Развитие памяти и мышления у ребенка в возрасте от 2 до 3 лет
Валентина Михайлова
Развитие памяти у детей 2–3 лет
Развитие памяти у ребенка 2-3 лет.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее.
Так что же такое память?
Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание – это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и запоминание.
Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа – диграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно неизвестно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо, может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти включает в себя:
• сохранение памятного следа;
• сохранение связей в мозге.
Благодаря запоминанию и сохранению становится возможным воспроизведение информации, а также ее узнавание (припоминание).
Воспроизведение – процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро, без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо,то помимо названия улицы и номера дома сообщают различную дополнительную информацию: что на пути попадутся магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены пять основных критериев (признаков).
1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:
– двигательная (моторная) – память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия;
– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее. Например, при хорошо развитой образной памяти воспоминания обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется так живо и ярко, как будто человек вновь его воспринимает;
– словесно-логическая (или словесно-смысловая, которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;
– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него. Способность сочувствовать, сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти.
2. Степень волевой регуляции памяти. По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
3. Длительность сохранения информации в памяти.В зависимости от времени сохранения информации выделяют:
– кратковременную память, позволяющую удерживать полученную информацию в течение короткого времени. Здесь может храниться очень ограниченное количество информации – 7 ± 2 единиц материала. Кратковременную память можно рассматривать как пропускной пункт, минуя который, никакая информация не сможет попасть в долговременную память. Все процессы памяти начинаются именно с кратковременной памяти;
– оперативную память, обеспечивающую кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции. Например, когда мы решаем задачу, то удерживаем «в уме» какие-то промежуточные результаты. Но в процессе продвижения к конечному результату промежуточные решения забываются;
– долговременную память, для которой характерно сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения. Здесь содержится огромный объем различной информации, знаний, умений и навыков.
4. Модальность запоминания. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие виды памяти:
– зрительную память;
– слуховую память;
– осязательную память (ощущения от прикосновений);
– двигательную память;
– пространственную память.
5. Способ запоминания. В зависимости от способа запоминания выделяют непосредственную и опосредованную память. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.
Особенности памяти малышей
Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, его воспитания и обучения.
Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание.
Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке,вызывает у него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в сторону.
Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности.Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.
Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер. Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки, не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает.
Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребенок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает. Память как особая целенаправленная деятельность – как произвольное запоминание и припоминание – у детей этого возраста еще не сложилась.
В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы.
Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению.
На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.
В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.
Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памятитакже влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953)
Как развивать память у ребенка?
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. Это сензитивный период развития памяти, в который по скорости развития она опережает все остальные функции. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-, б-летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Желание запомнить надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все,что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что ели на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно.Затем можно задавать вопросы о прочитанном:
• что происходило в сказке?
• кто что делал?
• как выглядел?
• что плохо, что хорошо? и т. д.
Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памятислишком поторопиться просто невозможно: уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.
Источник
Чем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?
Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.
Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).
Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать «свои» игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок
во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.
Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это начит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.
В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет «большой человек», т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не бязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.
Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.
После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не «я покушала», а «Маша покушала». Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно формироваться понятие «Я-ты» вместо «Маша-мама». Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов изиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не ыспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к осторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.
Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть…
Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность.
А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности, например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу — дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой «ты еще маленький, у тебя не получится», и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего «младенца», который
совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка… скорее всего он просто будет плыть по течению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте). Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.
Ниже приведены основыные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.
Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.
Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;
к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,
ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения
Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.
Окружвющий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.
Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие
на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.
Воображение. Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия,
которые он где-то видел.
Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении
12-15 минут.
Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.
Источник