Развитие ощущений и восприятия ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Консультация по теме «Развиваем ощущения и восприятие»
Ощущение – это тот процесс, который дает знание об элементарных простых свойствах окружающей среды: о звуках, о запахах, о цветах, о формах, о объёме и т.д.
Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.
Органы чувств человека с самого рождения приспособлены воспринимать и перерабатывать самые разнообразные воздействия – раздражители.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы
Минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогомчувствительности.
Верхний порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще сохраняет свои качественные характеристики.
У каждого индивида порог чувствительности индивидуален.
Средние значения абсолютных порогов:
Восприятие – это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений со всеми их свойствами и качествами при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
В процесс восприятия включаются память, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.
Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние.
Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.
Научите ребенка:
* Различать цвета и их оттенки.
* Различать форму предметов и геометрические фигуры.
* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),
шире (уже).
*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
* Различать и называть части суток, их последовательность.
* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
Игры на развитие ощущений.
1. «Дорожки»
Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.
Правила: ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).
2. «Кот в мешке» или «Волшебный мешок».
Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.
Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.
3. «Что за овощ?»
Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.
Ход игры: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.
Игры на развитие восприятия.
2.Игра «Угадай голоса»
Цель: развитие восприятия звуков
Ход игры: участники могут сидеть на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к группе. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
3.Игра «Угадай мелодию»
Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 5—10с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ребёнок, набравший наибольшее количество очков.
Источник
Александр Орлов , психолог, детский психолог, онлайн-консультант
Интеллект объединяет способности, необходимые людям, чтобы познавать мир вокруг нас, обучаться и благодаря этому находить решения любых задач и проблем: от выбора одежды по погоде до открытия жизни на других планетах. Восприятие, память, внимание, мышление и воображение — это составные части интеллекта, который также тесно связан и с эмоциями (эмоциональный интеллект).
Но с чего все начинается? С ощущений, которые мы получаем с помощью пяти физических чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Вот главные инструменты познания ребенка, чей ум еще только на пути к понятиям, абстрактным концепциям и другим элементам логического мышления. Более того, острый ум начинается с острых чувств, а их необходимо развивать осознанно. Хотя они и даны нам с рождения и действуют автоматически, но постепенно становятся едва слышны в сознании.
Детство — лучший период накопления чувственного опыта ощущений и представлений, позволяющий уже дошкольнику делать свои первые открытия, а подросткам и взрослым использовать натренированные чувства как преимущество в обучении, профессиональной и творческой деятельности, и не только.
Если вы решили обратить внимание на развитие осознанного восприятия у ребенка, оценив пользу, которое оно приносит, то вот несколько рекомендаций, как это сделать, от детских психологов Сьюзан Свит и Бренды Майлз:
Осознанный вкус
При осознанном вкусе вы отмечаете вкусовые тонкости еды, а не просто прожевываете и проглатываете одно блюдо, чтобы перейти к другому. Завтракая, обедая или ужиная вместе с ребенком сделайте паузу и выполните следующие шаги. Подержите пищу во рту в течение нескольких секунд, прежде чем начать жевать, почувствуйте ее вкус. Затем не спеша прожуйте и только потом проглотите.
Наслаждайтесь едой, обратите внимание на ее вкус, текстуру, температуру. Попробуйте описать их, используя различные слова — хрустящий, гладкий, кремовый, горький и другие. Попробуйте сделать это с продуктами, которые вам нравятся и с теми, что не очень. Дегустируйте разные варианты одной и той же еды — например, несколько сортов яблок. Подключите все свои ощущения: рассмотрите внешний вид, ощупайте, вдохните запах. Послушайте звук, который получается, когда вы кусаете яблоко.
Осознанное зрение
Практиковать осознанное зрение просто: попробуйте описать то, что находится вокруг вас. Спросите ребенка, что он видит, когда вы гуляете в парке или едете в автомобиле. Попробуйте найти предметы определенного цвета, размера или формы. Или запечатлейте интересные детали увиденного на камеру смартфона. Нарисуйте вместе то, что вы видите. Экспериментируйте со смешиванием цветом, пока результат не удовлетворит вас и не станет максимально похож на цвет реальной вещи. Наблюдайте за облаками и отгадывайте, на что они похожи, следите за тем, как капли дождя скользят по стеклу и сливаются вместе и еще многое другое.
