Развитие опоры у ребенка

Развитие опоры у ребенка thumbnail

По мере освоения навыков ползания и сидения, дети постепенно начинают вставать на ножки и делать первые шаги. Это новый и важный этап в их развитии, знаменующий переход малыша в вертикальную плоскость и передвижение в пространстве на двух конечностях. Обычно дети начинают ходить к годику, начиная с первых неуверенных шажков, а уже через пару недель практически бегая без остановки. Но не все дети сами решительно осваивают хождение, как родителям помочь в освоении навыка, нужно ли учить малыша ходить какими-либо способами?

Малыш встает: первые советы родителям

Малыш встает: первые советы родителям

По мере того, как малыш осваивает горизонтальное пространство, активно ползая по квартире, ему становится мало места для маневров, и постепенно он переходит на освоение и вертикальных плоскостей. Обычно первые и далеко не всегда удачные попытки вставать на ножки кроха осуществляет в своей детской кроватке, когда подтягиваясь за ее прутья, постепенно встает, держась за бортики. Пока еще удержание равновесия малышу удается слабо, поэтому, первые попытки встать могут быть не совсем удачными, ребенок падает назад, на попку. Однако, осознавая свои новые возможности, малыш как хороший спортсмен из раза в раз продолжает оттачивать свое мастерство, часами тренируясь и повторяя попытки. И это он будет делать до тех пор, пока ему не удастся встать на обе ножки относительно устойчиво и длительно, удерживаясь ручками за края кроватки.

Родители должны помнить о безопасности крохи в этот период, если кровать имеет регулируемое дно, как только малыш научился вставать, нужно опустить его в самое нижнее положение. Это элементарная безопасность ребенка, так как малыш может легко выпасть из кроватки, перевешиваясь при вставании через бортик. Родителям важно знать, головка крохи относительно тела еще очень тяжелая, а силы ручек и сообразительности в целом не хватит для удержания тела в равновесии. Кроватки имеют достаточную высоту, и падения с них вниз головой, особенно на плиточный или деревянный пол (без мягких покрытий) крайне опасны. Они могут привести к сотрясениям головного мозга, трещинам или даже переломам (с вдавлением) косточек на головке.

Тренировки детей и внимание родителей

По мере того, как дети проявляют готовность к переходу в вертикальную плоскость, они начинают вставать. Достаточно быстро они учатся подтягиваться за прутья кроватки и поднимать тело в вертикальное положение. А вот опускаться обратно в горизонтальное положение или сидячее — они еще не умеют. Родители могут заметить, что встав на ноги, дети начинают паниковать, кричать и привлекать внимание. Иногда они отпускают руки, падая назад, на попку. Это вполне естественный механизм обучения новым навыкам и для того, чтобы защитить ребенка от ушибов и более серьезных повреждений, природа создала такие особенности строения ягодичек крохи.

У малышей при рождении и в дальнейшем, в первые годы жизни, очень пухлые, покрытые слоем жирка ягодички, которые выполняют функции природного амортизатора и защиты внутренних органов и костей таза от травмирования. Дети при падениях на попку не испытывают болезненности (в отличие от взрослых, для которых это может быть очень опасным). Родители могут заметить, что падая вниз, на попку, кроха рефлекторно расставляет ручки в стороны, что еще активнее защищает его от более опасных ударов и падений, травм головки и затылка, спины. То, что малыши умеют так падать, совершенно не значит, что за ними не нужно следить родителям, когда те находятся в кроватке или манеже, на полу. Родители должны научить кроху опускаться на пол или дно кроватки правильно.

Развитие ребенка: научим садиться правильно

Развитие ребенка: научим садиться правильно

В развитии ребенка вставание на ножки — ответственный момент. Для первых попыток вставания на ножки крохе нужны точки опоры, поэтому прутья кроватки подходят для этого как нельзя лучше. Но могут помочь в этом и родители, предлагая в качестве опоры свои руки. Именно в этот момент важно научить ребенка не только правильно вставать, но и правильно падать. Это важно, чтобы ребенок не получил травм и не затормозился в освоении навыка.

Руки родителей — это отличный «тренажер» и для оттачивания навыка правильного присаживания после вставания. Чуть подавая тело малыша назад, за счет своих рук вы побуждаете его плавно присаживаться на попку, и кроха быстро поймет принцип безопасного опускания в горизонтальную плоскость. Но развитие ребенка не останавливается, и по мере того, как он научится активно вставать и садиться у опоры, он идет дальше. Через пару недель начинается уже освоение передвижения в вертикальной плоскости, что дает новый виток в развитии ребенка — передвижение в вертикальной плоскости, преставление ножек и хождение у опоры. Это дает расширение границ его территории и в этот момент важно, чтобы родители обеспечили крохе безопасность.

Советы родителям

Советы родителям

Чтобы развитию ребенка ничего не мешало, важно дать ему свободу передвижения, вставать у опоры в кроватке и двигаться в ней он научится быстро, и затем перейдет на освоение пространств комнаты, вставая у предметов. Самое время провести детальную проверку безопасности — закрепить все дверцы шкафов, выдвижные полки, до которых кроха может дотянуться. Есть специальные фиксаторы, если же их нет, можно заклеить дверцы и полки прозрачным скотчем. Не менее важно обезопасить и острые углы мебели специальными накладками или мягкими бортами.

Важно, чтобы в процессе передвижения у опоры малыш не получил травм и ушибов, страх боли может на некоторое время затормозить развитие ребенка и освоение им новых навыков (если в первые свои попытки это закончилось падением и сильным испугом). Данный навык важен для следующего и наиболее важного и трепетного момента — первых самостоятельных шагов. К ним кроху также нужно подготовить, обеспечив ему достаточно свободного пространства и ровной, устойчивой поверхности, без каких-либо препятствий под ногами. Сроки от хождения у опоры до первых самостоятельных шагов могут сильно варьировать, кому-то нужно пару недель, чтобы делать попытки стоять и ходить без опоры, а есть малыши, которым изначально нужно долго и основательно осваивать пространство, имея опору, и только потом малыш уже уверенно зашагает сам.

Источник

Когда дети начинают стоять самостоятельно с опорой и без неё, какие могут быть отклонения от нормы. Способы помочь ребенку принять вертикальное положение. Как избежать типичных ошибок родителей.

Читайте также:  Оказание помощи семьям воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии

Любая мама стремится сделать все возможное, а иногда и больше, чтобы ее дитя выросло не только здоровым, но и развитым, и одно из главных ее желаний — знать, что её ребенок «лучше всех». Все начинается с основ, поэтому одна из первых тем, которая встает в центр внимания не только родителей, но и педиатров, невропатологов, психологов — это то, во сколько дети начинают стоять.

Необходимые стадии раннего развития

Среди разнообразной литературы по детскому развитию существуют комплексы упражнений, помогающие малышу укрепить мышцы спины и ног, чтобы своевременно научиться стоять, а затем и ходить. Безусловно, этому предшествуют следующие стадии раннего развития ребенка, подготавливающие его к самостоятельному вставанию:

  1. Примерно в три месяца младенец учится поднимать голову, лёжа на животе. Он с интересом осматривает окружающее пространство, кажущееся ему незнакомым с новой позиции.
  2. В четыре-пять месяцев ребенок начинает сам переворачиваться со спинки на живот.
  3. К полугоду дети делают попытки ползти и примерно к семи месяцам обучаются этому первому для них способу самостоятельного передвижения.
  4. В возрасте около восьми месяцев детский опорно-двигательный аппарат становится способным к поддерживанию вертикального положения тела.
  5. К девяти месяцам дети начинают ходить с опорой на твердую поверхность, а потом и за руку.
  6. Примерно к году малыш делает первый самостоятельный шаг.

На изображении ниже видно во сколько месяцев ребенок начинает стоять на ножках с опорой — в возрасте около 10 месяцев.

Дети отличаются друг от друга в силу индивидуальных особенностей телосложения и характера. Чаще встречаются любознательные карапузы, с интересом воспринимающие всё новое и старающиеся как можно быстрее применить свои двигательные навыки. Поэтому в норме дети начинают самостоятельно вставать на ноги около 8 месяцев и к 10 делают это вполне уверенно.

Бывают спокойные малыши, которым достаточно созерцать происходящее вокруг, не принимая активного участия. У таких деток моменты развития могут несущественно отличаться от вышеперечисленных, и бывает, что им нужно помогать проявлять активность. У недоношенных детей также могут сдвинуться сроки обозначенных достижений, и не стоит торопить их, принимая во внимание то, что их реальный возраст отличается от возраста их сверстников.

В целом, если видно, что дитя старается хвататься ручками за перекладину, бортик кровати, колени или сиденье дивана и подтягиваться — значит, пришло время для вставания.

Как помочь ребёнку встать

В этом процессе родители выступают скорее наблюдателями, чем активными помощниками. Если сам малыш подтягивается и встаёт — значит, его мышцы уже готовы к этому процессу. Даже если он не достиг уже упомянутого восьмимесячного возраста, не стоит переживать. Не так уж важно, во сколько месяцев ребенок должен стоять на ножках с опорой. Если малыш встал, его уже не удастся заставить сидеть.

Когда это произошло, можно просто стараться обезопасить его движения, чтобы неожиданная травма или испуг не отвратили малыша от дальнейших свершений.

Когда кроха уже встал, можно слегка поддержать его за предплечья, поскольку даже сформированная мускулатура еще слишком слаба для длительного стояния. Это также предупредит возможное падение малыша.

В момент первого вставания опора на ручки является более важной, потому что мышцы рук уже научились поддерживать верхнюю часть туловища и являются более тренированными, чем ножные мышцы. Поэтому обязательно нужен предмет, за который кроха может держаться, пока стоит.

Сначала он крепко цепляется за него, не отпуская рук, но потом, осознавая свои силы, может начать исследовать пространство вокруг и перемещаться вдоль опоры маленькими шагами. Не следует препятствовать ему, но и не провоцировать ребенка сделать шаг тоже не стоит, если он к этому не готов.

Возможные источники опасности

Итак, карапуз уже научился ползать, а родители изучили вещи, находящиеся на уровне его глаз, и постарались обезвредить острые углы, захлопывающиеся двери и провода, лежащие на полу. Сейчас, когда ребенок начинает стоять с опорой, самое время обеспечить ему «мягкую посадку», если неокрепшие ножки устанут поддерживать его в вертикальном положении.

Обычно ножки подкашиваются, и ребенок просто падает назад — иногда садясь на ягодицы, иногда — опрокидываясь. В такие моменты помогает подгузник, смягчающий удар по «пятой точке», и ковёр, не дающий больно стукнуться о пол.

Встающему малышу важно уделять больше родительского внимания, поскольку, становясь более самостоятельным, он открывает себе дорогу в большой мир и не застрахован от его опасностей. Обязательно нужно следить за углами столов и острыми или хрупкими предметами, находящимися на них — ножи, чашки, мелкая бытовая техника. На время можно запереть дверцы шкафов или холодильников или залепить их клейкой лентой, чтобы обезопасить предметы, находящиеся внутри, а также спасти пальчики от защемления.

Упражнения для стимулирования вставания

Существуют различные упражнения для укрепления мышц малыша, которые помогают ему удерживать вертикальное положение. С помощью этих упражнений несложно научить ребенка стоять без опоры:

  1. Если ребенок еще не стоит, то почувствовать опору в ногах ему может помочь фитбол. Нужно положить его животом на неплотно накачанный мяч, покачать так, чтобы ножки касались твердой поверхности и отталкивались от нее. Обязательно аккуратно придерживать малыша, чтобы он чувствовал поддержку маминых рук.
  2. Поднять любимую игрушку так, чтобы кроха мог дотянуться до нее, держась за прочную опору. Малыш начнет стремиться к ней, ища возможность подняться.
  3. Регулировать высоту опоры. Когда дитя уверенно научится стоять, опираясь на предмет на уровне пояса, нужно перемещать опору выше.
  4. Можно попробовать занять руки ребенка, стоящего у опоры, интересной игрушкой. Таким образом, он будет прислоняться к опоре не руками, а животом, а руки будут заняты.
  5. Чтобы ребенок научился садиться из положения стоя, рядом со стоящим малышом на пол кладется игрушка. Когда он проявит интерес к ней, нужно помочь аккуратно сесть рядом. Так он научится не падать, а мягко приземляться.
  6. Несколько игрушек кладутся на разной высоте. Так кроха будет стараться дотянуться то до одной, то до другой, тем самым освобождая то одну, то другую ручку.
  7. Пока малыш стоит у невысокой опоры, можно разложить несколько игрушек на полу. Крохе предлагается поднять их поочередно.
  8. Если положить незначительную преграду между правой или левой ногой крохи, чтобы они стояли не на одном уровне, то он научится держать равновесие и в таком положении. Это развивает чувство баланса.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка мбдоу

Проводя такие упражнения регулярно, можно воочию убедиться, как это увлекательно и радостно, когда дети начинают стоять без опоры.

Как избежать ошибок

Бывает, что молодые родители торопят развитие своего чада, и как только малыш принял вертикальное положение, сажают его в ходунки, чтобы занять юного естествоиспытателя. Конечно, это неплохая возможность освободить руки, но не стоит забывать о том, что сорокаминутный срок — это максимальное время, которое ребенок должен проводить в ходунках, ведь это положение пока неестественно для его опорно-двигательной системы, и вставание должно чередоваться с сидением, чтобы дать отдохнуть неокрепшим мышцам.

Иногда ребенок пытается встать слишком рано, около пяти-шести месяцев, когда его позвоночник еще не в силах удерживать вес туловища. В таком случае врачи рекомендуют побуждать его к ползанию во избежания возможных проблем в развитии опорно-двигательного аппарата.

Можно класть любимую игрушку малыша впереди, но вне зоны досягаемости, чтобы у него был стимул дотянуться до нее. Тогда кроха будет покорять расстояния на корточках, и у него появится время для формирования опорно-двигательной системы до того уровня, когда она уже сможет удерживать его вертикально.

В любом случае, чтобы научиться стоять сначала с опорой, а потом и без нее, а также начать ходить, малышу требуется не только физическая подготовка, но главное — родительская любовь и поддержка. Только с ее помощью он освоит все перечисленные навыки и будет готов к новым большим достижениям.

Источник

фото 2Каждый ребенок — личность уже с рождения. Он растет и развивается, каждый день осваивая новые маленькие и большие навыки.

Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.

Научиться переворачиваться, ползать, стоять — все это предстоит маленькому человеку.

Родители не должны пытаться ускорить какой-либо процесс или подогнать его под среднестатистические нормы, но они могут помочь своему чаду развиваться физически, используя различные методики и техники.

Когда малыш начинает осваивать навык самостоятельно?

фото 1В среднем, малыши пробуют встать с опорой в 7-9 месяцев.

Первые пробы происходят со становления на коленки, после чего ребенок пробует подняться.

Отпустив руки, малыш зачастую сразу же приземляется на ягодицы, но продолжает проявлять упорство в освоении нового навыка.

Некоторые дети могут сразу опробовать передвигаться вдоль устойчивой основы, за которую они держаться.

Освоить вертикальное положение – задача не из простых.

Ребенок прилагает максимальное количество усилий, чтобы добиться результата. И это, является своеобразной разминкой для детского тела, которая также носит развлекательный характер.

Однозначных норм для понимания оптимального возраста ребенка для осуществления подъемов, принятия вертикального положения с упором на стопы, не существует. Некоторые дети могут встать в 7 месяцев, а некоторые в 10. Это не будет являться каким-либо отклонением в здоровье ребенка, поскольку каждый малыш индивидуален в своем развитии.

Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?

Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:

  • 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
  • 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
  • после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.

Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.

Важно! Опасными ранние подъемы считаются в возрасте 4-5 месяцев. Врачи настоятельно не рекомендуют поощрять эти действия, а наоборот отвлекать от них ребенка. В этом возрасте костная система не является развитой и готовой к подобным нагрузкам.

Создание условий для ходьбы

Для освоения одного из непростых, но очень интересных для маленького человека навыков – ходьбы, родители могут использовать такие подходы:

  1. Не водить ребенка за руки. Подобное действие значительно снижает потребность у крохи в самостоятельном передвижении, соответственно задерживает развитие самостоятельной ходьбы. На улице ребенка можно поддерживать в области таза – страхуя от неправильных падений. Дома следует дать ребенку полную свободу перемещения вдоль опоры, делая пробные первые шаги, стимулируя любимыми вещами или игрушками.
  2. Не использовать приспособлений, которые обусловливают искусственное вертикальное положение тела – ходунки или прыгунки.
  3. Снизить время пребывания ребенка на руках. Обеспечить ему больше игр на полу ил в манеже.
  4. Давать возможность самостоятельного перемещения в пространстве. Здесь очень важно обезопасить помещение, сделать его просторным и свободным, чтобы у крохи не возникало никаких препятствий в перемещении.
  5. Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься.
  6. Меньше страховать ребенка. Нормальным является падение ребенка на ягодицы при попытках осуществить первые шаги или встать. Родителям нужно быть готовым к тому, чтобы подстраховать ребенка, но постараться обеспечить условия в которых подобное падение не вызовет болезненных ощущений. К примеру, место, где ребенок может стоять, опираясь на что-то можно застелить мягким покрытием из EVA материала. Так ребенок сможет ходить босиком, поскольку пол становится теплым, а случайное падение не будет травматичным.
  7. Приобрести ходунки-каталку или ходунки-тележку. В отличие от разрекламированных ходунков, которые не рекомендуют педиатры, данные ходунки не поддерживают корпус ребенка и не нарушают его балансирование во время ходьбы. Подобная вещь послужит игрушкой и опорой, толкая которую ребенок сможет делать свои первые шаги не боясь упасть.

Справка! Согласно рекомендациям ведущих педиатров, первые шаги малыша по дому не должны сопровождаться какой-либо обувью. Лучше всего обеспечить безопасность передвижения в помещении и позволить крохе передвигаться босиком.

Во сколько месяцев начинает пытаться встать

При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.

Читайте также:  Доречевое развитие ребенка по месяцам

Способы:

На четвереньках

Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.

Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.

фото 4

Справка! Ребенок может быстрее освоить позу на четвереньках, наблюдая перед собой наглядный пример. Здесь помогут ситуативные игры на полу с мамой или папой, где они будут ползать или стоять на коленях, опираясь на руки.

На ножках с опорой и без

Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.

Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.

Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.

фото 6

Упражнения

Освоив возможность вставать, можно дать малышу повод использовать этот навык как можно чаще. Делать это можно с помощью некоторых упражнений. Они укрепят мышцы, научат стоять без опоры, подтолкнуть сделать первые шаги.

Занятия:

  • Со сменой опоры. Когда малыш уверенно научится подниматься, опираясь на привычную ему основу (на уровне талии), можно заменить барьер на более высокий (на уровне груди).
  • Во время того, как ребенок стоит, держась за опору ему можно предложить одну из любимых игрушек. Таким образом, ребенок будет держать руками игрушку, выполняя с ней различные манипуляции, опираясь животом, а не держась руками.
  • Приседания. Из положения стоя, ребенка можно научить садиться. Для этого лучше всего использовать предмет, который вызывает явный интерес у ребенка, располагая его рядом со стоящим крохой. Ребенок будет тянуться, пытаться присесть. Родителям необходимо поддерживать чадо в такие моменты.
  • Потягивания и перемещения. На стеллаж или другое приспособление с полками разной высоты, на которые ребенок может опереться или за которые может держаться, расставить различные предметы или игрушки. Таким образом, малыш будет тянуть вверху руку, и пытаться приподняться, держась только одной рукой. Данное упражнение послужит в качестве гимнастики для укрепления мышечного корсета и мышц ног.
  • Собрать игрушки. Ребенка следует поставить у низкого столика, вокруг которого разложить любимые игрушки. Крохе следует предложить игрушки собрать и положить на стол.
  • Поймать мяч. Рядом обычно используемой ребенком опорой, подвесить мяч так, чтобы он размещался на уровне колен ребенка. Ребенок будет учиться балансировать, перенося вес с одной ноги на другую, пытаясь буцать подвешенный мяч.
  • Доска для баланса. Занятия с поддержкой можно проводить на специальной балансировочной доске.

Дополнительно родители могут использовать некоторые приемы, которые будут стимулировать ребенка стоять без опоры, почувствовать себя увереннее и сделать свои первые шаги:

  1. Упражнение с фитболом. Мяч для гимнастики должен быть не сильно надутым, чтобы попа ребенка слегка «проваливалась». Родитель сажает малыша спиной к себе и раскачивает его, держа за корпус так, чтобы ножки доставали до пола. Упражнение поможет развитию координации, научит ребенка балансировать и держаться.
  2. Посадив ребенка на корточки, спиной к себе, поддерживая за корпус осуществлять покачивающие движения взад-вперед. Так ребенок освоит балансирование и привыкнет стоять самостоятельно, что позволит сделать первые шаги.
  3. Любимая игрушка. Это своеобразное упражнение построено в форме игры. Для его выполнения понадобиться любимая игрушка малыша, которую можно положить на определенное расстояние от крохи, тем самым побуждая его сначала доползти до нее, а потом предпринять действия, чтобы достать. Разместить или передвигать игрушку лучше всего к мягкой мебели, о край которой можно опереться, чтобы встать. С помощью этого упражнения ребенок поймет, как можно стоять самостоятельно.

Справка! Удачным приспособлением для физического развития малыша являются детские спортивные комплексы, использовать которые возможно уже с 6-ти месячного возраста. Безопасная конструкция, множество перегородок, горки, дополнительные приспособления станут интересным и увлекательным способом для малыша вставать, стоять с поддержкой и без, сделать свои первые шаги.

Массаж для укрепления мышц

Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.

Скользящие шаги

Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.

Сгибание и разгибание

Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.

Массаж спины

  1. Положение лежа на животе.
  2. Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
  3. Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
  4. Вернуться к поглаживаниям.
  5. Ребрами ладоней проводить по спине ребенка. Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
  6. Снова вернуться к поглаживанию.
  7. «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
  8. Делать круговые поглаживания.

Цикл состоит из 3-х повторений.

Массаж живота

  1. Исходное положение малыша – лежа на спине.
  2. Круговыми поглаживаниями начать массаж.
  3. Поглаживать косые мышцы живота.
  4. Кончиками пальцев осторожно растереть живот.
  5. Вернуться к поглаживаниям.
  6. «Пощипать» вокруг пупка.
  7. Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.

Цикл также состоит из 3-х раз.

Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.

Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.

Источник