Развитие положительного отношение ребенка к воспитателю

Развитие положительного отношение ребенка к воспитателю thumbnail

Библиографическое описание:


Григорян, А. А. Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62486/ (дата обращения: 25.01.2021).



Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации.

Воспитатель является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие дошкольника. Складывающиеся отношения воспитателя с детьми дошкольного возраста одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребенка. В процессе педагогического общения воспитатель реализует следующие функции: создание благоприятного психологического климата в группе, установление доброжелательных взаимоотношений детей, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, формирование положительных отношений, педагогические условия.

The article is devoted to the study of factors influencing the condition for the formation of a positive attitude of older preschool children to the teacher in the preschool educational organization.

The educator is a person who has a fundamental impact on the development of the preschooler. The evolving relations of the educator with preschool children are both the result of the educational process and a factor in the emotional well-being of the child. In the process of pedagogical communication, the educator implements the following functions: creating a favorable psychological climate in the group, establishing benevolent relationships between children, implementing an individual approach to each child individually.

Key words: preschool education, the formation of positive relations, pedagogical conditions.

Эффективная педагогическая деятельность подразумевает направленность на всестороннее развитие личности с учетом природы и культуры как ребенка, так и педагога.

Исследователи дают различные определения термину «педагогические условия». Одно из них звучит следующим образом: «Педагогические условия — комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания» (В. И. Андреев).

А. Д. Кошелева, В. Р. Лисина подчеркивают, что проблема эмоционального благополучия ребенка в детском саду является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Действительно, ребенок с радостью идет в тот детский сад, где воспитатели демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, где ему помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нем потенциально равноправного партнера.

Отметим, что исследованием данного вопроса очень серьезно занимается Е. А. Панько, которая выделила ряд показателей отношения дошкольников к личности воспитателя: частота и содержание обращений к нему, форма обращений, характер ответных реакций на его воздействие, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.

Итак, с целью нарисовать образ успешного в своей деятельности педагога, как его видят сегодня дети, был составлен опросник для определения положительного или отрицательного отношения к воспитателю. В исследовании участвовали 23 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), которым задавались 10 вопросов, составленных на основе вышеперечисленных показателей отношения к педагогу дошкольников по Панько Е. А. Детям задавались следующие вопросы:

Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?

Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/не хочется туда идти?

Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?

Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?

Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?

Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?

Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?

Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?

Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?

Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?

Проанализировав ответы детей на вопрос № 1, участвующих в эксперименте, можно сделать вывод, что 70 % (17 человек) детей ходят в сад с удовольствием, и 30 % (7 человека) сказали, что нет. И если взять за основу ответы на вопрос № 2, можно сделать вывод о причине того, почему в сад ходить не нравится: «приходится рано вставать», кто-то скучает по маме, — что никак не связано с личность и отношением самого педагога. Судя по ответам на второй вопрос, можно отметить, что детей привлекает в детском саду, прежде всего, игра, как все еще ведущий вид деятельности, также музыкальные занятия, прогулки, а также уроки рисования. На вопрос о том, что больше всего нравится детям в садике, также были отмечены игры, интерес к учебе, а также разнообразные занятии.

На вопрос № 4 и № 5 10 детей ответило, что им нравится их воспитатель, однако каждый из них отметил разные качества, которые привлекают его в воспитателе больше всего. Так, 4 человека отметили такое качество как доброта, при этом 5 человек отметили внешний вид и красоту воспитателя. Из чего можно сделать вывод, что дети особо чувствительны к внешнему виду педагога, а затем они уже отмечают его личные качества. Трое из опрошенных отметили ум, как самое привлекательное качество в воспитателе. Особое значение в исследовании имели ответы на вопрос № 10, в котором воспитанникам необходимо было отметить то качество характера, которое нравится и в своем педагоге. Были получены следующие ответы: заботливая, добрая, много знает, веселая, любит детей, умная.

Опираясь на ответы детей, можно сделать вывод, как ранее отмечала и Панько Е. А., что старшие дошкольники оценивают педагога неразборчиво, особо отмечая какие-то детали во внешнем виде педагога, его качествах личности. Кроме того, опираясь на то, что дети этого возраста демонстрируют интеллектуальную готовность и тягу к школе, в своих ответах дети часто давали оценку знаниям воспитателя и его способности объяснять материал.

Полученные результаты в ходе опроса детей, дают возможность сделать следующие выводы:

  1. первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, переходя к оценке его деятельности, а затем к оценке его нравственных качеств;
  2. отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к детям самого воспитателя;
  3. чем старше дети становятся, тем больше они могут давать обоснованную оценку своего отношения к педагогу.

Важнейшим фактором повышения эффективности педагогического взаимодействия является организация совместной деятельности педагога с детьми. Организацией деятельности является стиль общения, присущий педагогу.

