Развитие памяти ребенка упражнения
,r ٻ߯øçÏù#dC:ÙJ±7|Fl¥^ÝÞ+Ûy5=.bÔ»6Yîéàhõnm3ö3fô~Kåýêtû[$UÖÔÀN JEu¨fÔ¡>¦WÄP7ϨBJrB^ê÷òF§×[Ê£õìQ_JOÆzÁ°&ªËæJÓ-ÃÏWKâh¢flâll~ü8ÿą́!£jÔâ.9«ÖÜitxþQM*°÷ä4ø
ÑÑl`ÀÜ¿øý`[ßãóÖJQé¸8òp¬¢Jf$°IK%
güÖº3gøÖ%û_´=×° ²Î(nð9v8nFµ¨¢È¡C²Tgþ&¶fFý¨
É©öYð2êG-Â$¼÷^rÎT©
K’ÃQjC¶ö©îeTÚÆEÑ%3N-Q
6êÔâçYG¨õÚaSCrÈÑ-Õ YS²>G·¬9f9YF¿Ñ¤û9óýFîçØ9¸RAò¶åÈíÇ
w,£®4^,ìÿâUdroruìI%Õ´z®`i?KT Í¥qDÙ½§ùÉAmdíDÚYù©03êJ«æ¥êAlHMékxÕ5Ùdyÿ 2 Äâ PMìÙáXY¤XÑmhE͹_¢¯h_åõT|ý}KOl®«Û’Ϧ?S@Ô¶c~8Ãù&§É% ï×ÊÀ¨5d¯·-1
dÑéäNhë¿=¤^çÀO(êol$¾°/»ê&sÎj³d;úòñËÈh)isÈhÖeô6®BÐv@,ÌÝöª³ôÇ3fkìvþ}ôD+ÆÕK¯`q:¶ìÄSïpÆ¡Y·Ó3ªJ-N M»ªRK;ëèBbO%Âkð¿KBu&tÊ7Æ06~ô7Æ8¶r1zèyÙç[§íF©£[âÀÕ¤ÆØ¿»·IÍÀ¨MzÃDk$0*E#ü¢¬SA³Ç]?ÝÓÖ«×Vöç?g÷ïS¹ýÔ|+ÖùÈB×.¢¹v$¶zÉÕNO¶?[áðþÞþ¦²>[¿|«¿Í»ýÙLHVÞ !]ýösCËSúoC5Ñ/ÁìÚ£|Po}²ÎÇ·ºÚ+ù¾õ#®v]-òÞê^Ö§ºàî*C=c,48U»`AS!eôqµ6½:Ü*¼IB÷ùUÝ%x¤?QT8söÑ/ÒQdLÉrûÅF½°ÇBSùB|TdÌ«$oêJò©ióÈÙä$tS¡âl:réj~
g¯Ï **@> ÐÕù«f÷ý.ÿ9?ø:?úùòa}äìõTu cÇùØ'[É+Ð7pS[ýÁ±Qv²Ô%ÀæEXÈ
ÀÞþÈYÏLôh.¶ÊY®p£Ú+É2/;Fm8¿TrT¤`|ø¥2°kù{Ù.êÝ7{ýX»«²ð®ÃN #¦é’¥ÊIÃbõ5¨VÞ}¹ÍtÃÁâtÒãç¯Vا÷ äC®%pãÈÈ.ÄÞDÝ}ìªõ6¬KÁé8))2ÊD¸ëk°Çîå(f ðF)8]
äÃƳ|79±ú1ÜÂÏû;ëZÔ-okôÎB?ÉéA Dø5®ño·Lø¬·*99ÀdErR¯®îNôêKX
ì½Äj$%’UMVº²];ãL/¥eX³øü]ðt½Ìk¯Câµ
KRæíwÀƨ,ÜÅJ.½þ$Nz)sõ.NBæÚ¤ÖJNEªÇ £ræ´ÕT~Åh QqÚ¼ivqê£ë¸:¬÷[£*xnä»eºDÀ8½/¤á
04Ì&9Ùg «~Ù8Éedz®.øïÒÚõ¶½tä $’Oøñ ¢ÄYMï?|ÍÜÎ`E u$’ÇÒXî¨H1>ÞJ{¨ì¹|J@ÎL¡>’U²~Qëê ¼äl1w»{±W7nÓn!ØÊ8{ǽÁ³5ÞÇîÛfPTz·Ö±år)ó:Dà8-tå ícS3[âÙÜL@ó(jádCî@3¾½¾
¯_ïô(JÁ`rðgì&øÅ_¨ãÓÓ.²héï×Á®Ëòµ9âEPÄèL=óå³J*µ|R¬qÜHE3,,ÑðAaíÏ
ÙX» k8ÆB&
s4ØÍá}ûÏVÇ0nµ]Øâÿèôbl GÆ×?ÆÅ¥@ÀA@cZyþsLðµÇâ¤ç2 +»+ÎØ*é|LîÖxóSgW¹ädÚæ6µH´îWR4K±:oGG¥Äh·Ñ¹ü¾^ÝZ [ûA ãÜ÷ºraÈh²#KÅì|~ðd/E}«·´û¬AN¼ªGpy,ñ@×!Ö!©m§;¹ºWv&’·~Ò×ÿ¾Â¹aoÙ¾à»>YR¹(Úî¦2¬m´Èö%¬¦xæO;êõoÝÍD+~i¢í2J>Go³Ö7#û¤RQ´Èò
Óßq*³Drî·¾²
®L÷æûݯ$Y¢iÒG}s.B@¿DU;¹àßþk}5¶PFµcu®£.+ÅÒÍü×é¾é2ª 6ïÀ¨vZ7$_ÀÕRJÔë¨×üôëñóò»h(zܽúk¡¨íùIeépÕQn þ@lÇGoHÖv{z©ÐQ»é¯$í¯ò.
