Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

 Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Память: общее понятие, значение и существенные признаки

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее  определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

 Стоит ли доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память? Каждый человек получает впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления  оставляют у него определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – впоследствии воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, научения,  формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию человек выделился из царства животных и достиг тех высот, на которых сейчас находится. Кроме этого, дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного совершенствования этой функции.

Без постоянного обновления опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У всех живых существ есть память, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У организмов существует только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая (генетическая) проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая (механическая) выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У животных возможности для запоминания ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно–рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь, которая является мощным средством запоминания, является способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека существует три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания; вторая – с употреблением логики; третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Запоминание, сохранение и воспроизведение информации — являются основными функциями памяти. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам. Функции памяти имеют разную степень развития  у каждого человека. Например, есть люди, которые  с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти усвоенный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Существуют такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Наша память может годами сохранять какой-нибудь незначительный момент, увиденный в детстве, но в то же время способна нас подвести, отказавшись вспомнить, как выглядел человек, с которым беседовал несколько минут назад. Память — это основа, на которой творит мозг, это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

Как видно из определения, в памяти выделяют четыре основных процесса. Достаточно часто память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию,  мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, который направлен на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Все наши образы, слова, а так же впечатления должны удержаться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Следует помнить, что память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Читайте также:  Особенности развития ребенка пятого года жизни

В магнитофон мы закладываем диск, нажимаем на нужные клавиши, и записанная ранее  музыка снова звучит. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.

Будем ли мы считать магнитофон исправным, если он не будет стирать с диска записи, которые уже отслужили? В нашей памяти так же есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс — процесс забывания.

Многие люди о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Мы стремимся, чтобы оно было точным и своевременным. При этом, чтобы информация выдавалась именно тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти.

К запоминанию можно предъявить следующие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, — и лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много.

К сохранению же предъявляются следующие требования — хранить надежно, долго и без потерь.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, движения, пережитые чувства. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность и работа.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным. Всё  проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Наши действия были такими же: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Представим себе человека, который утратил память. Его утром разбудили и сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия в школу. Скорее всего, он не пришел бы на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ничего вразумительного, ни одного слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее было бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

В учебной работе память играет особо важную роль. В её процессе учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Именно поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и вовремя воспроизводить.

Наиболее прочно человек запоминает те события, факты и явления, которые имеют для него и для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, запоминается человеком значительно хуже и быстрее забывается все то, что для него малозначимо. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Источник

Тема: «Через развитие памяти —  к успеху в обучении школьника»

              Без памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.

Рубинштейн

Цели:

1.        Познакомить родителей с особенностями памяти младших школьников;

2.         Изучить упражнения и игры,  развивающие память;

3.        Формировать убеждение у родителей о важности развития памяти, достижения успеха в обучении.

Участники: родители учащихся 1-в класса; классный руководитель, школьный психолог, библиотекарь школы.

Подготовка.

-Накануне собрания классным руководителем проведено анкетирование родителей по особенностям памяти  учащихся, (анкета для родителей прилагается), а психологом школы проведена экспресс-диагностика особенностей памяти учащихся. Учащиеся нарисовали рисунки на тему: «Осень».

 — Приглашение родителей на собрание;

-Подбор литературы по теме собрания и подбор музыкального сопровождения.

Оформление, оборудование, ТСО.

— Таблицы, картинки для тренировки памяти;

— Выставка литературы о памяти;

— Магнитофонная запись песни «Школьный корабль» на стихи К. Ибряева, музыку Г. Струве;

— Развивающие упражнения и игры( набор);

— Выставка  рисунков учащихся.

Форма проведения:  Психологический практикум.

Ход собрания

1.        Родители рассаживаются, звучит музыка — песня «Школьный корабль»).

2.        Вступительное слово классного руководителя, который объявляет тему собрания, объясняет её актуальность, ставит вопросы, которые надо решить в процессе совместной работы, докладывает о результатах анкетирования родителей и диагностики учащихся и  предлагает разобраться в том, что такое память и как её развивать. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.

3.        Выступает школьный психолог.

Память — великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека, она   является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков и развития интеллектуальных способностей.  Без памяти нереально обычное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и в  дальнейший прогресс человека без неизменного улучшения, развития памяти  немыслим.

 Память рассматривается как компонент общих и особых способностей. При факторном анализе бессчетных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и личные.

Выдающийся психолог Л. С. Выготский,  одним из первых,   исследовал вопрос о развитии высших форм памяти у детей. Совместно со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил главные этапы развития более сложного опосредствованного запоминания.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка 1 года жизни

Под памятью мы осознаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию.

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.

К количественным чертам относятся скорость,  длительность, точность и размер (объём) запоминания. Так, например: объём (сколько информации человек может сохранить), точность и прочность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.

Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и остальных, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных очень редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Обычными их смешениями являются визуально-двигательная, визуально-слуховая и двигательно-слуховая память. Но у большинства людей все же доминирует зрительная память.

 Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. К примеру, у ученых, отмечается отменная смысловая и логическая память, но сравнимо слабая механическая память. У актеров и врачей отлично развита память на лица. Художник, охотник имеют высоко развитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения. Есть люди, которые, к примеру, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и достаточно долго хранят в памяти запомненную информацию.

 Это индивиды с развитой длительной памятью. Есть такие люди, которые напротив, скоро запоминают, но зато так же скоро забывают, то, что когда- то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Процессы памяти тесным образом соединены с чертами личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Память может меняться в течении жизни.

Сейчас ребенок обязан многое запоминать: заучивать материал практически, уметь пересказать его близко к тексту либо своими словами, а, не считая того, держать в голове заученное и уметь воспроизвести его через долгое время. Неумение школьников запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 1-2 класса характерны ситуации, когда уяснить без внедрения каких-либо средств еще проще, чем уяснить, осмысливая и организуя материал… Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» — чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»

  Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

— усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания ( по сравнению с наглядно-образным);

-ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать  задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение — универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание (для ребят3-4 класса)

В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. Таковая память базирована на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить  цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проведённая диагностика показала проблемы с  памятью у учащихся. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.

Память необходимо тренировать. И  очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения,  развивать память детей в домашних условиях.

 Давайте разберём несколько упражнений для тренировки памяти. (Предлагаются практические упражнения и игры для развития памяти.)

— Психологический практикум

                                 Упражнения для развития памяти

Упражнения 1.

 Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.

Читайте также:  Нормы развития ребенка девочки мальчики

Упражнение 2.

 «Мысленные образы и эмоции»

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

«Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».

Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим,  а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».

Упражнение 4

 «Осознание словесного материала»

Используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой. Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: сейчас я буду читать (показывать) слова: услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать , и т. п. например , зубная паста на вид белая и блестящая , с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.

Бумага        шерсть       сапог         гнездо        телега         палец

Кот             волосы         лимонад  колесо         роза            слон

Палка          платок         поцелуй     фильм          слеза          автобус

Блин           ботинок       доктор         счастье        птица        мороженное

Упражнение 3.

«Двойная стимуляция памяти»

         Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)

Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

Пожар, завод, корова, стул, вода. Отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

Упражнение 4.

 «Развитие ассоциативного мышления»

Цель этого упражнения побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над  2-3 словами.

Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.

Упражнение 5.

 «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

         «Закройте глаза и вообразите следующие картинки»:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо у вашей кровати

Старик на скамейки

Плачущий старик на скамейке на солнце

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Птичка в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

«Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».

Это упражнение можно использовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.

               Упражнение 6.

Игра «Исчезнувший предмет»

На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

              Упражнение 7.

Игра «Игра на развитие зрительной памяти»

Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.

Как считать ошибки:

Нет ошибок-10 баллов

1 ошибка-8 баллов

2 ошибки-6 баллов

3 ошибки-4 балла

4 ошибки-2 балла

5 ошибок и более-1 балл

-Выступление школьного библиотекаря. Она знакомит родителей с выставкой книг и предлагает литературу для чтения по теме, и делает обзор новинок литературы. Рекомендуемая литература для родителей:

1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980.

2.Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

— Заключительное слово классного руководителя. Успешное решение задач воспитания и обучения, определённых приоритетным национальным проектом «Образование» невозможно без взаимодействия семьи и школы. Успех в обучении и воспитании детей возможен только при эффективном сотрудничестве учителя и родителей обучающихся. Ориентировать детей необходимо на мотив достижения успеха в обучении, через развитие памяти.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к развитию самого себя. Если ребёнок будет развивать свои способности без вашей помощи – значит,  вы добились успеха.

— В качестве решения родительского собрания родителям     предлагается памятка,  следующие рекомендации :

 —  С целью достижения успеха в обучении, помогите вашим детям улучшить память.

 —  Тренируйте память детей, используя рекомендованные игры и упражнения и подбирая другие из предложенной литературы.

 —   Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

Приложение

Анкета для родителей

1.     Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

2.     Способен выучить стихотворение ваш ребёнок в 4-8 строк после нескольких повторений?

3.     Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

4.     Владеете ли вы приёмами развития памяти и какими?

5.     Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

Диагностика развития памяти

Методика «Долговременная память»

 Зачитывается ряд слов несколько раз, чтобы дети запомнили.

Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Проверка происходит через 7дней. Высчитывается по следующей формуле:

                             В

                       С= —     . 100%

                             А

Где   А- общее количество слов;

          В- количество запомнивших слов;

          С- коэффициент долговременной памяти

Результаты:

  75%- высокий уровень

  50 %_ средний уровень

   30-50%- низкий уровень

  Ниже 30%- очень слабый уровень.

Источник