувствительность к стимуляции психического и речевого развития, способность к компенсации нарушенных функций. Наиболее подробно эти вопросы освещены в исследованиях Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,  Е.А. Екжановой, Ю.А. Разенковой, Е.А. Стребелевой  и др.

Известно, что формирование психических функций очень тесно связано с развитием языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. И наоборот, процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от формирования различных видов деятельности ребенка, его восприятия и мышления.

Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является основой возникновения первых слов и элементарных фраз. Поэтому я придерживаюсь следующих направлений коррекционной работы:

1. расширение объема понимания обращенной к ребенку речи;

2. стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной и собственно речевой активности;

3. сенсорное развитие детей;

4. развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Вышеперечисленные направления взаимосвязаны, и в процессе выполнения работы по развитию понимания речи необходимо одновременно проводить работу и по стимуляции речевой активности и по формированию манипулятивных, предметных и предметно-игровых навыков.

   В своей работе я  активно использую два методических комплекта:

1. «Как научить малыша говорить» Приходько О. Г., Юговой О. В.

2. «Развивайся малыш!» Закревской О. В.

А также разнообразный дидактический материал.

Формирование понимания звучащей речи и стимуляцию речевой и психической активности  я провожу поэтапно, в зависимости от уровня развития речи, познавательной деятельности ребенка, т.к коррекционное воздействие должно соответствовать не фактическому возрасту ребенка, а актуальному уровню его развития 

Процесс этот можно представить следующим образом:

1. Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.

2. Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте их показ по просьбе взрослого,

3. Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама? Где папа? Где баба? Где деда? Где сестричка? и т.д.).

4. Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения, с целью установления связи слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом.

5. Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (дo свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.

6. Запоминание и показ частей лица и тела (у куклы, у себя, у взрослого).

7. Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.  

8. Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).

9. Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках  (со 2 года жизни).

 Данную работу я провожу поэтапно:

  • прежде всего я  убеждаюсь в том, что малыш знает и правильно показывает называемые предметы и игрушки (при выборе из двух, а потом и более предметов)
  •  Второй шаг: научить узнавать и находить изображения знакомых предметов  по вопросам (Где чашка?) и по просьбе (Дай куклу; Найди мишку).
  •  Третий шаг: демонстрирую ребенку картинку и  четко, с выделением ударного слога, проговариваю: Посмотри, это машина. Машина гудит: би-би. Покажи, где машина. Где би-би? Если ребенок затрудняется, нужно ему помочь. Направляя руку ребенка,  дотрагиваюсь до картинки и назваю изображенный предмет: Вот машина — би-би! На, возьми машину! Постепенно число картинок увеличивается.
  • Четвертый шаг: научить ребенка сопоставлять картинку и игрушку, положив картинку  рядом с самим предметом. При сопоставлении картинки и игрушки их надо обязательно показывать ребенку одновременно, называя предмет, действие или задавая вопрос: Это собака. Она лает: «Ав-ав». Посмотри, это тоже собака. Кто это? Как она лает?
  • Пятый шаг: учить ребенка узнавать и по просьбе взрослого показывать или протягивать картинку  с изображением предмета или игрушки, не сравнивая с реальным предметом. Для этого следует положить перед ребенком две картинки, назвать предмет и попросить малыша показать ту, на которой он изображен: Где мячик? Оп-па! Вот он!
  • Шестой шаг: учить ребенка находить парные картинки.
  • Седьмой шаг:  учить ребенка находить парные картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам: две разные собачки.
Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года как заниматься с малышом

10. Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками). Например,  Это дудочка. Я сыграю на дудочке: ду-ду. Ты сыграй на дудочке. Мы играем на дудочке.

11. Выполнение   различных  действий   с   предметами   по инструкции взрослого (односоставная инструкция). Сними колечко со стержня. Надень колечко.

12. Работа с  сюжетными картинками, отображающими различные действия.

При этом нужно обращать внимание малыша не столько на предмет или объект, сколько на изображение  действий. Рассматривая с ребенком картинки,  необходимо учить его описывать все, что он видит. Хочется привести примеры простых предложений, которые сможет запомнить ребенок:

Катя кач-кач.            (Девочка качается на качелях.)

Вова бам-бам-бам.    (Мальчик играет на барабане.)

Аня и ко-ко.                

Ко-ко ам-ам.              (Девочка кормит курочку.)

Мама и ляля.

Ляля кач-кач.            (Мама везет малыша в коляске.)

Детей  обучаю понимать а затем и употреблять в активной речи различные глаголы. При этом можно использовать сюжетные картинки, где изображены:

  • один предмет и разные действия (Мишка идет, сидит, спит, ест);
  • разные предметы и одинаковые действия  (заяц кушает, кукла кушает, мишка кушает, Собака кушает;
  • разные предметы и разные действия (девочка катит лялю, зайка спит).

13. Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности – обучение умениям различать цвет, величину и форму изображенных предметов. (с 1г. и 9 мес.)

  • Сначала ребенка учу на основе словесной инструкции сравнивать признаки (дай такой же, такой, не такой) с активным использованием мимики, интонации, жестов. Например, два  красных мяча: большой и маленький, говоря о большом мяче, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести: О-о! Какой большой! Описывая маленький мяч, указательным и большим пальцами можно показать: «маленький», голос при этом должен быть тонким и тихим, выражение лица ласковым.
  •  Формирование умения выделять признаки предметов (дай красный, , покажи маленький)
  • Выделять много, мало, один предмет  (где много шариков?, где мало шариков)
  • Составление разрезных картинок из 2-х и более частей (по возможностям ребенка)
  • Называние признаков предметов. Вербальное сопровождение при этом должно быть предельно четким. Например:       

Эта девочка большая, а эта маленькая. Покажи большую девочку.                                    

Эта собачка большая, а эта маленькая. Покажи маленькую собачку.

Мальчики бегут. Покажи, где большой мальчик, а где маленький.

14. Формирование у ребенка понимания простейших причинно-следственных связей и отношений (Ребенок держит чашку в руках. — Ребенок разбил чашку; Девочка едет на самокате. — Девочка упала с самоката) ( с 2-2.5 лет)

 15. Освоение детьми собирательных существительных (одежда, посуда, еда и др.). Постепенно ребенка обучаю группировать предметные картинки, т. е. обобщать и классифицировать. Это удобно делать, ориентируясь на функциональное назначение предметов (Во что играют дети? Что люди надевают?)

16. В период работы по развитию понимания речи происходит развитие экспрессивной речи через:

  • Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
  • Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных, птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
  • Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
  • Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
  • Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа ( Пр: «Дай пить»)

При обучении ребенка я использую различные игры-упражнения:

  • игра «Кто это?» («Что это?»): ребенок узнаёт изображения предметов или игрушек на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик); используя звукоподражания, называет их (у-у, а-а, ту-ту);
  • игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из двух-трех картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание (Кто ушел? — Уа-уа! (кукла); Что улетело? — У-у-у! (самолет); Кто убежал? — Мяу-мяу! (кот));      
  • игра «Спрячь кошку, корову, лялю и др.»: взрослый просит ребенка закрыть ладошкой картинку с указанным изображением;
  • игра «Кто позвал?»: взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку;
  • игра «Кто еще пришел?»: взрослый добавляет одну картинку к двум-трем, после того как ребенок закроет глаза, и просит сказать, кто пришел

Рекомендации воспитателям:

  • Педагогическая работа с детьми должна проводится только наглядно, путем показа игрушек, картинок, чтобы установить связь в сознании между словом и предметом (нужно держать картинку на уровне губ взрослого- ребенок обращает внимание на артикуляция губ).
  • Больше говорите с детьми,  многократно озвучивая все действия, комментируя окружающее (фразу «Пойдем мыть руки», можно заменить на «Вымоем руки; Сейчас мы пойдем мыть руки; Перед едой нужно помыть руки»).
  • Слова произносите  четко, с выделением ударного слога.
  • Необходимо делать паузы, чтобы дети тоже пытались произносить услышанные звуки и слова.
  • Не нужно называть сразу много новых слов.
  • Необходимо моделировать ситуации, когда ребенок не может достать предмет, но в нем нуждается.

Таким образом,  по вышеперечисленному алгоритму я организую работу по формированию понимания речи и стимуляции речевой и психической активности у детей раннего возраста,   стараясь создать благоприятные условия, стимулирующие моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени  речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе

Источник