Осознанное осязание
Спросите у ребенка, сидящего на стуле, каким он его ощущает. Этот стул удобный? Он твердый или мягкий? Попробуйте мысленно сканировать тело с головы до ног, отмечая все, что чувствуете кожей. Комфортная ли одежда? Тесная ли обувь? Для маленьких детей будет полезна игра «угадай наощупь». Спрячьте несколько вещей в бумажном пакете и попросите ребенка отгадать их, ощупав одной или двумя руками. Или отправьтесь на поиски сокровищ по дому, отыскивая все мягкие или твердые, гладкие или шероховатые, округлые или угловатые вещи. Принимая ванну или душ обращайте внимание ребенка: вода холодная или горячая? Каким ощущается мыло в руках? А полотенце: оно мягкое и приятное? Помните, что вокруг всегда много возможностей для развития осознанного осязания и большинство из них можно превратить в интересные игры.
Осознанное обоняние
Обсудите запахи, которые нравятся и не нравятся вам и ребенку. Какими словами он бы описал их? Испеките вместе что-нибудь вкусное и обратите внимание на аромат в доме. Выйдите на улицу, а затем вернитесь и вновь ощутите чудесный запах выпечки. Играйте в игры с запахом: попросите ребенка закрыть глаза и отгадать запахи ванили, уксуса, кофе или какао. Получается ли у него это сделать? Какой запах его любимый?
Осознанный слух
Попросите ребенка закрыть глаза и послушать звуки вокруг. Какие он смог назвать? Пусть снова закроет глаза и прислушается: есть ли что-то, что он пропустил в первый раз? Научитесь концентрироваться на конкретных звуках. Например, слушая музыку, попробуйте выделять ее различные элементы, такие как вокал или ударные, сосредоточившись на них. Имитируйте различные звуки с маленькими детьми или ищите предметы, которые издают похожие звуки, ведь большинство обычных вещей на самом деле музыкальны.
Способность воспринимать и познавать мир с помощью всех доступных чувств — это прочный фундамент для развития высокого интеллекта ребенка. И это лучший аргумент, чтобы отключить «автопилот» и начать осознанно видеть, обонять, осязать, чувствовать на вкус и слышать большой мир вокруг нас.
Еще больше полезных советов на портале «Психология эффективной жизни».
А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!
Источник
Младенцу еще неделя, а почти любая мама убеждена, что ребенок ее конечно узнает и с нею практически общается. Так ли это? Мамам в это хочется верить, но это не так: распознавание лиц у детей возникает только через несколько месяцев.
Только после 6 месяцев ребенок может выделять объекты восприятия: мать, няню, погремушки. Так, ребенок 7-9 месяцев тянется к пестрому волчку, схватывает яркую игрушку и поворачивает голову к матери на вопрос: «Где мама?»
Тем не менее новорожденный видеть и слышать в нашем взрослом понимании еще не способен. Что воспринимает новорожденный? Новорожденный различает запахи, звуки речи (фонемы) и, по-видимому, постоянство формы.
А именно, если предмет прямоугольной формы (например, книга) виден под прямым углом, его изображение на сетчатке будет прямоугольным; если смотреть на книгу под другими углами, она будет отражаться на сетчатке в виде трапеции, но при этом по-прежнему восприниматься как прямоугольник…
Все остальное, что замечают родители в своем талантливом новорожденном, говорит только о том, что они хотят в это верить. «Когда он родился, только я взял на руки — он меня сразу узнал!» — воодушевленно рассказывает всем молодой папа. Не надо этого папу разубеждать, папа с такими сказками лучше заботится о ребенке, но если всерьез, ребенок в это время еще не умеет должным образом даже фокусировать свои глаза. Это развивается позже, в течение нескольких месяцев.
Возможность существования врожденного, неприобретенного предпочтения к лицам вызвала огромный интерес, но последующие исследования показали, что младенцев привлекают не лица сами по себе, а такие их стимульные особенности, как кривые линии, высокий контраст, интересные контуры, движение и сложность, — всеми этими признаками обладает лицо (Banks & Salapatek, 1983; Aslin, 1987). Новорожденные смотрят в основном на внешний контур лица, но к 2 месяцам младенец начинает обращать внимание и на середину лица-глаза, нос и рот (Haith, Bergman & Moor, 1977). В это время родители могут заметить, что ребенок начинает встречаться с ними взглядом.
До 6 месяцев ребенок воспринимает не сам предмет, а только знакомый ему комплексный раздражитель. Например, малыш даже 8-9 месяцев не узнает свою мать, если она подошла к нему в необычном виде, например в широкополой шляпе. Он не берет в руки любимого мишку, если его одели в яркий костюм и новую шапку. Восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально. Впрочем, эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок (Л.А. Венгер).
Что помогает ребенку быстрее узнавать маму, папу и другие предметы? Движение: если предмет движется на фоне других неподвижных предметов; манипуляции руками: все, что ребенок ощупывает, двигает и бросает, быстрее становится для него чем-то отдельным и узнаваемым; называние предмета.
Если вещь незнакомая, дети до 3 лет в основном обращают внимание на цвет предмета. Если же детям того же возраста предъявили изображения знакомых вещей — лейки, ведра, мяча, — то в этих условиях 80% детей даже 2 лет отдавали предпочтение форме: они подбирали к желтой корзинке синюю корзинку, к зеленому ведру красное. Чем больше дети начинают пользоваться словами, тем больше они начинают обращать внимание не просто на цвет и форму, а то, что они замечают в предмете в помощью слова.
Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.
К особенностям восприятия детей до 3 лет относятся следующие:
Детям третьего года жизни доступно восприятие бесцветных и даже контурных знакомых предметов. Если рисунки достаточно четкие, дети правильно воспринимают простые предметы и их изображения: подбирают правильно пара в лото («Дай такой же»). Незнакомые предметы дети воспринимают ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру.
После 1 г. 2 мес. — 1 г. 8 мес. дети правильно находят предмет по слову («Дай мне мишку»), если у них уже образовалась стойкая связь слова с этим предметом. Чем старше ребенок, тем быстрее слово приобретает обобщающее значение. Этому способствует отнесение слова не к одному предмету, а к нескольким однородным с изменяющимися несущественными признаками (слоны разной величины, цвета, фактуры, в разных положениях). В этих случаях дети легко узнают и новую для них игрушку (или изображение предмета) на основе обобщения и отвлечения (к большому белому слону подбирают не такую же по размеру белую свинку, а коричневого маленького сидящего слона).
С конца второго года жизни дети обычно могут сами правильно назвать воспринимаемый знакомый предмет в ответ на вопрос «Что это?» Однако, выделяя обычно лишь некоторые признаки и не видя отдельных деталей, ребенок часто ошибается, называя, например, собаку-овчарку волком, тигренка — кошкой, и обобщая разные предметы по случайным признакам (например, муфту, волосы, кошку он обозначает одним и тем же словом).
На третьем году жизни ребенок, воспринимая картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет: «Девочка, киска» или «Мальчик, лошадка, дерево». Лишь к концу преддошкольного возраста в результате упражнений дети начинают видеть связи, которые существуют между изображенными предметами. Обычно это связи функциональные — человек и совершаемое им действие: «Девочка кормит киску», «Мальчик едет на лошадке».
С пространством ребенок знакомится тогда, когда овладевает ходьбой. Однако пространственная характеристика воспринимаемых ребенком предметов долго остается слитой с содержанием самого предмета.
Действуя с предметами, ребенок учится смотреть, ощупывать, слушать. Поэтому чем старше он становится, чем больше его опыт, тем меньше труда затрачивает он на восприятие, узнавание и различение предметов, тем легче образуются и связи предмета со словом. Если для правильного выбора первого предмета по названному слову (красного движущего жука) детям от 1 г. 9 мес. до 2 лет нужно 6-8 повторений, то для правильного отнесения слова ко второму предмету, даже более сложному, и его выбору среди сходных нужно лишь 4-5 предъявлений. При этом стойкость образующихся на слово связей и правильность дифференцировок у детей после 2 лет быстро возрастают (Н.Г. Салмина, К.Л. Якубовская). Результат упражнений сказывается и в том, что ребенок к началу дошкольного периода воспринимает и незнакомые ему предметы, самостоятельно находя для них соответствующее название по признаку сходства со знакомым предметом (например, овал — «яичко», «картошка»).
Врожденное или приобретенное?
По поводу развития ощущений и восприятия давно идут споры, насколько это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс? Одни исследователи подчеркивают, насколько огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. Другие исследователи, не отрицая врожденные моменты, обращают внимание на то, что дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут.
Источник
Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития.
Восприятие мира в дошкольном возрасте
Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.
Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.
Что такое восприятие ребенка
За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.
Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.
Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.
Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:
- Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
- Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
- Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
- Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.
На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.
Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.
Формирование процессов ощущения и восприятия
С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.
С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.
Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.
От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.
К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.
Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.
Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем
Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:
- Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
- Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
- Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.
Слуховое
При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.
Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.
Зрительное
Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.
Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.
Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.
По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.
С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.
Тактильное
Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.
Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.
Особенности восприятия у младших дошкольников
В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:
- Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
- При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
- Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.
Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.
Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет
Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.
В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.
Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.
Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.
Цветовосприятие
Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.
В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:
- Красный;
- Желтый;
- Синий;
- Зеленый.
Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.
Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.
Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.
Особенности восприятия у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.
Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.
Восприятие времени
Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.
Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.
В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.
Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.
Эстетическое восприятие
Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.
Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.
Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.
Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.
Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.
Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.
Способы развития восприятия дошкольников
В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.
В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:
- Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
- Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
- Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.
Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.
Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.
Источник