Развитие навыков самоконтроля у ребенка

Развитие навыков самоконтроля у ребенка thumbnail

Елена Елисеева
Упражнения по формированию навыков самоконтроля и саморегуляции у детей 5–12 лет

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, в учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнять ряд умственных операций, и им необходима помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных игр с правилами.

Также умение сличить работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра «Сделай так же»

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на столпирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки,например:

а)квадрат из треугольников по заданному образцу:

б)елочку из треугольников:

в)узор из геометрических фигур:

г)композицию:

д)разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются. Например,задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например,ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.

Ученики должны их закрасить,ориентируясь на образец:

5 — красный

4 — синий

3 — желтый

2 — коричневый

1 — черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра «Лесенка».

Каждой паре детейдается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки,на которой он записан:

Записывая ответ примера на каждой ступеньке,дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра «Число-контролер».

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

4. Игра «Сохрани слово в секрете».

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять.Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое.Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

3. нельзя повторять названия животных;

4- нельзя повторять имена девочек;

5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

5. Игра «Спрячь букву от буквоежки».

За несчастной буквой «а» охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что «а» — самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы «а».

Читайте также:  Процессы роста и развития ребенка

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы «р».

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Как превратить «о» в «и».

Ученик доброй феи говорил: «Я не волшебник, я только учусь».Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:

Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением,можно задать ребенку самые разнообразные задания:

1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово «лишний»;

2 менять в слогах звук [п] на звук [с];

3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

7. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела — очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово.Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Примечание для родителей.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее.Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

8. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Сказка об умном мышонке.

В это время по дорожке

Шел зверёк страшнее кошки,

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж.

А навстречу шла ежиха,

Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку ёж:

— От ежей ты не уйдёшь!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй-ка,

А со мною — в чехарду.

Выходи скорей — я жду.

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел

— Не хочу я в чехарду, —

На иголки попаду.

Долго ждали ёж с ежихой,

А мышонок тихо-тихо

По тропинке меж кустов,

Прошмыгнул — и был таков.

С. Маршак

Примечание для родителей.

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1. называть вслух каждое 3 слово;

2. произносить вслух последнее слово в предложении;

3. произносить вслух все имена собственные;

4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

9. Как сказать слово, не произнося ни звука.

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка как личности

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали?Правильно: получилось слово «КОТ». Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово «ТОК», «СОК», «КИСА».

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание для родителей.

Загадывайте любые слова,которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.

Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Ваня, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Ваня справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

Источник

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал самостоятельным, мог учить уроки, собираться в школу, посещать секции и кружки и все это при минимальном участии взрослых. В воспитании наших детей самодостаточными и независимыми ключевую роль играет формирование навыков самоконтроля.

Самоконтроль ребенка

Самоконтроль — необходимый элемент в становлении самостоятельности ребенка. Качественно и своевременно сформированные навыки самоконтроля — залог успешности ребенка не только в учебной деятельности, но и в будущей взрослой жизни.

Понятие “самоконтроль” включает в себя множество составляющих:

  • умение планировать свою деятельность;
  • способность продуктивно организовать свой рабочий процесс;
  • умение сравнивать свои действия с общепринятыми нормами;
  • способность “играть по правилам”, действовать по алгоритму;
  • возможность оценить свои поступки, результаты своего труда, свое психическое состояние;
  • умение находить ошибки и исправлять их;
  • способность вовремя останавливаться, избегать возможных неприятных последствий;
  • анализ собственной деятельности, поиск слабых мест, самообразование и совершенствование.

Очевидно, что самоконтроль — явление сложное, многогранное, а формирование навыков самоконтроля — процесс длительный, требующий систематического и индивидуального подхода.

Навыки самоконтроля начинают формироваться еще в старшем дошкольном возрасте. Однако младшие школьники, приступая к учебе, еще не могут достаточно хорошо осуществлять контроль над собственной деятельностью. Поэтому формирование и развитие навыков самоконтроля является важнейшей задачей педагогов. Учителя и родители контролируют работу ребенка, затем самому ученику предлагают проверить соседа по парте, найти ошибки в тексте учителя. Постепенно контроль со стороны взрослых ослабевает и ребенок приспосабливается отслеживать свою деятельность самостоятельно.

Как помочь ребенку развивать навыки самоконтроля в школе и дома?

  • Стараться давать ребенку как можно чаще задачи, в которых промежуточная и итоговая самопроверки являются необходимым этапом их решения.
  • Если для выполнения задания ребенку требуется образец или пример, он должен иметь свободный доступ к ним в любое удобное для него время.
  • Дети так или иначе будут допускать ошибки и далеко не всегда смогут их обнаружить. Не стоит ругать или наказывать ребенка, необходимо помочь ему разобраться, проанализировать вместе с ним причины возникновения промаха, объяснить еще раз недопонятый материал.
  • Если в семье двое детей и больше, целесообразно предложить им проверить качество выполнения задач друг у друга, будь то домашние обязанности или уроки. Разумеется, учебные задачи могут проверять только школьники с небольшой разницей в возрасте.
Читайте также:  Моторное развитие ребенка в возрасте от 2

Домашнее задание — важный фактор формирования навыков самоконтроля младшего школьника. Первоклассники делают уроки с родителями, под их чутким руководством. Но родители обязаны постепенно снижать планку контроля, предоставляя детям возможность делать промежуточную или итоговую самопроверку того или иного элемента домашнего задания. Ребенок должен чувствовать собственную ответственность за проделанную работу, осознавать последствия некачественного исполнения задач. Для правильного формирования навыков самоконтроля у младших школьников родители должны внимательно наблюдать за работой над домашним заданием, оказывать необходимую помощь, но при первом же удобном случае давать ребенку возможность справляться с заданием самостоятельно. Так младший школьник не только научится разбираться с материалом и выполнять задания без помощи со стороны, но и станет более внимательным, вдумчивым.

В младших классах игровая деятельность все еще остается важным способом познания мира и развития. С помощью игр можно прекрасно развивать навыки самоконтроля: ребенок развлекается, расслабляется, освобождается от негативных эмоций и при этом обучается осознавать свое состояние, управлять своими действиями, контролировать тело, дыхание. Важным фактором такой развивающей игры является наличие правила, которым ребенок может руководствоваться как образцом, сравнивая с ним свое поведение и подгоняя его под необходимые условия.

Предлагаем несколько игр, которые помогут улучшить навыки самоконтроля младшего школьника.

Практиковать их можно не только в школе в компании одноклассников, но и дома вместе с родителями.

    1. “Накачай мяч
    Правила простые: насос должен накачать мяч. Только в данном случае насос — это один участник игры, а мяч — другой участник. Игрок, изображающий мяч, должен быть полностью расслаблен, “сдут” (ноги полусогнуты, голова и плечи опущены, тело слегка наклонено вперед). Игрок-насос начинает надувать мяч, сопровождая свои действия шипением. Мяч при каждой подаче воздуха становится все больше и крепче: первая подача — ноги выпрямляются, вторая — голова поднимается, третья — тело выравнивается, четвертая — надуваются живот и щеки и т.д. После того, как мяч окончательно надулся, второй игрок «выдергивает» из него насос, и мяч начинает энергично сдуваться с характерным звуком. Игрок-мяч снова сдулся и обмяк. Участники меняются ролями.
    2. “Повтори за мной
    Правила: первый игрок хлопает в ладоши в определенном ритме, второй игрок запоминает ритм и пытается его повторить. Затем участники меняются местами. Сначала ритм должен быть умеренным, но постепенно можно ускорять темп и усложнять ритмические связки. В конце игры всегда интересно узнать впечатление ребенка: что ему было проще делать, а что сложнее.
    3. “Тряпичная кукла и солдат
    Правила: первый участник — волшебник, который превращает второго участника из солдатика в тряпичную куклу и наоборот. Когда волшебник наколдует солдатика, второй участник должен напрячь все мышцы, вытянуться и выпрямиться как можно сильнее и застыть, будто окаменев. Как только волшебник взмахнет палочкой — солдатик превращается в куклу: игрок должен максимально расслабиться, обмякнуть, будто желе. Взмах палочкой — и кукла снова превращается в солдатика. Повторить несколько раз, затем игроки меняются местами.
    4. “Быстрее-медленнее-стоп
    Правила: ребенок самостоятельно придумывает какое-то действие (машет руками, ходит, хлопает в ладоши, прыгает на месте и т.п.), а затем выполняет его с той скоростью, какую задает взрослый. Когда такое условие становится для ребенка очень простым, можно усложнить игру: ребенок сам себе подает команды вслух, а затем пытается выполнить. Этот вариант игры является очень эффективной тренировкой навыка планирования.
    5. “Заводная игрушка
    Правила: ребенок самостоятельно выбирает, какой игрушкой ему хочется быть (солдатик, кукла, цыпленок, паровозик и пр.), затем оговаривается количество оборотов (например, 10). Взрослый воображаемым ключиком заводит игрушку, она сначала двигается быстро, но с каждым оборотом все больше замедляется и к нулю останавливается. Считает обороты взрослый, затем задача усложняется: ребенок должен сам считать обороты и контролировать замедление.

Также способствуют развитию навыков самоконтроля и занятия на сайте «Разумейкин», т.к. в процессе выполнения заданий ребенок учится слушать информацию, выполнять инструкции, применять полученные знания. Кроме этого развитие самоконтроля у детей тесно взаимосвязано с развитием памяти, мышления, внимания, воображения. Ведь самостоятельное выполнение интеллектуальных задач в определенной последовательности требует активного включения умственных, эмоциональных и волевых способностей ребенка.

Дети, у которых достаточно сформированы навыки самоконтроля, имеют неоспоримые преимущества в учебной деятельности, становятся более успешными, уверенными в себе, мотивированными на дальнейший успех.

Автор: педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:

  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.

Источник