Развитие общения ребенка с воспитателем

Общение дошкольника с воспитателем.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение — Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное — Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Педагогический такт.

Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.

Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм — то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, нос содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель — дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это способствует установлению положительного эмоционального климата в группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?

Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности

Взаимопонимание и контакт педагога и детей.

Особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые.

Опора на положительные качества ребенка.

Педагогический такт.

Стиль отношений.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Приемы, методы:

Словесные

  1. Беседы
  2. Игры-беседы
  3. Рассказ
  4. Чтение художественной литературы
  5. Использование игровых ситуаций
  6. Игры — беседы с персонажами сказок
  7. Сочинение историй
  8. Дискуссии
  9. Общение со сверстниками

Наглядные

  1. Контакт глаз
  2. Индивидуальные выставки
  3. Рассматривание фотоальбомов
  4. Беседа у зеркала
  5. Кукольные спектакли
  6. Экскурсии
  7. Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности
  8. Рассматривание иллюстраций

Практические

  1. Физический контакт
  2. Кукольные спектакли
  3. Игры — драматизации
  4. Игры — импровизации
  5. Игры — забавы
  6. Подвижные игры
  7. Пальчиковые игры
  8. Игры
  9. Игры в спортивном уголке
  10. Релаксация
  11. Игры с природным материалом
  12. Игры с водой
  13. Игры на музыкальных инструментах
  14. Игры со строительным материалом
  15. Развлечения
  16. Ласковая минутка
  17. Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера
  18. Моделирование и анализ заданных ситуаций
  19. Мини — конкурсы

Специально организованные формы:

  1. Музыкальные занятия
  2. Познавательное развитие
  3. Физкультурные занятия
  4. Психогимнастика
  5. Подвижные игры
  6. Сюжетно — ролевые игры
  7. Трудовая деятельность
  8. Чтение художественной литературы
  9. Художественная творческая деятельность
  10. Конструктивная деятельность
  11. Продуктивные виды деятельности

Условия:

— Цветовое решение окраски помещения и мебели

— Эстетический характер обстановки

— Настенные картины

— Уголок настроения

— Доска желаний

— Уголок сказки

— Соблюдение режима дня

— Гигиенические условия (поддержание температурного режима)

— Достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и умениям

— Аудиозаписи, музыкальные игрушки, инструменты

— Беседа с родителями, детьми

— Площадь для движения (игровое поле)

— Пособия для физического воспитания

— Мягкий модульный материал

— Материалы для режиссерской игры, театрализованной деятельности

— Оборудование и материал для экспериментирования

— Различные материалы для самостоятельной художественной и творческой деятельности

— Уголки книг

— Веселое настроение во время занятий

— Свободное посещение ДОУ родителями с детьми

— Создание комфортной обстановки с введением элементом семейного быта

Создание информационно-рекламной среды:

— Визитная карточка

— Журнал «Пробуждение»

1 половина дня

Прием:

  1. Беседа с родителями, детьми (теплое слово, вопрос, улыбка, создание атмосферы доброжелательности, доверия, взаимопонимания) 
  2. Коллективные беседы (чувство коллективизма, дружелюбие) 
  3. Игры (дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные) 
  4. Труд (возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха) 
  5. Индивидуальная работа с детьми
  6. Утренняя гимнастика
  7. Пальчиковая гимнастика(артикуляционная гимнастика) 
  8. Подготовка к завтраку (дежурство — поддерживать интерес детей к совместной деятельности, формирование культурно-гигиенических навыков — воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, культуру поведения в коллективе, скромность, вежливость, сдержанность) 
  9. Завтрак (правила поведения за столом, правильное умывание) 
  10. Дежурство по занятиям (трудолюбие) 
  11. Подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт) 
  12. НОД (формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к деятельности в школе) 
  13. Перерыв (подвижные игры, хороводные игры) 
  14. Психогимнастика (создает положительную эмоциональную атмосферу) 
  15. Одевание на прогулку (использование художественного слова, тон обращения, улыбка — создает хорошее настроение; приучает детей обращаться с просьбой, благодарить за помощь, развивается самостоятельность) 

Прогулка (наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств)

  1. Подвижные игры и спортивные развлечения (дети действуют совместно, достигают общих целей; формируются начала коллективизма, умение сопереживать, оказывать помощь, поддерживать сверстников) 
  2. Труд в природе (удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей) 
  3. Наблюдения
  4. Самостоятельная деятельность
  5. Возвращение с прогулки

2 половина дня

  1. Коллективная деятельность
  2. Самостоятельная деятельность:

— конструктивная деятельность (способствует развитию творчества и инициативы, приучает ребенка считаться с условиями, дисциплинирует деятельность)

— художественно-творческая деятельность (способствует развитию эстетических чувств, художественному восприятию, учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умениями ставить перед собой цель, планировать ее достижение)

  1. Подвижные игры
  2. Трудовая деятельность
  3. Индивидуальная работа
  4. Игры (сюжетно — ролевые, дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные, строительные — развитие гуманных чувств, ролевых взаимоотношений, помогающих дошкольнику понять другого, учесть его настроение, желание) 
  5. Чтение художественной литературы (развиваются положительные эмоции, в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем) 

Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить начатое дело до конца, другого — убирать за собой, третьего — подчиняться принятым правилам поведения, а каждого — быть предупредительным и доброжелательным.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя — во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

  1. Контакт глаз
  2. Физический контакт
  3. Пристальное внимание
  4. Дисциплина

Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Физический контакт — замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.

Основные методы обучения:

— Наблюдения

— Рассматривание рисунков и фотографий

— Свободное и тематическое рисование

— Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера

— Этюды

— Импровизация

— Моделирование и анализ заданных ситуаций

— Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные

— Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации

— Чтение художественных произведений

— Рассказ педагога и рассказы детей

— Сочинение историй

— Беседы

— Мини-конкурсы

— Дискуссии

На прогулке

— Наблюдение за природой, птицами, за явлениями окружающей жизни

— Общение со сверстниками

— Посильный труд в природе

— Спортивные развлечения

Источник

Юлия Меньшикова
Психология общения воспитателя с детьми

Важнейшим основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности.

В процессе общения обеспечивается единство действий людей, составляющих ту или иную группу людей, будь-то учебный класс, пед. коллектив или группа детского сада, при этом осуществляется их консолидация и упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигается взаимопонимание и согласованность поведения, поступков, а, следовательно, формируются соответствующие качества человека как субъекта труда и познания.

При этом хотелось бы отметить, что общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, но при этом выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и необходимость обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. То есть через общение осуществляются все воспитательные воздействия людей и общностей на личность.

Итак, мы выяснили, что особая роль в воспитании личности принадлежит общению, при этом, зная историю развития общения ребенка в ранние годы, можно многое понять в его становлении как личности.

Уже к возрасту 2,5 мес. у ребенка можно заметить первые отчетливые при-знаки потребности в общении. Вначале мотивационной основой общения для ребенка является удовлетворение его физиологических потребностей, эмоционально благоприятное отношение к нему со стороны матери. В дальнейшем мотивационная основа общения расширяется и обогащается. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым относятся потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержки. На этой основе выделяются три преимущественные категории мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Каждая категория мотивов возникает в общении, направленном на удовлетворение специфических потребностей.

В процессе развития общения происходит не только расширение и обогащение его мотивационной основы, но и усвоение новых средств общения.Среди них можно выделить следующие: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. По словам современного психолога М. И.Лисиной: «первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него».

Развитие у детей с рождения до семи лет проходит ряд специфических этапов, на которых происходит смена целостных форм общения,оцениваемых по следующим параметрам: время возникновения; место, занимаемое данной формой общения; потребности, удовлетворяемые при помощи данной формы общения и основные средства общения.

Итак, на протяжении первых семи лет последовательно сменяют друг друга следующие четыре формы общения:

1. Ситуативно-личностная форма (первое полугодие жизни) в развитом виде существует в форме известного «комплекса оживления» который представляет собой сложную реакцию младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Положительные эмоции, порождаемые и подкрепляемые в общении с ним взрослым, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует все его функции.

2. Ситуативно-деловая форма общения охватывает период жизни от 6 мес. до 2-х лет. Этот вид общения развивается в активном деловом взаимодействии ребенка со взрослыми, сотрудничестве с ними. Здесь ведущими становятся деловые мотивы общения, которые сочетаются с познавательными и личностными. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Важнейшим результатом развития общения в этот пери-од жизни является приобретение речи.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения. Развивается от 3 до 5 лет. Она в первую очередь влияет на развитие познавательных процессов ребенка. У него появляется множество вопросов о предметах и явлениях окружаю-щей действительности, а речь становится основным средством общения.

4. Внеситуативно-личностная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Эта форма общения в основном служит познанию детей и человеческих отношений, а также самого себя.

Постепенное накопление детьми опыта различных форм общения, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков и обеспечивают их готовность к обучению в школе. Благодаря разностороннему и интенсивному речевому общению ребенок к моменту поступления в школу начинает усваивать основные нормы и формы социального поведения.

Источник

Виктория Атарщикова
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями программы развития, организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит беседы.

Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они сами находят ответ на свой вопрос.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их отношениях, об исторических местах родного города.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению,сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

Но даже увлекательное дело – не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом,и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным.Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малоприятное – доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают преодолевать детские «не хочу»приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам», «Кто скорее».

Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал очевидным для самого ребенка. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

Не все «трудные»детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое».

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску.Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

Существует такая форма взаимодействия как познавательная беседа.

Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников (например: «От семечка до яблока», «Как растут булки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал, но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких птиц или зверей, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут разговаривать со взрослыми на познавательные темы.

Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательныедействия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.

Библиография.

1. Бабаева Т. И. ,У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

3. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф., Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле». Детский сад от А до Я, №1 2009.

4. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Источник