Развитие навыков социального поведения ребенка

Мосихина Ксения Анатольевна

Формирование социальных   навыков поведения детей дошкольного возраста

Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.  Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.  Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Поэтому так необходимо помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как   нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к деятельности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении — формирование социальных навыков поведения детей. На первом этапе своей работы мы изучали детскую жизнь в играх, и нашли черты организованности, заинтересованности.  Изучив литературные источники («Я — ты — мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. «Особенности общения с дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум по дошкольной психологии» Г.А. Урунтаевой) и по своим наблюдениям, обратили внимание на то, что дети, обладающие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового общества. Как показал наш опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развилось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом.  Это качество — общественность.  Для этого необходимо создать определенные условия.  Поэтому, на втором этапе, мы решили изменить развивающую среду в группе — для формирования общественности, социальных навыков.

Создали центр социально-эмоционального развития — это место, где у детей формируются основы культуры общения через решение проблемных ситуаций, игровую и театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности.       В центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие душевные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений.  Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, эмпатию. Для нас было важным помочь детям осознать, что социально принятые правила поведения обуславливают лишь внешний слой общения. Чтобы научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, мы предлагали детям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как:

«Отнял игрушку»,

 «Толкнул»,

«Нечаянно разрушил постройку товарища»,

 «В группу пришел новенький» …

Формирование социальных навыков происходит непрерывно: например, в режимные моменты возможны следующие ситуативные разговоры:

1. «Что такое общение?».

 Цель: показать детям, что без общения жизнь человека невозможна, общение предполагает взаимоотношение людей; общение должно быть доброжелательным.

2. «Общение бывает разным».

 Цель: знакомим детей с некоторыми видами общения (контактным, устным, письменным), показать, с помощью чего можно общаться на расстоянии.

3. «Зачем быть вежливым?»

Цель: объяснить дошкольнику, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, вежливым нужно быть всегда, вежливость должна быть искренней.

4. «От улыбки станет всем светлей…»

 Цель: показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, улыбка признак доброго расположения, говорящих друг другу.

5. «Попробуй попроси?»

 Цель: учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику, объяснить, что просьба должна быть мотивированной.

6. «Не забудь извиниться».

Цель: познакомить детей с разными выражениями, которые используются при извинении; обращать внимание дошкольников на то, что извинение должно быть с объяснением; объяснить детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт.

Из раздела  «Ознакомление с окружающим»

1. «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на улице).

Цель: расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

2. «Едем в гости» (моя семья).

Цель: уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к близким, культуру поведения.

3. «Какие мы?».

Цель: развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом.

В своей работе   используем различные методы и приемы:

  • Наглядный метод. Рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, диафильмов, дидактический материал.
  •  Практический метод.  Игровые упражнения и занятия, игровые ситуации и сюжеты, введение сказочных героев, игры-драматизации.
  •  Словесный метод.   Беседа, вопросы-ответы, игровые упражнения.

 Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то были проведены игровые занятия в познавательной и совместной деятельности по темам:

«Я считаю тебя хорошим».  Цель: развивать представления о том, что такое «дружба».

«С кем я дружу».  Цель: формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях.

«Портрет друга».  Цель: помочь выявить и обобщить внешние и внутренние качества друга.

«Ссора».  Цель: способствовать осознанию причин, приведших к конфликту, и возможных путей его разрешения.

 «Вместе с друзьями». Цель: способствовать формированию хороших отношений между детьми.

Совместно с детьми воспитатели изготовили маски, изображающие эмоции человека во время ссоры, обиды, радости, доброты и т.д., которые   в дальнейшем    используем для инсценировок, кукольных театров.

Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста   невозможна без активного сотрудничества воспитателей с родителями. Поэтому    организовываем для родителей консультации по данной теме, знакомство с новинками педагогического процесса, приглашаем на занятия, собрания, делимся успехами, результатами работы.

   В результате такой работы дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Наши воспитанники научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка

Наша задача: продолжить работу по этой проблеме и добиться следующих результатов:

1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.

2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.

3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.

4. Формировать наиболее сплоченные отношения детей в обществе и играх

Источник

Рассказываем о важнейших социальных навыках, которые нужно развивать ещё в детстве, чтобы в будущем добиться успеха.

Курс обществознания в пятом классе начинается с запоминающегося утверждения: «Человек – существо биосоциальное». Что делает человека не просто животным? В первую очередь, общество себе подобных – взять хотя бы детей-маугли, которые выросли с животными и так и не смогли адаптироваться к человеческому образу жизни.

Принято считать, что самые важные знания о поведении в обществе ребёнок получает только в традиционной школе – якобы больше нигде нельзя научиться общению со сверстниками, дисциплине и мирному разрешению конфликтов. Поэтому многие родители боятся дистанционного обучения как огня. Мы решили развеять этот миф и рассказать, какие навыки являются ключевыми и откуда они на самом деле берутся!

Работа в команде

Что это даст?

С этим навыком люди охотно участвуют в принятии коллективных решений, более ответственно относятся к своему и чужому труду и, как показывают исследования, лучше устраивают семейные отношения.

Как развивать?

Все начинается с семьи. Видели ли вы телешоу, где семьи соревнуются друг с другом? Колоссальную роль в них играет командный дух и то, насколько сплочённо работают над заданиями все члены семьи.

Конечно, необязательно прыгать в мешках перед камерой, но можно регулярно делать что-то всей семьёй: играть в настольные игры, что-то мастерить. Даже элементарные домашние обязанности можно превратить в увлекательное командное занятие. Главное – не забывать всегда отмечать, как важен вклад каждого члена команды в общее дело.

Также полезен командный спорт – например, футбол, или занятие танцами в коллективе. Там ребёнок научится работать сообща, быть ответственным и найдёт хороших друзей.

Вежливость

Что это даст?

Нет нужды объяснять, насколько упрощает жизнь простая вежливость. Как сказал Мигель де Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Как этому учиться?

Тот случай, когда подать хороший пример – лучшее, что вы можете сделать. Если ребёнок регулярно слышит от родителей «волшебные» слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста», то и сам начинает их употреблять. Можно обращать внимание ребёнка на то, как и при каких обстоятельствах проявляют вежливость другие люди или герои мультфильмов, книг и сказок и как приятно от этого другим.

Уважение личных границ

Что это даст?

Детям свойственна большая открытость миру и неумение определять, где заканчиваются их личные границы и начинаются чужие. Но из тех детей, которые так и не приобрели этот навык, вырастают взрослые, не умеющие уважать чужие взгляды и навязывающие своё мнение.

Это ведёт к проблемам в общении и взаимопонимании, сложностям на работе и в личной жизни. Напротив, умение уважать и соблюдать личные границы поможет ребёнку вырасти человеком, с которым будет приятно общаться.

Как этому учиться?

Направляйте и объясняйте, как вести себя с детьми и взрослыми, почему нужно соблюдать границы. Приведите примеры из сказок или мультфильмов или расскажите поучительную историю. И конечно, показывайте на своём положительном примере.

Следование инструкциям

Что это даст?

С одной стороны, хотелось бы воспитать свободную и независимую личность с собственным мнением и собственными идеями, но с другой – нужно научить ребёнка соблюдать конкретные требования, которые перед ним ставят. Это умение ему пригодится и в школе, и в вузе, и на работе, и в семейной жизни.

Как этому учиться?

Игры или совместная деятельность с чёткими инструкциями помогут ребёнку научиться выполнять поставленные задачи. Например, делая вместе работу по дому, дайте ребёнку максимально понятные и подробные указания. И не забудьте его похвалить, когда он их выполнит! Хорошо развивает этот навык сбор конструктора по инструкции, рисование картин по номерам и прочие игрушки и хобби.

Слышать, а не просто слушать

Что это даст?

Уметь слушать – это не про физические возможности. Это про способность услышать и понять, что тебе говорят. Люди, которые умеют слышать других, более успешны в общении с друзьями, начальством, родными и второй половинкой.

Как этому учиться?

Самый простой и очевидный способ – разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о каких-то событиях и личностях. В этом вопросе нельзя недооценивать пользу книг. Читайте вместе с ребёнком, делайте небольшие перерывы, чтобы ребёнок мог рассказать, как он понял прочитанное. Или обсуждайте с детьми просмотренные ими фильмы и мультфильмы.

Делиться

Что это даст?

«Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернется», – известный с детства девиз Крошки Енота. Делиться игрушками, конфетами и другими вещами с теми, кто им нравится, дети начинают уже в возрасте двух лет. Так они устанавливают новые контакты и заводят друзей.

Мало просто находить возможность делиться, нужно этого хотеть. Люди, у которых развит этот социальный навык, гораздо охотнее других приходят на помощь друзьям и коллегам, умеют поддержать в трудную минуту.

Как этому учиться?

Если заставлять ребёнка насильно делиться, то это действие для него будет связано исключительно с негативными эмоциями и быть щедрым ему вряд ли захочется. Поэтому лучше всего показать ребёнку, что щедрость приносит положительные эмоции не только тому, кто делится, но и тому, с кем поделились. Обращайте внимание ребёнка на такие события в сказках и мультфильмах, подавайте личный пример и обязательно хвалите его, когда он искренне делится чем-то с другими.

Читайте также:  Теория выготского по проблеме развития личности ребенка

***

Исследования современных психологов доказывают, что взрослым, у которых социальные навыки были хорошо развиты в детстве, гораздо проще решать конфликты, вливаться в новые коллективы и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Это позволяет им лучше справляться со своей работой и быстрее двигаться по карьерной лестнице. Социальные навыки ребёнка закладывают родители, поэтому так важно уделять детям время, играть с ними, разговаривать.

А что в вашем воспитании в детстве помогло вам во взрослой жизни и общении?

Источник

Социальные навыки предполагают обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  Для этого  необходимо  формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  кооперироваться  и  сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций.  Необходимо  обучить  детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются  этически  ценные  формы  общения,  так же  помочь  понять, как  легко  может  возникнуть ссора,  её  причина  и  помочь находить  способы  и приемы  самостоятельного  разрешения.

Поэтому, считаем необходимым, помочь детям  понять,  что  делать  что-то  вместе  не  только  интересно,  но  и  трудно,  так  как   нужно  уметь  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.
Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной  деятельности  и,  прежде  всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его  интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.
Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении — формирование  социальных  навыков поведения  детей.

На  первом  этапе  своей  работы  мы  изучали детскую  жизнь  в играх,  и  нашли  черты  организованности,  дисциплинированности,  заинтересованности.  Изучив  литературные  источники  («Я — ты — мы». Программа социально-эмоционального развития  дошкольников. «Особенности общения  с  дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум  по  дошкольной  психологии»  Г.А. Урунтаевой )  и  по  своим  наблюдениям,    обратили  внимание  на  то,  что  дети,  обладающие  этими  качествами,  совсем  не  становятся  хорошими  членами  детского  игрового  общества.

Как  показал  наш  опыт  организации  детской жизни,  необходимо,  чтобы развилось  и  действовало  особое  качество,  позволяющее  детям  устанавливать  между  собой  связи,  чувствовать  друг  друга,  общаться  друг  с  другом,  быть  способными  действовать  друг  с другом.  Это  качество — общественность.  Для  этого необходимо  создать  определенные  условия.  Поэтому,  на  втором  этапе, воспитатели  решили изменить развивающую  среду  в  группе — для  формирования  общественности,  социальных  навыков.

Создали  центр  социально-эмоционального  развития — это место,  где  у  детей  формируются  основы  культуры  общения  через  решение  проблемных  ситуаций,  игровую  и  театрализованную деятельность,  где  закрепляются  знания  об  окружающей  действительности.       В  центре  представлены  семейные  альбомы,  фотографии,  детские  рисунки,  домашние  реликвии,  что  помогает  формировать  у  детей  важнейшие  душевные  ценности,  в  том  числе  представление  о  гармонии  семейных  отношений.  Это  рождает  в  ребенке  чувство  защищенности,  теплоту,  эмпатию. Для  нас  было  важным  помочь  детям  осознать,  что  социально  принятые  правила поведения  обуславливают лишь  внешний  слой  общения.

 Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми  уважительно  и  деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  мы  предлагали детям,  в  совместной  деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать  определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драмматизаций  различного  содержания,  такие  как:

? «Отнял  игрушку»,
? «Толкнул»,
? «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»,
? «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,
? «В  группу  пришел  новенький»…

Наше дошкольное учреждение  работает  по  программе  «Школа 2100», поэтому  формирование  социальных  навыков  происходит  на  каждом  занятии:  например  по  разделу «Ты словечко, я словечко» (курс «Риторика»):

1. «Что такое  общение?».
 Цель:  показать  детям,  что  без  общения  жизнь  человека  невозможна,  общение  предполагает  взаимоотношение людей; общение  должно  быть  доброжелательным.
2. «Для  чего  люди  общаются?»
 Цель:  познакомить  детей  с  основными коммуникативными  целями;  объяснить  разницу  в  целях: поделиться  радостью  и  похвастаться.
3. «Общение  бывает  разным».
 Цель: знакомим  детей  с  некоторыми  видами  общения (контактным,  устным, письменным),  показать, с помощью  чего  можно  общаться  на  расстоянии.
4. «Зачем  быть  вежливым?»
Цель: объяснить  дошкольнику,  что  вежливость  помогает  человеку  налаживать  контакт  с  собеседником,  вежливым  нужно  быть  всегда,  вежливость  должна  быть  искренней.
5. «От  улыбки  станет  всем  светлей…»
 Цель:  показать  детям, что  улыбка  помогает  налаживать контакт  между  собеседниками, улыбка  признак  доброго  расположения,  говорящих  друг  другу.
6. «Как  обратиться  с  просьбой?»
 Цель:  учить  детей  вежливо  обращаться  с  просьбой  к  собеседнику,  объяснить,  что просьба  должна  быть мотивированной.
7. «Не забудь  извиниться».
Цель: познакомить  детей  с  разными  выражениями,  которые  используются  при  извинении;  обращать  внимание  дошкольников  на  то,  что  извинение  должно  быть  с  объяснением; объяснить детям, что  чувство  вины  создает  душевный  дискомфорт.
8. «Правила  общения».
Цель: вспомнить с детьми  правила  общения, с которыми  мы познакомились;  обращать внимание детей на то, что одним  из главных правил  являются  такие,  как:  будь вежливым, внимательным, доброжелательным  и искренним.
9. «Человек без друзей, что дерево  без корней.»
Цель:  объяснить детям, что в основе  дружбы  лежит взаимопонимание,  добрые  и сердечные отношения.

Из  раздела «Здравствуй,  мир» (курс «Ознакомление с окружающим»):

1. «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на  улице).
Цель: расширить  представления  детей  о правилах поведения  во  дворе  и на улице; учить детей видеть  всё то, что представляет опасность для  их жизни и  здоровья.
2. «Едем  в гости» (моя семья).
Цель:  уточнить  знания  детей о родственных  связях; воспитывать любовь  и уважение  к  близким,  культуру поведения.
3. «Какие  мы?».
Цель:  развивать способность определять  эмоциональное  состояние  по  схематическим  изображениям  и  объединять различные  изображения  единым сюжетом.

Из раздела  «Путешествие  в  прекрасное» (курс «Синтез искусств»):
1. «Общение».
Цель: закреплять  правила  беседы,  выделять  важность и необходимость  «вежливых  слов»  в  общении  людей.
2. «Мир  вокруг  нас».
Цель: рассказать  о  красоте  окружающего  мира,  о бережном отношении  к  природе.
3. «Значение  поступков».
Цель:  учить  детей различать в жизни  добро  и  зло,  познакомить детей  с  понятиями  добро, добрый  человек,  добрые  поступки.

Читайте также:  Развитие ребенка в улан удэ

В  своей работе   используем различные  методы  и  приемы:
? Наглядный  метод. Рассматривание  картин, иллюстраций,  показ  видеофильмов,  диафильмов,  дидактический  материал.
? Практический  метод.  Игровые  упражнения  и  занятия, игровые  ситуации  и  сюжеты,  введение  сказочных  героев,  игры-драмматизации.
? Словесный  метод.   Беседа,  вопросы-ответы,  игровые  упражнения.

 Так  как  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте  является  игра,  то  были  проведены  игровые  занятия в  познавательной  и  совместной  деятельности  по  темам:
«Я  считаю  тебя  хорошим».  Цель:  развивать представления  о  том,  что  такое  «дружба».
«С  кем  я  дружу».  Цель:  формировать  представления  о  том,  что  важно в  дружеских  отношениях.
«Портрет  друга».  Цель:  помочь  выявить  и  обобщить внешние  и внутренние качества  друга.
«Ссора».  Цель:  способствовать  осознанию  причин,  приведших  к  конфликту,  и  возможных  путей  его  разрешения.
«Дразнить,  обижать».  Цель:  развивать  теплые,  добрые  отношения  между  детьми.
«Как  можно  все  объяснить  взрослым».  Цель:  способствовать  хорошим отношениям  детей со  взрослыми, путем  формирования  умения  объясняться.
«Вместе  с  друзьями». Цель:  способствовать  формированию  хороших отношений  между  детьми.
«Совместная  деятельность».  Цель:  помочь  понять,  что  вместе  играть  интереснее.

Совместно  с  детьми,  воспитатели изготовили маски,  изображающие  эмоции  человека  во  время  ссоры,  обиды,  радости,  доброты и т.д.,  которые   в  дальнейшем    используем  для  инсценировок,  кукольных  театров.

Особенно  детям понравились  игры, развивающие общение  и  социальные навыки, такие  как:
«Дождик».  Цель: игра  позволяет  воспитателю  завоевать  доверие  и  расположение детей,  удовлетворить потребность в  общении  и доброжелательности  взрослого.

«Лови-лови».  Цель:  развеселить  и  позабавить  детей;  поднять  настроение пассивным  детям.

«Куклы  пляшут». Цель: игра-забава  не  только  развивает  детей,  но  и  учит  их  выполнять  игровые  действия  по  очереди,  небольшими  группами.

«Подарки». Цель:   для  дальнейшего  сближения  детей  и  воспитания  дружеских  доброжелательных  отношений  в  группе.

«Спектакль  игрушек». Цель:  является  удивительным  зрелищем  для  детей,  ценным  средством  формирования  эмоционально-нравственных  основ  их  поведения.

«Магазин  игрушек».  Цель:  дети  делают  первый  шаг  в  развитии  партнерства  и  сотрудничества.

Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста   невозможна без активного  сотрудничества воспитателей с  музыкальным  работником,  руководителем  ИЗО студии детского сада.
Совместно  с этими специалистами был  подготовлен  спектакль «Заюшкина  избушка», который дети показали своим друзьям из других возрастных групп, литературная  викторина  при  участии  родителей  под  названием  «Сказки А.С. Пушкина»,  Пасхальная  ярмарка (в которой родители приняли активное участие).

Считаем, что  без  взаимодействия  с  родителями  невозможна  качественная  работа.  Поэтому    организовываем для  родителей  консультации  по  данной теме,  знакомство  с  новинками  педагогического  процесса,  приглашаем  на  занятия,  собрания,  делимся  успехами, результатами  работы.

     Теперь  мы  уже  можем  говорить  о результатах  проделанной  нами  работы:
1.   Дети  стали  более  общительными,  дружелюбными;  они  научились  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  избегать  конфликтных  ситуаций.
2. Наши воспитанники  научились на  занятиях  слушать  друг  друга, стали более  организованные,  дисциплинированные,  внимательные,  наблюдательные.
3. В процессе  работы,  у  детей  сформировалось  понятие  о  том, что  воспитанный  человек    дружелюбней,  всегда  будет  пользоваться  симпатией  у  окружающих. Это  и  опрятный  внешний  вид,  и  умение  вести  себя  в  гостях,  выбрать  подарок,  угостить  гостей.
4. Мы  помогаем  детям  понять, что «дружба»  дает  радость  общения  и  нужно  уметь  доставлять  эту  радость  другому.
5. У многих  детей  со  временем  появилось  новое,  личностное  начало  в  отношении  к  сверстникам, в  котором  он (ребенок) относит  себя  к  другому  во  всей  своей  и  его  целостности.

Наша задача:  продолжить  работу  по  этой проблеме  и  добиться  следующих  результатов:
1. Улучшить  и  сформировать  коммуникативные  навыки  и  умения.
2. Снизить  негативные  эмоции  и  конфликтные  ситуации.
3. Научить  детей  умению  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.
4. Формировать  наиболее сплоченные  отношения  детей  в  обществе  и  играх

Тест: взаимоотношения детей в совместной  деятельности.
Цель:  выявить  отношения  руководства — подчинения в  совместной  деятельности  дошкольников.
Проведения  эксперимента.  В  эксперименте  детям  предлагается  игра «Зоопарк».
В  игре  принимают  участие  одновременно  четверо детей. Испытуемые  сидят  за  одним  столиком  на  расстоянии  полутора метров  друг от друга.  Экспериментатор предупреждает детей, что они не  должны  смотреть  карту  друг друга,  но могут разговаривать.  Дается  следующая инструкция: «дети,  поиграйте  а  «зоопарк».  Условия  игры  такие:  ходить  по зоопарку  надо всем  вместе,  чтобы  никто  не  потерялся.  Все  осматривают  одно животное,  затем переходят  к  следующему.  Путь  по  «зоопарку»  прочерчивает  мелком  по  своей  карте».
Высказывания  детей  и  обсуждение  маршрута  являются  основным  способом  организации  поведения  детей.
Обработка  эксперимента. Подсчитывается  количество сделанных,  принятых и  на принятых  предложений.  Результаты  заносятся  в  таблицу.

Тест: общение детей дошкольного возраста со взрослыми.
Цель: провести  анализ  избирательного  отношения  детей  к «социальным» (человек)  и «несоциальным» (предметы-игрушки)  воздействиям.
Проведения  эксперимента. Эксперимент  проводится  индивидуально  с  каждым  ребенком. В середине комнаты  находятся два стула. На одном из них сидит человек, знакомый ребенку, на другом — игрушка. Перед входом в комнату ребенку дается инструкция: «Когда войдешь в комнату, хорошо осмотрись. Все, что увидишь, запомни. Потом  расскажешь мне».
Ребенка  останавливают на расстоянии двух  метров от  объектов наблюдения.  Длительность восприятия ребенком объектов = 30 секунд, после  чего  ребенок удаляется  из комнаты  и рассказывает,  что он видел.
Первый этап состоит  из  трех  частей,  в которых  одновременно меняются  положение игрушки  и человека  и  их внешний  облик: у человека появляется косынка, очки. Яркие бусы; у игрушки —флажок, шарик…
Второй этап  так же состоит  из  трех  частей, где  у  игрушки  меняется  элементы костюма,  у человека — мимика.
В протоколе фиксируется поведение ребенка во время эксперимента, его  эмоциональные проявления  и  время  фиксации каждого объекта  высказывания.
Обработка эксперимента.
Количественная  обработка:  подсчитывается  число  всех  обнаруженных  замен  и  их  последовательность, число ошибок; длительность фиксации (человека, предмета).
Качественная  обработка:  сопоставляются  количественные  данные  по возрастам и делаются выводы.  Характеризуются эмоциональные проявления  детей.

Ведерникова Н.В.,  педагог-психолог,
Смирнягина Л.А.,   старший воспитатель  МДОУ д/с № 421 комбинированного вида, г. Новосибирск



Источник