Развитие пальчиков у ребенка 3 года
Кристина Авдюкова
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь.
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Комплекс упражнений.
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели —
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка —
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж —
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».
Фруктовая ладошка
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина — молодец!
Показывают большой палец.
Засолим капусту
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Мышка
Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений
Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
Осень
Ветер по лесу летал,
Дети делают кистями плавные
движения вперед – к груди.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кленовой,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Встряхивают кистями рук.
Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка — «Теремок».
Эта сказка — «Колобок».
Эта сказка — «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно,в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными
Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки —
Делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.
(При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Этот пальчик
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — Я,
Вот и вся моя семья.
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал —
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх
Транспорт
Будем пальчики сгибать —
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Цветы
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
В лес по ягоды
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),
В лес идем мы погулять
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).
За черникой за малиной
(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого,
Зa брусникой и за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
Детки
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Времена года
Круглый год, круглый год!
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим —
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными
(на каждое время года).
Повторяют другой рукой
Прогулка
Раз,два,три, четыре,пять
(загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили
(катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили
(«кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли
(отряхиваем ладошки)
Суп поели
(«едим суп»,
спать легли
(ладошки под щечку).
Источник
Частая ситуация для учителей в начальной школе: ребенок приходит в 1 класс, при этом совершенно не умеет правильно держать ручку, испытывает сложности при работе с ножницами, не может повторить изображение фигурной скобки. В чем же причина? Все просто: родители и воспитатели малыша недостаточно времени уделяли развитию мелкой моторики, а начинать это делать активно необходимо уже с 3 лет.
Почему важно развивать мелкую моторику у детей
Умение ловко управляться с крошечными деталями конструктора дает очень много полезных результатов.
· Ребенок учится владеть своими пальцами и кистями рук.
· Активно развивается речь карапуза, ведь ученые давно доказали взаимосвязь зон мозга, которые отвечают за движение пальчиков и формирование речи.
· Стимулируется развитие мышления, памяти.
· Рука готовится к овладению навыком письма в будущем.
Какие ошибки взрослых могут свести на нет все старания учителей в будущем
Родителям важно стараться избегать следующих ошибок, чтобы мелкая моторика ребенка развивалась нормальными темпами:
· Мама и папа не вкладывают в ручку младенца разные предметы, погремушки.
· Взрослые игнорируют в первый год жизни пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д.
· Родные и близкие не следят за тем, чтобы упражнения для развития движения кистями рук выполнялись правильно.
· Родители пренебрегают элементарным массажем пальцев рук и ладошек.
· Мамы не предоставляют возможности малышу раскрашивать картинки, обводить их по контуру или лепить из пластилина.
ТОП 5 самых действенных упражнений для развития мелкой моторики у ребенка 3 лет
1. Шнурки-затейники.
Обычные разноцветные шнурки могут дать отличный результат при развитии ловкости движений рук. Покажите малютке как можно, выкладывая шнурок по контуру, создавать настоящие картины-шедевры. Начните с простых форм: круг, квадрат, овал. А после можно создавать сюжетные картинки на любой плоской поверхности.
2. Угощение для кукол.
Купите бусины трех разных цветов и сложите их в отдельные емкости. Поясните, что бусины красного цвета – это, например, ягодки. Бусинки зеленого цвета – это яблочки, а желтого – лимоны. Предложите детке положить для каждой куколки на тарелочку по одной бусинке каждого цвета. Следите за тем, чтобы малыш брал бусину тремя пальчиками. Для начала можно использовать крупные шарики, а с развитием навыка менять их на более мелкие.
3. Игры с прищепми.
Приобретите прищепки разных цветов. С этим незатейливыми приспособлениями можно играть в совершенно несложные и действенные игры. Например, заранее заготовьте бумажный кружок, поделенный на сектора 4 разноцветных цветов. Предложите малышу прикрепить красные прищепки на сектор того же цвета. А остальные тоже распределить по кругу в соответствии с цветами. Прищепками можно захватывать тоненькие ниточки со стола или даже использовать их в качестве конструктора.
4. Крупа-помощница.
Используйте крупу разной фракции: фасоль, горох, гречку. Для игр с крупами вам понадобится соленое тесто. Расскажите, что все животные в лесу оставляют следы. У медведя нога большая, поэтому его следы можно имитировать с помощью фасолин, расположенных на пластинке теста. А у лисы лапки поменьше, поэтому для ее следов мы возьмем горох. У зайчишки самые маленькие следы. Изобразим их с помощью гречки. Таким же образом можно сделать собственный огород и «садить» зернышки в ровные грядки.
5. Волшебник Пипеткин.
Обычная пипетка может стать настоящей волшебной палочкой. Нарисуйте красками на листе бумаги разноцветные пятна. А после вручите малютке пипетку и поясните, как правильно ею пользоваться. Пусть карапуз капает водичкой из пипетки на каждое из пятен, и оно превратится в интересный узор.
А как вы развиваете мелкую моторику у своего ребенка 3-х лет?
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.
Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.
Источник
Чем старше становятся дети, тем более ловкими должны быть их руки и пальцы. Умение точно выполнять мелкие движения и тонкие манипуляции необходимо для гармоничного развития дошкольников. Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?
Важность мелкой моторики
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.
А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
- навыков самообслуживания;
- усидчивости;
- мышления;
- внимания;
- воображения;
- словарного запаса;
- памяти.
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
Нормы развития рук
После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?
- Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
- Умеют держать ручку или карандаш.
- Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
- Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
- Могут снимать и надевать одежду и обувь.
- Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
- Строят башню минимум из 3 кубиков.
- Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
- Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
- Откручивают крышки.
- Нанизывают бусины на проволоку.
- Могут рисовать пальцами.
- Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
- Обводят контур по пунктирной линии.
- Лепят простые элементы из пластилина.
- Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
- Сортируют мелкие предметы, крупы.
- Разворачивают фантики и обертки.
- Завязывают узлы.
- Движения рук происходят при координации зрением.
Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.
Что способствует ловкости рук?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
- рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.
Играют пальчики
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Подробно о них говорилось в этой статье. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.
Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
- Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
- Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
- Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
- Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
- Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
- Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
- Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
Примеры пальчиковых игр
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
- Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
- Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
- Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
- А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).
Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
- Лодочка
Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),
Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
- Котик
Как больно кусается котик-малыш,
Решил он, что видит не пальчик, а мышь!
Но я ведь играю с тобою, малыш,
А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»
Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
- Загибалки
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот вот — дедулечка.
Это вот — бабулечка.
Ну а этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).
Усложняемся
Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.
- Улиточка
Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),
Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),
Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),
Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).
Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.
- Зайчишки
Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)
Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).
Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)
Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).
Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.
Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).
Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.
Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.
Источник