Развитие памяти у ребенка с дисграфией
Развитие зрительной памяти у младших школьников
с дисграфией.
В последние годы в школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения.
Нарушения процесса развития письменной речи у детей — дисграфия — это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса. Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных устойчивых ошибок.
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Характерными для детей с нарушениями письма являются нарушения ориентации «право-лево», низкие изобразительные возможности, слабость кратковременной слухоречевой памяти, неспособность к «рядоговорению» (перечислению времён года, дней недели).
Важным в логопедической работе является развитие зрительной памяти, т.к. память — основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину.
Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память бывает непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная память — информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.
Произвольная память — информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.
Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно.
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.
Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
В своей работе я использую упражнения и игры для решения следующих задач: развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом.
Предложенные упражнения и игры можно применять не только на логопедических занятиях, но и на занятиях в группах продленного дня.
Упражнение «По порядку становись!»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Упражнение «Конструирование фигур»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Дидактическая игра «Запомни рисунки»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.
— На верхней картинке представлены разные фигуры. Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке.
Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.
Дидактическая игра «Шалунишка»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Логопед пишет на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. «Шалунишка»-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.
Упражнение на срисовывание фигур
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.
Инструкция:
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Логопед дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.
Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.
Упражнение «Что где было?»
Цель: развитие восприятия положения в пространстве, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В нарисованном на магнитной доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки. Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные фигуры с доски.
После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед предлагает ребенку разложить магнитные фигуры в первоначальной последовательности.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.
— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?
Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
Дидактическая игра «Найди сходство и различие»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Инструкция:
Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.
Упражнение «Словарные слова на карточках»
Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики), облегчение процесса запоминания словарных слов.
Инструкция:
Первый тип карточек: на карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, выделяются цветом.
Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.
Второй тип карточек отличается тем, что наиболее «уязвимые и ошибочные» буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.
Например: в слове ВОСХОД буква «О» изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква «Г» нарисована как висящая зимой сосулька с падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы «О» нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква «О» нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква «А» нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).
Инструкция:
— Я сейчас покажу тебе несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые тебе слова. В каждом слове одна или несколько букв выделены цветом. Когда я буду называть слово и показывать карточку, ты это слово повтори про себя и глазами хорошенько запомни. Обрати особое внимание на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь про себя это слово, я попрошу тебя в своей тетради написать его. А потом мы сверим свои записи.
Игра «Дорога домой»
Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.
Инструкция:
Логопед задает ребенку направление по лабиринту. Ребенку предлагается рассмотреть картинку-схему, после чего картинку-схему закрывают, и ребенок на карте карандашом отмечает дорожку к нужному дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.
Упражнение «Корректурная проба»
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Инструкция:
В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).
Игра «Поле чудес»
Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа
Инструкция:
На доске вывешивается плакат со словами, например:
КЛЮЧ, ВЕДРО, ПТИЦА, ИГРУШКА,
ЧАШКА, ДЕРЕВО, ПУГОВИЦА, АРБУЗ.
Доска закрывается. Ребенку предлагают выбрать карточку с вопросами:
— Сколько букв в предпоследнем слове?
— Какие два слова начинались с гласной буквы?
— Назови третье с начала слово.
— Напиши два слова, оканчивающиеся на согласные.
— Встречалась ли в названных словах буква «Ц»?
— Было ли среди слов название ягоды?
В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.
Игра «Брейн-ринг»
Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает один раз текст, например:
Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай и сойдете на третьей остановке с конца, которая называется «Сосновая улица», перед вами будет магазин «Игрушки». На третьей полке слева от входа сидит полосатый зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.
После прочтения текста ребенок выбирает конверт с одним из следующих вопросов:
— Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?
— Какой трамвай идет до Сосновой улицы?
— Как называется конечная остановка трамвая?
— На какой полке сидит нужная нам игрушка?
— Какому родственнику предназначается подарок?
— Какое слово было первым в нашем рассказе?
В процессе коррекционной работы количество вопросов постепенно увеличивается.
Упражнение «Бордюр»
Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.
Инструкция:
По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-«бордюры» по памяти, а при затруднении — с опорой на образец (приложение 7).
Упражнение «Списывание без пробелов»
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:
— Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.
— Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.
— Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.
Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.
Упражнение «Списывание без ошибок»
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Инструкция:
Ребенку предлагается прочитать на доске и записать в тетрадь по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:
— Медведь боится волка.
— Папа младше сына.
— Кошка спряталась от мышки в норку.
Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения — около 10 секунд.
Игра «Шифровка»
Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов букв.
Инструкция:
Ребенку дается шифр тех букв, при воспроизведении которых он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:
— «д» — ↓ «б» — ↑
— «п» — // «т» — ///
— «з» — ← «е» — →
Шифр демонстрируется на доске некоторое время, затем доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, «проблемные» буквы в которых заменены шифром. Например:
— ↑а↑ушка лю↑ит со↑ирать гри↑ы. ↓е↓ушка у↓ит ры↑у. На ↓у↑е растут желу↓и. В зоопарке ↑ыли зе↑ры, о↑езьяны, ↑егемот и кроко↓ил.
— //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.
— ←автра у ←ины д→нь рожд→нья — ←ин→ исполнится д→вять л→т. ←ам→р←ший ←айчонок спрятался под →ловой в→ткой. В ←оопарк→ были ←→бры, ←убры, об→←ьяны и б→г→мот.
Упражнение «Вставь пропущенные слова»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.
Инструкция:
Ребенок читает один раз небольшой текст.
Например:
Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.
После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.
Например:
Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.
Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.
Пропуски должны быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых возможно лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово «увидел»).
Источник
Психологические особенности детей страдающих дисграфией
Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно в 5-7 лет, в процессе осознанного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Расстройство процесса письма обозначают термином ДИСГРАФИЯ.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Главным и практически единственным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие в письме специфических ошибок. К их числу относятся следующие:
замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию («п»-«б», «с»-«з», «к»-«г», «т»-«д», «ц»-«с», «с»-«ш», «ч»-«щ»и т.д.);
нарушение слоговой структуры слова (пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, добавление букв, слогов, разрыв слов);
нарушение грамматического согласования слов в предложении;
смешение букв сходных по начертанию (п-и, и-у, л-м, д-б, т-п, к-н и т.д.)
Познавательная деятельность младших школьников с дисграфией характеризуется определенными особенностями: более низким уровнем развития мышления, восприятия, памяти, внимания, неоднородностью и вариативностью проявлений, различной структурой нарушения, диспропорцией в развитии психических процессов, а также различных структурно-функциональных компонентов психических функций. При этом особенности познавательной деятельности коррелируют со степенью выраженности дисграфии и нарушениями устной речи.
Специфика развития познавательной деятельности учащихся с дисграфией затрагивает все этапы познавательной деятельности, что проявляется в недостаточной целенаправленности деятельности, нарушении программирования, в неумении осуществлять контроль за ходом и результатами деятельности, эффективно использовать стимулирующую помощь.
У большинства детей с нарушением письма было отмечено нарушение внимания, которое носило либо изолированный характер, либо сочеталось с нарушением каких-либо иных психических функций. Нарушение внимания проявлялось в его узком объеме, низкой продуктивности, низкой способности к концентрации, распределению, неустойчивости внимания. Кроме того, была нарушена способность к произвольной концентрации внимания на необходимое для выполнения задания время.
Исследование особенностей памяти выявило низкий объем слухоречевой памяти, меньшую по сравнению с учащимися без нарушения письма длительность хранения следов памяти. Кроме того, у школьников с выраженной дисграфией был зафиксирован очень низкий объем памяти на сукцессивно организованный материал.
Низкий уровень развития логической памяти у детей с выраженной дисграфией проявлялся в неумении использовать опосредованные способы запоминания материала, преобладании непродуктивных форм запоминания (механического, неосмысленного).
Парциальное недоразвитие мышления у детей с выраженной дисграфией проявлялось в низком уровне сформированности операций сравнения и классификации; у учащихся с легкой дисграфией — операции классификации. Школьники испытывали затруднения при сравнении абстрактных понятий, отношений между конкретными и абстрактными объектами. Для большинства учащихся с нарушением письма оказалось недоступна классификация понятий, обозначающихся словами третьей степени обобщения, которые в норме усваиваются детьми в старшем дошкольном возрасте. Так, подавляющее большинство школьников не смогли классифицировать предметы на группы «живое» — «неживое» даже со стимулирующей помощью.
В процессе исследования зрительного гнозиса и мышления у большинства детей с выраженной дисграфией был зафиксирован низкий уровень осведомленности и понятийности, ограниченный объем экспрессивного словаря, нарушение номинативной функции речи, проявлявшееся в вербальных парафазиях, неточном понимании и употреблении значений многих слов, незнании отдельных малочастотных предметов, трудностях актуализации хорошо знакомых слов в нужный момент.
Степень выраженности дисграфических нарушений прямо связана с уровнем развития вербальных компонентов интеллекта и уровнем развития внимания и памяти.
При соответствии возрастной норме, в уровневых показателях интеллекта у учащихся с дисграфией отмечается снижение функции обобщения на вербальном и невербальном уровне. На вербальном уровне это проявляется в затруднениях нахождения сходства между понятиями. На невербальном уровне — в недостаточной сформированности зрительно-пространственных отношений.
Низкая успешность в усвоении школьной программы по русскому языку взаимосвязана с личностными характеристиками детей. В структуре личности у школьников с дисграфией выявлены специфические личностные особенности, проявляющиеся в незрелости поведенческой саморегуляции, стремлении настаивать на своем, тенденции к непослушанию, неадекватной самооценке. Мальчики с дисграфией являются более независимыми, чаще пренебрегают своими обязанностями, проявляют безответственность. Для девочек более характерно быть послушными, склонными идти на уступки.
Обнаружены интеллектуально-личностные особенности младших школьников с различными видами дисграфии, проявляющиеся в различном соотношении уровней развития вербального и невербального интеллекта, зрительно-моторной координации, адекватности самооценки, стремлении к достижениям.
При преобладании дисграфических нарушений, связанных с недостатками языкового анализа и синтеза, отмечается снижение общего уровня вербального интеллекта и дифференциации пространственных отношений на предметном уровне. Самооценка школьников неадекватно завышена, особенно по основным учебным предметам.
При преобладании дисграфии, связанной с нарушением фонемного распознавания наблюдается снижение уровня самооценки учащихся.
При преобладании оптической дисграфии, снижен общий уровень невербального интеллекта и уровень зрительно-моторной координации. У школьников преобладают черты флегматического темперамента, снижено рабочее напряжение, стремление к достижениям.
У детей-дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, повышенная отвлекаемость.
У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении.
У многих учащихся с выраженной и легкой дисграфией оказались несформированы различные составляющие произвольной регуляции деятельности. Так, деятельность учащихся характеризовалась низким темпом, недостаточной целенаправленностью, малой значимостью образца действия. Многие дети испытывали трудности удержания инструкции, нуждались в ее подробном разъяснении и показе способа деятельности. У них были отмечены трудности планирования и контроля по ходу и за результатами деятельности, упрощение программы деятельности, неумение эффективно использовать отведенное для выполнения задания время, стимулирующую помощь.
Сравнительное исследование состояния внимания, памяти, зрительного восприятия и мыслительных операций у детей с выраженной и легкой дисграфией выявило более низкий уровень их сформированности по сравнению с учащимися без нарушения письма.
Выявленные интеллектуально-личностные особенности школьников с разными видами дисграфии являются основанием для построения индивидуальных программ психокоррекционной работы, учитывающих преобладающий вид дисграфии, уровень и структуру интеллекта, особенности личности.
При комплексном дифференцированном подходе к коррекции нарушений письма, направленном не только на исправление дефектов устной речи, но и на формирование и развитие психических процессов учащихся с дисграфией, достигается наилучший результат.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт возможность вообще избежать диагноза «дисграфия».
Источник