Развитие незрячего ребенка до года
Почти 80% информации человек получает благодаря зрению. Возможность видеть особенно важна для ребенка, его полноценного физического, и ментального развития. Из-за дефектов зрения незрячий ребенок может отставать в развитии от зрячих сверстников. На фоне болезни глаз часто развиваются патологические черты характера, такие как негативизм, эгоизм и эгоцентризм. Это делает развитие в обществе практически невозможным. Поэтому, как быть тем, которых судьба лишила возможности видеть? Как развивать слепого ребенка и когда начать это делать?
Когда нужно заняться развитием ребенка?
Большинство зрячих и незрячих родителей считают, что начинать развитие ребенка нужно после 3-х лет. Но тогда уже поздно! Более сложная ситуация у тех, чьи дети родились без зрения. Обычно, забота родителей превращает детство слепых детей на долгие больничные коридоры, белые палаты и прогулки без баловства. Безусловно, необходимо заниматься здоровьем своего ребенка, но тем самым не лишать его детства, радости и полноценного развития.
Каждый человек рождается с незрелым зрением. Поэтому, зрячие и незрячие дети развиваются с одинаковыми темпами до 3-х месяцев. Затем дети с недостатками зрения значительно отстают в развитии от своих сверстников. Почему это происходит?
На 4-м месяце жизни зрячий ребенок замечает, что имеет собственные ручки и ножки. Яркие игрушки, пространство комнаты и присутствие других людей побуждает ее к движению и исследования окружающего мира. Незрячий ребенок не видит окружающую среду, поэтому не имеет мотивации двигаться и познавать. В его ощущениях люди и предметы появляются с неизвестности и исчезают в ней. Это существенно тормозит развитие. Но этому можно помочь с помощью физических упражнений, развивающих игр и общения. Начинать этот процесс нужно не позже, чем из 3-х месяцев.
Движения, которые реабилитируют
Отсутствие зрения слепому компенсируют тактильные ощущения, звуки, запахи и эмоции других людей.
Первое и самое важное для каждого малыша — понять, что он собой представляет. Чтобы он почувствовал собственные ручки и ножки, стоит надеть на них резинки с колокольчиками. Так довольно быстро малыш поймет, что этот колокол связан с его собственными движениями.
У всех незрячих детей есть нарушение работы вестибулярного аппарата. Чтобы это не стало проблемой, родителям нужно приучать ребенка к движению. Для этого стоит часто носить ребенка на руках. Рекомендуется на прогулке носить малыша в специальном рюкзаке-кенгурушке. Не забывайте качать ребенка на руках, но, если ребенок негативно реагирует на это — постепенно приучайте его к таким движениям. В противном случае он будет бояться передвигаться.
Не игнорируйте упражнения и массаж, который рекомендуется всем маленьким деткам. Стоит отметить, что есть пространство, где слепой ребенок чувствует себя свободно и безопасно — это вода. Незрячие дети довольно быстро овладевают плаваньем. Для подстраховки малыша есть специальные надувные круги, которые надеваются на шею. Приобретите такой, чтобы ребенок случайно не глотнул воды и не испугался.
Чтобы малыш тянул ручки и учился держать головку, привлекайте его внимание шумными игрушками. Он будет реагировать на звук и будет тянуться к нему.
Если организовать правильное пространство и адаптировать к нему ребенка он сам начнет ползать и ходить. Рекомендуется дать малышу тактильную трость, как только он начнет делать первые шаги. Сейчас в сети можно приобрести специальные трости для детей, которые имеют очень короткую длину и яркую окраску.
Не стоит обострять внимания на том, что ребенок не видит. Он такой же, как и все. Просто особенный.
Перевод статьи из газеты «Промінь»
Автор: Юлия Мостовая
Источник
Стоит ли описывать чувства родителей, в семье которых появился незрячий и слабовидящий ребёнок. Как воспитывать и развивать такого малыша, как он будет ориентироваться в пространстве и общаться со сверстниками, что ждёт его в будущем — ответы на эти и другие вопросы мы получили у Алексея Орлова, автора незрячего гид-проекта «Осязаемый Петербург», консультанта родителей незрячих детей по вопросам развития и воспитания.
— Когда я с вами начала переписываться, зная, что вы незрячий, была удивлена, как быстро вы отвечаете на сообщения. А насколько сейчас интернет-сайты, сервисы, программы адаптированы для слабовидящих и незрячих людей?
— Однозначной оценки дать невозможно. Для незрячих и для слабовидящих требования к уровню адаптации разные. Существует государственный стандарт, в котором прописаны критерии адаптации сайтов для незрячих и для слабовидящих. К сожалению, данный стандарт не доведён до ума и требования, удобные для незрячих, не всегда удобны для слабовидящих. В категориях софта существуют программы экранного доступа, озвучивающие всё, что вы видите на экране. Примером хорошей адаптации служит сайт «ВКонтакте». В сентябре 2016 года один из незрячих создал петицию, направленную на создание доступной среды для незрячих в VK, просьбу удовлетворили через пару месяцев. Нельзя сказать, что все русскоязычные сайты отлично адаптированы для незрячих и слабовидящих. Есть к чему стремиться.
— Вы создали некоммерческий социальный проект «Тифлопедагогика Герцена» — помощь родителям», объединивший информацию об организациях, связанных с помощью незрячим и слабовидящим людям любого возраста. Как вы к этому пришли и на что стоит обратить особое внимание в проекте?
— Я начал собирать для своей девушки научные материалы, связанные с тифлопедагогикой. В процессе сбора информации столкнулся с проблемой: в интернете не нашлось никакого единого централизованного ресурса, который бы был посвящен дисциплине «Тифлопедагогика». Я собирал материалы фактически по крупицам, а затем решил, что пора выводить знания, связанные с методикой преподавания и обучения незрячих, в свет. Так появилась группа. В проекте родителям незрячих и слабовидящих, тифлопедагогам и реабилитологам следует обратить внимание на лёгкую доступность книг, статей. Наши читатели часто обращаются ко мне, как к незрячему человеку, за помощью и советом по развитию и воспитанию незрячего ребенка. В вопросы, касающиеся слабовидящих, я не лезу.
— Когда незрячий узнаёт, что он незрячий или слабовидящий?
— Когда ему об этом скажут. Отношение к дефекту формируется обществом. Если ребенка воспитывают как обычного человека, не гиперопекают, наделяют его всеми обязанностями — вырастает образованный и мобильный человек, способный трудоустроиться, создать семью и приводить в восторг своей деятельностью окружающих.
— Что вы посоветуете родителям, которые только узнали о такой особенности своих детей? Где искать нужных специалистов, педагогов, врачей?
— Не паниковать. Читать Озерова В. Д., например, в книге даются инструкции как и что делать. Не слушать отрицательные или осуждающие сплетни родственников, контактировать с библиотеками для незрячих и слабовидящих, провести мониторинг существующих реабилитационных центров. В интернете всё это есть. Читайте Озерова В. Д. «Беседы с родителями незрячих детей», изучайте материалы, обращайтесь ко мне.
— Как растить и воспитывать незрячего ребенка? В чем незрячий ребенок нуждается прежде всего? Как могут родители мешать?
— Воспитывать незрячего ребенка нужно так же, как и зрячего, но есть отличия, описанные у того же Озерова. Автор на своём примере рассказал, как воспитывал своего незрячего ребенка. Незрячий ребёнок нуждается в адекватном и в полноценном отношении родителей к нему. Тактильное общение, подвижные игры, положительная звуковая обстановка, приятные ароматы, любовь матери и отца — это главное до шести лет. Зрячие мешают незрячему только гиперопекой, желанием сделать что-то за него. А потому, если в доме бабушка или дедушка, которые балуют незрячего или слабовидящего, — переселяйтесь в другой дом. Чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче и приятнее с ним будет общаться, когда он вырастет.
— С помощью чего незрячие дети познают мир?
— Незрячие дети познают мир с помощью тактильных книг, подвижных игр, шрифта Брайля, музыки, звуковых игрушек, компьютера, окружающего мира в целом. Тактильные книги находятся в библиотеках для незрячих. Тифлокомментарии (краткие сообщения о событиях, происходящих на экране, например, куда человек пошёл, описание внешнего вида героя) к мультфильмам можно скачать в интернете.
— Как незрячие малыши ориентируются в пространстве и осваивают бытовые навыки? Зачем незрячему малышу нужна трость и какая?
— Незрячие ориентируются в пространстве на слух, тактильные ощущения, запахи. В три года незрячий ребенок должен свободно перемещаться по дому, уметь ходить не за руку, но процесс адаптации у каждого свой. Качество освоения бытовых навыков происходит за счет усердия родителей. Осваивают на ощупь, на память, на основе устных объяснений. Трость — это продолжение руки. К трости можно начать приучать ребенка с трех лет, но только в игровой форме, чтобы не развить у малыша агрессивного отношения к этому предмету.
— Как родителям нужно следить за режимом сна незрячих детей? Какие сны видят незрячие?
— Родителям нужно следить за режимом сна незрячего так же, как они следят за режимом сна зрячих детей. Следует выработать четкий график или распорядок действий, который не следует нарушать. Об этом подробно написано в книге М. Брамбринг «Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье» (2003).
Если незрячий от рождения, то сны он видит такие же, как и зрячий, но без визуального ряда (звуки, вкус, эмоции, осязание).
— Как рисуют незрячие дети и играют в игрушки, в том числе и компьютерные?
— Зависит от возраста. Малыши рисуют на ощупь, на специальной бумаге. Рисуют острым предметом, чтобы проследить линию, а затем внутри контура закрашивают мелом или краской. В компьютерные игры незрячие начинают играть примерно с десяти лет. О компьютерных играх рассказано на сайте «Тифлокомп».
Картина незрячей художницы Татьяны Семёновой «Лев и собачка»
— По каким признакам незрячие дети узнают свои игрушки?
— Форма, вес, материал, звуки, запахи. Всё, кроме внешнего вида.
— Какие плюсы незрячим даёт детский сад?
— Самостоятельность, принятие быстрых решений в разных ситуациях, участие в команде, умение постоять за себя, в том числе и перед зрячими.
— Где и на кого учатся незрячие и слабовидящие в Петербурге? Кем работают?
— ВУЗы доступны незрячему все. Учатся в школе им. К. К. Грота. Основные профессии: музыкант, массажист, программист, юрист. Нестандартные, на моём примере, — гид по городу, учитель в детском саду, автор бизнес-тренингов.
— Как незрячие и слабовидящие школьники проводят досуг?
— Форма проведения досуга незрячих ничем не отличается от формы проведения досуга зрячих. Зависит от развитости. Одни играют в музыкальные интеллектуальные игры, а другие выпивают, наслаждаясь солнышком после уроков.
— С какого возраста следует учить незрячих детей ходить в магазин самостоятельно? И как дети определяют денежные купюры?
— Незрячий должен уметь ходить в магазин и покупать товары с 10 лет. Оплата банковской картой. Минус купюр: дать отложенную купюру можешь, а сдачу проконтролировать нет. Если попытаются обмануть, вбив большую сумму, — это легко проследить через мобильный банк.
— С какого возраста незрячий подросток должен уметь перемещаться по городу самостоятельно?
— Я начал по городу перемещаться с 15 лет.
— Нужно ли незрячим предлагать помощь? И как это правильно делать?
— Зависит от вашего настроения. Подойти к незрячему, устно предложить ему помощь. Если согласиться — спросить как лучше: взять его за руку или пойти рядом, подсказывая куда повернуть и предупреждая о препятствиях. Если незрячий ответил отрицательно — идите далее, выбросив это событие из головы. Ваша миссия выполнена.
— Что делается в Петербурге для незрячих и слабовидящих?
— То же, что и в других городах: создаётся доступная среда (звуковые светофоры, говорящие информаторы в транспорте, банкоматы; ведётся работа по обучению особенностям взаимодействия персонала в сфере различных услуг с незрячими).
Источник
Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).
Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)
Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.
К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.
От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.
Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.
С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…
Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…
Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю
Источник
Психическое развитие слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего своеобразно как по темпам, так и по качественной характеристике.
Стадии развития системы компенсации слепоты непосредственно связаны с возрастом детей и уровнем их психического развития. По мере роста ребенка стадии компенсации слепоты все более связываются с общим психическим и социальным развитием, а не только с физическим, как это имеет место в первые недели жизни.
Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, вызванные окружающей средой, свойственные тому или иному виду восприятия, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с формированием умения слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые и другие раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними.
Овладение этим умением предопределяет переход к новой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира.
Роль направленного воспитания в этом возрасте огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.) является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты.
Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, понимаются значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения.
При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций.
При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности.
Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. В период примерно от 6 месяцев до 3 лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.
Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут быть использованы ребенком предшкольного возраста, т.к. его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены.
В компенсации слепоты и преодолении вторичных отношений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сенситивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.
Развитие моторики
После 6 месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от 1 года до 2 лет у слепых детей наиболее результативно.
Слепые дети овладевают ходьбой в возрасте от 1 до 2 лет, причем первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, — к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от 1 до 2 лет.
Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно (поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие).
Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом, всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет кребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами.
Однако с 8—9 месяцев развитие моторики становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т.д.
Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка — это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для снятия напряженности, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряженность в движении.
Вставание. Около 7 месяцев ребенок начинает вставать на ножки. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать к тому, чтобы они начали самостоятельно вставать.
Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол, чтобы взрослый мог придерживать его.
Детей с глубоким нарушением зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале необходимо показать, как найти опору ручками, затем — как, опираясь руками о край стула (стола), вставать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно. Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно подсказать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое.
Ползание. Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, координация движений развита лучше, чем у детей, миновавших эту стадию.
Когда малыш лежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлении схватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе».
Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учат ребенка владеть своим телом.
Ходьба. Прежде чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки, — он не готов к самостоятельной ходьбе.
Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, например, ставить ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить.
Ориентировка. С первыми шагами ребенка окружающий его мир начинает значительно расширяться. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов.
Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен сам научиться преодолевать первые трудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие.
Когда ребенок научится ходить за руку со взрослыми, можно отойти на несколько шагов и позвать его, чтобы он пошел на звук голоса. Постепенно упражнение усложняют: малыша зовут, стоя сбоку от него, сзади. Малышу следует называть предметы, встречающиеся ему на пути. Определенное расположение мебели помогает ребенку освоить пространство и без страха ходить по комнате.
Ребенка необходимо приучить ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную и т.д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.
Большинство таких детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам.
Не следует пользоваться ходунками при обучении слепых детей. Привыкая к ним, ребенок не может самостоятельно держать равновесие.
Развитие действий с предметами
Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками.
К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей.
Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным «учителем» в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу предоставить ребенку наибольшее количество предметов и обучить ими пользоваться, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами.
В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая их моторику, обучать приемам и способам обследования предметов. Ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом.
Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть.
Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности.
Обучение действиям с предметами и игрушками
Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени (он склонен путать день и ночь).
Особое значение в развитии активности приобретают игрушки. Слепому малышу нужны «озвученные» игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки и т.д. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким.
С 4 месяцев нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их. Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов.
Прикосновение к некоторым видам может вызвать у него отрицательные эмоции. Ребенку неприятно дотрагиваться до холодных металлических предметов. Мягкие игрушки из искусственного меха могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц.
Малышам 1-2 года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.
Ребенка 2-го года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Очень важно, чтобы процесс знакомства доставлял ребенку удовольствие. Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение.
Для этого ребенка обучают действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку.
К концу 2-го и на 3-м году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи».
Для знакомства со шкафом ребенка ставят на стул, чтобы с помощью осязания он убедился, какой шкаф высокий. Затем выдвигают ящики, чтобы показать, что в шкафу хранятся различные вещи.
К началу 3 года жизни слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет.
Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т.д.) и помогать связывать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов — с приходом человека).
К концу второго — началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки.
Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (<20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие.
На 3-м году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (d > 15 см) и учат протягивать его и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои.
На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек.
Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Когда ребенок научится показывать части своего тела, взрослого, куклы, нужно начинать учить его элементарным действиям с игрушкой.
Прежде всего надо научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать, кормить. Не следует забывать при этом проговаривать каждое движение: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарело