Развитие подражания у ребенка

Консультация

«Развитие подражания у детей с особенностями развития»

Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить проблемного ребенка подражать — одна из важнейших задач начального этапа обучения, так как без специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.

Подражание — это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому в методике действия по подражанию называют также действиями по показу. Ребенку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами. Однако даже для трехлетнего нормально развивающегося ребенка подражание движениям представляет еще значительные трудности. Малыш не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т. д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.

Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

«Птички». Цель: Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза

«Прятки». Цель: та же. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Педагог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так,— говорит он и присаживается за спинкой стула.— Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Воспитатель, выглядывая из-за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.

«Прокати мяч». Цель: Учить детей подражать действиям взрослого с предметом.

Оборудование. Мячи, воротца. Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком воспитатель ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажает детей парами и они катают мяч друг к другу.

«Покатай мишку». Цель: Цель: Учить детей подражать действиям взрослого с предметом, знакомить детей с функциональным назначением игрушки машины и способом действия с ней.  

Оборудование. Игрушечные машины с кузовом, небольшие по размеру мишки.

Ход игры. На столе у педагога мишки. Машины стоят на полу. Педагог говорит, что мишки хотят покататься на машинах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других мишек так, как это делает он. Дети подражают действиям педагога. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при необходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.

«Спрячь матрешку». Цель: Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей. Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» — поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2—3 раза.

«Зеркало». Цель: та же. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ход игры. Педагог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.). Дети повторяют. Тех, кто затрудняется выполнить движения, педагог приглашает в круг и помогает им. Когда движения повторяются удачно, воспитатель хвалит детей: «Молодцы, вы мое зеркало».

Читайте также:  Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с овз

«Сделай целое». Учить подражать действиям педагога, знакомить со свойствами пластилина, развивать мелкие движения рук.

Оборудование. Комки пластилина, небольшие квадратные листы газетной бумаги по количеству детей, подносики по два на каждого ребенка.

Ход занятия. Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков. (Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого. По просьбе воспитателя они пытаются соединить кусочки бумаги. Педагог говорит: «Если порвешь бумагу, сделать целое нельзя. А глина лепится».

Литература: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. (стр.29-33).

Источник

Речевое подражание — это повторение произнесённых человеком звуков, слов, предложений.

Формирование потребности у ребёнка подражать речи другого человека является важным моментом в работе с неговорящими детьми. Следует отметить, что развитие речевого подражания — это обязательный этап развития речи, как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с речевыми нарушениями.

Если малыш начал повторять за взрослым, то это уже результат. В этом случае можно сказать, что малыш был неговорящим, а стал плохоговорящим. А это значит, что у него формируется механизм, используя который, можно развивать речь.

Вызвать звукоподражания можно следующими способами:

1. Моделирование игровых ситуаций или действий с предметами.

Играя с малышом, взрослый сопровождает различные действия восклицаниями: рассыпалась башенка из кубиков – «бу-бух», столкнулись машинки – «бам», уронили игрушку – «ох» и т. д.

2. Обыгрывание бытовых ситуаций.

Плачет малыш – «а-а-а»; гудит пароход – «ы-ы-ы», машина тормозит – «ии-и», тишина – «тс-с-с» и т. д.

3. Ритмические игры-занятия.

Ребёнок прыгает, а взрослый проговаривает: «прыг-скок, прыг-скок», малыш катается на качелях: «кач-кач, кач-кач», стучит молоточком: «туктук» и т. д.

4. Чтение простых детских стихов.

При чтении знакомых малышу стишков в конце каждой строки нужно делать паузу, подталкивая ребёнка к повторению слов или слогов.

Даже если с первого раза у вас не получилось, всё равно нужно продолжать такую работу.

5. Использование знакомых сказок.

Сказки читать не обязательно, можно их рассказывать своими словами выразительно, проговаривая эмоционально реплики сказочных героев, показывая их действия.

Например, при обыгрывании сказки «Теремок» взрослый спрашивает: «Кто в теремке живёт?» и отвечает испуганным тоненьким голоском: «Я, мышка-норушка. Пи-пи.» и т. д.

Все слова нужно проговаривать не спеша, протягивая гласные звуки, несколько раз.

6. Подражание различным звукам.

Все звукоподражания, которые используются на занятиях с ребёнком, можно разделить на следующие группы:

• голоса животных и птиц: «ав-ав», «мяу», «му-у», «ко-ко», «га-га», «и-го-го» и др.

• звуки музыкальных и бытовых предметов: молоток – «тук-тук», дудочка – «ду-ду», колокольчик – «динь-динь», барабан – «та-та-та», часы – «тик-так» и т. д.

• звук транспорта: машина – «би-би», поезд – «ту-ту», самолёт – «у-у-у» и т. д.

• природные шумы: дождь – «кап-кап», ветер – «в-в-в», листья шуршат – «шу-шу-шу» и т. д.

Для лучшего запоминания можно обыгрывать диалоги с игрушечными животными. Например, прибежала свинка и сказала: «хрю-хрю», а овечка ей ответила: «бе-е-е».

Также для закрепления хорошо использовать потешки и стихи.

«Гуси, гуси!

Га, га, га!

Есть хотите?

Да, да, да!»

Когда малыш начинает произносить звукоподражания, состоящие из одного элемента, постепенно начинайте отрабатывать звукоподражания из двух элементов, а затем – из трёх.

На этапе формирования звукоподражаний неоценима роль родителей и других членов семьи.

Ещё раз хотелось бы напомнить, что очень важным является многократное повторение всех игровых ситуаций и чёткое речевое сопровождение.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Читайте также:  Таблица развития ребенка на 2014

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Марина Сычева
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Задачи развития коммуникативных навыковявляются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения.

Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность, обыгрывает сюжет (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять его по собственной инициативе. Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения.

В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями, воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы. В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова, становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.

Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Кроме того, создание речевойсреды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы. Они эффективны потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его, а делают его более насыщенным речевой работой – физической, мускульной, интеллектуальной и эмоциональной.

Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.

Но метод имитации осуществляется различными приемами.Такими как:

1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов, действий, изображений и др. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.

2). Наблюдение за реальными предметами. Например, в пальчиковых играх, таких как «Ладушки», дети наблюдают за руками взрослого, одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

3). Игры. Во время игр с предметами, дети производят различные манипуляции с ними, наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними. При этом воспитатель задает вопросы. К ним относятся игры с кубиками («Стулья», «Дорожка», «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч!», «Лови мяч!», «Перебрось мяч!», «Попади в корзину!», «Мяч с горки!» и др.). В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр. Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, копирует и действия и речь. В ходе копирования повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают,например: шаловливого котенка, удивленную маму, кипящий чайник. Кроме того, сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала. Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры.

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их между игрушками. Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

Подвижные игры, игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками, песенками, заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.

У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений, наблюдается непонимание речи взрослых. Взрослым нужно прилагать больше усилий, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, развитие подражательной речевой деятельности, расширение объема понимания речи. Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще, развития моторики и координации. Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка в омске

Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого.Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ!», «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.

Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у], [ы],[ж] и др. в таких играх как «Самолеты», «Пароходы», «Машины», повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ, ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые).

ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений, движения в ритме музыки.Используются такие игры как: «Потанцуй со мной!», «Повторяй за мной!» и др.

Источник

Анна Симонова
Подражание и независимое поведение дошкольников

С первых минут жизни ребёнок попадает в мир, созданный для него взрослыми людьми, — мир искусственных вещей и предметов. Интересы дошкольника заключаются в том, что важно понять не только то, как работают весы или газовая плита, но и то, как общаются между собой люди, как используют все эти увлекательные предметы, понять бытовые, семейные, нравственные, — словом, социальные взаимоотношения людей. Один из самых важных механизмов присвоения ребёнком человеческого опыта – подражание. Он возникает с первых месяцев жизни и в той или иной форме «работает» всегда. Действия с предметами, речь, мимика и интонации голоса, взаимоотношения людей – это и многое другое малыш усваивает путём подражания. Конечно, главной моделью, бесконечным источником разнообразного материала для подражания является для ребёнка взрослый. Но не только. Уже на 2-м, 3-ем году жизни дети охотно подражают друг другу. Подражание – особый вид обучения. Когда мы целенаправленно учим – мы контролируем ситуацию, учим тому, что, с нашей точки зрения, нужно ребёнку. И порой, закончив очередной «семейный урок», забываем, что глаз ребёнка продолжает с любопытством следить за нами,малыш продолжает учиться: с удивлением мы обнаруживаем в его поведении, игре, разговорах то, чему, может быть, и не хотели бы научить. Подражание – процесс стихийный, свободный, неконтролируемый. Конечно, родители постараются не давать своему ребёнку дурных примеров, но где гарантия, что он не встретит их за пределами семьи? Надо, чтобы он сам умел и хотел отличить нужные образцы от ненужных. У ребёнка должно сформироваться особое качество личности – независимость в поведении. Это – умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает малышу его собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально ценные, одобряемые и усвоенные ребёнком программы в норме поведения. А ведь взрослый для дошкольника – эталон, носитель общественных норм и образцов поведения. Большинство 3-леток не могут проявить независимость; они копируют все ошибочные действия партнёра – сверстника или взрослого. В дошкольном возрасте способность детей к независимому поведению быстро растёт. Вначале оно появляется по отношению к действиям сверстников, затем – по отношению к ошибкам взрослых. В основе независимости – целый комплекс психологических изменений. Это и усвоение ребёнком программ и норм поведения, и развитие умения сравнивать действия партнёра с программой, но главное – развитие личности. Главное – смена социальной позиции малыша-дошкольника в его отношениях с нами, взрослыми; смена, которую мы часто просто не замечаем. Но все эти сложные процессы не происходят сами собой. Очень многое тут зависит от нас,взрослых: родителей, воспитателей. Ведь стиль общения – это то, что исходит прежде всего от нас.Важно: уметь общаться с дошкольником на равных. Важно, очень важно, чтобы дошкольник перестал чувствовать себя в общении с родителями только учеником, чтобы он мог не когда-нибудь, в необозримо далёком будущем, а уже теперь, сейчас в чем-то сравняться со взрослыми. Это не только поможет ему правильнее, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы поведения, но и даст уверенность в своих силах.

Источник