µ+¾vRQálu·¥°óòþÞÛrÎqµVñ}LM ¶RvÑ%M-æ6Ig¹SÒôñ@¾òær;MÓÑê¬ãì#¾8öh©mâíd]#û,îÌV+Êd7öX{Ä}Èa@*f>F0Cá#ëã¬!vMÎÙ~îÉéQÛ¶Û9ûwÚð¡ÊþæwZÐù©ÝRX»ýe°æ§$$!©ïÿ3³Ï%µý¹e¹;ÜwC^{â Y¢/öú.©}ÓMÇIÚ8~Æðd~ Np þ
òæ}Q·»ë%ÕÎö®:·¯¢Ú¦}åÑB°xÚÁP;¹B
ÈáäÓQ»¾[ÈCþÖS|øE:P_
Q}Zã6g¹N¥èõíïÐCàôÚñÕ%Ó¯£c佫ªÐ×ß]5MÚ` ö³·ËçlöÃæ«ÓsÊ~¹ìÂ>s¬s,æt×,̵ý½Ý+¨s¯åÀKy’kÚ×òU²&l+þ¦U¹Û
;õV-òÆúDá,º³qÔÀ4µ¤ø©&ïêй®QqvÛÛ¤üDÇJqöãÃä7¤DÁ·äioYâlÇ·ºÎÃýÅô-ÆSÐÍtä¬g¿39h@ÜBÔ5ÎçÁ8Ük»&Z»Ûgó?¾
jòì uôí òç}ñ¶~Ýü7ÅÉ
~°¨ª¢R´×Ló³Î1O’ ËÌÞ9ÚX&±ø
¢Ò´ùó5¸ÎóÐftFÌ3ÃÝ¢ÅõÓçbénCÊwÐî#Ðá8ïSÔ»©â#v(*]B;#¡hÚTþ¦VHÿߦÀ¹å6E¥ah/ÄE_Ïð3¥:9Ñåéyº{eP
ÞÏ5¨ìM[&’dâC%húÜé#7¢qwß:_§«ÅRQ#ÜN2qÎyPf7äl¼ªf§l+ÅövL¢å¤¥0ТB=û »EqÒVÀG1ÑLæ$¶ ³P F
5Up*?>Òïã×#Ø%B`¸5ü8©3BA]ìí³ä£röN, æjà|»éB_EN6 ý4’ÿ´«¡§åD¹ö%¾ÞÍbÔ£Òz4w±Ê
)7óÆÄÂÅc®TVv/ª¼ñD9bôc¡ ÃÄ9ò~5’»tgCòÀö3h*µHàJBÄÈ
}ÚÏLË
d±b§@e*iB²Â¦;¶¤¶qâî^ô²Ô»¥9°à·çÆvå¨4(íñ[³³«±Ë>éTÊv
úàrÖ-A¥ð¶ªbëàKÄæ½ïWQñBĦz8ÉYQ#HEú+ÖøÅÓ>’º(ÅÉò,ÞÁ·Oåiaí}îÀ{tu¦ô>}VVlCjZ Q{Ê4Ó&½±Ðö?ñd8]]¡gìd>jË߬®äÁ¦õPQ?ñª¹Y×¼vÎAÚnhiØÇîë¼_kÍ×QIqÕöÉogÞ©0öÿ@U:x;§vÿw
Nòd_§LuJZýß^W²¢ü#ªPTæ6k¨Î.yk£¨;íìbæ÷’3¬¤;2S ÙËn±¶oo
?LÃë8Τ/äfZÌÄ>VEHÀÕ=¼3ñÜÛ1ìûã8Ðõ£pò IKÞjÇpª¥#çòTÙZÿV]¶¨msÈnMÄÐÔÉÅúbºXÆè´tzOæ!K%jsªEôÖI©K¨wèbå#JwSû°s£e©k£-öö>aM5RTE t©éQBþ}ÞìSøä0puÿZ°Ñ5[Q ®2|¢b8’£ß óÎH¾=ÒÄ=YàvóR1Ô×¢R3µ}[+çAÏéÛ&GÒ-Å®ÊFXnKí2¨MWó9ÄLÌ©¼MW#ýnîßÇ×ÕݸÏiE*ïSÓùáÞ3
NÂ’£L:Q«ÑÅ2MÒ°~¦9Õ%°·
¿£¦?Pm¶@å
Cå³f9è!K¾I®ßPFú±5Ý»î#Æú)mC!Í ¨öä~{ÝUþ¢Ö u,£¢Àcò¥§L3hIâ©©ÜbÉîAÑ6*C^+ÔQzÎèÈý½«ç0E²znr§J6zO%Sïgý±39¤;t%ÌØP
5R@¨ô¡*Wlo¬õÉ¥}ÚAhNÖ’¥ôìÈA V¢æ¤vRZ,¾Þp9ã¼eÎòÃEëEÒTÖ§&æNà ßs|ËlD¢^Ï×5è©M3áÃï}£ãEdý~ïxm8ã½:,vLÞµÌbæ$ÒÉ©óä
ôkùÍìâ$ïÌr h·YÇæP:j=sN(=ÈèæO÷nmPª¥>iNò’cÌJóÓ5~0±P¦²?]1kBn°ÁÞôºGthsGþÎMåjHÅB~VîºèÛOø!ð2)h ,usAewjç]új;dQW·0l¦Y»qBG°YS»ÏÜ5µ©É#>QôŤ5Ðé¢söÙ¨ôCò]JZûYJØÔ’®&ãÌI(£Æûh¤êÍ媩MMÌC4?sF(
Ì÷ ?îcFíf{û}U7V©9Y` x°3Q*HzÊ¡£8uB¿(Îõõ½À5’iSr gÞp6% «#’Ò0]^)’§öLwò9`YUMåtj/Ö@#ÖD¡áìñéÍ2ô=b´
yë1ШäNí¾±d8ÐE¿rÎ#é`ÄèÈ=u;E&Æòë¶N ëkÃÎ:çf¼öÂÁrL¹O+uÕcjN’WJ¨{ÁAç$qòz¾Ø½ð|UGà])’Åÿ
æ$v0’ÃÊá¼X¬5Lsr5I(å¤ùw&ý
Источник
Составитель: воспитатель МБДОУ №16
Гайворонская Е.П.
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:
Игра «Рассказываем сказку».
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Возраст: 5 лет и старше
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
Упражнение «Запоминаем слова»
Цель: развитие слуховой механической памяти
Возраст: с 4 лет и старше
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Игра «Запахи и звуки»
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
Цель: развитие обонятельной памяти.
Возраст: с 5 лет.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
Игра «Снежки »
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Игра «Загадки»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.
Внимание! Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание №2: Вспомни и повтори загадку?
Игра «Экран».
Цель: развитие зрительной памяти.
Возраст: с 4лет.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Игра «Опиши предмет»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Возраст: с 5 лет.
1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Возраст: с 4 лет.
Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
Игра, «Какой игрушки не хватает? »
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Возраст: с 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Пересказ по кругу»
Цель: развитие слухового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
Игра «Обезьянка»
Цель: развитие зрительной памяти
Возраст: с 3лет.
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Игра в слова
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 5 лет.
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
Игра «Запоминаем вместе».
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Игра «Вспомни пару».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
Игра «Пары картинок».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Варианты рассказов для запоминания.
Цель: развитие слуховой памяти.
Возраст: с 4 лет.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
Игра «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти.
Возраст: с 4 лет.
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Игра «День рождение куклы».
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Возраст: с 3 лет.
Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.
Игра «Пара слов».
Цель: развитие смысловой памяти
Возраст: с 5 лет.
Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.
Упражнение «Осень».
Цель: развитие смыслового запоминания
Возраст: с 5 лет.
Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.
Миновало лето
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.
Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Возраст: с 4 лет.
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.
Источник
Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации…
Память слабеет, если ее не упражняешь.
Марк Туллий Цицерон
Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.
Особенности развития памяти у дошкольников
Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.
В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так е у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.
В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.
Упражнения для развития памяти
Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.
Двигательная память
Повтори движение.
Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.
Нарисуй и запомни.
Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.
Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.
Эмоциональная память
Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции.
Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:
- Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
- Разучивание песенок с инсценировкой
- Чтение и запоминание стихов
- Психогимнастика
- Мимическая гимнастика и пантомимика
Словесно-логическая память
Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова.
Также отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:
— разучивание песен
— составление рассказов с опорой на картинку
— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.
— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки
— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма
— упражнение «Запомни пару слов».
Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.
Образная память
Многие исследователи в свою очередь делят образную память на:
- зрительную,
- слуховую,
- обонятельную,
- осязательную,
- вкусовую.
«Вспомни, как звучит».
Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.
«Вспомни, как пахнет».
Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.
«Угадай, что в мешочке».
Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.
«Вспомни, какое на вкус».
Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.
Заключение
Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только усовершенствовать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание формированию психических функций на разных возрастных этапах.
Гармоничного развития вам и вашим детям!опубликовано econet.ru
Автор: Алла Нагинайло
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник