Развитие пальчиков у ребенка 3 года

Кристина Авдюкова
Пальчиковые игры для детей 3–4 лет

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Комплекс упражнений.

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

Фруктовая ладошка

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина — молодец!

Показывают большой палец.

Засолим капусту

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Мышка

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Осень

Ветер по лесу летал,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовой,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Встряхивают кистями рук.

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка — «Теремок».

Эта сказка — «Колобок».

Эта сказка — «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки —

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

Этот пальчик

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я,

Вот и вся моя семья.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх

Транспорт

Будем пальчики сгибать —

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Читайте также:  Диагностика развития ребенка нижний новгород

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого,

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Времена года

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим —

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года).

Повторяют другой рукой

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)

Бабу снежную слепили

(катаем ручками «комок»)

Птичек крошками кормили

(«кормим птичек «)

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли

(отряхиваем ладошки)

Суп поели

(«едим суп»,

спать легли

(ладошки под щечку).

Источник

Частая ситуация для учителей в начальной школе: ребенок приходит в 1 класс, при этом совершенно не умеет правильно держать ручку, испытывает сложности при работе с ножницами, не может повторить изображение фигурной скобки. В чем же причина? Все просто: родители и воспитатели малыша недостаточно времени уделяли развитию мелкой моторики, а начинать это делать активно необходимо уже с 3 лет.

Почему важно развивать мелкую моторику у детей

Умение ловко управляться с крошечными деталями конструктора дает очень много полезных результатов.

· Ребенок учится владеть своими пальцами и кистями рук.

· Активно развивается речь карапуза, ведь ученые давно доказали взаимосвязь зон мозга, которые отвечают за движение пальчиков и формирование речи.

· Стимулируется развитие мышления, памяти.

· Рука готовится к овладению навыком письма в будущем.

Какие ошибки взрослых могут свести на нет все старания учителей в будущем

Родителям важно стараться избегать следующих ошибок, чтобы мелкая моторика ребенка развивалась нормальными темпами:

· Мама и папа не вкладывают в ручку младенца разные предметы, погремушки.

· Взрослые игнорируют в первый год жизни пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д.

· Родные и близкие не следят за тем, чтобы упражнения для развития движения кистями рук выполнялись правильно.

· Родители пренебрегают элементарным массажем пальцев рук и ладошек.

· Мамы не предоставляют возможности малышу раскрашивать картинки, обводить их по контуру или лепить из пластилина.

ТОП 5 самых действенных упражнений для развития мелкой моторики у ребенка 3 лет

1. Шнурки-затейники.

Обычные разноцветные шнурки могут дать отличный результат при развитии ловкости движений рук. Покажите малютке как можно, выкладывая шнурок по контуру, создавать настоящие картины-шедевры. Начните с простых форм: круг, квадрат, овал. А после можно создавать сюжетные картинки на любой плоской поверхности.

2. Угощение для кукол.

Купите бусины трех разных цветов и сложите их в отдельные емкости. Поясните, что бусины красного цвета – это, например, ягодки. Бусинки зеленого цвета – это яблочки, а желтого – лимоны. Предложите детке положить для каждой куколки на тарелочку по одной бусинке каждого цвета. Следите за тем, чтобы малыш брал бусину тремя пальчиками. Для начала можно использовать крупные шарики, а с развитием навыка менять их на более мелкие.

3. Игры с прищепми.

Приобретите прищепки разных цветов. С этим незатейливыми приспособлениями можно играть в совершенно несложные и действенные игры. Например, заранее заготовьте бумажный кружок, поделенный на сектора 4 разноцветных цветов. Предложите малышу прикрепить красные прищепки на сектор того же цвета. А остальные тоже распределить по кругу в соответствии с цветами. Прищепками можно захватывать тоненькие ниточки со стола или даже использовать их в качестве конструктора.

Читайте также:  Влияние курения на эмбриональное развитие ребенка кратко

4. Крупа-помощница.

Используйте крупу разной фракции: фасоль, горох, гречку. Для игр с крупами вам понадобится соленое тесто. Расскажите, что все животные в лесу оставляют следы. У медведя нога большая, поэтому его следы можно имитировать с помощью фасолин, расположенных на пластинке теста. А у лисы лапки поменьше, поэтому для ее следов мы возьмем горох. У зайчишки самые маленькие следы. Изобразим их с помощью гречки. Таким же образом можно сделать собственный огород и «садить» зернышки в ровные грядки.

5. Волшебник Пипеткин.

Обычная пипетка может стать настоящей волшебной палочкой. Нарисуйте красками на листе бумаги разноцветные пятна. А после вручите малютке пипетку и поясните, как правильно ею пользоваться. Пусть карапуз капает водичкой из пипетки на каждое из пятен, и оно превратится в интересный узор.

А как вы развиваете мелкую моторику у своего ребенка 3-х лет?

Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.

Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.

Источник

Чем старше становятся дети, тем более ловкими должны быть их руки и пальцы. Умение точно выполнять мелкие движения и тонкие манипуляции необходимо для гармоничного развития дошкольников. Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?

Важность мелкой моторики

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.

А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:

  • навыков самообслуживания;
  • усидчивости;
  • мышления;
  • внимания;
  • воображения;
  • словарного запаса;
  • памяти.

Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

Нормы развития рук

После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.

Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?

  • Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
  • Умеют держать ручку или карандаш.
  • Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
  • Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
  • Могут снимать и надевать одежду и обувь.
  • Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
  • Строят башню минимум из 3 кубиков.
  • Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
  • Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
  • Откручивают крышки.
  • Нанизывают бусины на проволоку.
  • Могут рисовать пальцами.
  • Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
  • Обводят контур по пунктирной линии.
  • Лепят простые элементы из пластилина.
  • Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
  • Сортируют мелкие предметы, крупы.
  • Разворачивают фантики и обертки.
  • Завязывают узлы.
  • Движения рук происходят при координации зрением.

Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.

Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.

Что способствует ловкости рук?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  • вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

Читайте также:  Темпы развития ребенка 2 лет

Играют пальчики

Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Подробно о них говорилось в этой статье. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
  • Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
  • Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
  • Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
  • Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
  • Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
  • Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Примеры пальчиковых игр

Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:

  • Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
  • Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
  • Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
  • А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

  • Лодочка

Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),

Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

  • Котик

Как больно кусается котик-малыш,

Решил он, что видит не пальчик, а мышь!

Но я ведь играю с тобою, малыш,

А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»

Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

  • Загибалки

Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот вот — дедулечка.

Это вот — бабулечка.

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Этот брат нашел грибок.

Это резать стал его.

Это братец жарил гриб.

Этот только ел и ел,

Посмотри, как потолстел!

(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).

Усложняемся

Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.

  • Улиточка

Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),

Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),

Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),

Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).

Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.

  • Зайчишки

Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)

Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).

Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)

Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).

Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.

Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).

Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.

Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.

Источник