  1. Первое впечатление о воспитателе может быть основано на сформированных прежде представлениях о людях или представлениях о воспитателе авторитетных для ребенка лиц, которые дошкольники могут принимать на веру. Однако отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. И потому именно от самого педагога по большей части зависит отношение к нему воспитанников.
  2. Как правило, дети хорошо относятся к воспитателям. Оцениваются нравственно-эстетические и операционно-деловые качества. Нравятся добрые и привлекательные воспитатели, которые уделяют достаточно внимания ребенку.
  3. Отрицательное отношение к воспитателям встречается нечасто, его вызывают обычно педагоги с авторитарным стилем воспитания и негативным отношением к детям. Плохое отношение к педагогу является следствием того, что воспитатель закрыт, не расположен к детям, проявляет сухость при общении, резкость в тоне голоса, сдержанность чувств, не выражает доброту и внимание, навязывает свою точку зрения воспитанникам, неинициативен, необщителен, не обладает чувством юмора и креативностью.
  4. Положительное отношение старших дошкольников к воспитателю проявляется в приязни, доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Хорошее отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребенку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.

Таким образом, взаимоотношения воспитателя и дошкольника, будут эффективными только в том случае, если каждый из участников общения способен понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Литература:

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982; Буре Р. С., Островская Л. Ф. Особенности отношений воспитателя с детьми // Детский сад со всех сторон. — 2002. — № 12. — С. 1–5;
  3. Дрёмина И. Е., Савельева Л. Р. Воспитатель детского сада: каким его видят дети // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 1 (43). — С. 54–59.
  4. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003;
  5. Карандашов Ю. Н. Как дети понимают взрослых? — Минск: Изд-во БГУ, 1981;
  6. Карташева Т. Р. Своеобразие мотивов отношения детей дошкольного возраста к личности воспитателя // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1967;
  7. Кошелева А. Особенности взаимоотношений взрослого и ребенка // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8. — С. 91–96; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск: Высшая школа, 1986.
  8. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.;
  9. Лисина В. Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 45–50.
  10. Петрова О. В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 2–5 (23). — С. 35–37.
  11. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под редакцией В. К. Котырло. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, детский сад, педагог, благоприятный психологический климат, внешний вид педагога, отрицательное отношение, самый педагог, старший дошкольный возраст, твой воспитатель.

Источник

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Младенец еще не является самостоятельным существом. В раннем детстве преоб­ладает совместная со взрослым деятельность, которая у дошколь­ника становится совместно-раздельной. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольника самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Именно ее он лучше всех слушается. И свои капризы, которые являются своеобразным средством установления контактов со взрослыми, дети чаще всего адресуют матерям или бабушкам. Дру­гим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним вы­полняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет. В качестве предпочитаемых взрослых 52 % воспитанников детских садов на-

зывают маму, 13% детей — воспитателя и лишь 10% — папу (Е.А. Панько). Отношение к воспитателю дошкольники мотиви­руют по-разному. Чаще дети старше четырех лет дают общую, не­дифференцированную оценку («Она хорошая!»). Немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее прическа красивая»). В пяти — семилетнем воз­расте оценка нередко проводится по признаку личного отноше­ния воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она мне игрушку подарила»). У детей этого возраста появляются оценки педагога, основанные на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»). В этот же возра­стной период ребенок начинает выделять и оценивать нравствен­ные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). Харак­терно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встре­чаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рас­сматривается дошкольниками положительно.

В пять —семь лет, хотя и редко, у ребят встречаются оценки воспитателя с точки зрения его внимания ко всем детям («Она нас кормит»). Малыши на протяжении всего дошкольного детства оцени­вают педагога с точки зрения организованной им деятельности («Она с нами играет»). И только старшие дошкольники оценивают вос­питателя за доверие к ним, поддержание их самостоятельности («Раз­решает книжки подклеить», «Дает дежурить в книжном уголке»). С возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Так, «популярные» в группе сверстников дети показы­вают более высокую осознанность своего отношения к воспитате­лю, а содержание мотивов этого отношения у них более разнооб­разно. Указанная особенность связана с тем, что «популярные» и «непопулярные» дети имеют разный опыт общения, воспитатель проявляет к ним неодинаковое отношение и внимание. Окружаю­щие взрослые также во многом определяют отношение ребенка к воспитателю, когда оценивают педагогов. Дети перенимают их оценки. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.

К семи годам возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (например, ребенок заявляет: «Если бы я была воспитательницей, я бы давала детям больше рисовать и лепить», хотя в целом такое отношение не типично

для дошкольника).

На отношение детей к личности педагога и его воспитатель­ным воздействиям влияет эмоциональное отношение воспитате-

ля к воспитанникам (С. Е. Кулачковская). Это может быть поощря­ющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку, преобладание в общении с ним положительных оце­нок и ободряющих требований. При таком отношении педагога детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрос­лый. У ребят возникают переживания, созвучные переживаниям воспитателя, инициативные действия. Дошкольники становятся особенно чувствительны к положительной оценке и сами побуж­дают взрослого проявлять к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-выразительно передает свое отноше­ние к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чув­ство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.

Формально-требовательное, холодное отношение педагога к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формаль­ный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают отрицательные оценки и порицательные мотивации, эмоциональ­ная окраска которых отсутствует. Поэтому эффективность воспи­тания очень низкая. Эмоциональная реакция дошкольником не переносится на оцениваемый поступок или действие. Воспитатель подавляет инициативность детей и их желание действовать. Дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом.

Непоследовательный тип отношения к воспитанникам характе­ризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выпол­нением своих распоряжений. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники из­бегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Таким образом, переживание оценки взрослого у ребенка фор­мируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отно­шение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональ­ных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экс­прессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие.

В то же время ребенок принимает воспитателя за нравственный образец независимо от эмоциональной привлекательности педа­гога. Возникает своеобразный «эффект роли», когда дети подра-

жают ему даже в самом незначимом с точки зрения самого педа­гога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно и не является простым копированием воспитателя. Они выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его вла­сти. Так, изображая воспитателя, они садятся на стул, повторяют его жесты. В роли конкретного воспитателя даже неагрессивные, спокойные дети позволяют себе резкий окрик, суровые интона­ции, порицания сверстников. Ролевой стереотип воспитателя в глазах воспитанников характеризуется также ореолом «непогре­шимости». Они приписывают педагогу особую проницательность. То, как воспитатель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, воспринимается дошкольниками некритически.

Воспитатель выступает и как носитель качества «сверхконтро­ля», хотя оно может существенно расходиться с тем, как этот педагог на самом деле контролирует детей. Дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, постоян­ную вероятность подвергнуться воздействиям взрослого, его спо­собности «все увидеть и все оценить». Однако идеализируется ма­лышами не столько конкретное лицо, сколько социальная функ­ция педагога.

Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:

— отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;

— для детей характерна в основном положительная оценка лично­сти педагога;

— от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке де­ятельности воспитателя, а затем нравственных качеств;

— с возрастом растет осознание детьми своего отношения к вос­питателю;

— ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхкон­троля».



Источник

Слайд 1

Отношение дете й дошкольного возраста к педагогу в группе детского сада Подготовила : Воспитатель детского сада №3 «Светлячок» Григорян А. А.

Слайд 3

Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель . В процессе общения ребенок делится с воспитателем своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывает свою самостоятельность, ищет подтверждение правильности своей моральной позиции.

Слайд 4

Для дошкольника воспитатель является старшим, мудрым товарищем, готовым всегда оказать помощь. Если ребёнок чувствует со стороны воспитателя внимание и уважение к себе, то у него формируется чувство переживания оценки взрослого. Воспитатель должен обладать не только тактом и выдержкой и не допускать выкриков, грубых интонаций в своем поведении, но и уметь поддерживать у себя настроение позитивное и оптимистическое.

Слайд 5

Отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним воспитателя, т. е. характерна взаимосвязь влияния личностных особенностей воспитателя на формирование представлений дошкольников о деятельности воспитателя. Показателями отношения дошкольников к личности воспитателя послужили: форма общения, характер ответных реакций на его воздействие, содержание и частота обращений, эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии определенного воспитателя.

Слайд 7

Отношение к воспитателю строго детерминировано. Конечно же, значительную роль в этом представляют возрастные особенности, изменение познания дошкольника, развитие его представлений о людях, формирование к концу дошкольного детства новой социальной позиции. Но важными являются и особенности личности каждого ребенка.

Слайд 8

Позитивное отношение детей чаще проявляется к воспитателю с демократическим стилем руководства, что позволяет создать благоприятную основу для эффективного положительного воздействия на воспитанников, формирования у них важных личностных качеств, овладения ими правилами поведения. Отсутствие такого отношения ведет к затруднению воспитательно -образовательной работы с детьми.

Слайд 10

Д ети старшего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В подготовительной к школе группе у детей оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Слайд 11

В целом же можно заключить, что для основной массы детей воспитатель являлся бы желательным партнёром по игре. Обнаружилось, что большинство детей не только не относятся к воспитателю как реальному партнёру по игре, но и не усматривают в нём партнёра по свободному, неформальному общению.

Слайд 12

Переживание оценки взрослого у ребенка формируется только в том случае, если он чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны педагога. Эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие.

Слайд 13

В то же время ребенок принимает воспитателя за нравственный образец, независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Возникает своеобразный «эффект роли», когда дети подражают ему даже в самом незначимом с точки зрения самого педагога. Такое подражание у дошкольников личностно осмысленно и не является простым копированием воспитателя. Они выделяют у взрослого поведенческие штампы, свидетельствующие о его власти. Ролевой стереотип воспитателя в глазах воспитанников характеризуется также ореолом «непогрешимости». Они приписывают педагогу особую проницательность. То, как воспитатель оценивает поступки детей, недостатки их поведения, воспринимается дошкольниками некритически.

Слайд 14

Воспитатель выступает и как носитель качества « сверхконтроля », хотя оно может существенно расходиться с тем, как этот педагог на самом деле контролирует детей. Дети чувствуют себя постоянно «на виду» у педагога, переживая открытость, постоянную вероятность подвергнуться воздействиям взрослого, его способности «все увидеть и все оценить». Однако идеализируется малышами не столько конкретное лицо, сколько социальная функция педагога.

Слайд 15

Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя: отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога ; для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога ; от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств ; с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю ; — ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля ».

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник