Развитие памяти у ребенка с онр

Развитие памяти у ребенка с онр thumbnail

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1625/ (дата обращения: 13.08.2020).



Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец). Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций.

Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе. При оценке готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является уровень развития памяти.

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов.

Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи.

‒ Двигательная память (моторная) — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

‒ Эмоциональная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

‒ Словесно-логическая — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

  1. Образная памятьобразная память может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.

Зрительная память

Игры для развития зрительной памяти:

1). Игра «Озорной котенок»

Оборудование: картинка с предметами, стоящими на столе. Около ножки стола сидит котенок.

Ход игры. Ведущий показывает картинку и рассказывает историю, как один озорной котенок играл на кухне и зацепился за скатерть, предметы стали подать вниз. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые могут упасть. Картинка убирается. Ребенок должен назвать, в какой последовательности упадут предметы, если котенок зацепился за скатерть с левого (правого) края.

2). Игра «Радуга»

Оборудование: цветные карандаши (фломастеры) или полоски цветной бумаги. Цветов может быть много.

Ход игры. Ребенку рассказывается история о том, что прошел дождь, и на небе появилась радуга, но это была необычная радуга.На столе выкладывается 5–6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета в волшебной радуге. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.

3). Игра «Художник»

Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…

Слуховая память

1). Игра «Я возьму с собой …»

Ход игры. Дети садятся в кружок. Оговаривается тема, куда дети пойдут сегодня (в зоопарк, в поход, на рыбалку, в Африку и т. д.) или откуда будут возвращаться. Затем первый игрок называет первое слово, чтобы он взял с собой, собираясь пойти, или, чтобы она взял с собой, собираясь оттуда уходить. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

2). Игра «Скороговорки»

Ход игры. Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.

3). Игра «Где чей дом?»

Ход игры. Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить.

Воробей живет под крышей,

В темной норке — домик мыши,

У лягушки дом — в пруду,

Домик пеночки — в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

(Т.Волгина)

После прослушивания ребенку задаются вопросы: кто живет в темной норке? Где находится домик лягушки? и т. д.

Осязательная память

1). Игра «Чудесный мешочек»

Оборудование: небольшой мешочек, геометрические фигуры, карточки с приклеенными геометрическими фигурами из бархатной бумаги, повязка на глаза.

Ход игры. Ребенку завязывают глаза и предлагают пощупать карточку с приклеенной фигурой из бархатной бумаги. Карточка убирается, повязка снимается, ребенка предлагают найти такую же геометрическую фигуру в мешочке, не заглядывая в него.

2). Узнай предмет.

Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделанные из разных материалов, разные по весу и форме.

Ход игры. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.

Обонятельная память

1). Игра «Что растет в лесу?»

Оборудование: баночки с небольшим количеством отличающейся по запаху ароматической соли (ель, ромашка, смола, лимон и т. д.)

Ход игры. Ребенку предлагается прогуляться в сказочный лес, который нельзя увидеть, его можно только понюхать. Ребенок должен понюхать соль и догадаться, какое растение так пахнет.

Вкусовая память

1). Игра «Я бы съел…».

Ход игры. Дети садятся в круг. Каждый придумывает себе продукт, который хотел бы съесть. По одному дети описывают, какой этот продукт на вкус, остальные ребята стараются догадаться.

2). Игра «У меня на язычке…»

Оборудование: фрукты и овощи, нарезанные маленькими кусочками, повязка для глаз.

Ход игры. Ребенку завязывают глаза, после этого на язык ему кладется маленький кусочек фрукта или овоща. Ребенок должен догадаться, что же он только что съел.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделями беременности

  1. Двигательная память

1). Игра «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

2). Игра «Кукловоды»

Ход игры:Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4–5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5–6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

3). Игра «А ну попробуй, повтори»

Ведущий показывает одно движение, ребенок должен повторить все движения, показанные ему ранее, если таковые были, и то движение, которое ему только что показал ведущий.

4). Игра «Удивительный мир вокруг»

Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка поправляет очки и т. д.

  1. Эмоциональная память

1). Игра «Расскажи»

Хо игры. Ребенку предлагают вспомнить, где он был в выходные, что делал, что чувствовал, какие испытывал при этом эмоции. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами составить наиболее полную эмоциональную картину

2). Игра «Посмотри и опиши»

Оборудование: детский мультфильм, оборудование для просмотра мультфильма.

Ход игры. Дети смотрят мультик, а потом стараются вспомнить, какие эмоции испытывали сказочные герои.

  1. Символическая (словесно-логическая память)

1). Игра «Представь себе».

Ход игры. Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку: Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в супе. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. Молния в темноте. Пятно на любимой рубашке. Капли дождя, сверкающие на солнце. Крик ужаса в ночи. Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы (или нарисовать).

2). Игра «Назови предмет»

Ход игры. Ребенку предлагается отгадать предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. И т. д.

Литература:

  1. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М., Просвещ., 1995.
  2. Венгер Л. А.,Венгер А. Л. Готовливаш ребенокк школе? — М.: Знание, 1994
  3. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Инна Светлова: Большая книга заданий и упражнений по развитию памяти — М., ЭКСМО, 2007
  5. Гаврина С. Е. Развиваем память. Рабочая тетрадь / 6–7 лет «Школа для дошколят» — М., Росмэн, 20015
  6. Гаврина С. Е. 6–7 лет. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. ФГОС, 2016
  7. Козырева Л. М. Учись сравнивать и запоминать — Ярославль «АКАДЕМ. РАЗВИТИЯ» 2005

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, глаз, оборудование, образная память, предмет, бархатная бумага, двигательная память, зрительная память.

Источник

Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Хорошая память необходима в дальнейшем для успешного обучения в школе. При оценке готовности ребенка к школе, одним из важнейших критериев является уровень развития памяти.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи. Коррекционно-развивающее обучение ребенка с речевыми недостатками, включает в себя не только развитие речи, но и развитие всех психических процессов. Специально подобранные игры и упражнения помогают развивать у детей все виды памяти. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Виды памяти: образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи; двигательная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения; эмоциональная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства; зрительная память —  связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память  —  это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков; словесно-логическая память  —  это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребе­нок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмич­ность и смежные рифмы совершенных по форме стихот­ворений способствуют их легкому запоминанию. Чем бо­лее осмысленный материал запоминает ребенок, тем за­поминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошколь­ников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Произвольная память начинает формироваться у де­тей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправлен­ное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении по­ручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольника, именно в про­цессе игры, а не многочасового занятия ребенок может с легкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.

В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти. 
К шести-семи годам у ребенка возникают произ­вольные формы психической активности:  он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произ­вольной памяти появляются с того момента, когда ре­бенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. В этот период развитие памяти является доминирую­щим, взрослый может обучать ребенка приемам класси­фикации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.

Читайте также:  Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Игры и упражнения на развитие

памяти у пятилетних детей

 1.     Рассмотри картинки. Постарайся запомнить все предметы. Закрой страницу и вспомни, что было нарисовано.

Развитие памяти у ребенка с онр 

 2.     Запомни все фигуры. Закрой их ладошкой, постарайся вспомнить и нарисовать.

 Развитие памяти у ребенка с онр

 3.     Прослушай слова, запомни их и повтори. 

Кот, книга, самолёт, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ.  

4.     Прослушай и запомни ряды слов. Выложи картинки в строгом соответствии с прозвучавшими словами (снегирь, рюкзак, фонарь, дерево).

Развитие памяти у ребенка с онрРазвитие памяти у ребенка с онрРазвитие памяти у ребенка с онрРазвитие памяти у ребенка с онр

5.     Рисование по словесной инструкции.  Нарисуй вазу для фруктов,  справа от которой находится яблоко, а слева – груша.

Развитие памяти у ребенка с онр

Источник

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.

Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим определяющим характер данного познавательного действия.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Непосредственно в процессе речевого общения особую роль выполняет краткосрочная оперативная память, тесно связанная с вниманием. Показатели сохранности памяти являются значимым критерием наличия или отсутствия органической мозговой недостаточности.

Сложные по своей структуре процессы памяти опираются у человека на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов.

Соответственно разрушение либо патологическое состояние любого из этих аппаратов неизбежно скажется на протекании процессов памяти (запоминания, сохранения, воспроизведение, забывания). Есть основания предполагать, что нарушения этих процессов будут иметь неодинаковый характер в зависимости от того, какое именно звено окажется пострадавшим.

Специалисты, занимающиеся проблемами детей с общим недоразвитие речи, отмечают следующие особенности их психической деятельности.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения внимания. У таких детей снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой и логической памяти. Также страдает продуктивность запоминания. Они не могут долгое время помнить сложные инструкции, а также элементы и последовательность задания.

У них страдает продуктивное запоминание потому, что это дети с пониженной врабатываемостью.

У наиболее слабых детей активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Существует тесная связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития, специфические особенности мышления. Обладая в целом предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является то, что первоначально она функционирует «внутри» ощущений и восприятий, является непроизвольной.

Изучение особенностей памяти у детей с общим недоразвитием речи свидетельствует о своеобразии развития, как образной, так и вербальной памяти. Объем памяти у них несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Отмечаются трудности запоминания и удержания в памяти, актуализация образов, представлений.

Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного. Запоминание является распространяющимся, а не охватывающим, до конца дошкольного возраста. Для долговременного запоминания требуется большее количество повторов словесного ряда. На продуктивность запоминания значительнее влияние оказывает быстро наступающая утомляемость.

При опосредованном запоминании дети чаще всего используют тактику беспорядочного выбора (до 60%), не понимают возможностей словесного опосредования процесса запоминания, использование обобщений и группировок.

При воспроизведении информации часто отмечается упрощение структуры воспринятого объекта, его фрагментарность, схематичность, смешение и употребление сходных образов.

При изучении памяти разной модальности у детей с общим недоразвитием речи, удалось установить:

​ Наилучшим образом развита двигательная память, а хуже всего – слуховая.

​ Наблюдаются отчетливые затруднения, связанные с необходимость преобразования запоминаемого ряда, что свидетельствует о специфическом нарушении оперативной памяти в отличии от непосредственной (Л.С. Мучник, В.М. Смирнов, 1969).

​ Снижен процесс опосредованного смыслового запоминания.

​ Для детей с нарушениями речи является затруднительным долгосрочное удержание слуховой информации и воспроизведение ее.

Все психические процессы протекают, формируются, и регулируется в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека. Основными видами деятельности ребенка старшего дошкольного возраста является игровая (ведущая) и продуктивная.

Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация) способствуют развитию образного мышления ребенка.

Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять. Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности детей, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации. Использование дидактических игр способствует лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи. Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с общим недоразвитием речи играют дидактические игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы нами подобранны дидактические игры на развитие:

Читайте также:  Условие развития мышления ребенка является

— Двигательной памяти

— Вербальной памяти

— Зрительной памяти

Игры на развитие вербальной памяти:

Игра «Запомни слово».

Ребенку предлагается послушать несколько слов (например, кот, книга, самолет, цветок, лиса, дерево, зонт, ключ) и запомнить их, а затем повторить.

Также запоминание отдельных слов можно включить в ход занятия, например по труду: починка детских игрушек. При подготовке к этому несложному виду работы, а также в процессе ее осуществляется потребность в простейших инструментах и различных материалах, которых нет в группе, но которые хранятся у воспитателя. Одному из детей предлагается получить у воспитателя необходимые для работы вещи (10 предметов).

Запоминание слов осуществляется в сюжетной игре («Путешествие»). По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которых в этот момент у них нет. Эти предметы отчетливо называются одному из играющих детей (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя за ними к воспитательнице, находящейся в другом помещение. (Каждый раз называется 10 предметов.)

Детям прочитывается рассказ (К.Д.Ушинского «В зоопарке») и предлагается послушать его. По окончании слушания предлагается воспроизвести названия птиц и животных, о которых говорится в рассказе.

Затем задание усложняется, предлагается запомнить пары слов.

Например: дождь – зонт, самолет – облако, чашка – блюдце, карандаш – тетрадь, кошка – молоко, дом – окно, лес – грибы, птица – гнездо.

После чего читаются первые слова, а ребенок должен повторить второе слово из этой пары.

Следующий этап этого задания – это запоминание фраз. Читается несколько фраз. Ребенка предупреждают, что их нужно запомнить, а потом просят воспроизвести каждую из них. Количество фраз 2 – 3, в каждой по 4 – 5 слов.

Игра «Вспомни сказку».

Ребенку читаются слова, встречающиеся в одной сказке и просят по этим словам вспомнить название сказки.

Старик, старуха, колобок, волк, заяц, медведь, лиса.

Посадил, выросла, стал тянуть, тянет-потянет.

Дед, баба, курочка, яичко, бил-бил не разбил.

Упражнение . «Я положил в мешок».

Играют с группой детей. Ведущий начинает и говорит: «Я положил в мешок яблоки.» Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь. И так далее. Играют до тех пор, пока дети могут воспроизводить словесный ряд.

После этого можно для игры придумывать небольшие тексты. Ведущий придумывает первое предложение. Следующий игрок повторяет это предложение и добавляет свое, и так далее.

Игры на развитие зрительной памяти:

Игра «Опиши по памяти».

Детям короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.

Игра «Найди картинку».

Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали.

Игра «Запомни картинку».

Ребенку в течение 2 – 3 секунд показывается детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры.

Такое же задание можно проводить с изображениями букв и цифр, геометрических фигур.

Игра «Что изменилось?».

Перед ребенком ставится несколько игрушек и дают посмотреть на них несколько секунд. Затем просят его отвернуться и меняют местами несколько игрушек. Повернувшись ребенок говорит, что изменилось.

Игра «Я фотоаппарат».

Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все, что происходит за окном. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Игры на развитие двигательной памяти:

Игра « Добавь движение».

Цель: Развивать двигательную память.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей 5-7 человек. Один ребенок показывает любое двигательное действие. Второй ребенок повторяет показанное движение и добавляет какое – либо свое. Третий ребенок повторяет два предыдущих движения и показывает третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три движения, а потом показать свое движение и т.д.

Если игрок допускает ошибку, то игра начинается заново с другими движениями. Или игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Скопируй позы».

Цель: развивать двигательную память, ловкость.

Ход игры:

Два участника игры стоят лицом друг к другу, один из них в течении 3-4 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу, затем они меняются ролями. Далее в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое, четверо на четверо и т.д.

Выигрывают те игроки, которые выполнили задание успешнее. Остальные участники могут выполнять функцию жюри.

Игра «Запомни движения».

Цель: развивать зрительную и моторную память, координацию движений.

Ход игры:

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их самостоятельность, но в обратном порядке. Например:

— Присесть, встать, поднять, опустить руки.

— Отставить правую ногу в право, приставить, отставить левую ногу в лево, приставить.

— Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову в лево.

Упражнение «Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок, зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

Упражнение «Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.

Источник